Главная / Начальные классы / Конспект внеклассного мероприятия "Литературный салон "

Конспект внеклассного мероприятия "Литературный салон "

Ход мероприятия:

I Орг. момент:

Звучит вальс П.И.Чайковского

1 – й слайд

Учитель: Я приглашаю всех в литературный салон 19 века. Что представляли собой литературные салоны? Это были места встреч, приятных бесед, обсуждений литературных новинок писателей, поэтов и любителей литературы. Сопровождались эти встречи чтением известных, любимых или своих произведений. Происходило всё это в приятной домашней обстановке . Отсюда и пошли названия этих встреч – «Литературные салоны».

Сегодня мы находимся в одном из таких литературных салонов и примем участие в обсуждении ярких стихов, басен этого периода.


II Основная часть:

Учитель: Каких поэтов и писателей 19 века вы знаете?

Предполагаемые ответы учеников: (А.С.Пушкин, И. А. Крылов, Антоний Погорельский, Вас. Андр. Жуковский, Пётр Павлович Ершов, М. Ю. Лермонтов и.т.д.)

2-3 – й слайды

Учитель: Слово предоставляется А.С.Пушкину.

Ученик (А.С.Пушкин)

Няне
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Учитель: Скажите, пожалуйста, кому Александр Сергеевич посвятил это стихотворение?

Предполагаемые ответы учеников: (Няне)

Учитель: Как вы догадались?

Предполагаемые ответы учеников: Здесь есть такие строчки: Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Суровые дни – это время с 1824 по 1826 г, когда А.С. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском, и единственным человеком кто с ним жил – это была няня, Арина Родионовна.)

Учитель: Как относился А.С. Пушкин к няне?

Предполагаемые ответы учеников: А.С.Пушкин очень любил свою няню. С ней были связаны у него самые
тёплые воспоминания. Она пленяла его своими чудесными сказками в детстве, она скрашивала его одиночество во время ссылки в Михайловское).

Учитель: Спасибо Вам, А.С. Пушкин, за чудесные стихи.



4 - слайд

Учитель: Василий Андреевич Жуковский, вы что-то хотите спросить?

Ученик ( В. А. Жуковский )« Спасибо А.С. Пушкину, но у меня вопрос к И.А. Крылову: очень интересны мне Ваши басни. Они поучительны. А пригодны ли они для детского чтения?»

Ученик (И.А. Крылов) – « Милостивый государь, я видел, как читают мои басни дети. Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов . Басни чем–то напоминают сказки. Дети любят разыгрывать басни, передавать интонацию героев, подражать их голосам. И потом многие басни смешны, а с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. «Вот послушайте басню «Квартет».

Инсценировка басни.

Квартет

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта*, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы*;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".


Учитель: Скажите, пожалуйста, понравилась бы такая басня детям?

Почему?

Предполагаемые ответы учеников: (Басня интересная, смешная, понятен её смысл.)

Учитель: Какие же свойства человеческого характера описаны в этой басне?

Предполагаемые ответы учеников: (Крылов высмеивает болтунов, способных только на слова, а не на дела)

( Здесь описаны хвастливые и самоуверенные люди. Они считают, что за какое дело они не возьмутся у них всё получится, но есть такие дела, которые требуют не только кропотливый труд, но и талант. )

Учитель: Какова мораль басни?

Предполагаемые ответы учеников: ( Мораль басни в том, что талант необходим во всех делах. Басня высмеивает не только музыкантов, она описывает людей, которые берутся не за свои дела, об этом им говорит Соловей).

( Только мудрый Соловей знает, что для хорошей игры нужен профессионализм)



5 -6 –й слайд

Учитель: Спасибо за Ваши умные мысли.

Следующее слово я хочу предоставить удивительному человеку . Он участвовал в двух военных компаниях, турецкой и польской, был чиновником, хирургом – окулистом, ветеринаром , географом, моряком, инженером, писателем, а самое главное он создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Но больше всего он любил русское слово, в его огромной копилке пословицы, поговорки, прибаутки, песни, сказки, легенды, верования, предания, присказки, даже игры.

- Вы догадались кто это?

Предполагаемые ответы учеников: (Владимир Иванович Даль)

Ученик : (В.И.Даль ) – « Хочу представить вам несколько новых прибауток и самое главное – иллюстрации молодых, ещё неизвестных художников к моим книгам.

(На доске вывешены иллюстрации детей к прибауткам)


Прибаутки.


***

Таракан дрова рубил,

Себе голову срубил.

Комар воду возил,

В грязи ноги увязил.

Его мухи выдирали,

Животы все надорвали.


***

Скрип, скрип, скрипачок,

Купи новый башмачок:

Кошке Машке,

Коту Николашке,

Кобылке Нениле,

Мерину Гавриле,

Утке Анютке,

Селезню Васютке,

Кочету Никите,

Курице Улите.


***

- Постой, куколка!

-Постой, барынька!

- Некогда стоять.

Пора мне бежать,

Сову снаряжать.

У Совы-то свадьба,

У совы в усадьбе:

Мушка – стряпушка,

Комар – полетушка,

Синица – сестрица,

Сорока – девица,

Кукушка – рябушка,

Чечётка – подружка,

Воробушек – шурин
Глазки прищурил,

Ворона невеста

Села на место!

Учитель: Скажите, пожалуйста, что такое прибаутка?

Предполагаемые ответы учеников: ( Прибаутка – складная поговорка, острое словцо. В прибаутках ярко описывается событие, которое стремительно развивается)

( В прибаутках, в отличие от пословиц не содержится глубокий смысл и народная мудрость, они заставляют людей задумываться над тем как надо поступать.

( Прибаутки делают речь рассказчика привлекательной, яркой)


Учитель: А нужны ли прибаутки в нашей жизни?

Предполагаемые ответы учеников: ( Думаю, что нужны. Прибаутка легко входит в нашу жизнь с самого раннего возраста. Например, когда мама рассказывает своему ребёнку прибаутку, она вызывает у него улыбку и весёлое настроение)


Ученик (В.И.Даль) – а я хочу сказать, что прибаутка доставляет радость не только ребёнку, но и взрослому человеку. Так, что используйте, господа, прибаутки в своей жизни.



ИТОГ:

Учитель: Хотела бы спросить, господа, ваше мнение о сегодняшней встрече. Нужны ли нам такие встречи в будущем?








Конспект внеклассного мероприятия "Литературный салон "
  • Начальные классы
Описание:

Конспект внеклассного мероприятия "Литературный салон 19 века".

Можно использовать на уроках литературного чтения в четвёртом классе.После изучения произведений таких авторов : А.С.Пушкин, И.А.Крылов, В.А.Жуковский,В.И.Даль.

Можно использовать,как урок внеклассного чтения. Дети сидят в непринуждённой обстановке. Мальчики одеты в костюмы, девочки в красивые платья, звучит "Вальс цветов" П.И.Чайковского. Ведётся беседа между поэтами и писателями 19 века.Поэты читают свои произведения. Актёры инсценируют известные басни, потешки. На стенах картины извесных художников. Всёэто приготовлено учениками.

Автор Хабибуллина Эльза Ильгизаровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 34106
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓