Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект внеклассного мероприятия по теме: «Человеком жить – всегда непросто» (Нинель Мордовина)

Конспект внеклассного мероприятия по теме: «Человеком жить – всегда непросто» (Нинель Мордовина)

Скачать материал

МОУ «СОШ № 48»

 

 

 

 

 

Конспект внеклассного мероприятия

по теме:

 

«Человеком жить – всегда непросто»

(Нинель Мордовина)

(для учащихся 11-х классов)

 

 

 

 

 

 

Конспект разработала

Тарасенко Людмила Вадимовна,

учитель Мировой художественной культуры

 

 

 

 

 

Астрахань

                        

 

Методический замысел урока

В основе внеклассного мероприятия лежит история страны, жизнь  и судьба Астраханцев в период создания политической системы репрессивного толка. К сожалению, в нашей стране такие слова как «демократия», «свобода слова», «права человека» сравнительно недавно вошли в наше сознание. Многих людей старшего поколения эти слова даже «пугали», они не представляли себе, что можно свободно высказывать свои мнения, суждения, не соглашаться с позицией государства по отдельным вопросам. Живя в тотальном государстве, в условиях «осажденной крепости»; окруженные «врачами» люди не понимали, да и откуда им было знать, как должны жить свободные люди. А поэтому приходилось просто терпеть.

Терпеть, когда отбирают семенное зерно, конфискуют имущество, церкви превращают в склады и конюшни, унижают человеческое достоинство, репрессируют целые народы.

Важно, чтобы учащиеся поняли и осознали, что жить так, как жили раньше нельзя. Многое зависит от их гражданской позиции, от того каким они видят свое государство в настоящем и будущем.

Занятие построено от начала и до конца на астраханском краеведческом материале. Это и газетные статьи, и исследования писателя-краеведа А.С. Маркова, и архивные документы, и материалы Новейшей истории Астраханского края. Многие материалы собраны учащимися в ходе самостоятельной исследовательской работы: фотографии, воспоминания, письма, картина «Горный швейцарский пейзаж».

Перед подготовкой мероприятия было проведено анкетирование по теме конкурса и сделан анализ. Материал к занятию тщательно отобран и имеет стройную композицию. Особенностью построения является то, что рассказ о людях, пострадавших в годы репрессии, напрямую связан с архитектурными сооружениями нашего города. А также данное мероприятие является логическим продолжением уроков истории «Тоталитарный режим и тоталитарное общество» (10 класс), обществознания «Политическая система и ее роль в жизни общества» (11 класс), литературы, на которых изучаются произведения А. Ахматовой, М. Булгакова, А. Солженицына (11 класс).

Тема занятия была известна ученикам заранее, они самостоятельно знакомились с документами по «Книге для учителя…», отдельные учащиеся готовили сообщения о «героях» повествования, театрализованные эпизоды.    

 

Цель мероприятия:

- расширить кругозор учащихся в области политических репрессий;

- способствовать осознанию учащимися тяжелых последствий

  репрессивной политики государства, которая имела разрушительное

  воздействие на жизнь как отдельного человека, так и на целые народы;

- воспитывать уважительное отношение к людям, пережившим страшные

  годы нашей истории

 

 

Оборудование:

1.    Слайды с изображением памятников культуры;

2.    Фотографии из семейного архива;

3.    Видеозапись из Краеведческого музея;

4.    Видеотехника. Компьютерная презентация;

5.    «Выставочный стол»: Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека, Закон РФ. «О реабилитации жертв политических репрессий», книги памяти «Из тьмы былого»

 

ПЛАН УРОКА:

1.    Вступительное слово учителя.

2.    Политические события в Астраханском крае в 20-30-е годы XX века.

3.    Жизнь и судьба репрессированных астраханцев:

а) Н.Н. Миловидова;

б) Х.М. Тульчинской;

в) И.Е. Бреус и Н.С. Бреус.

4. Заключение: обмен мнениями по теме мероприятия.

 

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя

Готовясь к проведению внеклассного мероприятия, я была уверена, что старшеклассники нашей школы хорошо осведомлены о временах сталинского режима, но все же заранее решила провести анкетирование по теме: «История политических репрессий. Что вы о них знаете». Я была крайне удивлена, что 20 % респондентов мало что знают об этих временах. И в то же время в нашей школе учатся те, чьи прадеды, прабабушки были «врагами народа».

         И вот тогда то я решила подготовить и провести занятие на тему: «Человеком жить – всегда непросто». (Нинель Мордовина).

         Нашу встречу я хочу начать с воспоминаний Анны Исидоровны Обергард: «Мне было 13 лет, когда я осталась без родителей. Мой отец Исидор Александрович Обергард, доктор медицинских наук, один из крупнейших русских ученых в области фармации, был арестован в сентябре 1937 года, а мама – Зоя Ивановна Обергард – в марте 1938. Моя младшая четырехлетняя сестра была отправлена в детский дом для детей врагов народа. Я ничего не знала о судьбе моих близких вплоть до их реабилитации в 1959 году, когда мне стало известно, что мой отец по приговору военного трибунала Московского ВО расстрелян 11 марта 1938 года, его жена после тюремного заключения отбывала ссылку без права переписки. Сестра погибла в 1942 году. 22 года я считалась «дочерью врага народа». Я знала, что мои родители были кристально чистыми людьми, но все газеты, радио, плакаты призывали к уничтожению «врагов народа» и их детей: ведь «яблоко от яблони недалеко падает»! За два десятилетия лишений, унижения, социальной дискриминации мне пришлось перешить многое, но я всегда верила, что в конце концов справедливость восторжествует. Я была не одинока в своем горе: миллионы детей, вдов, родственников репрессированных по политическим мотивам влачили такое же бедственное существование. Мы не смели никому пожаловаться или просто поделиться с кем-нибудь своими мыслями».

         А сколько еще среди нас живет таких людей, о которых мы ничего не знаем, униженных, оскорбленных. А ведь это наше прошлое, настоящее и будущее! Вспомним их поименно. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте обратимся к исторической справке. Какие же политические события происходили в астраханском крае в  20-30-е годы XX века?

         Слово учащимся

         Накануне Октябрьской революции большевики неоднократно заявляли о необходимости слома старой государственной системы. Вместо нее они пытались создать государство нового типа – государство- коммуну. Оно задумывалось ими как антитеза прошлого строя, с преодолением главного свойства в виде насилия над гражданами. Ленин дал его беглое описание в работе «государство и революция». Это было государство «без полиции, без постоянной армии». В нем присутствовала бюрократическая, политическая, экономическая власть. Самым главным достижением этого государства было бы отсутствие бюрократии. С уничтожением бюрократии рабочий класс получал реальную свободу. Эта изначально утопическая идея была обречена на провал. Она предполагала построение современного индустриального общества при помощи примитивного административного порядка и полуграмотными специалистами. Крах идеи обозначился сразу же после прихода большевиков к власти. Но мысль о построении государства-коммуны не была отброшена, она, под воздействием текущих обстоятельств, претерпевала изменения. В итоге, наименование осталось прежним, а содержание изменилось до прямо противоположного от изначально задуманного.

         После гражданской войны, закончившейся в конце 1920г., наступил период созидательной деятельности. В этих условиях ее характер определялся политическими установками центрального руководства.

         Астраханский край как составная часть России находился в контексте всех происходящих событий, реализуя на регионарном уровне внутреннюю политику нового государства.

         В 1921г. партийное руководство провозгласило курс на новую экономическую политику. К концу 20-х годов стало ясно, что населению необходимо предоставить политические и гражданские свободы. Но это могло привести коммунистическую партию к утрате монополии на власть, что не устраивало партийное руководство, и оно инициировало кампанию на прекращение НЭПа. Одной из самых значительных акций этой кампании была так называемая «астраханщина».

Начало этому делу было положено небольшой статьей в ежедневной астраханской окружной газете «Коммунист» под заголовком «Протодьяконов и его присные», где отмечались некоторые недостатки в работе рыбных промыслов. В последующем материалы на эту тему заполнили страницы не только местных, но и центральных газет: «Правды», «Труда», «Известий», «Комсомольской правды».

Газеты сообщали, что частный капитал для укрепления своих позиций использовал подкуп чиновников государственно аппарата, разлагая его идейно и нравственно. В результате подрывной работы частники ежегодно не доплачивали налоги, сумма которых составила 5,5 млн. руб. Разложение аппарата руководящих органов привело не только к убыткам, «оно стало изменять соотношение сил в экономике рыбной промышленности».

Среди тех, кто прикрывал частника, газета называла 25 советских служащих во главе с председателем губернской налоговой комиссии А.В. Адамовым, а так же 16 сотрудников финансового отдела во главе с руководителем А.В. Панковым и его заместителем В.С. Протодьяковым. Они, как свидетельствовала пресса, в 1925-1928 гг., в интересах частного капитала, сознательно искажали содержание налоговой политики Советского государства.

Сегодня, ретроспективно оценивая эти события, можно утверждать, что это была кампания борьбы с НЭПом, в рамках борьбы за власть в высшем политическом руководстве страны.

После развернутой в прессе кампании было начато уголовное преследование. По масштабности «Астраханщина» превосходила все ранее происходящие процессы, включая «Шахтинское дело» 1928г. К суду были привлечены свыше 130 человек.

Таким образом, «астраханщина» стала важным событием внутриполитической жизни всей страны. Этот процесс положил начало свертыванию НЭПа и переходу страны к административно-командной экономике. Вместе с тем «астраханщина» стала примером, на основе которого зарождалась практика судебных фальсификаций, получивших впоследствии широкое распространение.

В конце 20-х годов партия приступила к решению одной из своих главных задач – коллективизация сельского хозяйства, так как крестьянство составляло около 80 % всего населения Советской России.

Темпы перевода крестьян в колхозы на первых этапах не устраивали партийное руководство, и тогда было принято решение о проведении массовой коллективизации. Понимая, что на добровольной основе эту задачу не решить, а чисто административные меры могли вызвать крестьянские выступления, партийное руководство прибегло к практике противопоставления одной части деревни другой.

Для этого были определены «враги». Таковыми стали «кулаки» и «подкулачники». Был взят курс на их уничтожение. В декабре 1929г. Сталин провозгласил переход к политике ликвидации кулачества как класса. Для практического руководства работой при Астраханском окрисполкоме постановлением от 2 февраля 1930г. была создана особая комиссия (ООК). 4 февраля 1930г. бюро Астраханского окружкома партии приняло решение «О мерах ликвидации кулачества как класса».

Весь процесс раскулачивания происходил под контролем властей. В Постановлении бюро окружкома от 4 февраля 1930г. говорилось: «Ликвидацию кулацких хозяйств и высылку кулацких элементов с семьями согласно указаниям, данных крайкомом, провести одновременно по всем районам округа». Но эта кампания сопровождалась оппозиционными выступлениями.

Особый размах события приняли в с. Началове, или Черепахе, как оно называлось в то время.

Когда жители села пришли к дому сельского Совета для выяснения ситуации, то никаких ответов на свои вопросы они не получили. Более того, когда обстановка стала накаляться, местные активисты и милиционер стали стрелять из имевшихся у них наганов. После этого толпа бросилась на штурм сельсовета. В результате семь человек были убиты, несколько человек были ранены.

23 февраля были произведены массовые аресты крестьян. 13 марта 1930г. решением суда 12 человек были приговорены к смертной казни, а 35 получили от 5 до 10 лет заключения. После волнений в селе все противники колхозного строя были либо устранены, либо насильственно зачислены в колхоз.

Советское руководство, создав политическую систему репрессивного толка, сделало массовый террор составной частью внутренней политики. Среди невинно пострадавших насчитывается 65 тысяч Астраханцев. Особый размах репрессии приобретают во второй половине 30-х гг. Экзекуции подверглись местные советские и партийные органы, обвиняемые в отходе от «генеральной» линии партии.

Репрессии, как правило, были направлены против людей неординарных. Новая политическая система не терпела даже потенциального инакомыслия. Примером этому является акция местных органов внутренних дел против профессорско-преподавательского состава Рыбвтуза.   

Учитель: Вот здесь мы сделаем остановку и совершим экскурсию по

архитектурным памятникам нашего города.     

(На экране слайды с изображением Дома по ул. Трусова, 36, дома на углу улиц Свердлова и Шелгунова, административного здания по ул. Кирова 5).     Вы, конечно же, узнали эти постройки, много раз проходили мимо них, думаю, что никому и в голову не приходило, что их могло объединять. И вот сейчас, для многих будет открытие (кроме тех, кто занимался исследованием), их объединяет один человек – архитектор Миловидов Николай Николаевич.       

 

На экране портрет архитектора

 

Ученица: Николай Николаевич Миловидов родился в 1877 году в

Семипалатинске. Отец был военным врачом, поэтому семья часто переезжала из города в город. В Петербурге он закончил институт гражданских инженеров. Там же познакомился со своей будущей женой Марией Ниловной Соколовой (коренной астраханской). Климат северной столицы оказался губительным для здоровья Марии Ниловны, и они решили переехать в Астрахань.

В нашем городе он прожил с 1907 года по 1938 год. Он занимал разные должности:

В 1907г. – младший архитектор города;

В 1913г. – городской архитектор;

В 1928-29г. – инженер строитель Астррыбтреста

1 сентября 1930г. надолго запомнилось многим старожилам города, представителям его научной и творческой интеллигенции. Именно в этот день состоялось открытие Астраханского института рыбной промышленности и хозяйства. На 1 курсе учились 78 человек. Да и преподавательский состав был не велик и насчитывал всего 18 человек. Среди них был и Миловидов Н.Н. Часто с друзьями Николай Николаевич выезжал на охоту, там у костра они вели задушевные разговоры, зачастую не придавая значения сказанному. А зря! Наступило время жестких судилищ и кровавых расправ. В 1937г. Миловидову исполнилось 60 лет. Юбилей отметили скромно, незаметно. Многие друзья и приятели были арестованы как враги народа. Николай Николаевич был в отчаянии, он не понимал, что происходит, почему забирают и сажают честных людей. Дочь Миловидова – Варвара Николаевна вспоминает, что говорил ей тогда отец. «Может быть, еще скажут, что и я враг народа?» - горячился Николай Николаевич. И он был прав, его тоже вскоре причислят к ним. Наш земляк, писатель Марков Александр Сергеевич, работая в архиве ФСБ по Астраханской области, обнаружил дело № 3248 по обвинению Миловидова Н.Н. по ст. 58 п.9, п.11. В деле были фотографии арестованного, снятые анфас и профиль. Лицо Миловидова невыразимо усталое, небритое, взгляд тусклый, потухший. На лацкане пиджака бирка «1938г.135.Астрахань». Первое дознание помечено 14 марта 1938 года. Но судя по протоколу допроса, это не первая встреча со следствием. Скорее всего, ранее он давал не устраивающие следствие ответы. И только когда человека удалось сломить, начали вести протокол. Давайте представим себе как это было.

Сцена допроса.

Вопрос: Следствию известно, что вы состояли в партии кадетов. Вы подтверждаете это?

Ответ: Подтверждаю. В партию вступил в 1904 году.

Вопрос: Какое участие вы принимали в Октябрьской революции?

Ответ: В период революции я жил в Астрахани. Я со своими товарищами по партии Тулижамбатовым, Скворцовым, Шмориновым и Куликлвым вел агитацию против Советской власти.

Вопрос: О своей деятельности вы рассказали не все; следствием установлено, что вы являлись участником террористической организации, существовавшей в рыбном институте г. Астрахани, по заданию которой вели активную деятельность. Почему об этом не говорите?

Ответ: Признаю, что я пытался скрыть участие в этой организации, в которую был завербован летом 1937 года бывшим директором Шуба Андреем Зиновьевичем и бывшим завкафедрой физики Масловым Сергеем Александровичем. С Шуба я познакомился в 2936 году на охоте, с этого момента у нас установились приятельские отношения. С Масловым я познакомился таким же путем. Маслов в резкой форме высказывал свое недовольство политикой ВКП (б). Он заявлял: «Партия и Советская власть нам, научным работникам, никакого внимания не уделяет. Мы находимся в скверных материальных условиях...».

Учитель: Как Вы думаете, почему Миловидов оклеветал себя?

(Предполагаемые ответы).

         Поначалу поражает именно этот абсурд: полное безоговорочное признание своей преступной деятельности и явная клевета на себя. Но потом становится все понятным: это плата, за которую обещали сохранить жизнь, сделка между следствием и подследственным – покайся, повинись, помоги нам, а мы, может быть, поможем… Он сознательно шел на самооговор. Зачем страдать, все равно расстреляют. Напишу, что требуют, отстанут, хоть не будут мучить. И, несомненно, такая мысль была: главное – выжить! Надо лгать сейчас, чтобы выжить и потом сказать правду. Миловидов понимал, что такой момент наступил, когда его повезли в Сталинград, где 27 июля 1938г. состоялся суд Военной коллегии Верховного суда СССР. Когда председательствующий военный юрист Орлов спросил Николая Николаевича, признает ли он себя виновным, то тот ответил: «Виновным себя не признаю и показания, данные на предварительном следствии, не подтверждаю, так как дал их вынужденно, мне не давали спать и били». Дело заслушивалось в закрытом заседании, без участия обвинения и защиты и без вызова свидетелей. Это было судилище. Оно закончилось в 17.10. Коллегия приговорила Миловидова Н.Н. к высшей мере наказания – расстрел. Приговор был приведен в исполнение немедленно. В Астрахань была отправлена секретная справка. «Приговор о расстреле Миловидова Н.Н приведен в исполнение 27 июля 1938г.». Акт о приведении приговора в исполнение хранится в особом архиве спецотдела НКВД – том 10, лист 423. 28 августа того же года была арестована жена Миловидова, Мария Ниловна, её сослали в Казахстан, на рудник Актал. Оба они позже были реабилитированы. Николай Николаевич посмертно, Мария Ниловна при жизни в 1943 году. Сразу же после освобождения она написала своей дочери в Москву: «Наконец-то правда восторжествовала, я не виновна! Береги папочкины бумаги и чертежи. Где он сейчас, наш дорогой, я не знаю. Может, вскоре увидимся…». Она ещё надеялась.

 

Учитель

         Вот такая трагическая судьба человека, который столько сделал для нашего города.

         На страницах газеты «Коммунист» 1937 года можно прочитать взволнованные призывы: «Выше революционную бдительность, острее большевистскую самокритику!», «Ликвидируем идиотскую болезнь – беспечность…». Газеты постоянно цитировали высказывания Сталина: «Из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры». Многие принимали эту фразу за чистую монету. Массовые расстрелы коснулись и людей, совершенно далеких от политики.

         Давайте обратимся к следующему архитектурному сооружению нашего города, которое расположено по адресу: улица Красная Набережная, 62 (ГИБДД)

На экране изображение здания

70 лет назад – это было печально известное место. Здесь размещалась женская пересыльная тюрьма. Сколько слез здесь пролито, сколько надежд и жизней разбито…

Ученица:

         До 1935г. семья Ханы Марковны Тульчинской жила в Харбине. Отец семейства работал служащим на Китайско-Восточной железной дороге. В Харбине Хана Марковна окончила коммерческое училище, вышла замуж, а в 1935 году переехала в Советский Союз.

         Тульчинские поселились в Астрахани. Хана Марковна вспоминает: «Я работала тогда учительницей в школе им. Розы Люксембург на Больших Исадах. Мой муж учился на 3 курсе мединститута. Все было хорошо. Но вот в начале 1937г. многих, приехавших с Китайско-Восточной железной дороги, стали арестовывать. Очередь дошла и до нас. Это было в 3 час ночи. Их было трое. Два час они хозяйничали в нашей квартире. Конечно, ничего не нашли. Но мужа и маму арестовали. Потом я узнала, что в эту ночь, 1 октября 1937 года, в каждой семье, приехавшей в Астрахань RD:L? Взяли 1-2 человек. Арестованных обвиняли в японском шпионаже. Маму отправили в женскую тюрьму на Красной Набережной. В камере в месте с мамой оказалась жена Уборевича, сестра Ягоды и Анна Ларина, жена Бухарина. Меня сразу же с работы уволили и на заявлении написали: «За непригодностью». У тюрьмы я стояла каждый день и ждала, когда выведут на прогулку заключенных. Их выводили ежедневно, но останавливаться они не могли, каждый должен был идти по кругу, и все они передавали по цепочке, что мы маме говорили, и что она нам отвечала».

         В Астрахань была выслана и семья заместителя председателя Реввоенсовета СССР Иеронима Петровича Уборевича. Уже здесь дочку Уборевича, двенадцатилетнюю Мирочку, отобрали у матери и сдали в Астраханский детприемник НКВД, который находился на улице Спартаковской (дом бывшей лютеранской церковно-приходской школы).

Это здание сохранилось и поныне.

На экране фотография

здания

На его фасаде легко читаются слова: «Н.К.В.Д. Детприемник». Там находилось очень много детей, чьи родители считались врагами народа. А в ноябре 1941г. все члены семей репрессированных были высланы из Астрахани.

Учитель

 

На экране

Краеведческий музей

А сейчас перед нами очень знакомое здание – это краеведческий музей. Вы можете спросить: «Какое он имеет отношение к нашей теме?». Оказывается самое прямое.

В одном из залов, который посвящен истории Астраханского края, можно увидеть эту картину. Её подарила музею Нина Семеновна Бреус.

Демонстрация картины из Краеведческого музея

 

Ученица

Кто же такая Нина Семеновна Бреус? О ней и её муже мы узнали со страниц Астраханских Известий за 2001 год.

Показ семейной фотографии

Её муж Бреус Илья Емельянович, директор Туманского Рыбозавода Володарского района Астраханской области, был обвинен в хозяйственно-вредительской деятельности, в связях с троцкистами. Произошло это 16 января 1938г. Ему предъявили обвинение по 58 статье, п.8,9,11 УК РФ. На последнем заседании вину свою не признавал. И 11 августа 1938г. после вынесения приговора был расстрелян. Жене сказали, что ему дали срок 10 лет без права переписки. 2 октября того же года арестовали и саму Нину Семеновну за «недонос на мужа». После её ареста бабушку (мать Нины Семеновны)  выселили из дома. Детей хотели поместить все в тот же «Детприёмник Н.К.В.Д.», но бабушка спешно уехала с ними в Саратовскую область, тем самым спасла их от этого заведения. А Нине Семеновне дали срок – три года лагерей. Этапом отправили в Темниковский женский лагерь в Мордовии. Работала там на лесоповале. В лагере было 300 женщин – жены крупных военачальников, директоров, чиновников. В 1941 году, когда началась война, всех осужденных, чей срок подходил к концу, оставили в лагере на вольном поселении. В 1942г. в поселок Явас Зубово-Полянского района Мордовской АССР приехала мать Нины Семеновны с детьми. Жили трудно, впроголодь, но вместе. Там, на поселении, жили и другие бывшие заключенные. Один из них прекрасно рисовал. Эдуард Годлевский, склеив небольшие прямоугольные куски холста, вечерами писал картину. Работа заняла около года, размеры картины были внушительны. Картина была подарена художником Нине Семеновне в память о самых тяжелых годах жизни, проведенных в лагере. В 1949г. семье Бреус разрешили вернуться в Астрахань. Нину Семеновну долго не брали на работу, узнав, что мужа расстреляли как «врага народа». Лишь только сменив фамилию на девичью (Бросалина), она смогла найти работу. 27 января 2008г. ей исполнилось бы 97 лет. (Она умерла в 2004г).

Учитель  Вот еще одна судьба человека предстала перед нами, печальная

                страница жизни нашей страны.

30 октября 1992 года объявлен Указом Президента России Б.Н. Ельциным – Днём памяти жертв политических репрессий. 

Фото памятника № 1

И с тех пор каждый год 30 октября в центре нашего города, у памятника жертвам политических репрессий, собираются пожилые люди, чтобы почтить память своих родных и близких, безвинно пострадавших в разные годы по политическим мотивам.

В городе есть еще один памятник, находится он на территории АГТУ.

Фото памятника № 2

Это дань памяти преподавателям и студентам бывшего Рыбвтуза, также незаконно пострадавших в годы сталинских репрессий.

В 1991г. в Астрахани создано региональное отделение Всероссийского общества «Мемориал». Это правозащитная организация, которая объединяет всех реабилитированных по политическим мотивам. Её цель: сохранить память о безвинных жертвах политических репрессий, вернуть обществу их честные имена, познакомить молодежь с позорным, бесславным периодом истории нашего народа, чтобы никогда не повторилось трагическое прошлое! Силами рабочей группы при комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Администрации Астраханской области была составлена книга памяти «Из тьмы забвения», в разные годы вышли из печати 3 тома, готовится к выпуску последний 4 том. В них имена более 20 тысяч реабилитированных жителей Астрахани. (Показать Книги памяти «Из тьмы забвения»).

А сейчас давайте вернемся к теме нашего мероприятия: «Человеком жить – всегда непросто». Я хочу, чтобы вы высказали свое отношение к увиденному и услышанному.

В мире зла, обид и лжи трудно оставаться Человеком, трудно не стать одним из «стада». Человек – индивидуальность. Он не принадлежит к простому обществу, часто не понят им;

Быть Человеком – соблюдать 10 заповедей Моисея. В условиях жизни это очень и очень не просто.

События 30-х годов XX века – самая мрачная страница жизни нашего народа. Мы и наши потомки должны знать всю правду о нашем недавнем прошлом, обязаны сделать всё, чтобы такое уже никогда не повторилось.

Помните!

Через века,

через года,-

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда,-

помните!...

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. М., 2002.

2.История Астраханского края. Астраханский государственный университет 2000г.

3.А.С. Марков «Лодка с голубой каютой». Газета «Астраханские известия» № 34, 20 августа 1998г.

4.Э. Кугрышева «По волнам памяти». Газета «Астраханские известия» № 10, 2001г.

5. А.Марков, С. Львов «Астраханские будни 1937г.». Газета «Комсомолец Каспия», 4 февраля 1989г.  

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект внеклассного мероприятия по теме: «Человеком жить – всегда непросто» (Нинель Мордовина)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методический замысел урока

 

В основе внеклассного мероприятия лежит история страны, жизнь  и судьба Астраханцев в период создания политической системы репрессивного толка. К сожалению, в нашей стране такие слова как «демократия», «свобода слова», «права человека» сравнительно недавно вошли в наше сознание. Многих людей старшего поколения эти слова даже «пугали», они не представляли себе, что можно свободно высказывать свои мнения, суждения, не соглашаться с позицией государства по отдельным вопросам. Живя в тотальном государстве, в условиях «осажденной крепости»; окруженные «врачами» люди не понимали, да и откуда им было знать, как должны жить свободные люди. А поэтому приходилось просто терпеть. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 773 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по русскому языку на тему "Глаголы переходные и непереходные" (6 класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование. Орфография. Культура речи
  • 06.10.2020
  • 309
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 425
    • DOCX 92 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тарасенко Людмила Вадимовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тарасенко Людмила Вадимовна
    Тарасенко Людмила Вадимовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2231
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Мини-курс

Дизайн и визуальная коммуникация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе