Главная / Начальные классы / Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему "Первичная профилактика наркомании у учащихся начальных классов" ( 2 -3 класс)

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему "Первичная профилактика наркомании у учащихся начальных классов" ( 2 -3 класс)

Организация внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в рамках ФГОС.

Цель: создание условий для формирования здорового образа жизни,

развитие личностных и метапредметных универсальных учебных действий учащихся.

1. Введение.

Что можно считать на сегодняшний день самым страшным злом, захватывающим все большее число молодых людей, не способных в последствие на нормальную полноценную жизнь? Злом, которое сначала не кажется таковым? Злом, которое сначала приносит радость, а затем превращает жизнь в кошмар? Злом, которое ломает здоровье и жизнь подчинившемуся ему человеку, всем его родным и близким? Злом, которое распространяется очень быстро, при этом поражая не только тело, но и душу человека? Одни с помощью этого зла зарабатывают деньги, а другие пытаются убежать от не устраивающей их реальности, третьи ищут новые ощущения, пытаясь все попробовать в жизни. Это и война, и стихийное бедствие, и эпидемия одновременно. Вырваться очень трудно, практически невозможно. Это зло - наркотики.

  • Наркомания самым существенным образом снижает трудовой, духовный, интеллектуальный, творческий потенциал общества.

  • Наркомания - важнейший фактор дезорганизации, серьезная угроза нормальному функционированию общественного механизма.

  • Наркомания разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности, общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми.

Большинство людей, употребляющих наркотики, ставят себя выше общества, его законов и норм, считая себя самыми одаренными и ценными людьми.

Не секрет, что в мире, и в нашей стране растет число людей, которые пытаясь убежать от реальности, используют различные наркотики и галлюциногены. Люди продолжают употреблять их, несмотря на негативные последствия: адскую зависимость, риск передозировки, умственную деградацию, риск заболевания СПИДом, раннюю смертность. Проблема наркомании не может не волновать.

Наркологические службы имеют дело уже с больными людьми. Поэтому важно проводить профилактическую работу с детьми, уменьшая риск пополнения армии наркоманов.


Освещение данной темы для младших школьников довольно затруднительно по причине возрастных особенностей.

Задачами своей работы я ставлю: в процессе первичной профилактики создать условия для формирования непримиримого отношения к наркомании учащихся начальных классов как неотъемлемой части здорового образа жизни, развитие регулятивных, коммуникативных, познавательных (метапредметных УУД), и личностных УУД: ценностных и морально – этических.

В работе я опираюсь на нормативно – правовое обеспечение работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в образовательных учреждениях:

Федеральный Закон от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ « О наркотических средствах и психотропных веществах», «Концепцию государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств…» (2008 г, № 3 от 3 декабря), Постановление Воронежской областной думы от 22.12. 2006 № 698-IV-ОД

«Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2010 годы», Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области № 120 от 28.08.2009 г.


В нашей МКОУ Подгоренской СОШ № 1 Подгоренского муниципального района также проводится первичная профилактическая работа по предупреждению наркомании.

В школе существует Наркопост как форма первичной профилактики.

Ежегодно в декабре проводится общешкольный месячник по профилактике наркомании и СПИДа.

2. Модели первичной профилактики.

Различают несколько моделей первичной профилактики:

1.Модель практических знаний.

2. Модель аффективного обучения.

3.Модель улучшения здоровья.

Существуют модель моральных принципов, модель устрашения. Их применение я не считаю целесообразным.

Модель фактических знаний. Она называется информационной. Предполагается предоставление потенциальным потребителям ПАВ реальных фактов о наркотиках и последствиях их употребления без провоцирующего сопротивления запугиванию, позволяя людям сделать в отношении наркотиков выбор, основанной на субъективной информации. Но, с одной стороны, это может иметь больший эффект, по сравнению с программой запугивания, а с другой стороны, может стимулировать любопытство. Поэтому надо работать с такой информацией, которая не спровоцирует интерес, не будет привлекательной для употребления.

Модель аффективного обучения предполагает коррекцию личностных дефицитов, предполагающих к употреблению ПАВ. Проблемы, которые рассматриваются, имеют отношение к самооценке, определению и прояснению личностных ценностей, принятию решений, навыкам преодоления и сокращения тревоги, решению проблем в межличностном общении, распознаванию социального давления и ответа на него.

Модель улучшения здоровья ставит целью развитие жизненных навыков ребенка таким образом, чтобы он мог контролировать условия, определяющие его здоровье. Программы ориентируются на изменение среды.

Сюда же относятся валеологические мероприятия и программы в качестве адекватных мер по предупреждению злоупотреблению ПАВ.

Существует единодушное мнение, что изолированное применение информационных программ не дает желаемого результата. Следовательно, необходимо объединять программы.

В своей работе по профилактике ПАВ я опираюсь на несколько направлений:

1) информирование детей о негативных социальных и физиологических последствиях употребления психоактивных веществ,

2) формирование жизненных навыков, предполагающих тренинги устойчивости к социальному давлению, регулирование эмоционального состояния, уменьшение неадекватной психологической защиты, не переходя к формам саморазрушающего поведения,

3) валеологические мероприятия, упражнения для формирования коммуникативных навыков.

Т.е. происходит опора на развивающие технологии профилактической деятельности антинаркотической зависимости.

3. Практические приемы первичной профилактики

(Предлагаемые приемы мною используются и как самостоятельные, и в качестве элементов большего по реализуемым целям мероприятия)

У детей младшего школьного возраста временно ослабляется нервная система, что проявляется в повышенной усталости, беспокойстве, повышенной потребности в движении. Зрелость и крепость нервной системы низкая, внимание неустойчивое и успеваемость у неодаренных детей страдает. В этот момент важно детей ободрить, оказать школьнику моральную поддержку, отвлечь его внимание от психотравмирующего фактора обучения, общения и др. приемами формирования личностных качеств.

Для проведения подобных мероприятий важно создать атмосферу доверия.

Проводить такие мероприятия необходимо с определенной регулярностью, подобранной индивидуально, чтобы положительные изменения не были утрачены, не реже 1 раза в четверть, соблюдая преемственность из класса к классу.

Введение в проблему начинаю у детей 2 класса с приема «Деление сказочных персонажей»

Почему сказочные герои различаются? (Из разных сказок, одни добрые, другие – злые)


Может ли в жизни происходить зло? ( Прием «Цепочка мнений»)

Сказка про алкоголь

(Информирование учащихся)

(Сказка М. М. Рейтнеберга и В. Ш. Шамирзаева в пересказе Е. С. Скворцовой)

Давным – давно в один восточный город въехал на повозке торговец, по имени Ал Коголь. Приезжий остановился в гостинице, снял лавку на одной из городских улиц, разложил в ней нитки, гвозди, горшки и стал торговать, никому не мешая. Но после его появления в городе стали происходить странные вещи.


Отправилась женщина к сапожнику забрать туфли. Вместо набоек на каблуках пряжка, а по бокам туфель вместо пряжек – набойки!


Лекарь зубов одному пациенту вырвал здоровый зуб, другому лечил уши вместо зубов, третьему насыпал перца вместо лекарства. Плотник подрался с соседом – парикмахером. Каменщик ругался с прохожими. Все эти люди изменились и внешне. Глаза у них стали маленькими и бесцветными, носы красными, руки тряслись, ходили они шатаясь, и производили впечатление больных.

Те, кто были добрыми и умными, становились глупыми и злыми, вели себя некрасиво. Горе, слезы, беда пришли в их дома.

Жители города заметили, что у Ал Коголя покупали не обычный товар, а склянки с жидкостями.

И объединились жители города и изгнали незваного гостя Ал Коголя, т. к. поняли, что зло идет именно от него.


«Алкоголь» на одном из древних языков означает «дурманящий».

Именно злым дурманом наполняется человек, он перестает быть самим собой, оказывается во власти злой и жестокой силы, которая заставляет вести себя глупо, грубо, обидно для окружающих и для самих себя. Многие преступления происходят по причине одурманивающих веществ.



Случай из жизни.

Однажды на остановке в ожидании автобуса собралось много людей.

Все внимательно вглядывались в сторону, откуда должен был появиться автобус. Вдали показался лишь грузовик, мчащийся на большой скорости. Приближаясь к остановке, он вдруг въехал на тротуар, «смял» остановку и людей. Многие погибли, многие получили увечья. При расследовании этого трагического случая выяснилось, что водитель был … (пьян).

Водитель просмотрел поворот, не заметил автобусной остановки, не успел затормозить, мчался, превышая скорость.


И все потому, что на его организм воздействовали губительные вещества - яды, лишив обычных способностей.




Опыт, демонстрирующий пагубное влияние дурманящих веществ.

Мы заложили опыт по проращиванию лука в разной среде: с добавлением этилового спирта и без добавления. В чистой воде лук дал сочную зелень, а с этиловым спиртом сгнил.

«Листая словарик» (Прием , устанавливающий лексическое значение терминов)


Наркотики - одурманивающие вещества

Наркоман – человек, имеющий привычку к употреблению одурманивающих веществ.

Наркомания - болезненное пристрастие к употреблению наркотических средств, для того, чтобы впасть в одурманенное состояние


Прием Рисуночный тест «Мое настроение»


Я попросила изобразить на бумажном овале выражение своего лица, которое соответствует наиболее частому состоянию детей.

Печать страдания на лице другого человека привлекает внимание людей, связанных с распространением наркотиков. Для улучшения состояния после любого стресса предлагаются наркотики.




Прием «Басня» (прием, выявляющий заинтересованность детей в данной теме)


Для оценивания любопытности я провожу рисуночный тест - басню.

Учащимся необходимо сделать рисунок той части, которая больше всего запомнилась (понравилась). Я не называла наркотики данным термином

Басня.

1- лиса умеет готовить особые вещества.

2- лиса предлагает зайцу попробовать эти вещества.

3- заяц пробует и остается доволен.

4- заяц не может обходиться без этих веществ.

5- заяц умирает.


Те, кто рисовали любую сцену под пунктами 1-4, показывают прямой или косвенный интерес к ситуации. Любопытен факт, что дети не уточняли, о каких веществах идет речь. В своих рисунках интерес проявлен практически у всех. Например, у учащихся 2 и 4 классов этот интерес выражен соответствующим образом.


Ролевая игра. «Скажи – Нет!» (Приемы формирования волевой саморегуляции)


Предлагаю ролевую игру в паре. Ответ надо придумать.


1 ученик: «Попробуй, пробуют все»

2- «Нет, не буду».



1 уч. « Попробуй, вредных последствий не будет»

2--- «Это не правда».



1 уч. « Попробуй, если не понравится, бросишь»

2--- «Мне некогда с вами разговаривать»



1уч. « Ты маленький маменькин сынок?»

2- «Так я не повзрослею»


Самое главное - не бояться отказать.


Причины наркомании:


1) ссоры (конфликты общения),

2) неудачи, порождающие неуверенность в себе,

3) слабая воля, позволяющая кому – то тебя подавлять,

4) отсутствие оптимизма,

5) любопытство.


Приемы развития коммуникативных УУД

Хотим мы этого или нет, мы постоянно общаемся с окружающими.

Необходимо учить себя вести спор спокойным, уверенным голосом, отстаивая свое мнение. Показывать пример выдержки и умения владеть собой, быть выше кричащего человек, который нервничает, теряет достоинство.

Умение общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми при постоянных контактах, - необходимое условие радостного, бодрого настроения.


Надо стремиться преодолевать крайне неприятные, наиболее стрессовые эмоции – гнев, ярость. В ярости человек теряет контроль над своим поведением. «Запальчивый гнев – это кратковременное безумие». (Гораций)



Ситуативный практикум.

Можем ли мы в повседневной школьной жизни обуздывать гнев, когда кто- то случайно свалил учебники, проходя мимо, или стал не на свое место, или что- то не понял. (Разыгрываются варианты ситуации.

Например, Коля нечаянно уронил Володины вещи. Володя кричит:

- Что ты сделал? Немедленно подними! (Реплики сопровождаются угрозами)

Или:

Володя:

- Коля, ты уронил мои вещи. Подними их, пожалуйста.

Коля, выполняя просьбу:

- Извини, я не хотел.

Тренинг «Скажи комплемент».

Цель: научить учащихся видеть хорошее в других .

Дети должны сказать друг другу хотя бы один комплемент.

И т. д.

Все это способствует улучшению отношений, установлению контактов.


Валеологическое воспитание.

Минутка здоровья. Выполнение с учащимися дыхательной гимнастики.

Приемы самомассажа, физминутки, минутки здоровья.

Благотворно влияет похвала за добрые дела. Даже если у человека нет значительных достоинств, полезно бывает заметить, что – то хорошее.


Физмитнутки, минутки здоровья, совместные игры, походы и т. д.


Приемы, формирующие волю (саморегуляция)

Неудачи. Неуверенность в себе.

Советы:

Заниматься видами деятельности, которые дают удовлетворение, получаются.

Заниматься аутотренингом (самовнушением).


Настрой на уверенное поведение и высокую работоспособность.

(Раздается каждому учащемуся)

Я – человек смелый, твердо уверенный в себе, я все могу и ничего не боюсь.

Я способен преодолевать трудности и препятствия. Моя внутренняя устойчивость в сто раз сильнее всех трудностей, которые могут встретиться на моем пути.

Я все могу и ничего не боюсь, твердо уверенный в себе. Я смотрю миру в лицо, непоколебимо стою, как скала, о которую все сокрушается.


Воля.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения.

Без развитого ума воля может превратиться в упрямство и произвол.

Оправданием для слабовольных людей служат слова «только один раз». Они считают, что можно один раз поступить вопреки правилам, а потом вести себя попрежнему. Но чаще всего одно послабление ведет за собой другое, приводит к образованию дурной привычки.


Начинается с мелочей, небольшого послабления самому себе.

Некоторые ребята откладывают дела, которые не терпят отлагательств. «Завтра» - великий враг «сегодня», «завтра» парализует наши силы, поддерживает в нас бездействие.

Безвольные люди оправдывают себя :«не хватает времени».

Порой человек склонен забывать о сегодняшнем дне. Надеется счастливо зажить в далеком «завтра». Это ослабляет его волю.


Управлять своими чувствами, психическими состояниями, можно используя : самоободрение – обращение к самому себе для укрепления веры в себя.

Я могу. Что раскис? Нельзя быть размазней!


Самоубеждение – убеждение себя путем доводов и аргументов.

Самоприказ – прием, позволяющий не терять самообладание и управлять собой.

По самоприказу можно вставать с постели, выполнять режим дня, доводить начатое дело до конца.

« Только тот победит любые трудности, кто сам себе командир.

Решительно и твердо приказывай себе, когда надо преодолеть лень, усталость, робость, страх, дурное настроение.

Упорно побеждай прежде всего недостатки своего характера.»

Т. И. Агафонов.


Оптимизм.

Оптимист – это человек, у которого жизнерадостное мироощущение. Он во всем видит светлые стороны, верит в успех, легко преодолевает неудачи.


Упражнение, вызывающее улыбку – проговаривание 1 или нескольких фраз (любых), заменяя все согласные звуки каким – то одним.

Для того, чтобы быть оптимистом, надо быть довольным собой, быть уверенным, иметь чувство юмора.


Когда грустно, вспомнить веселую историю, найти друзей, послушать музыку, сделать самомассаж:

потереть руки, ушные раковины, разогреть мышцы лица (надуть щеки и выпустить воздух). Эти упражнения выполняем вместе с детьми.







Литература.


Крапивина В. «Защитим детей от наркотиков». Воронеж, 2012.

Крапивина В. «Психолого педагогическая профилактика наркомании среди учащихся», Воронеж, 2009.

Лучина Т. «Кто я: оптимист или пессимист?»

//Воспитание школьников//, № 2 2002, с.57-58.

Рувинский Л. «О воспитании воли». //Воспитание школьников//, № 6, 1990, с.56.

Сытин Г. «Врачующее слово». //Воспитание школьников//,№ 2, 1991,с.47

Скворцова Е. «Профилактика употребления алкоголя школьниками»,

//Воспитание школьников//,№ 3,1991,с.69

Тростанецкая Г. «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде»,

Санкт – Петербург, «Образование- культура», 2003.

Шишова Т. «Научите ребенка смеяться»//

Воспитание школьников//, № 1 2002, с.37-39.






















11


Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру на тему "Первичная профилактика наркомании у учащихся начальных классов" ( 2 -3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

  В конспекте внеклассного мероприятия по окружающему миру  на тему" Первичная профилактика наркомании у учащихся начальных классов" рассматриваются условия для формирования здорового образа жизни, развития личностных  универсальных учебных действий (ценностных и морально - этических) и метапредметных.

  В статье рассматриваются приктические приемы первичной профилактии наркотических веществ, рисуночные тесты, прием "Басня", приемы развития коммуникативных универсальных учебных действий, ситуативный практикум, настрой на уверенность и работоспособность, развитие воли и оптимизма.

Автор Остренко Жанна Александровна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 844
Номер материала 13340
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓