Тема:
«Воронеж – Город Воинской Славы!»
Цель занятия – Воспитывать
у детей чувство любви к Родине, желание жить в мире.
Задачи:
- Расширять знания детей о городе Воронеже; об
истории его развития.
- Познакомить детей с военным историческим
прошлым своего города.
- Дать детям представления о героическом
подвиге воронежцев в годы Великой Отечественной Войны, чьи имена навечно
прописаны в названиях улиц Воронежа.
- Систематизировать знания детей о том, что в
честь воинов, погибших в боях за Воронеж, в мирное время были установлены
памятники, где горит Вечный огонь, лежат живые цветы.
- Пробудить первые гражданские чувства
дошкольников, используя эмоциональный уровень восприятия информации.
/Презентация/
. .
Предварительная работа:
- Рассматривание карт города Воронежа,
Воронежской области, иллюстрации
«Старый
город Воронеж», иллюстрации современного города, рассматривание книги «Воронеж»
- Э. Кравчуг, Г. Струкова ( 1976г).
- Чтение книги «Азбука родного края» Веденеева
(1994г.)
- Рассматривание альбомов: «Воронеж в годы
Великой Отечественной войны»,
«Родной
Воронеж».
- Чтение книги – «Воронеж. История города в
названиях улиц» П.Попов. /Воронеж – 2003г./
Материал: Презентация
«Воронеж – город Воинской славы». Показ презентации проходит по ходу занятия.
Ход занятия:
Дети входят в зал под
музыку, занимают свои места.
Выходят трое
детей и читают стихотворение « Родина моя».
1.Наша Родина –
Воронеж
Город древний и
родной.
Многое сейчас мы
вспомним
Из истории его.
2.Много лет,
десятилетий и
Столетий проплыло.
Над землёю наших
предков,
Всё, что было – уж
прошло.
3.Но от самого
рожденья
Мы историю храним.
О делах веков
прошедших
Мы сегодня говорим.
Воспитатель: Слайд 2
«…Марта
в 1 день…. По государеву и великого князя Федора Ивановича всея Руси указу…на
Дону, Богатова затону два днища, велено поставить город Воронеж…»
Было
дикое поле, тьма кочевников, тучами налетающих, степь густая, многотравная,
непаханая, с вражьими тропами.
Но
вырос на пути Воронеж в 1585г. (воевода Сабуров)
На
засечной черте, на крутых приречных холмах у Воронежа-реки поднялась крепость,
обнесенная дубовыми стенами, с высокими четырехгранными башнями, откуда зорко
вглядывались в степь дозорные стрельцы. Преградою кочевому разбою встал
Воронеж.
Почувствовала
степь; конец беспрепятственному разбою, здесь стрелами и диким гиканьем не
возьмешь; только лишь поднимутся пыль да дым спаленных слобод - дают сигнал
караульные вышки, звонит колокол, за оружие берутся горожане, в соседние
остроги летят гонцы. Стрелецкая, Пушкарская, Конная – в старинных названиях
этих улиц - память о дозорной крепости, грозной стрельцами и пушками.
Воспитатель:
А
враги у Руси всегда были: монголы, половцы, печенеги, татары, кочевники.
Они
совершали набеги на Великую Русь, грабили людей, убивали, не жалея ни старых,
ни малых.
Дети:
1.Но
не простил народ великий
Ни
унижений, ни обид.
По
всей стране необозримой
Призывный
клич уже летит.
2.
И собралася рать велика,
И
звон пронёсся над землёй.
Кольчуги,
палицы и пики –
Всё
пригодилось в этот бой.
3.Стояли
насмерть наши предки.
И
сотни в битве полегли,
Но
никогда монголов плети
Россию
больше не секли.
Воспитатель:. (Слайд3,4,5)
Город
Воронеж рос и развивался. Здесь живут кузнецы, купцы, сапожники, скорняки и
плотники. Жилось им спокойно, сытно и легко. Земля пышет плодородием. Растут
тут сосны корабельные. Реки катят полноводные. /Слайд 6/
Дети:
1.
И вот пришла пора свершений
Царя
Петра настало время.
России
флот необходим –
Так
царь подумал и решил.
А
где вода и лес, и люди,
Что
это дело не загубят?
Да
на Воронеже-реке.
2.И
царь садится налегке,
И
мчит смотреть Воронеж-град.
И
сосны перед ним стоят,
И
катят волны, реки полны.
«Здесь
мы построим русский флот!»
И
царь уж сам топор берёт,
И
тешет брёвна, парус ставит.
И
вот, под стенами заставы
Тесно
от лодок, кораблей
Для
покорения морей.
Воспитатель: Наш город Воронеж называют
колыбелью русского флота.
В
честь Петра Великого поставлен памятник, назван сквер, и в водах
Воронежского
водохранилища стоит памятник в виде корабля
Петровских
времён./ Слайд 7,8/
Воспитатель: /Фон музыки «В городском
саду»/
Шло
время. Город Воронеж развивался, строился, хорошел день ото дня. Вместо
маленьких мастерских строились крупные заводы и фабрики, театры и магазины,
школы и детские сады. Город наш стал крупным промышленным, историческим,
студенческим, культурным центром (Показ слайдов 9,10.11,12,13,14,15)
/Левитан
слова о начале Великой Отечественной Войны/
Воспитатель:
В
ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу страну,
нарушив соглашение о ненападении, заключённое правительствами Германии и
России. Так на нашу землю пришла Великая Отечественная Война.
Страшнее
её до сих пор ничего не было. Фашистская армия, как лавина покатилась по нашей
стране. Каждая семья провожала на фронт добровольцев: отцов, мужей, братьев и
сестёр (Показ слайдов 16,17, 18).
Дети слушают песню «Вставай, страна огромная»
Воспитатель:
И
снова наша Родина в опасности. Всё ближе и ближе к Воронежу подходят фашисты.
Они даже разработали операцию по захвату нашего города, и назвали ее «Синяя».
Они сжигали на своем пути деревни, убивали мирное население, не жалея стариков
и детей.
13
июня 1942года была сброшена первая бомба на город Воронеж, в парк Пионеров. /Звук
сирены, гул самолётов/
26 июня 100 самолетов начали бомбардировку города,
в июле в город ворвались немцы (Показ слайдов 19,20.21,).
Наш
город ощетинился пушками, зенитными орудиями, противотанковыми ежами (Показ
слайдов 22)
Воспитатель:
И
вот фашисты захватили правый берег Воронежа. Наш город невозможно было
узнать: его постоянно бомбили самолеты противника, обстреливали из пушек и
минометов. (Показ слайдов 23,24,)
Наши
солдаты сражались за каждую улицу, каждый дом, каждый метр земли нашего родного
города. Сражались до последней капли крови, не жалея свои молодые жизни.
Помогали
солдатам и простые жители города: молодые и старые, мужчины, женщины и дети
(Показ слайдов 25,26,27).
Воспитатель: (Показ слайдов 28).
25
января 1943 года советскими войсками
60-й
армии под командованием
генерала
И.Д. Черняховского
был
освобожден Воронеж (Показ слайдов 29.30).
Воспитатель:
За
героизм и мужество в годы ВОВ город Воронеж награждён орденом
ВОВ
1 степени. А на Площади Победы установлена Стела с большой копией этого ордена
(Показ слайдов 31).
Воспитатель:
16
февраля 2008г Указом № 206 президента России Воронежу присвоено звание «Город
воинской славы». (Показ слайдов 32).
По
всей стране люди чтят память о воинах, погибших в этой войне, возводят
памятники
известным и неизвестным героям.
Около
памятников горит вечный огонь. В любой день у подножия этих памятников можно
увидеть живые цветы, а это значит, что люди помнят своих героев, отдавших жизнь
за будущие поколения. (Показ слайдов 33,34,35,36,37,38).
Воспитатель: Почтим и мы память павших
минутой молчания.
«Минута молчания»
Воспитатель:
Ребята!
А как ещё люди хранят память о героях войны?
(О
них написаны стихи, песни; нарисованы их портреты; о них сняты фильмы. В их
честь названы площади, скверы, улицы, установлены памятники).
Воспитатель:
Ребята!
А какие улицы нашего города названы в честь героев ВОВ?
Беляева Раиса
васильевна (1912—1943) — старший лейтенант, командир эскадрильи 586-го женского
истребительного авиационного полка 101-й авиадивизии ПВО. Родилась в г. Зуевке
Кировской области. Участница Сталинградской битвы. В воздушном бою над
Воронежем 19 июля 1943 года была тяжело ранена и погибла при посадке самолета
на аэродром авиазавода. Похоронена в братской могиле № 6 (парк Строителей).
Бовкун Михаил
Кузьмич(1918-1942) — лейтенант, командир взвода 796-го стрелкового полка 141-й
стрелковой дивизии. Родился в Полтавской области. В бою на улице Ленина 17 июля
1942 года, прижав к груди гранату, бросился на амбразуру фашистского дзота.
Похоронен в братской могиле № 15 (станция юннатов). Посмертно награжден орденом
Ленина.
Вавилов
Геннадий Сергеевич (1923-1942) — красноармеец 796-го стрелкового полка 141-й
стрелковой дивизии. Родился в Суздальском районе Владимирской области. В бою на
улице Ленина 15 июля 1942 года грудью закрыл амбразуру немецкого дзота. Похоронен
в братской могиле № 15 (станция Юннатов).
Колесниченко
Василий Ефремович(1915—1942) — младший лейтенант, пилот 573-го истребительного
авиационного полка 101-й истребительной авиадивизии ПВО. Родился в
Кировоградской области. В
воздушном бою над Воронежем 1
июля 1942 года уничтожил фашистский самолет таранным ударом. При этот
сам был смертельно ранен и в тот же день
скончался в госпитале. Похоронен в братской
могиле № 15 (станция юннатов). Звание Героя Советского
Союза присвоено посмертно.
Куколкин Валентин
иванович(1924-1942) — разведчик батальона народного ополчения. Родился в
Воронеже. Работал мотористом на механическом заводе, внештатным заведующим
военного отдела Ворошиловского (ныне Ленинского) райкома ВЛКСМ. В составе сводного
отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942 года.
Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден
орденом Красного Знамени.
Куцыгин
даниил Максимович(1895-1942) — секретарь Ворошиловского (ныне Ленинского) РК
ВКП(б) г. Воронежа, комиссар батальона народного ополчения, старший политрук.
Один из организаторов обороны железнодорожных мостов у Отрожки. В составе
сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Погиб 17 сентября 1942
года. Похоронен в братской могиле № 1 (Чижовский плацдарм). Посмертно награжден
орденом красного Знамени.
Воспитатель:
С каждым днём наш
город становится краше и краше. Мы любим свой Воронеж и гордимся им.А
закончить наше занятие хочется стихотворением ученика школы № 79 Андрея Колядина
Мой
город большой и красивый.
Здесь
я родился и рос.
Мой
город в центральной России.
Хочу,
чтобы всем хорошо в нём жилось!
Мой
город известный, старинный,
Основан
Великим Петром.
Его
прославляли поэты.
Горжусь,
что родился я в нём!
Люблю
я свой город весёлый.
Живёт
в нём моя вся семья.
Мой
дом, моя улица, школа,
Воронеж
– Родина моя!
Звучит песня воронежского барда Сергея Гребенникова о Воронеже.
На
фоне музыки показ слайдов 39.40,41,42.43,44,45,46,47,48/
С
каждым годом всё краше дорогие края…
Лучше
Родины нашей - нет на свете, друзья!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.