Главная / Начальные классы / конспект внеклассного урока " Что такое милосердие?"

конспект внеклассного урока " Что такое милосердие?"

Что такое милосердие?

Задачи:

  • Использовать возможности тематического классного часа для обсуждения проблемы жестокости, доброты, милосердия.

  • Развивать потребность проявлять сострадание, стремление помогать людям, бороться с проявлениями жестокости среди сверстников.

  • Воспитывать порядочность, умение признавать свои ошибки.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Громко прозвенел звонок - 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты, 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем. 

- Сегодня у нас необычный урок, чтобы определить его тему, прочитайте слова по слогам, в порядке возрастания чисел.

Е

ДИ

ЛО

СЕР

МИ


27

18

9

12

5

(милосердие)

 

РО

ДОБ

ТА


15

3

42

(доброта)

- А какими вы видите слова "доброта, милосердие", ребята? Давайте попробуем их нарисовать? (работа в группах)

- А встречались ли вы в своей жизни с добрыми (жестокими) людьми?

Учитель: Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или нет? Конечно, без большого жизненного опыта в этом разобраться непросто. Послушаем, что говорили и писали выдающиеся мыслители прошлых лет: 1 ученик: Древнегреческий философ IV в. до н.э. Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье".

2 ученик: Римский философ I века до н.э. Сенека считал: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив".

3 ученик: Английский писатель И. Бентал в XVIII в. утверждал: "Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим".

4 ученик: Известный классик русской литературы Л.Н.Толстой писал: "В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других".

Учитель: Как вы думаете, почему все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым? Кажется, всё наоборот: заботься только о себе, ни с кем не делись, "тяни одеяло" на себя любимого - и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают, ты счастлив. Но : если случится у тебя, вот такого, беда, помогут ли тебе те, от кого ты отделился и отдалился. Как вы думаете?

5 ученик: "Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево", - И.С.Тургенев.

Вопросы учащимся:

1. Бывают ли в жизни такие ситуации?

2. Что мы можем сказать об однокласснице Лены?

З. Могли ли другие одноклассники обратить внимание на настроение Лены?

4. Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы помочь другому человеку в трудной ситуации?

5. Как вы думаете, что в лице Лены выдало ее настроение?

6. Правильно ли поступила одноклассница Лены?

7. Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?

8. Как мог бы закончиться рассказ, если бы не поддержка одноклассницы?

(Ребята придумывают варианты окончания рассказа.)

Учитель: Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом.

Учитель: Знакома вам такая картина? А вот пословица говорит: "Получив добро - помни, а, сделав, забудь"; "Доброе слово само себя хвалит".

4. Конкурс пословиц о доброте:

- Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

- Про доброе дело говори смело.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Добрые слова дороже богатства.

- В ком добра нет, в том и правды мало.

- Не ищи красоты, ищи доброты.

- Сумел провиниться, сумей и повиниться.

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

- Добрая слава лежит, а худая бежит.

-Доброта нигде не теряет своего достоинства.

- Доброта без разума пуста.

- Добрые слова дороже богатства.

- За доброго человека сто рук.

- Не хвались серебром, а хвались добром.

- Кто добро творит, тому Бог отплатит.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- За добрые дела добром платят.

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Жизнь дана на добрые дела.

Работа над понятием "меценат".

Учитель: У русских было принято творить "тихую милостыню": В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошко, откуда подавали нищим милостыню, чтобы не смущать их своей жалостью. Бабушка посылала внучку к одинокой больной старушке и наказывала незаметно на порог положить подаяние: " Смотри на глаза людям не кажись:". Сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы о себе.

- Знакомо ли вам слово "меценат"? Каких людей называют меценатами?

Слово "меценат" произошло от имени богатого римского патриция Мецената, помогавшего поэтам и писателя, у которых было мало денег. Меценат не только снабжал их деньгами, но и покупал их творения, которые оставлял в своей библиотеке.

Ученица: Самыми знаменитыми поэтами Рима были Вергилий и Гораций. Вергилий написал поэму "Энеида", по которой в римских школах учили писать и читать.

Ученик: Гораций известен тем, что написал стихотворение "Памятник", прочитав которое А.С. Пушкин написал своё знаменитое стихотворение "Памятник".

Ученица: В энциклопедиях говорится о том, что поэты Вергилий и Гораций познакомились с Меценатом, богатым римским патрицием, который был другом самого императора. Именно Меценат познакомил поэтов с императором, а Горацию он подарил участок земли и дом, чтобы тот мог, ни о чём не заботясь, писать свои поэмы. Именно так и поступали в XIX веке братья Третьяковы. Павел Михайлович Третьяков положил начало собиранию коллекции картин русских художников. Он был очень состоятельным человеком, ему нравилось изобразительное искусство, картины русских художников. Он часто приглашал художников к себе в гости, помогал им материальными средствами.

Ученик: В 1856 году П.М. Третьяков, которому в то время было только 24 года, начал собирать произведения русского изобразительного искусства. Это были картины, которыми сегодня любуется весь мир. Картин в собрании Третьякова с каждым днем становилось всё больше, а места в доме всё меньше. И тогда Павел Михайлович решил сделать так, чтобы картины чувствовали себя уютно. Он решил построить для них отдельный дом.

Вскоре в Лаврушинском переулке в Москве появилось здание Третьяковской галереи. А в 1892 году всё собрание коллекций картин и здание галереи П. М. Третьяков подарил городу Москве. Павел Михайлович Третьяков, меценат и ценитель искусств, собиратель картин стал почётным гражданином Москвы. А Государственная Третьяковская галерея стала самым крупным художественным музеем России.

Ученица: Меценатами были не только братья Третьяковы. Известным русским меценатом был Савва Иванович Мамонтов, имя которого известно также тем, что он провёл железные дороги на север и юг России.

Чтец 6: "Когда ты сделал кому-то добро, и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за свое доброе дело?" (Марк Аврелий)

Чтец 7: "Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди! Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?!" (Сенека)

Учитель: Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь? А вы, ребята, как относитесь к друзьям, да и просто к людям, нуждающимся в чьей-то помощи? Спешите ли вы делать добро, или не любите лишних хлопот и неприятностей?

И ещё, обязательно нужно помнить умные слова: "Относись к человеку так, как хотел бы ты, чтоб к тебе относились". Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! Иногда это хорошее очень трудно увидеть, но этот труд необходим и благороден, каждый человек в душе добр.

Учитель: Как вы думаете, ребята, никого не напоминает вам этот молодой кабан из басни С.Михалкова "Не стоит благодарности"? Есть ли среди ваших знакомых такие "кабаны"?

Учитель: Да, ребята, делать добро надо учиться. Как учиться? Сказать кому-то доброе слово, помочь товарищу в школе, пожалеть кого-то, покормить бродячего щенка или котёнка, сходить в аптеку для больного, принести хлеба своим домашним. Да мало ли добрых дел можно совершить ежедневно? Всем известно, что воспитанный человек проявляет интерес, внимание к другому человеку, сочувствует ему, пытается помочь. Это

Конкурс плакатов "Здесь жестокость больше не живёт".

Итог урока.

Литература.

1. Н.И. Дереклеева "Азбука классного руководителя", Москва, изд-во "5 за знания",2008г.

2. Н.И. Дереклеева "Информационные часы в школе", Москва, изд-во "Вако", 2008 г.

3.С.И. Семенака "Уроки добра", Москва, изд-во "Аркти",2003г.

4. Интернет-ресурсы:




























Использование данного метода в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  

Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);

  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий, подводящий  диалоги;

  • мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?

  • Удалось решить поставленную задачу?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что нужно сделать ещё?

  • Где можно применить новые знания?

  • Что на уроке у вас хорошо получилось?

  • Над чем ещё надо поработать?

и другие.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания   и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

Пример урока с использованием системно-деятельностного подхода.

Урок математики во 2-м классе.

Тема: “Деление с 0 и 1”.

Цель: сформировать способность к выполнению частных случаев деления с 0 и 1.

I. Организационный момент:

  • добрые пожелания от учителя, дети желают друг другу удачи;

  • что пригодиться нам для успешной работы на уроке? (высказывания детей);

  • проверка домашнего задания по образцу.

II. Актуализация знаний:

8 : 2 = … 
6 : 2 = …
4 : 2 = ...

Рассуждение по плану:

1). Надо найти число, при умножении которого на 2, получается …..(8, 6, 4);
2). Это число ……;
3). Значит __ : 2 = __

III. Постановка учебной задачи:

  • тему урока сформулируете сами, после выполнения заданий;

  • при выполнении заданий рассуждайте по эталону (на доске план рассуждения).

IV. Открытие нового знания:

  • работать будем в группах;

  • какие правила работы в группах надо помнить?

Задание №1.

1 гр.

2гр.

3гр.

0 : 2 = …

0 : 4 = …

0 : 6 = …

0 : 3 = …

0 : 5 = …

0 : 9 = …

0 :23 =…

0 : 17 =…

0 : 32 = …

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

Вывод: 0 : а =…

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №2.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 2 =…

4 : 4 =…

8 : 8 = …

6 : 6 = …

5 : 5 =…

8 : 8 = …

3 : 3 =…

7: 7 =…

9 : 9 = …

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

Вывод: а : а =…

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №3.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

3 : 1 =...

4 : 1 =…

2 : 1 =…

5 : 1 =…

6 : 1 =…

9 : 1 =…

7 : 1=…

8 : 1 =…

5 : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

Вывод: а : 1 =…

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Задание №4.

1 гр.

2 гр.

3 гр.

2 : 0 =…

5 : 0 =…

7 : 0 =…

4 : 0 =…

6 : 0 =…

9 : 0 =…

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

Вывод: а : 0

  • представители групп записывают выводы на доске, озвучивают;

  • записываем выводы в тетрадь открытий.

Подведение итогов работы в группах (поощрения от учителя, высказывания детей):

  • кто сможет сформулировать тему урока? (высказывания детей).

V. Первичное закрепление:

  • как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);

  • откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);

  • сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей);

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону:

  • стр. 95 №3 – выполнить письменно;

  • как будете работать самостоятельно?

VII. Повторение.

  • стр. 95 №4 – составить по 1 примеру на каждое равенство;

Фронтальная проверка.

VIII. Итог урока (рефлексия деятельности):

  • какое открытие вы сегодня сделали?

  • как вы это узнали?

  • где можно применить новое знание?

  • что для вас было трудным?

Д.з.

Заключение

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.  Анализ   успеваемости  и качества знаний  по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение.

У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту

Список используемой литературы

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.

  2. Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.

  3. Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.

  4. Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.

  5. Петерсон Л. Г. “Что значит “уметь учиться”?”, Москва, 2006.

  6. Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.

  7. Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.

  8. Селькина Л. В. “Компетентностный подход в оценке результатов обучения начальной математике”, Ж: “Начальная школа”, №11, 2010,стр.40.

  9. Тимофеева Т. Ю. “Как учебник помогает организовать учебную деятельность”, Ж: “Начальная школа”, №3, 2010, стр. 25.

  10. Цукерман Г. А, “Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?”, Ж: “Вопросы психологии”, №5, 1998, стр. 68.

  11. Чутко Н. Я. “Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. От теории к практике обучения”. Издательский дом “Фёдоров”, 2005.




конспект внеклассного урока " Что такое милосердие?"
  • Начальные классы
Описание:

     Использовать возможности тематического классного часа для обсуждения проблемы жестокости, доброты, милосердия.  

      Развивать потребность проявлять сострадание, стремление помогать людям, бороться с проявлениями жестокости среди сверстников.

 

  Воспитывать порядочность, умение признавать свои ошибки.

осознание ценности стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям.

 

Цель: сформировать осмысление понятия “милосердие и сострадание” как основу человеческих отношений, облагораживающих жизнь человека.

 

 

Автор Чертилина Ирина Александровна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 8894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓