Главная / ИЗО, МХК / Конспект внеклассного мероприятия "Художники о Великой Отечественной войне"

Конспект внеклассного мероприятия "Художники о Великой Отечественной войне"


Конспект внеклассного мероприятия

Школа: МБОУ СОШ № 18

Класс: 7

Учитель изобразительного искусства: Ольховик Светлана Сергеевна

Тема мероприятия: «Художники о Великой Отечественной войне»

О войне правду расскажут и напишут только ее участники

Цели и задачи: познакомить обучающихся с картинами художников о Великой Отечественной войне;

прививать интерес к истории; расширять представление учащихся о героизме народа;

воспитывать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом;

воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Зрительный ряд: презентация (А. Дейнека «Оборона Севастополя»; С.Герасимов «Мать партизана»; Б. Корнеев «Ледовая трасса. Ладога. 1942 год»; А. Пахомов «На Неву за водой»; А. Пластов «Фашист пролетел»; А. Сафаргалин «Медсестра»; П. Кривоногов «Победа»), фрагмент фильма Ролана Кармена «Великая Отечественная»; видеопрезентация детских рисунков о Великой Отечественной войне.

Музыкальный ряд: Б. Александров «Вставай, страна огромная»;

Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»; «Журавли» (слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля перевод с аварского Н. Гребнева)

Литературный ряд: стихи о Великой Отечественной войне.

Ход внеклассного мероприятия:

- В этом году народ нашей страны и всего мира будет отмечать ____- годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Ни одну семью, ни один дом не обошла война. Многие из ушедших на фронт не вернулись назад. А сколько было замучено в неволе. Для каждого конец войны был радостью безмерной, но в то же время «со слезами на глазах».

- А что об этой войне известно вам?

- Из каких источников вы черпаете информацию о Великой Отечественной войне?

- Как события того грозного времени отразились на вашей семье?

- Сегодня мы соприкоснемся с историей, с тем далеким и грозным временем через картины художников, художников, которые сами прошли дорогами войны и участвовали в боевых действиях . И сколько бы лет не прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа. Не ради славы воевали и погибали люди, но ради жизни на Земле.

Просмотр эпизода фильма Романа Кармена «Великая Отечественная» (начало войны)

(Роман Кармен снимал на фронтах Великой Отечественной войны во время сражений под Москвой и под Ленинградом. В феврале 1943 года он снимал сдачу фельдмаршала Паулюса под Сталинградом, а 9 мая 1945-го в Берлине — подписание акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии).

- 22 июня 1941 года... (Звучит 1-й куплет «Вставай, страна огромная», на экране картина А. Дейнеки «Оборона Севастополя»).

- Одним из первых городов, на который обрушились фашистские бомбы в первый же день войны, был Севастополь. Пылал город, кипело море, содрогалась земля, но стояли насмерть краснофлотцы.

-Что же изобразил художник на картине?

-Представьте себя участником этих событий, где бы вы находились на картине?

- Что вы чувствуете?

-Есть ли в произведении символы? Зачем их использует автор?

-Что отражает монументальное полотно Александра Дейнеки? (Всенародную гордость, восхищение героями-севастопольцами, отвага, вскипевшая ярость гнева и несгибаемая воля вооруженных сил народа)

-Как вы думаете с какой целью художник написал картину?

Написанная в 1942 году картина утверждала веру в грядущую победу над обреченным к гибели фашизмом. Бойцы в бушлатах и тельняшках своим презрением к смерти и отчаянностью в бою наводили панический ужас в стане противника.

(Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь. Фашистские войска уже два месяца находились на подступах к Москве, но художник Александр Дейнека не уехал из столицы, которая жила в суровом и напряженном ритме военного времени. Ушедших на фронт отцов на заводах заменили их сыновья-мальчишки, молодые и старые женщины рыли противотанковые рвы.

В годы войны с особой горечью, как безвозвратно ушедшее детство, вспоминались мирные дни, солнечные брызги на воде, веселые улыбки счастливых людей. Горе севастопольцев стало горем художника, и всю боль своего израненного сердца вложил А. Дейнека в эту одну из своих самых яростных и правдивых картин о Великой Отечественной войне.

...На городской набережной идет ожесточенный бой. Советские моряки преграждают путь врагу, и битва достигла уже своей кульминационной точки. Правое дело, за которое сражаются севастопольцы, особенно ярко символизирует фигура матроса на первом плане картины. Эта крупная фигура раненого бойца, бросающего связку гранат, - "нерв" всей картины - была найдена художником уже в первом беглом карандашном наброске).


«Юнкерс» вниз рванулся взрыв.

Взрыв. И тонут стоны в дыме.

Знаю, кто-то головы

От земли уж не поднимет.

- Рассмотрите её внимательно картину Аркадия Пластова «Фашист пролетел». -Что на ней изображено?

-Какие средства выразительности применил художник, чтобы показать трагедию осеннего дня?

-Какие качества врага показал художник в картине?

В грозный 1942 год, когда гитлеровские войска рвались к берегам Волги, Пластов написал полотно "Фашист пролетел". Всё тихо и спокойно вокруг - и ясное небо, и стадо нра опушке осеннего леса, и пожухлая трава. Смерть мальчика - пастушка нелепа и страшна среди этого осеннего пейзажа...

За разрушенные города и спаленные села, за разбой и грабежи, за чудовищные преступления перед человечеством фашистов повсюду ждала справедливая расплата. На оккупированных территориях были созданы подпольные организации, действовали партизанские отряды. Эту военную страничку нам раскроет картина Сергея Герасимова «Мать партизана». Попробуйте себя представить героями картины, посмотреть на события изнутри.

-Что происходит на картине? Кто попробует рассказать? (в ходе беседы раскрываем характер и чувства героев)

-Какие средства выразительности применяет художник, чтобы подчеркнуть характер действующих лиц?

-Какой смысл вложил в свою работу художник?


С какой-то полудетскою бравадой

Врывались мы в горящие дома.

Синели вечера над Ленинградом,

От голода сводящие с ума.

И рупоры немецкие трубили,

Нас называли - «город мертвецов».

И вновь стреляли, и опять бомбили,

Но Ладога нашлась в конце концов.


Ещё одна трагедия Великой Отечественной войны - события ленинградской блокады. Эту тему художники так же часто раскрывают в своих произведениях. 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 грамм хлеба, а неработающие - по 125 грамма в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам...

Острый голод давал о себе знать все сильнее. Умирали и молодые и старые, мужчины и женщины, дети. Смерть настигала людей везде: на улице , в квартире, на работе у станков. Дети в осажденном городе... Их было около 400 тысяч. Художник-график Алексей Пахомов создал целую серию работ, посвященных блокадному Ленинграду. «На Неву за водой» называется один из его рисунков.

- Кто хочет рассказать о своих впечатлениях от этой работы.

Из воспоминаний Алексея Федоровича Пахомова
(
Источник: Ленинградская летопись войны.// Юный художник. - 2005, №4. - с.12-14)

Великая Отечественная война застала меня в моей родной деревне Варламово Вологодской области. На лето я уезжал туда почти ежегодно, и это были обычно самые плодотворные для моей работы месяцы.

Война грянула как неожиданное и колоссальное несчастье. Мне кажется, в деревенской тиши это особенно остро чувствуется, да еще в дни, когда природа пышно расцветает и все поглощены работой страдной поры. Плач и причитанье там не скрыты за каменными стенами, их видишь на улице, слышишь из раскрытых окон.

я решил навестить знакомый мне детский сад. Войдя в здание, я сначала подумал, что детский сад эвакуирован: мертвая тишина, и в комнатах мороз и иней. Оказалось, что все дети — и младшие, и средние, и старшие, и даже школьники — жили в единственной обитаемой комнате, в большом зале, где раньше, до войны, проводились музыкальные занятия, устраивались интересные праздничные игры и спектакли. В зале было темно. Тесно стояли кроватки, одна возле другой. Был день, а окна завешены темными шторами. Ребята сгрудились вокруг железной печурки, труба которой была выведена в форточку. При свете коптилки воспитательница читала книгу. Не все слушали, но сидели смирно, не было обычной непоседливости и озорства. Я был тут раньше своим человеком, я пристроился и стал рисовать ребят при свете печурки и рисовал подряд несколько дней, пока не сделал серии рисунков (сейчас они в Русском музее).

Я все время страдал от мысли, что вот вся наша страна истекает кровью, а я не работаю на оборону, рисую для себя, и неизвестно, нужны ли кому-нибудь эти рисунки. Оказывается, эти рисунки тоже нужны, надо «рисовать» ленинградскую жизнь, так же как плакаты и листовки...

В декабре 1941 года по Ладожскому озеру начинает действовать ледовая «Дорога жизни», картина Бориса Корнеева «Ледовая трасса. Ладога. 1942 год».

В темную ночь, среди снежной пурги, содрогаясь от холода на свирепом ветру, стоит на посту часовой, чтобы не сбились с дороги, не рухнули в полынью машины, везущие хлеб и снаряды в осажденный город. Часовыми на дороге жизни часто были женщины.

(Борис Корнеев в 1942—1945 годах находился в действующей армии. В составе 749-го стрелкового полка участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики, Карелии, Польши, Чехословакии, в форсировании Вислы, Одера, Нарвы. Награждён Орденом Славы третьей степени, орденом «Знак Почёта», медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За освобождение Праги»).


Ты встреть её улыбкой брата,

Ведь полной крови, мук, невзгод,

Она дорогою солдата

Идет с тобою третий год.


И никогда она не скажет,

Что трудно ей, что страшно ей.

Тебя спокойно перевяжет,

Хоть грохот боя все сильней.


В огне и под железным градом,

Под свистом бешеным свинца,

Она всегда с тобою рядом

В шинели серенькой бойца.


Сестры наши - иначе и не называли солдаты боевых подруг на фронте. Девушками - летчицами, разведчицами, снайперами, связистами - гордились бойцы. Но особую нежность питали они к милосердию медицинских сестер. Это они ласковыми руками перевязывали раны, на хрупких плечах выносили тяжелораненых с поля боя, по опасным дорогам и бездорожью увозили их, спасая от смерти.

В полевой форме, задумчивая, с автоматом на коленях и с цветком в руке, девушка на телеге по прифронтовому лесу пробивается с переднего края в медсанбат. На ее ответственности жизнь солдат, проливших кровь за Родину. Красоте души солдатской, ее благородному подвижничеству посвящена трогательная картина Асхата Сафаргалина «Медсестра».


Девочка, прошедшая войну.

Девушку, совсем ещё девчонку,
С мягкою улыбкой после сна,
В форме школьной, с бантами и чёлкой
Увела безжалостно война.

В медсанбатах фронтовых походных,
В городах, пылающих огнём
Всех солдат израненных, голодных
Возвращала к жизни день за днём.

Маленькими ловкими руками
Бинтовала раненых, слепых.
Сколько писем написала мамам
За безруких пареньков седых.

На шинели ордена, медали,
Выправка военная и стать.
Только деток руки не держали,
Не успела деток нарожать.

Всех, кто дорог был, любим и близок,
Забрала разлучница-война.
Пожелтевший обгоревший снимок:
Два солдата в форме и она.

Предлагали сердце, душу, руку.
Жизнь, как в сказке, счастье чередой.
Да лежит один в Великих Луках,
А под Сталинградом спит другой.

И стоит в печали одинокой
Слушая седую тишину,
Бабушкою ставшая до срока
Девочка, прошедшая войну.
(Татьяна Лаврова)


Много картин посвятили художники самому яркому событию войны — Победе.

Все, что изображено на картине «Победа», Петр Кривоногов видел и пережил вместе с теми, кто с боями прошел по дорогам войны от Москвы и Волги и закончил её в Берлине. Кривоногов Петр Александрович (21.09.1911—22.08.1967), художник-баталист. В 1940 поступил в студию военных художников им. М. Б. Грекова. В годы Великой Отечественной войны студийцы находились на фронтах, запасаясь непосредственно впечатлениями боевых действий и фронтового быта. Это были будущие летописцы войны в рисунках, живописи и скульптуре. Среди них и очень одаренный Кривоногов.

Великий день Победы Кривоногов встретил в Берлине у пылающего Рейхстага, сделал для памяти наброски карандашом. Тогда же родился замысел создать картину «Победа». Над ней художник работал три года. На фоне горящего Рейхстага с задымленными колоннами, со следами пуль и осколками снарядов на мраморных ступенях ликующие советские воины-победители. Многофигурная композиция передает атмосферу исторического момента, душевного подъема и торжества. И каждая фигура солдата, а их десятки, — это не безликая масса, а живой индивидуальный образ, характер.

(звучит песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа»)


- Вам, ребята, принадлежит будущее. Но без памяти о прошлом, без чуткого отношения к героической истории нашего народа не занять в нем достойного места. Наверное поэтому нас, взрослых, радуют искренне исполняемые вами песни о войне, сочинения, рисунки. Вы с гордостью и восхищением создавали образы мужественных моряков, летчиков, партизан. В ваших рисунках оживали лица воинов, медсестер, матерей. Надеемся, что те чувства, переживания, которые вы испытывали во время творчества, оставят глубокий след в вашей памяти. Ведь то, что трогаем ум, западает в сердце, долго, а часто и всю жизнь сопутствует человеку.



Использованные источники:

http://www.comgun.ru/vernisage/2211-kartiny-o-velikoj-otechestvennoj-vojne-chast-9-18-foto.html

 http://www.gallart.ru/expozition/memory/

http://artcyclopedia.ru/pobeda-krivonogov_petr_aleksandrovich.htm

http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/krivonogov.php

http://www.rusinst.ru

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://aktinoya.ru/index.php?Itemid=190&catid=77:2012-01-24-12-12-08&id=308:2013-03-10-13-14-23&option=com_content&view=article

http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post125560137 /


Конспект внеклассного мероприятия "Художники о Великой Отечественной войне"
  • ИЗО, МХК
Описание:

 

Цели и задачи данного мероприятия: познакомить обучающихся с картинами художников о Великой Отечественной войне; прививать интерес к истории; расширять представление учащихся о героизме народа;воспитывать чувство любви и гордости за Родину, за подвиг, совершенный русским народом; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с картинами А. Дейнеки «Оборона Севастополя»; С.Герасимова «Мать партизана»; Б. Корнеева «Ледовая трасса. Ладога. 1942 год»; А. Пахомова «На Неву за водой»; А. Пластова «Фашист пролетел»; А. Сафаргалина «Медсестра»; П. Кривоногова «Победа».

 

Автор Ольховик Светлана Сергеевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 931
Номер материала 30469
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓