Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыКонспект внеклассного мероприятия: Это наша с тобою земля, Это наша с тобой биография (Урок-встреча) 11 класс

Конспект внеклассного мероприятия: Это наша с тобою земля, Это наша с тобой биография (Урок-встреча) 11 класс

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48».

 

 

 

 

 

 

 

Конспект внеклассного мероприятия:

Это наша с тобою земля,

Это наша с тобой биография

 

(Урок-встреча)
11 класс

 

 

 

 

Подготовила и провела

Тарасенко Людмила Вадимовна,

учитель мировой художественной культуры

 

 

 

 

Астрахань


Обоснование темы и методика проведения мероприятия.

Это мероприятие уже второе по счету, которое я отправляю на конкурс. Оно является логическим продолжением первого, т.к. тоже построено на краеведческом материале, но рамки его значительно расширились. Сама тема «биография страны» выбрана не случайно, потому что в основе мероприятия лежит подлинная жизнь страны 30х, 50х, 70х годов XX века. (Страны в целом, и астраханцев в том числе).

Работая в архивах, встречаясь с активистами «Мемориала» удалось выяснить, что рядом с нами живут люди с трагической судьбой, о которых нужно знать, т.к. они – это и есть «биография страны».

Как много у них общего и как они не похожи!

Жукова Елена Дмитриевна – дочь репрессированного в 1937 году Зарубея Дмитрия Поликарповича, реабилитированного в 1956 году. Это удивительный человек, с непростой судьбой, сумевшая сохранить все лучшие человеческие качества: любовь, добро, терпимость. Она очень талантлива. Простота, образность, лиричность – вот характерные черты ее поэзии.

Василий Каргин и Владимир Филин были знакомы, учились в вузах (правда в разных), сочиняли стихи, высказывали недовольство существующим режимом, входили в нелегальное общество «Свободная мысль». Было это в конце 40х годов XX века. За что и поплатились. Судьба их развела на какое-то время: один отбывал наказание в Экибастузе, а другой – на Колыме.

Василий Каргин был знаком с Александром Солженицыным (отбывали вместе наказание) и принимал активное участие в бунте, произошедшем 22 января 1952 г. в Экибастузском лагере. Позднее А. Солженицын опишет его в «Архипелаге ГУЛАГ».

А Владимира Филина судьба сведет с поэтом Анатолием Жигулиным тоже в лагере, но на Колыме. Он станет одним из героев автобиографической повести Жигулина «Черные камни».

Интересна судьба еще одного репрессированного в 70е годы астраханца Васильева Бориса Григорьевича.

Он, как «опасный государственный преступник» отбывал пять лет в мордовских лагерях за то, что хотел одного – справедливости, хотел, чтобы были наказаны те, по чьей вине он потерял детей. (Одна за одной умерли его дочки).

Борис Григорьевич выступал против некомпетентности астраханских медиков, о чем писал в листовках, которые по вечерам расклеивал на автобусных остановках. Его осудили по ст. 70 ч. I УК РСФСР за «деяния повышенной опасности».

Вот она биография страны: без прекрас, без лоска, правдива и достоверна.

Для осознанного восприятия данного материала были подготовлены презентации по каждому периоду XX века (30е, 50е, 70е годы).

Работа была построена по принципу «сквозного действия»: Страна – Астрахань – судьба конкретного человека.

Чтобы приблизить ребят к эпохе, был использован метод «погружения» через вещи и предметы той поры.

Такая форма занятия требует значительных затрат времени и усилий как учителя, так и детей. Но, безусловно, дает и свой результат.

Тип урока:

-              урок усвоения новой информации, систематизации знаний.

Форма:

-              урок-встреча.

Цель и задачи:

-              осмыслить и сравнить три эпохи: сталинскую (30е годы), хрущевскую (50е годы), брежневскую (70е годы);

-              на основе ранее полученных знаний, углубить понимание учащимися проблемы противостояния личности, общества и государственной власти в эпоху тоталитаризма;

-              развивать умения и навыки ведения активной поисковой и исследовательской деятельности;

-              способствовать развитию познавательного интереса, творческих способностей; умению защищать свои убеждения, вести дискуссию;

-              стимулировать создание авторских презентаций.

Методы и технологии обучения:

-              диалоговая технология;

-              оценка исторических процессов, явлений, событий;

-              проблемно-поисковая;

-              информационно-коммуникативная технология.

Формы организации учебной деятельности:

-              групповая;

-              индивидуальная.

Предварительная работа:

-              изучение источников и литературы по истории политических репрессий в Астрахани;

-              сбор материала о конкретных людях, пострадавших в годы тоталитаризма;

-              подготовка сообщений, обработка видеозаписи;

-              встреча с «героями», приглашенными на мероприятие.

Оборудование урока:

-              компьютер, экран, видеозапись воспоминаний бывшего заключенного;

-              Книга памяти по Астраханской области;

-              Газеты, роман А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ»;

-              Конституция РФ, Декларация прав человека;

-              Сборник стихов В. Филина «Лихолетье»;

-              Автобиографическая повесть Анатолия Жилина «Черные камни».


Учитель: Когда человек молод и здоров, ему кажется, что так было, есть и будет всегда.

Но как только он взрослеет, то начинает задумываться: почему происходит так, а не иначе?

С чем связано это? Зачем сделали так?

Оказывается, не все так в жизни гладко и просто, и жизнь человека зависит не только от него самого, но и от многих обстоятельств и событий, происходящих в стране.

Это наша с тобою земля,

Это наша с тобой биография.

Так я назвала тему нашего урока.

У нас в гостях Жукова Елена Дмитриевна и Филина Валентина Ивановна, поэтому и урок будет в форме встречи, на ней мы попытаемся заглянуть в прошлое, которое надо знать и уважать, ведь без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего.

А эпиграфом к уроку я взяла строки из стихотворения нашего земляка Валентина Ибрагимовича Нагаева.

                                             …Черту подвели у XX века,

                                             Который прошелся кровавым катком

                                             По жизни страны, по судьбе человека

                                             Что скажут потомки об этом потом?

Чтобы попытаться ответить на этот сложный вопрос, нужно обратиться к собранным вами материалам и воспоминаниям свидетелей того времени. Наш урок я построила таким образом, чтобы вам, поколению XXI века, было легче понять людей, живших в XX веке.

Мы как бы перелистаем страницы истории жизни страны, но, конечно, не все, а только те, которые связаны с именем Сталина, Хрущева, Брежнева, т.е. 30е, 50е, 70е годы.

А вот эти предметы помогут вам погрузиться в эту эпоху и представить быт ваших бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. (Обращение к выставке предметов).

Построим работу так: вначале будет представлена презентация по стране в определенный отрезок времени, затем по Астрахани того же периода. Вы познакомитесь с малоизвестными фактами из биографии наших астраханцев, которые по разным причинам пострадали в годы репрессий, «оттепели» и «застоя».

Итак, начинаем.

(После просмотра презентаций 30е годы XX века)

Предоставляется слово Жуковой Е.Д., отец которой в 1937 году был репрессирован.

Перед вами на экране портрет моего отца Зарубея Дмитрия Поликарповича 1904 года рождения. Репрессированный, реабилитированный в 1956 году.

Постараюсь в отведенное мне время рассказать о нем. Родился он в семье казака, где было 11 детей. Он был один из средних детей.

Когда ему исполнилось 12 лет, мать собрала ему в котомку все необходимое, что было, и испекла ему каравай хлеба. Семья провожала Митю на свои хлеба. В 12 лет мальчик должен был уметь выполнять любую домашнюю работу, чтобы прокормить себя самостоятельно, работая по найму. Митя обязан был научиться зарабатывать на дальнейшую, самостоятельную взрослую жизнь и помогать родителям растить младших сестер и братьев.

Совершеннолетним юношей он добрался до Одессы, поступил работать на завод. При заводе окончил курсы рабфака (типа вечерней школы) и поступил в институт. Получил высшее образование инженер-механик водного транспорта.

После окончания института бывал в дальних плаваньях. Посещал другие государства, какие – не знаю. Запомнила только один его рассказ. В Англии он по разговорнику пытался девушке объясниться в любви. Она долго смеялась, и ничего не поняла. Такое было у него произношение английских слов.

Женившись, глава семьи и уже отец одного ребенка, он решил обосноваться на берегу. Видимо, это было требование моей мамы. В то время специалистов с высшим образованием было мало и все они были на учете. Отцу дали направление в Астрахань на завод им. Карла Маркса, там нужен был главный инженер.

В астраханском ФСБ я знакомилась с документами о репрессии моего отца. Директор завода Кострико Николай Тихонович с низшим образованием (2 класса церковно-приходской школы) (в Книге памяти написано «начальное образование»). Вероятно, были проблемы непонимания у директора с главным инженером. По прошествии определенного времени директор завода пишет донос о троцкистской организации. Руководителем организации указал моего отца. В организацию входили все руководители участков. Всех 6 человек и арестовали.

Моего отца и Яхтина Ивана Михайловича, начальника отдела снабжения завода, первыми допрашивали: это конвеерные допросы, избиения, пытки. Затем отца осудили на 20 лет + 5 лет поражения в правах. Яхтина осудили на 15 лет + 5 лет поражения в правах.

Когда судили остальных арестованных, директор письменно полностью отказался от предыдущего доноса. Арестованных выпустили. Отец и Яхтин, согласно решению суда, отправлены в Магадан. Кострико арестовали и в этот же день расстреляли, как участника троцкистской организации.

В Астрахани попытки найти документы о высшем образовании отца и о том, что он работал главным инженером, не увенчались успехом. Они были полностью и везде уничтожены. Мне копии этих документов прислали из ФСБ Магадана.

В каком положении осталась семья. Мне было 3 месяца, сестре 4 года, мама учитель истории и географии. Маму уволили с работы – жена «врага народа» не имела права работать учителем. От стресса молоко в груди перегорело. Родная сестра, работавшая в облисполкоме г. Винница, прислала письмо о том, что она письменно отказалась от моей мамы – родной сестры. Просила прощение и категорически запрещала писать ей письма, иначе ее арестуют, как родственницу «врага народа». У сестры было двое детей и больная мама на ее иждивении.

Я не знаю, как маме удалось сохранить нам с сестрой жизни, особенно мне. Таких младенцев, как я, подкидывали в детские дома, к дверям храмов, потому что кормить было нечем, и на работу с младенцем на руках не брали, и оставить не на кого.

От меня моей маме вечный низкий поклон за то, что она сохранила мне жизнь, и я росла, независимо от всех жестоких проблем, рядом с родной мамой.

Отца реабилитировали в 1956 году. В это время мы уже год жили в Магадане. Мама со мной и сестрой в 1955 году приехала в Магадан к мужу. Тогда он жил в лагере, потом нас поселили в барак для бывших заключенных – таких в то время было пол-Магадана.

В 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи. Готовясь к фестивалю, в каждом селе, городе, регионе проходили конкурсы – отбирали лучших для поездки в Москву на фестиваль. Участвуя в конкурсах художественной самодеятельности, я стала лауреатом фестиваля на местном уровне. На очередной конкурс в Хабаровск дочь «врага народа» не отправили, поехала родственница председателя облисполкома.

В 1984 году мужа, как нужного для Болгарии специалиста, направляли с семьей из Магадана на 3 года работать за границей. Очень тщательно готовились документы, обо мне несколько раз консультировались в ФСБ, учитывали мой длительный стаж в КПСС. Претензий и замечаний не было никаких. Мы полтора месяца сидели на чемоданах, ждали вызов. Однако Москва не выпустила дочь «врага народа» за границу. Срочно нашли необходимого специалиста, вместо моего мужа, из другого региона и отправили в Болгарию.

(Чтение стихов собственного сочинения).

Вторая страница истории страны посвящена 50м годам XX века.

(После просмотра презентаций)

Учитель: Валентина Ивановна Филина – жена астраханского поэта Владимира Сергеевича Филина.

Давайте предоставим ей слово.

«Филин Владимир Сергеевич. Родился в 1929 году, русский, из служащих, студент второго курса Ленинградского юридического института, проживал в Ленинграде. Арестован и обвинен в том, что являлся участником антисоветской группы, созданной в Астрахани. Особым совещанием при МГБ СССР 28 сентября 1949 года приговорен к пяти годам лишения свободы. Реабилитирован в 1956 году. Филин только родился в Астрахани, но уже вскоре после рождения его семья переехала на новое место службы отца, который был полковником МГБ. В Астрахани у Филиных осталось много родственников, поэтому Владимир летом приезжал в Астрахань из холодной Карелии. И, когда его двоюродный брат Николай Михайлович Боровков в письме предложил ему войти в некий литературный кружок, он написал в ответ, что пойдет в него с удовольствием. Вот это письмо и было единственной уликой, которая фигурировала в сфабрикованном деле. На основании его Филину и дали пять лет лагерей.

Несмотря на тяжелое наследство лагерей – туберкулез и другие болезни, – он остался верен себе. После лагеря вернулся в Астрахань, поступил в пединститут на иняз.

Ничто человеческое ему было не чуждо: любил выпить, поговорить по душам. Но находились сволочи, которые доносили, что, мол, Филин читает свои антисоветские стихи. КГБ не оставляло его своим вниманием практически до самой смерти.

После выступления Валентины Ивановны ребята читают стихи Владимира Сергеевича.

 

 

В. Жигулин

Хорошо дыхание свободы,

Ночи на свободе хороши.

Здесь одни лишь каменные своды,

Сумрак сводов, сумраки души.

 

Все замолкло, словно неживое.

Ход часов размерен, ясен, прост.

Хоть стряслось бы что-нибудь такое,

Повели б скорее на допрос.

 

Пусть скорей этап, дороги-кручи,

Лагеря, бродяги и конвой.

Может быть, тогда в свинцовых тучах

Звезды улыбнутся надо мной.

 

Здесь одни лишь каменные своды.

Сумрак сводов – сумраки души.

Хорошо дыхание свободы,

Ночи на свободе хороши.

 

В. Жигулин

Долгожители.

Живут в одной обители

Без горя и забот

Седые долгожители

Уже который год.

 

Не только долгожители,

Они и укротители,

Державы повелители,

Бесстрашные воители,

Их свято чтит народ.

 

Бессменные хранители

Народного добра,

Не знают долгожители,

Что им давно пора…

В. Жигулин

Вы девочки хорошие.

Дочерям Тане и Нине

Время мчится из прошлого,

Паруса распустив,

Вы девчонки хорошие,

Вам расти и расти.

 

Будет много загадано

И дорог впереди,

Будет жизнь ураганная

Счастьем биться в груди.

 

Или в тихом бескрылье,

Никого не задев,

Проплывете вы, милые,

Как по гладкой воде.

 

В быте, тихо обставленном,

Лет повторится след,

Где не быть Коллонтаями

И Перовскими – нет.

 

Но не знаю – как сбудется,

Как вам плыть по волнам,

Что дадите вы людям,

Что пожалуют вам.

 

Время катится в прошлое,

Паруса опустив,

Вы девчонки хорошие,

Вам расти и расти.

Учитель: А вот что расскажет о поэте Майя Ишкина.

Ученица: В. Филин – невыдуманный герой повести Анатолия Жигулина «Черные камни». Вместе с автором он прошел все колымские и тайшетские лагеря.

(Ученица читает отрывки из отдельных глав, в которых Жигулин упоминает имя Владимира Филина).

Учитель: В конце 40х годов судьба свела Владимира Сергеевича Филина еще с одним нашим героем – Каргиным Василием Васильевичем.

Летом 2008 г. не стало Александра Исаевича Солженицына, который является автором «Архипелага ГУЛАГ». И вот так бывает в жизни:

(Рассказ ученицы) «Нам удалось выяснить, что астраханец, Каргин Василий Васильевич, провел несколько лет в одном лагере с Солженицыным и даже принял участие в бунте, описанном в этом произведении. А началось все с того, что в 50х годах XX века Василий Васильевич был студентом педагогического института. Вместе с однокурсниками выпускал рукописный литературный журнал и мечтал о приобретении статуса Всесоюзного тайного общества. Когда друзья собирались вместе, они не только читали стихи собственного сочинения, но и высказывали свои мысли вслух по поводу жизни в стране. А что было дальше, давайте послушаем Василия Васильевича».

(Видеозапись).

Учитель: Следующая страница посвящена 70м годам XX века.

(Просмотр презентаций. Страна и Астрахань в 70е годы).

После презентаций. В 70е годы нет в живых ни Сталина, ни Берии, а преследования тех, кто не согласен с политикой страны продолжаются.

Пахалева Оля написала исследовательскую работу, на основе жизни астраханца Бориса Григорьевича Васильева, который в 70е годы по политическим мотивам был арестован и отбывал ссылку в Мордовских лагерях. Борис Григорьевич жив, ему 80 лет, он был реабилитирован в 1991 году.

Рассказ Ольги Пахалевой о судьбе Бориса Григорьевича Васильева.

Самое дорогое, что есть у человека – это жизнь. Каждый из нас строит свою жизнь на определенных принципах. И это является естественным. Человек строит… А его принципы порой ломают.

Речь идет о человеке, пострадавшем за верное следование своим принципам, пережившем личное горе, семейную трагедию.

Борис Григорьевич Васильев, 1929 года рождения, технолог и юрист по образованию, работал юрисконсультом в Астрахани (родом из Казахстана).

В 1946 году в больнице умерла его дочь. Воля рока? Может быть. Люди в белых халатах пришли и просто сказали: ваша дочь умерла. И мерным шагом удалились. Первый, желанный ребенок… Страшно. Факт трагичен сам по себе, но, видимо, этого оказалось недостаточно, чтобы убить самообладание Бориса Григорьевича. Администрация больницы отказалась отдать похоронить девочку. Оказалось, тело младенца отдали в «резалку» – на медицинские исследования.

Убитый горем Васильев долго добивался справедливости, выявления виновных, писал резкие письма в различные инстанции и за границу. Это был первый скандал, спровоцированный «свободным» поведением Бориса Григорьевича, поведением, возбудившим подозрение в непринятии власти.

Горе пережито, но не забыто. А спустя год на свет появляется вторая девочка, названная в честь первой – Олей. Родилась она с пятнышком величиной не более копейки, и Борис Григорьевич, душевно израненный первым своим родительским несчастьем, не на шутку испугался, встревожился. Однако лечащий врач пожал плечами: пройдет. Тогда Борис Григорьевич взялся за определение природы пятнышка на теле дочери сам. Найдя в библиотеке медицинскую литературу, он пришел к выводу, что у девочки спинномозговая грыжа и необходима срочная операция.

Врачи вновь отказали Васильеву в помощи, ссылаясь на его некомпетентность. Но Васильев жалуется в газеты, Минздрав, даже в ЦК КПСС и попадает на ковер заведующего идеологическим отделом обкома партии. Здесь его называют склочником, клеветником. А между тем добрые люди выводят мать Оленьки на профессора военного госпиталя г. Ростова Ковалевича, который после осмотра девочки показывает родителям инструкцию Минздрава, в которой говорится, что такая болезнь, как у Оленьки, требовала своевременного хирургического вмешательства.

Итог, девочка после операции, сделанной уже московскими профессорами, умерла.

И Васильев начинает действовать против «своих врагов», он расклеивает листовки, в которых называет фамилии тех, кто стал, по его мнению, главным виновником его горя. «Фашисты уничтожали своих врагов во время войны, вы, прикидываясь борцами за счастье народа, уничтожаете детей своих граждан!» – сказал Васильев секретарю Обкома партии, за что и поплатился.

Пять лет отбывал он в Мордовских лагерях. Осудили Васильева по ст. 70, ч. I УК РСФСР за деяния «повышенной опасности».

Учитель: Ребята, перед нами прошли судьбы людей, кто-то из них жив, кого-то уже нет, к сожалению. В жизни наших героев произошли такие события, которые, безусловно, оставили свой след в душе каждого. Но меня удивляют и восхищают эти люди и тем, что пройдя такие испытания, они не озлобились, не замкнулись в себе, а продолжали жить.

А сейчас, посмотрев презентации, послушав наших гостей, каждая группа получает такое задание: для характеристики каждого периода (30е, 50е, 70е годы) подберите такие слова, чтобы можно было понять мысли, стремления, действия живших тогда людей, ощутить их чувства, надежды, разочарования.

(Работа по группам. Запишите слова в столбик).

После выполненной работы, когда идет обработка собранной информации, учитель предлагает учащимся познавательное задание:

«Продолжите мой рассказ»…

Идет партийная конференция. В конце конференции принимается «Обращение», полное заверений и преданности партии. Разумеется, все встают и начинают аплодировать. Три минуты, четыре минуты, пять. Уже болят ладони, но все продолжают хлопать, пошла 6, 7 минута, а аплодисменты не смолкают.

Если бы вам, живущим в XXI веке, довелось присутствовать на подобной конференции, чтобы вы сказали, выйдя из зала, самим себе?

(Ответы учащихся).

Однако послушайте мой рассказ дальше: «Директор одного завода на 11 минуте принимает деловой вид и опускается на свое место в президиуме».

Что будут делать остальные?

Подумайте, рассмотрите эту ситуацию в своей группе.

Учитель: Итак, составленные вами слова обработаны и сейчас появятся на экране.

30е годы

50е годы

70е годы

страх

преданность

вера в счастливое будущее

патриотизм

семейные ценности

коллективизм

любовь

энтузиазм

любовь

патриотизм

семья

стремление к свободе

семья

стремление к свободе

заработная плата

любовь

здоровье

 

Давайте сделаем вывод: (каждое десятилетие имело свои особенности, но и было много общего).

А вот вы, ребята, к чему сегодня стремитесь, о чем думаете? (Ответы учащихся)

Я хочу обратиться к эпиграфу сегодняшнего урока:

                                             …Черту подвели у XX века,

                                             Который прошелся кровавым катком

                                             По жизни страны, по судьбе человека

                                             Что скажут потомки об этом потом?

Что же подвигло наших земляков сопротивляться авторитарным режимам? (Ответы учащихся)

-              стремление к свободе как в суждениях, так и в действиях;

-              желание бороться за свои права, за справедливость, за порядок в стране.

(Дискуссия)

А закончить нашу встречу я хотела бы стихотворением нашего современника Михаила Щербакова «Ах, ну почему»:

 

                                                

  Текст Михаила Щербакова

                                                Ах, ну почему                      

Ах, ну почему, наши дела так унылы,

Как вольно дышать мы бы с тобою могли.

Но где-то опять некие грозные силы

Бьют по небесам из артиллерий земли

 

Да, может и так, но торопиться не надо,

Что не говори, небо не ранишь мечом.

Да, как не ревет, не голосит канонада,

Пусть, сколько ни бей, все небесам нипочем.

 

Ах, я бы не клял этот удел окаянный,

Но ты посмотри, как выезжает на плац

Он, наш командир, наш генерал безымянный

Ах, этот палач, этот подлец и паяц.

 

Брось, он не хулы, ни похвалы недостоин.

Да он на коне, только не надо спешить.

Он не Бонапарт, он даже вовсе не воин,

Он лишь человек, чтоже он волен решить

 

Но вот и опять слез наших ветер не вытер.

Мы побеждены, мой одинокий трубач.

Ты ж невозмутим, ты горделив, как Юпитер.

Что тешит тебя в этом дыму неудач?

 

Я здесь никакой неудачи не вижу.

Будь хоть трубачом, хоть генералом зовись.

Я ни от кого, ни от чего не завишу.

Стань, делай как я, ни от кого не завись.

 

И что бы не плел, куда бы не вел воевода.

Жди сколько воды, сколько беды утечет.

Знай, все победят только лишь честь и свобода,

Да только они, все остальное не в счет.

Приложение:

Посвящается моему отцу

Зарубею Дмитрию Поликарповичу.

Выжившему в Колымских концлагерях

18 лет до реабилитации в 1956 году

   Мы родом из тридцать седьмого.

Елена Жукова

Мы родом из тридцать седьмого –

Разгула жестоких страстей.

Из времени злого террора

И власти бредовых идей.

О! Сколько отцов расстреляли –

То злого доноса итог.

На каторгу их угоняли:

В Сибирь и на Дальний Восток.

Младенцами нас оставляли,

Когда на расстрел их вели.

Отцы нам, прощаясь, шептали:

«Живи, постарайся, живи».

А те, кому каторгу дали,

Все начали с лесоповала,

Морозили легкие, гибли,

Их палочка Коха сжирала.

Жизнь зека1 в ГУЛАГе2 совсем не важна,

Цена за работу повсюду одна:

Лишь пайка3 с баландой4 да ватный бушлат5,

И нары в бараке где спали внакат.

Есть Сталина архитектура

В столице России – Москве.

Построили зеки культуру,

Как памятник им на земле.

Вначале он был Ягринлагом,

Потом уже Северодвинск.

Там строят подлодки, и атом

Их движет во мраке глубин.

Великие стройки великий народ

Построил, отдав свои жизни:

Норильск6 и Омлаг7, Воркута8 и Дальстрой9,

Интлаг10, Магадан11 и Наушки12,

Челябинск13, Стройлаг14, Особлаг15, Уренгой16,

Стрижавка17, Берлаг18 и Сухуми19

Мосты и причалы, в Москве метрострой,

Заводы, плотины и верфи.

Да разве же все перечислить,

Что зек наш построить сумел.

На стройках их тысячи гибли,

Кому не достался расстрел.

Некрасов писал о дороге железной20

А через 100 лет – вот итог:

Режим увеличил советский

В 100 раз и костей, и дорог.

Они, умирая, своими телами

Согрели земли мерзлоту.

Построенными городами

Потомкам отдав теплоту.

Мы родом из тридцать седьмого

Пока еще в мире мы есть.

Священно храним и сурово

Отцов наших правду и честь.

Склоните же головы люди

В помин безымянных трудяг.

За тех, кто расстрелян и сгинул

В системах УСВИТЛ21 и ГУЛАГ.

1    зек – заключенный.

2    ГУЛАГ – Главное управление лагерей.

3    пайка – кусочек хлеба выданный по установленной норме.

4    баланда – суп какой получился из имеющихся продуктов.

5    бушлат – удлиненная куртка утепленная ватой.

6    Норильский ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) – строительство и эксплуатация медно-никелевого комбината, рудников, заводов, портов, электростанций, жилья – на вечной мерзлоте.

7    Омский ИТЛ – строительство завода, автодороги, аэродрома, жилья, работы на заводе, в карьерах, лесозаготовки, с/х работы.

8    Воркутинский ИТЛ – строительство и эксплуатация шахт, дорог, освоение молибденового месторождения, баржестроительство, судоремонтные работы.

9    Дальстрой – Главное управление строительства Крайнего Севера.

10   Интинский ИТЛ – разработка и эксплуатация угольного месторождения, строительство электростанции, с/х работы.

11   Магадан – зеки работали на более чем 200-х объектах.

12   Наушки – строительство ж.д. Наушки – Улан-Батор, обеспечение перевозки экспортно-импортных грузов, строительство и эксплуатация оловянных и вольфрамовых месторождений в Монгольской Народной республике.

13   Челябинск – строительство комбинатов, ТЭЦ, ЛЭП, водосброса на плотине, автомобильных и железных дорог, жилья и объектов соцкультбыта.

14   Стройлаг – специализированных строительных лагерей было более 1500.

15   Особлаг – таких лагерей было несколько сотен. Цель – ускоренное строительство, установление определенного порядка, режима.

16   Уренгой – строительство рыбоконсервного комбината, холодильников, льдохранилищ, жилых домов, лесозаготовки.

17   Стрижавка – Винницкая обл. строительство стратегической дороги.

18   Береговой лагерь Дальстроя – подземные и поверхностные работы на горнопромышленных предприятиях, обслуживание рудников и горнорудных предприятий.

19   Сухуми – строительство институтов, моста, гидростанции, государственных дач, гостиниц, жилых зданий.

20   «Прямо дороженька: насыпи узкие,  
Столбики, рельсы, мосты,
А по бокам-то все косточки русские…»

21   УСВИТЛ – Управление Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей.

Былое.

Елена Жукова

Я родной фамилии не знаю.

Вспомнить бы родителей моих.

Я одну лишь фразу вспоминаю

Из далёких детских лет былых.

 

Помню тёмный, тёмный ночной город.

Женщину, сжимавшую мне кисть.

Маленький, уставший мальчик Вова

С ней бежит и часто просит есть.

 

Где-то, в темноте, к груди прижала,

Всё одну лишь фразу говоря,

Жалобно, как будто бы рыдала: –

«Папу взяли, возьмут и меня».

 

Я её лица совсем не помню.

Мокрой у неё щека была.

Темнота кругом и мальчик сонный

Есть просил и плакал до утра.

 

А потом… не помню,… нет, не помню.

Вихрь какой-то или ураган,

Или страшный сон в ночи той тёмной,

И один остался мальчуган.

 

Я давно всё понял, знаю точно:

То родная мать моя была,

И далёкой тёмной, тёмной ночью

С нею мы расстались навсегда.

 

Мокрую щеку во тьме далёкой,

Руки, обнимавшие меня?

Я до смерти буду помнить свято

И последние её слова.

 

Жалобные, нежные, родные

Матери моей родной слова.

Жаль так мало помню я до ныне:

«Папу взяли, возьмут и меня»…

Напасть.

Сложна политика была.

Ночами нас тогда «косили»,

И каждый думал про себя:

«Меня напрасно посадили».

 

Работал с верой в эту власть

Коммунистических советов.

Но вот пришла беда, напасть,

Как детям рассказать об этом.

 

Какая молодость прошла,

Какие годы улетели.

Длинна колымская зима,

А скольких замели метели.

 

Колючей проволоки сеть.

Собачьи пасти, автоматы.

Нас стерегли повсюду здесь,

Водили вохровцы-солдаты.

 

Лесоповал. Тайга. Судьба.

Как мы пилили и рубили!

Хоть раз наесться до сыта,

Тогда б наверно силы были.

 

Как время медленно бежит

Мучений лагерных, проклятых.

Однако, суждено мне жить

И помнить бывшее когда-то.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного мероприятия: Это наша с тобою земля, Это наша с тобой биография (Урок-встреча) 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по сертификации продукции

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Обоснование темы и методика проведения мероприятия.

Это мероприятие уже второе по счету, которое я отправляю на конкурс. Оно является логическим продолжением первого, т.к. тоже построено на краеведческом материале, но рамки его значительно расширились. Сама тема «биография страны» выбрана не случайно, потому что в основе мероприятия лежит подлинная жизнь страны 30х, 50х, 70х годов XX века. (Страны в целом, и астраханцев в том числе).

Работая в архивах, встречаясь с активистами «Мемориала» удалось выяснить, что рядом с нами живут люди с трагической судьбой, о которых нужно знать, т.к. они – это и есть «биография страны»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 716 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Обществознание 10-11 классы
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
  • Тема: § 1. Роль экономики в жизни общества
  • 03.10.2020
  • 282
  • 4
«Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
Мультимедийная презентация к уроку "Кредитно-денежная политика государства" для дисциплина ОГСЭ. 05 "Основы бюджетной грамотности"
  • Учебник: «Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.
  • Тема: Глава 12. Государство и экономика
  • 02.10.2020
  • 704
  • 6
«Экономика (базовый уровень)», Автономов В.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 502
    • DOCX 107 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тарасенко Людмила Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тарасенко Людмила Вадимовна
    Тарасенко Людмила Вадимовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2230
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 132 человека из 44 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе