Главная / Русский язык и литература / Конспект внеклассного мероприятия "Лингвистическая игра "Морской бой" по русскому языку" (внеклассное мероприятие для студентов 1-2 курса)

Конспект внеклассного мероприятия "Лингвистическая игра "Морской бой" по русскому языку" (внеклассное мероприятие для студентов 1-2 курса)

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку.

Лингвистическая игра «Морской бой»


Подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы Семейского многопрофильного колледжа Казангапова Асем Абылмансуровна.


Тема: Лингвистическая игра «Морской бой»

Цели:

образовательная: посредством игровых ситуаций, задач актуализировать знания учащихся по русскому языку;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к языку, умение работать в команде;

познавательная: развивать логическое мышление, устную связную речь, память, внимание.

Форма проведения: игра

Оборудование: высказывания о русском языке, большое игровое поле, «корабли», табло результатов, игровые поля участников команд, карточки с заданиями.


План проведения.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово. Объявление цели игры. Выбор участников игры.

Определение названий команд, капитанов, придумывание девиза.

III. Основная часть – проведение игры «Морской бой».

Конкурсы – задания:

  1. Орфоэпическая проверка.

  2. Рассуждалки. Игра со зрителями (отгадывание загадок).

  3. Знакомьтесь, иностранцы.

  4. Словесный конструктор. Реклама для зрителей.

  5. Музыкальный конкурс.

  6. «Четвёртый лишний».

  7. «Поиск». Игра со зрителями (чтение скороговорок).

  8. Рассказ на одну букву. Игра со зрителями.

  9. Пропорции.

  10. «Собери пословицу». Игра со зрителями («Четвёртый лишний»)

  11. Алфавит.

IV. Заключительная часть. Подведение итогов. Награждение.

Высказывания:

«…Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык…» И.С.Тургенев.

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей…» А.М.Горький.

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий…

Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». В.Г.Белинский

- Добрый день, дорогие гости и участники! Приглашаю Вас на лингвистическую игру по русскому языку. В мире, как считают учёные, несколько тысяч языков. Один из них – твой родной. И для тебя он, конечно, самый лучший. Но ты хочешь больше знать о других странах, о других людях, хочешь, чтобы у тебя было больше друзей. Иностранные языки помогут тебе в этом.

Языки - как люди. За каждым из них стоит свой народ, своя культура, своя история.

Ты изучаешь русский язык. На этом языке писали люди, которых знает весь мир. Это язык Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, язык мира и дружбы. Сейчас русский язык как иностранный изучают более 20 миллионов человек в разных странах мира.

И сегодня наша игра покажет, как хорошо вы знаете русский язык и как вы им владеете. Многие, наверное, в детстве играли в игру «Морской бой», в неё и поиграем. В игре должны участвовать 2 команды по 6 человек. Выбор участников.

- Команды должны иметь названия. Исправим положение первым конкурсным заданием – игрой в анаграммы. Каждой команде даны буквы, из которых нужно составить слово – это и будет названием команды. Та команда, которая первой закончит, получит первый балл; но нужно ещё придумать девиз в соответствии с название и выбрать капитана. (Проведение конкурса.)

- Итак, играют команды «Бригантина» и «Титаник». Внимание, условие игры. Вы два соперника, но играете против меня. Ваша задача – попасть в мои корабли. Вы называете координаты, если промахиваетесь, вы получаете задание по русскому языку. Подсказка: у меня два корабля по 3 клетки и один – из 1. Получите свои «морские поля». Играем до тех пор, пока одна из команд не наберет 6 (или 10) баллов. (По аналогии с игрой «Морской бой»)


Лингвистические задания для двух команд.

1 задание для первой команды: Поставьте правильное ударение и произнесите.


Агент, взяла, алфавит, добыча, документ, инструмент, искра, километр, понял, обеспечение.


1 задание для второй команды: Поставьте правильное ударение и произнесите.


Кухонный, красивее, обеспечение, статуя, поняли, начал, начала, звонить, звонит, каталог, столяр.


2 задание – «Рассуждалки». Команды обсуждают, правильно ли выбрана профессия?

Для первой команды.

  1. Вадиму нравится профессия журналиста, у него прекрасные способности, он хорошо пишет, но он очень застенчивый, ему трудно разговаривать с людьми.

  2. Надя с детства мечтала стать артисткой, она хорошо поёт, танцует, все ребята любят смотреть, когда она выступает. А Наташа говорит, что, у Нади ничего не получится, потому что она некрасивая.

Для второй команды.

  1. Маша хочет стать медсестрой, она добрая и хорошая, но очень невнимательная, часто забывает что-нибудь, когда идет в школу. Теряет свои вещи, потом ищет их, иногда опаздывает на уроки.

  2. Ира говорит: « Я люблю читать книги, мне это интересно – буду учительницей литературы». А любит ли она детей, внимательная ли она – об этом не думает.

- Пока команды обсуждают, зрители отгадывают загадки.


3 задание «Знакомьтесь, иностранцы». Вам нужно дать объяснение слову.

Отвечает команда, первой поднявшая руку.

  1. Интернет.

  2. Дискета.

  3. Конституция.

  4. Фанат.

  5. Клип.

  6. Саммит.

  7. Суверенитет.

  8. Мастер-класс.


4 задание «Словесный конструктор».

Вам дано слово Словесность. Ваша задача – за 5 минут составить из букв этого слова как можно больше новых слов. Побеждает та команда, у которой будет наибольшее количество слов. Например, соль.

- Пока команды работают, зрителям читается реклама о справочно-информационном портале «Русский язык» ( www. Gramota. ru/)


5 задание «Музыкальный конкурс»

Прослушав песню, вы должны назвать все глаголы, прозвучавшие в этой песне.


6 задание «Четвёртый лишний».

Даётся ряд из 4 элементов. Ваша задача – проанализировать предложенный ряд и назвать лишний, т.е. тот, у которого нет качества общего для остальных. В ответе нужно объяснить, почему именно это слово лишнее.

Для первой команды: а. печка, свечка, утка, овечка;

б. лебедь, воробей, ворона, попугай.

Для второй команды: а. пароход, парной, парик, парник;

б. крум, брук, друг, шмюк..





7 задание «Поиск»

Для первой команды: вспомните, какую роль играют в предложении краткие прилагательные. Найдите их в этих предложениях. Определите, от каких прилагательных они образованы.

«Земля велика и прекрасна». А.П. Чехов

«Как лес хорош поздней осенью!» И.Тургенев

«Жизнь прекрасна и удивительна». В. Маяковский

«Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела». А.Пушкин


Для второй команды: вспомните, какую роль играют в предложении краткие прилагательные. Найдите их в этих предложениях. Определите, от каких прилагательных они образованы.

«Если б знали вы, как мне дороги

Подмосковные вечера». М.Матусовский

«Мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь». Русская пословица

«Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата? Не только за это мы любим родные места. Мы любим их за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны». К.Паустовский


8 задание «Рассказ на одну букву».

Для первой команды.

Из данных слов на одну букву составьте связный рассказ.

Сабля, сабо, сад, садовый, садовник, садить, садиться, садовод, садоводство, садовый, сажать, саженец, сазан, сайгак, саквояж, саксаул, салат, саксофон, саксофонист, салатница, салициловый, салон, селёдка, салфетка, самбо, слон, союз, сахар, сбегать, сбить, сбоку, сбор, сборный, сберечь, сболтнуть, свадьба, сват, свежий, свежесть, свёкла, свекровь, свернуть, сверкать, светлый, свет, свобода, свистун, свитер, свобода, свойство, свой, свозить, свысока, сворачивать, связать, сделка, сгруппировать, сделать, север, сезонный, сегодня, сдружить, сеять, степь, степной, стелить, сыпать.

Для второй команды.

Из данных слов на одну букву составьте связный рассказ.

Сабля, сабо, сад, садовый, садовник, садить, садиться, садовод, садоводство, садовый, сажать, саженец, сазан, сайгак, саквояж, саксаул, салат, саксофон, саксофонист, салатница, салициловый, салон, селёдка, салфетка, самбо, слон, союз, сахар, сбегать, сбить, сбоку, сбор, сборный, сберечь, сболтнуть, свадьба, сват, свежий, свежесть, свёкла, свекровь, свернуть, сверкать, светлый, свет, свобода, свистун, свитер, свобода, свойство, свой, свозить, свысока, сворачивать, связать, сделка, сгруппировать, сделать, север, сезонный, сегодня, сдружить, сеять, степь, степной, стелить, сыпать.

- Пока команды выполняют задание, зрители участвуют в конкурсе скороговорок.




8 задание «Пропорции».

Определить, смысловые отношения между членами пропорции и найти недостающие.

Чёрное / белое = (огонь) / вода.

Сила / доброта + слабость / (злость)

Тигр / кошка = (волк) / собака.

Банк / деньги + (коробок) / спички.

Кран / вода + холодильник / (холод).

Машина / мотор + человек / (сердце).


10 задание «Собери пословицу».

Вам даются две части пословиц, а вам нужно собрать их воедино.

Для первой команды.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Один – за всех, все – за одного.

Старый друг лучше новый двух.

Без труда нет добра.

Землю красит солнце, а человека – труд.


Для второй команды.

Много снега – много хлеба.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Труд кормит и одевает.


- Пока команды выполняют задание, со зрителями проводится игра «Четвёртый лишний».


10 задание «Алфавит».

Когда человек говорит, важна интонация, с которой он произносит слова. Порой интонация бывает более важна, чем содержание. В этом можно убедиться, если взять абсолютно бессмысленный текст и прочесть его с разной интонацией.

Для первой команды.

Прочитайте алфавит так, словно это признание в любви.


Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо

А бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и краткое ка эль эм эн о


Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ь Ээ Юю Яя

пэ эр эс тэ у эф ха цэ чэ ша ща э ю я


Для второй команды.

Прочитайте алфавит так, словно это приговор суда.


Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо

А бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и краткое ка эль эм эн о


Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ь Ээ Юю Яя

пэ эр эс тэ у эф ха цэ чэ ша ща э ю я



- Итак, подведём итоги. Команда «Бригантина» заработала ___ баллов. Команда «Титаник» - ____ баллов. Корабли находились в следующих координатах.

По итогам игры победителем в лингвистической игре «Морской бой» оказалась команда __________.

Она награждается памятными призами.



Конспект внеклассного мероприятия "Лингвистическая игра "Морской бой" по русскому языку" (внеклассное мероприятие для студентов 1-2 курса)
  • Русский язык и литература
Описание:

     Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку включает полное описание самой игры, весь пакет заданий для двух игровых команд.

     Данное мероприятие разработано для студентов 1-2 курсов как носителей русского языка, так и изучающих русский язык как иностранный. Внеклассное мероприятие построено как лингвистическая игра, которая предполагает соревнование между двумя командами игроков. В основе игры лежит настольная игра "Морской бой", где каждая команда играет на своем поле, выстраивая свои "корабли". Задача игры: поразить как можно больше "кораблей" соперников.  Задания после каждого "выстрела" получают обе команды, если команда стреляет "мимо", то она может ответить на вопросы задания только после соперников.

    Игра интересна двойным соперничеством: попасть в цель - поразить "корабли" соперников и выполнить правильно задания по русскому языку. 

    Задания разнообразны: "орфоэпическая проверка"(расставить правильно ударения в словах), "рассуждалки" (определить правильность рассуждения), "знакомьтесь, иностранцы" (толкование иностранных слов), "словесный конструктор" (составить слова из данных букв), "музыкальный конкурс" (услышать все глаголы в прозвучавшей песне), "Алфавит" (интонационное чтение), "Четвертый лишний" (исключить неродовое слово), "Рассказ на одну букву"(составить связный текст с заданными словами), "Пропорции" (определитьсмысловые оношения между членами пропорции), "Собери пословицу" (из частей составить пословицу).

        Данная лингвистическая игра была проведена со студентами 2 курса на предметной Неделе языков и вызвала интерес у участников.

Автор Казангапова Асем Абылмансуровна
Дата добавления 16.03.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1639
Номер материала 58166
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓