Главная / История / Конспект внеклассного мероприятия по истории "Коломенский патефон"

Конспект внеклассного мероприятия по истории "Коломенский патефон"

Внеклассное мероприятие по предмету.

История одного экспоната.

Звучит песня о Коломне

Здравствуйте, друзья мои, вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мероприятии? (О Коломне)

Вы правы. Скажите, а какими брендами сегодня славится Коломна? Какая продукция является визитной карточкой нашего города? (пастила, медовуха, тепловозы). Вы абсолютно правы, сегодня мы с вами тоже поговорим о продукции, которая выпускалась в Коломне, но было это в далекие 30-е годы 20 века. Чтобы понять, о чем пойдет речь, вам предстоит выполнить сейчас следующее задание. Перед вами на столах лежит пазл, вам необходимо сложить его. Получившаяся картинка подскажет вам тему нашей встречи. Работать вы будете в парах. Приступайте.

Что изображено на картинке? Правильно, это патефон. И в экспозиции нашего школьного музея представлен этот удивительный экспонат.

Вы знаете о том, что в Коломне существовал патефонный завод? В середине XIX века итальянским фабрикантом в нашем городе была основана шелкокрутильная фабрика. Со временем она закрылась, а на ее месте был основан завод портативных граммофонов, то есть патефонов. Вы знаете, чем отличается граммофон от патефона?

Интересно происхождение того аппарата, который выпускался коломенским «Грамзаводом». Давайте послушаем короткое сообщение о нем. Я предоставляю слово нашему первому экскурсоводу.

Сообщение №1. По сегодняшним меркам выпущенный в Коломне патефон был чистой воды контрафактным продуктом: точное копирование модели английской фирмы «Хис мастер вокс», в советском варианте получившей название ПТ-3. Подготовку документации и чертежей поручили двум присланным из Москвы инженерам: Максиму Григорьевичу Момоту и Борису Никитовичу Хитеву, под руководством которых к 1-му мая 1934-го года была собрана пробная партия - 10 патефонов вполне приличного качества. Механизм патефона работал от пружины, не требуя внешних источников питания, весил аппарат немного, был скомпонован в небольшой чемоданчик, который удобно брать на дачу, на пикник и на пляж. До конца года, продолжая реконструкцию производства, завод выпустил ещё 242 аппарата. 

Спасибо.

Ребята, а вы знаете, кому принадлежат слова: «Самое дорогое у человека – это жизнь. И прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»? (Н. Островскому) Да, эти слова принадлежат Николаю Островскому. В 1935 году за свою книгу «Как закалялась сталь» ему был вручен орден Ленина. Это была высшая награда того времени. А в качестве подарка ему преподнесли именно коломенский патефон с набором пластинок. Это означало признание – Николай Островский был одной из идеологических «икон», таким людям, да по такому поводу, что попало дарить не стали бы. Вот и наш экспонат был не просто куплен, а вручен в награду за доблестный труд Тихомирову Егору Петровичу, от кого он и попал в школьный музей.

Вообще первоначально купить патефон могла себе позволить далеко не каждая семья, т.к., во-первых, стоил он недешево, а во-вторых, ДОСТАТЬ его было очень сложно. Я не случайно выделила это слово. В 1930-е гг. люди не говорили «купить», говорили — «достать». Выражение «трудно достать» постоянно было в употреблении; большую популярность приобрел новый термин для обозначения всех тех вещей, которые трудно достать. Как мы называем такие товары? Правильно, «дефицитные товары». На случай, если попадутся какие-нибудь из дефицитных товаров, люди ходили с сетками, прославившимися под названием «авоськи», в карманах. Завидев очередь, они пристраивались в нее и, лишь заняв свое место, спрашивали, за чем она стоит. Причем свой вопрос формулировали так: не «Что продают?», а «Что дают?». Дефицитными были даже товары повседневного спроса, что уж говорить о патефонах. Думаю, вы понимаете, «давали» их нечасто.

Со временем ситуация начала меняться. Предоставляю слово нашему второму экскурсоводу.

Сообщение 2. Первоначально созданную модель патефона постоянно совершенствовали заводские инженеры, которые под руководством М.Г. Момота  разработали новую мембрану для звукоснимателя, превзойдя качеством аналогичный образчик фирмы «Хис мастер вокс». Усовершенствованный аппарат пошел в серию. В 1937 году коломенский патефон уже экспонировался на всемирной выставке в Париже, его продавали в Афганистан, Китай, Иран, Монголию, и ещё целый ряд стран. Он стал очень популярен, и являлся одним из символов зажиточности, входя в набор обязательных предметов, которые должна была иметь каждая «порядочная семья», наряду со швейной машинкой и радиоприемником. К тому времени коломенский «Грамзавод» выпускал уже по 1000 патефонов в день. Кроме того, в стране работали еще четыре завода по производству портативных граммофонов.

Как вы видите, проблема дефицита патефонов со временем была исчерпана. Однако по мере увеличения числа патефонов у населения возник другой дефицит – дефицит пластинок. О том чтобы купить диски с популярными песнями и мелодиями, не могло идти и речи – их «доставали», покупали у спекулянтов или менялись с любителями.

Посмотрите, какую ценность имели пластинки в 1935 году.

Фрагмент фильма 1935г. «Три товарища»

Ребята, мы так долго с вами говорили о патефоне, но до сих пор так его и не услышали. Сейчас вам представится такая возможность. Представляете, как нам повезло, что в нашем школьном музее есть и патефон, и пластинки к нему!? Сейчас я предлагаю вам послушать популярную музыку тех лет.

В 1936году на киноэкранах страны появился фильм «Дети капитана Гранта», снятый по одноименному роману Жюля Верна. Песня Жака Паганеля, прозвучавшая там, мгновенно стала популярной. Ее вы сейчас и услышите. Но для того, чтобы она зазвучала, нужно немного поколдовать над аппаратом. Можете подойти к столу и посмотреть, как я буду заводить пластинку. Каждую пластинку вынимали из пакета осторожно, чтоб не упала – они были хрупкими – смахивали пыль и клали на круг. Каждые пять минут нужно было заводить пружину специальной рукояткой, причём подкручивать пружину надо было до конца, но не пережимать, чтоб не лопнула. Затем к пластинке подводили иглу и музыка звучала.

Звучит патефон, песня «Капитан».

Появление патефона – важное культурное и общественное событие в жизни советского народа. Он сближал слушающих, так как диапазон его действия был невелик. Лёгкий шорох и шипение при проигрывании не мешали, а создавали особую, тёплую атмосферу дружеской компании. Люди собирались во дворах своих домов и слушали песни, танцевали. Представьте себе, что вы находитесь в таком уютном дворике. Летний вечер, ваши соседи вынесли патефон. Давайте воспроизведем атмосферу этого вечера, я приглашаю вас потанцевать. Движения были незатейливыми, поэтому не стесняйтесь, у вас все получится.

Звучит танцевальная музыка. Затем на ее фоне – звук разрывающихся снарядов, слайды о войне.

1941год – на страну обрушилось несчастье: немецкие войска менее чем за полгода оккупировали значительную часть нашей страны и вплотную подошли к столице. А что же патефонный завод? Предоставляю слово нашему третьему экскурсоводу.

Сообщение № 3. Коломна тоже оказалась под угрозой, над городом уже летали вражеские самолеты. Казалось бы, о какой музыке и танцах может идти речь? Осенью 1941 года завод был эвакуирован в г. Белово Новосибирской области. Во время войны предприятие выпускало мины и минные взрыватели, а с 1943 года – веретена для текстильной промышленности. Производство веретён со временем стало основным, и 13 мая 1946 года патефонный завод был переименован в Завод текстильного машиностроения.

Но патефон не ушел из жизни людей. Он продолжал поднимать дух тех, кто трудился в тылу, и тех, кто ушел на фронт во время войны. Популярная песня военной поры из репертуара Леонида Утесова оставила в народной памяти образ коломенского патефона, который слушали солдаты в перерывах между боями.

Песня Утесова о коломенском патефоне.

К сожалению, производство патефонов в послевоенной Коломне не возобновилось, но патефонная музыка все также звучала во дворах. Лишь в начале шестидесятых патефон уступил свои позиции электропроигрывателю и радиоле. Далее технический прогресс привел нас к магнитофонам, музыкальным центрам, плеерам. Но и сегодня патефонная музыка очаровывает нас своим звучанием с легким оттенком старины.

Видео с Навкой и Башаровым «Рио-Рита»

Патефон за годы своего существования сформировал особую культурную модель взаимодействия с музыкой в быту (во дворе, в коммунальной квартире, на даче, на дружеской вечеринке …). Мы сегодня лишь прикоснулись к событиям и атмосфере той давней эпохи, но вы можете продолжить это путешествие в прошлое. Спросите у своих близких, я уверена, что они расскажут вам свои интересные истории, связанные с патефоном, с музыкой 30-х годов. И еще, поинтересуйтесь у своих родственников, может быть в вашей семье сохранились какие-нибудь интересные вещи, которые могли бы стать предметом нашего следующего разговора.

Песня о Коломне, слайд с картинкой Коломны и патефона.

4


Конспект внеклассного мероприятия по истории "Коломенский патефон"
  • История
Описание:

Целевая аудитория: обучающиеся 7-х классов.

Цель мероприятия: познакомить учащихся с элементами культуры и быта 30-х годов 20в.

Задачи: 

  • расширить представления об истории родного края через знакомство с историей Коломенкого патефонного завода;
  • познакомить учащихся со звуковоспроизводящей техникой 30-х годов 20в.;
  • формировать интерес к изучению истории посредством использования раритетных предметов.

Внеклассное мероприятие было проведено в школьном музее, где в качестве одного из экспонатов представлен коломенский патефон. Меропритие предполагает интерактивную беседу, в ходе которой ребятам пердлагается используя патефон прослушать пластинки 30-х гг.  

Автор Зобова Елена Валерьевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 584
Номер материала 42461
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓