Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект внеклассного мероприятия по литературе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо «Золотая пора детства»

Конспект внеклассного мероприятия по литературе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо «Золотая пора детства»

Скачать материал

Конспект внеклассного мероприятия по литературе с применением технологии

критического мышления через чтение и письмо «Золотая пора детства»

Цель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать художественное произведение в процессе работы с текстом  и  словом в  технологии   РКМЧП

Задачи:

- формировать умение понимать проблему и находить различные варианты её решения, выбирать оптимальный способ решения

- способствовать формированию образной речи учащихся            

- пополнять словарный запас, улучшать ассоциативное восприятие, совершенствовать воображение  и  художественный вкус.

 

Звучит песня «Парус детства»

1.      Вызов

Вступительное слово учителя:

Каждый человек, повзрослев, не раз вспоминает  своё детство. Нам кажется, что нет поры беспечнее и счастливее. «Какие могут быть у вас проблемы и заботы?!» - зачастую говорят  взрослые детям.

А какие у вас, ребята, ассоциации с этим понятием. Давайте составим в группах кластер на тему «Детство».

Проверка кластеров.

У вас в основном светлые ассоциации с этим понятием.  Но не всё так просто в нашей жизни, и детей не минуют несчастья, боль и страдания. Об испытаниях, выпавших на долю совсем ещё юных людей, рассказывают нам произведения замечательных русских писателей. О них мы сегодня и поговорим.

2.      Осмысление

Познакомимся с отрывком из повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Действительно, с тех пор как умерла моя мать, а суровое лицо отца стало

еще  угрюмее,  меня  очень  редко  видели  дома.  В  поздние летние вечера я

прокрадывался по  саду,  как  молодой  волчонок,  избегая  встречи с  отцом,

отворял  посредством особых  приспособлений свое  окно,  полузакрытое густою

зеленью сирени,  и  тихо ложился в постель.  Если маленькая сестренка еще не

спала в  своей качалке в  соседней комнате,  я  подходил к  ней,  и  мы тихо

ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку.

     А  утром,  чуть свет,  когда в  доме все еще спали,  я  уж  прокладывал

росистый след в  густой,  высокой траве сада,  перелезал через забор и шел к

пруду, где меня ждали с удочками такие же сорванцы-товарищи, или к мельнице,

где  сонный мельник только что отодвинул шлюзы и  вода,  чутко вздрагивая на

зеркальной  поверхности,   кидалась  в   "лоток"  [Лоток  -   здесь  лопасть

мельничного колеса] и бодро принималась за дневную работу.

    

     Тогда я шел далее. Мне нравилось встречать пробуждение природы; я бывал

рад,  когда мне  удавалось вспугнуть заспавшегося жаворонка,  или выгнать из

борозды трусливого зайца.  Капли росы падали с верхушек трясунки,  с головок

луговых  цветов,  когда  я  пробирался  полями  к  загородной роще.  Деревья

встречали меня шепотом ленивой дремоты.

     Я  успевал совершить дальний обход,  и  все  же  в  городе  то  и  дело

встречались мне  заспанные фигуры,  отворявшие ставни домов.  Но  вот солнце

поднялось уже над горой,  из-за прудов слышится крикливый звонок,  сзывающий

гимназистов, и голод зовет меня домой к утреннему чаю.

     Вообще все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли

в разных дурных наклонностях,  что я наконец и сам проникся этим убеждением.

Отец  также поверил этому и  делал иногда попытки заняться моим воспитанием,

но попытки эти всегда кончались неудачей.

     При  виде строгого и  угрюмого лица,  на  котором лежала суровая печать

неизлечимого  горя,  я  робел  и  замыкался  в  себя.  Я  стоял  перед  ним,

переминаясь,  теребя свои штанишки, и озирался по сторонам. Временами что-то

как  будто подымалось у  меня в  груди,  мне хотелось,  чтоб он  обнял меня,

посадил к  себе на колени и приласкал.  Тогда я прильнул бы к его груди,  и,

быть может,  мы вместе заплакали бы -  ребенок и  суровый мужчина -  о нашей

общей утрате.  Но он смотрел на меня отуманенными глазами,  как будто поверх

моей головы, и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом.

     - Ты помнишь матушку?

     Помнил ли я ее?  О да,  я помнил ее!  Я помнил, как, бывало, просыпаясь

ночью,  я искал в темноте ее нежные руки и крепко прижимался к ним, покрывая

их поцелуями.  Я помнил ее,  когда она сидела больная перед открытым окном и

грустно оглядывала чудную весеннюю картину,  прощаясь с  нею в последний год

своей жизни.

     О  да,  я  помнил ее!..  Когда  она,  вся  покрытая цветами,  молодая и

прекрасная,  лежала с печатью смерти на бледном лице, я, как зверек, забился

в  угол и  смотрел на нее горящими глазами,  перед которыми впервые открылся

весь ужас загадки о жизни и смерти.

     И теперь часто,  в глухую полночь,  я просыпался, полный любви, которая

теснилась в груди,  переполняя детское сердце, просыпался с улыбкой счастья.

И опять,  как прежде, мне казалось, что она со мною, что я сейчас встречу ее

любящую, милую ласку.

     Да,  я помнил ее!.. Но на вопрос высокого, угрюмого человека, в котором

я желал,  но не мог почувствовать родную душу, я съеживался еще более и тихо

выдергивал из его руки свою ручонку.

     И  он отворачивался от меня с  досадою и болью.  Он чувствовал,  что не

имеет на меня ни малейшего влияния,  что между нами стоит какая-то стена. Он

слишком любил ее, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья.

Теперь меня закрывало от него тяжелое горе.

     И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире и глубже.

Он все более убеждался,  что я -  дурной испорченный мальчишка,  с черствым,

эгоистическим сердцем, и сознание, что он должен, но не может заняться мною,

должен любить меня, но не находит этой любви в своем сердце, еще увеличивало

его нерасположение.  И  я  это чувствовал.  Порой,  спрятавшись в кустах,  я

наблюдал за ним;  я видел,  как он шагал по аллеям,  все ускоряя походку,  и

глухо  стонал  от  нестерпимой душевной муки.  Тогда  мое  сердце загоралось

жалостью и сочувствием.  Один раз,  когда,  сжав руками голову, он присел на

скамейку и зарыдал,  я не вытерпел и выбежал из кустов на дорожку, повинуясь

неопределенному побуждению,  толкавшему меня к этому человеку.  Но,  услышав

мои шаги, он сурово взглянул на меня и осадил холодным вопросом:

     - Что нужно?

     Мне ничего не было нужно.  Я быстро отвернулся,  стыдясь своего порыва,

боясь,  чтоб отец не прочел его в моем смущенном лице. Убежав в чащу сада, я

упал лицом в траву и горько заплакал от досады и боли.

     С шести лет я испытывал уже ужас одиночества.

 

- Попробуем решить проблему, поставленную автором в группах помощью данной таблицы.

Лист решения проблем.

  1. Какую главную проблему должен решить герой?

 

  1. Какой важной информацией снабдил нас автор?

 

  1. Что вы ещё знаете, что помогло бы решить вашу проблему? Что ещё нужно знать героям?

 

 

  1. Каковы три главных способа решения проблемы?

 

  1. Какой из выбранных нами способов наилучший? Почему?

 

 

Выступление групп.

Давайте дополним кластер

- Ещё одно не менее интересное произведение повесть В. Г. Распутина «Уроки французского», обратимся к нему.

Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы. Там я невольно отвлекался, все время вынужден был что-то делать, там меня тормошили ребята, вместе с ними - хочешь не хочешь - приходилось двигаться, играть, а на уроках - paботать. Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска - тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! - хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном - домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.

    - Собирайся, - потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.

    Я опомнился и убежал.

    Но похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же еще я постоянно недоедал. Осенью, пока дядя Ваня возил на своей полуторке хлеб в Заготзерно, стоявшее неподалеку от райцентра, еду мне присылали довольно часто, примерно раз в неделю. Но вся беда в том, что мне ее не хватало. Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу, который у кого-то под что-то брала: корову она не держала. Привезут - кажется много, хватишься через два дня - пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил - так и есть: был - нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал - тетя Надя ли, крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками, кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, - я не знал, я боялся даже думать об этом, не то что следить. Обидно было только, что мать ради меня отрывает последнее от своих, от сестренки с братишкой, а оно все равно идет мимо. Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду.

    Голод здесь совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, и особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать, поднять, в Ангаре ходила рыба, в лесу летала птица. Тут для меня все вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля. Небольшую речушку на десять рядов процеживали бреднями. Я как-то в воскресенье просидел с удочкой весь деы и поймал трех маленьких, с чайную ложку, пескариков - от такой рыбалки тоже не раздобреешь. Больше не ходил - что зря время переводить! По вечерам околачивался у чайной, на базаре, запоминая, что почем продают, давился слюной и шел ни с чем обратно. На плите у тети Нади стоял горячий чайник; пошвыркав гольного кипяточку и согрев желудок, ложился спать. Утром опять в школу. Так и дотягивал до того счастливого часа, когда к воротам подъезжала полуторка и в дверъ стучал дядя Ваня. Наголодавшись и зная, что харч мой все равно долго не продержится, как бы я его ни экономил, я наедался до отвала, до рези и животе, а затем, через день или два, снова подсаживал зубы на полку.
    
- Попробуем решить проблему, поставленную автором в группах  с помощью данной таблицы.

Лист решения проблем.

  1. Какую главную проблему должен решить герой?

 

  1. Какой важной информацией снабдил нас автор?

 

  1. Что вы ещё знаете, что помогло бы решить вашу проблему? Что ещё нужно знать героям?

 

 

  1. Каковы три главных способа решения проблемы?

 

  1. Какой из выбранных нами способов наилучший? Почему?

 

 

Выступление групп    

- Давайте дополним кластер

 

- Ну что ж теперь мы видим, что и в детстве  вы можете столкнуться с такими, казалось бы,  взрослыми проблемами как одиночество, непонимание, голод, тоска, а , может, и ещё страшнее унижение, подлость, предательство, с которыми столкнулась героиня повести В. Железникова «Чучело». Давайте посмотрим отрывок из фильма по этой книге.

Просмотр  отрывка

Давайте попробуем написать телеграмму от лица Лены Бессольцевой.

Чтение телеграмм

3. Рефлексия

 

Всё же хочется надеяться, что взрослые, да и вы сами сделаете всё, чтобы ваше детство было светлым и безоблачным, чтобы можно было смело сказать «золотая пора детства». Давайте попробуем изобразить «счастливое детство» на рисунках.

Выполнение рисунков «Детство»

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного мероприятия по литературе с применением технологии критического мышления через чтение и письмо «Золотая пора детства»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель клубного филиала

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внеклассное мероприятие с применением технологии критического мышления "Золотая пора детства" Данная тема актуальна и и интересна для учащихся, но в то же время нова, т. к. знакомые понятия раскрываются в ней по-новому. На стадии вызова был использован приём кластера, на стадии осмысления использовалась работа с текстом с применением технологии решения проблемы "ИДЕАЛ", на стадии рефлексии продолжилась работа с кластером, а также приём психорисунка "Нарисуй счастье".Данная форма позволяет развивать познавательную и творчискую активность детей, развивает логическое и творческое мышление,эрудицию

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 983 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 856
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • 01.10.2020
  • 10738
  • 287
«Русский язык», Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 669
    • DOCX 60.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хохлова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хохлова Светлана Николаевна
    Хохлова Светлана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 13588
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Психология общения: от многоплановости до эффективности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Формирование социальной ответственности и гармоничного развития личности учеников на уроках

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе