Главная / История / Конспект уроков по теме "Движение декабристов"

Конспект уроков по теме "Движение декабристов"

Тема: "Исторические условия возникновения освободительного движения в России. Формирование революционного мировоззрения»

Тип урока: урок-практикум.

Цели урока:

1) образовательные:

- показать исторические условия возникновения освободительного движения в России;

- раскрыть причины и источники формирования революционной идеологии;

- определить причины того, что первыми носителями революционных идей в России были представители господствующего класса – дворянства

- познакомить с деятельностью первых тайных обществ в России;

- изучить программные положения декабристских организаций;

2) развивающие:

- на основании работы с историческими документами развивать умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать и правильно формулировать выводы;

- закреплять умение оформлять полученные знания и сделанные выводы в виде тезисных планов, опорных конспектов, таблиц;

- закреплять умение решать проблемные ситуации;

- учить формулировать свои мысли для публичного выражения и защиты своей позиции;

3) воспитывающие:

- духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.


Основные вопросы урока:

- Исторические условия возникновения освободительного движения в России.

- Формирование революционного мировоззрения декабристов.

- Тайные общества.

- Программы декабристов.


Основные понятия темы: мировоззрение, идеология, либерализм, освободительное движение, тайные общества, декабристы, программа, устав.


Оборудование и материалы: мультимедийная техника, электронное учебное пособие «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия», раздаточный материал

( фрагменты исторических документов), учебник.


Используемые технологии: блочно-модульное обучение, ИКТ, проблемное обучение, групповая деятельность, дифференцированное обучение.




Тема: "Исторические условия возникновения освободительного движения в России. Формирование революционного мировоззрения»


  1. Вступительное слово учителя в сочетании с беседой.

После войны 1812 года впервые в России возникло организованное общественное движение, в основе которого была идеология (система, взглядов, идей) приоритета личности человека, его свобод над всем остальным. Такая идеология называется либерализм (либеральная идеология). Это было новым для России, где всегда главными всегда являлись интересы государства. Когда началось распространение в России либеральных идей? С чем это было связано? Распространение либеральных идей началось в России еще со времен Екатерины Великой, которая вела переписку с Вольтером, Руссо, Дидро. Но после французской революции начались гонения на либералов. Почему?

Либеральная идеология предполагает переустройство общества путем реформ, преобразований.

В условиях российской действительности либеральная идеология нашла выражение в революционном мировоззрении будущих декабристов.


  1. Работа с историческими документами ( приложение №1).

Исторические условия формирования мировоззрения будущих декабристов.

  1. Задание: работая с документами, записать в форме тезисного плана в тетради ответ на вопрос: "Какие причины способствовали формированию революционной идеологии дворянских революционеров, декабристов?"

  2. Проверка и корректировка составленных планов

- Передовые идеи французских просветителей и деятелей Великой французской революции 18 века, русских просветителей (Н.И.Новиков)

- Революционная идеология А.Н.Радищева

- Разложение феодально-крепостнических отношений и зарождение капитализма в России; глубокие экономические и политические противоречия в стране.

-Тяжелое положение народных масс, жестокая эксплуатация крепостных крестьян.

- Господство самодержавия: политическое бесправие, политическая реакция и произвол властей.

- Рост национального самосознания народа, патриотический подъем в связи с войной 1812 года.

- Заграничные походы русских войск, знакомство с европейским образом жизни.

- Внутренняя политика Александра Первого после войны; рост крестьянского движения, волнения в армии.

-Подъем национально-освободительного и революционного движения в Западной Европе в 20-е годы 19 века.

- Патриотизм и гражданственность декабристов, высокое чувство долга и любовь к Родине.

Вывод: главным условием формирования революционных взглядов декабристов являются объективные условия русской действительности, глубокие противоречия в стране, патриотические стремления к свободе и прогрессивному развитию Отечества.


3. Работа с использованием фрагмента урока электронного учебного пособия

1) Из документов вы увидели, что вторая волна либеральных идей пришла в Россию после заграничного похода русской армии. Тысячи молодых офицеров, стали убежденными противниками самодержавия и крепостничества.

Почему первыми носителями революционных идей в России стали именно выходцы из дворян?

( В России не было буржуазии, которая могла бы начать борьбу за демократические преобразования. Народные массы были подвержены монархическим иллюзиям, были необразованны и инертны).

Патриотический порыв привел молодых дворян и в ряды защитников Отечества, и в тайные организации.

2) Просмотр фрагмента ( или работа с учебником)

3) Запись

4) Объяснение понятий:

Программа организации – цели, задачи, пути их достижения.

Устав организации – определяет устройство организации, права и обязанности ее членов.

4. Самостоятельная работа.

& 59 + раздаточный материал( приложение №2)

Составить таблицу «Программы декабристов».

Основные вопросы программ:

- автор, название

- будущее государственное устройство

- форма правления

- органы власти и управления (законодательная, исполнительная, судебная)

- избирательное право

- отношение к крепостному праву

- вопрос о земле

- отношение к частной собственности


5. Закрепление изученного материала.

Обсуждение проблемной ситуации.

Ниже приведены два суждения о причинах возникновения тайных обществ в 1-й четверти

19 века, формирования политических идей декабристов:

1) «Превращение (в первой четверти 19 века) общественного движения в революционное было вызвано самим правительством, его наклонностью подавлять каждое независимое… побуждение и мнение отдельных лиц и всего общества» (историк А.А.Корнилов)

2) События 14 декабря 1825 года были навеяны извне, порождены мятежным духом Запада (Манифест13 июля 1826г.)

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.


При подготовке к обсуждению проблемной ситуации класс разбивается на две группы, каждая из которых аргументирует выбранную ими точку зрения.


6. Домашнее задание.

1) & 59, вопрос №6 – для всего класса;

2) сообщение по теме «Судьба декабристов» - индивидуальное задание;

3) проект «Отчизны верные сыны» с презентацией проекта – групповое задание
































Раздаточный материал к уроку-практикуму

"Исторические условия возникновения освободительного движения в России. Формирование революционного мировоззрения»


Приложение №1


  1. Ответы П.И.Пестеля следственному комитету по делу декабристов на вопрос о причине развития "вольнодумства"


"Я сначала занимался чтением политических книг... без всякого вольнодумства с одним желанием быть когда-нибудь в свое время полезным слугою государству и Отечеству... Начал я потом уж рассуждать и о том, соблюдены ли в устройстве российского правления правила политических наук... Обратил также мысли и внимание на положение народа, причем рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристокрации. К сему стали присоединяться

(и другие мысли): упадок торговли, промышленности и общего богатства, несправедливость и подкупность судов и других начальств, тягость военной службы для солдат. Тогда начал во мне возникать внутренний ропот противу правительства. ...Возвращение Бурбонского дома на французский престол и соображения мои о том... могу я назвать эпохою в моих политических мнениях. Революция, видно, не так дурна, как говорят, и, что может быть, весьма полезна... Происшествия в Неаполе, Гишпании и Португалии имели тогда большое на меня влияние. Я в них находил доказательства в непрочности монархических конституций и достаточные причины к недоверчивости и истинному согласию монархов на конституции, ими принимаемые. Сии последние соображения укрепили меня весьма сильно в республиканском и революционном образе мыслей".


II. Фрагмент из письма декабриста А.А.Бестужева к императору Николаю I, написанного в Петропавловской крепости, с обоснованием своих революционных взглядов, или, как он сам писал,"исторического хода свободомыслия в России".

"Наполеон вторгся в Россию,...и тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости; сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России... Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа."Мы проливали кровь,- говорили они,- а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили Родину от тирана, а нас опять тиранят господа". Войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали, как хорошо в чужих землях. Сравнение со своим естественно произвело вопрос, почему же не так у нас? Люди, видевшие худое и желавшие лучшего, от множества шпионов предупрежденные, стали разговаривать скрытно, и вот начало тайных обществ.

Многие губернии (в России) обнищали. Устройство непрочных дорог занимало руки трети России, а хлеб гнил на корню. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам, а угнетение дворян чувствительнее. Поведение русских дворян в этом отношении ужасно. Негры на плантациях счастливее многих помещичьих крестьян. Продавать в розницу семьи...считается ни во что. Не говорю уже о барщине и оброках, но есть изверги, которые раздают борзых щенков для выкармливания грудью крестьянкам! ...О притеснении земских чиновников можно написать книгу. Малейший распорядок свыше дает им повод к тысяче насилий и взяток. То соберут крестьян в сенокос или жатву и месяц ничего не делают. То дадут сделать и потом ломают, говоря, что это не по форме... Лихоимство проникло всюду. ...Одним словом, в казне, в судах, у губернаторов, у генерал-губернаторов, везде, где замешался интерес, кто мог, тот грабил, кто не смел, тот крал. Везде честные люди страдали, а ябедники и плуты радовались".


III. Фрагмент воспоминаний декабриста С.Муравьева-Апостола.

«Трехлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеона; последствия оной, введения представительного правления в некоторые государства; сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностью молодежью; дух времени, наконец обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства государства, - вот источники революционных мнений в России. Молодые люди, занимавшиеся сими предметами, вскоре почувствовали желание видеть в Отечестве своем представительное устройство, сообщили друг другу свои мнения, соединились единством желаний – и вот зародыш тайного общества политического. Распространение же революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей, ибо, если возбранить нельзя, чтобы общество не имело влияния на сие распространение. Справедливо также и то, что если бы мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только не родилось бы, но и родившись, не могло ни укорениться, не разрастись.

По возвращении императора в 1815 году он просил у министров месяц отдыха; потом передал почти все управление государством графу Аракчееву. Душа его была в Европе; в России же более всего он заботился об увеличении числа войск. Царь был всякий день у развода; во всех полках начались учения, и шагистика вошла в полную силу. Служба в гвардии стала для меня несносна…»


Приложение №2.


Работа с документами на уроках истории. Документы по истории России 19 и 20 веков. 11 класс. /М.Н.Чернова, В.Я.Румянцев,- М., Айрис-пресс, 2008. – 288с. – (Домашний репетитор : Подготовка к ЕГЭ).

Документы №№ 29-33 (стр. 42-48)
































Тема: «Восстание декабристов»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

1) образовательные:

- объяснить причины выступления декабристов 14 декабря 1825г.;

- рассказать о ходе восстания;

-подвести учащихся к пониманию причин поражения восстания и движения декабристов в целом;

-показать историческое значение деятельности декабристов.

2) развивающие:

- закреплять умение сравнивать, выделять общее и различное;

- развивать умение по ходу рассказа учителя выделять главное, необходимое для ответа на поставленный вопрос;

- формировать умение оценивать исторические факты с различных точек зрения;

- закреплять умение решать проблемные ситуации;

- учить формулировать свои мысли для публичного выражения и защиты своей позиции;

3) воспитывающие:

- духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание.


Основные понятия темы: междуцарствие; династический кризис, стратегия и тактика декабристов, государственный переворот, военный переворот, восстание, акт гражданского неповиновения, нравственный пример (опыт) декабристов


Оборудование и материалы: мультимедийная техника, электронное учебное пособие, учебник, мультимедийная презентация проектов.


Используемые технологии: блочно-модульное обучение, проблемное обучение, ИКТ, метод проектов, групповая деятельность, дифференцированное обучение.


Предварительная подготовка учащихся:

  1. создание группового проекта «Отчизны верные сыны»

  2. мультимедийная презентация проекта

  3. сообщение по теме «Судьба декабристов»












Тема: «Восстание декабристов»


Ход урока.


I. Проверка домашнего задания.

1) проверка заполнения таблицы «Программы декабристов» ( см. предыдущий урок) - фронтально

2) индивидуальное задание: в форме таблицы (заполняется на интерактивной доске)

сравнить программы «Северного» и «Южного общества»:

общее




различное








3) беседа:

- Какая программа была более радикальной? Более реалистичной? Обосновать свое мнение.

- Какой общественный строй должен был установиться в России в результате преобразований, предусмотренных программой?


II. Изучение нового материала

1. Восстание декабристов – объяснение учителя.

1) Перед объяснением – задание: определить причины поражения восстания декабристов.

2) План рассказа учителя:

- Планы декабристов по срокам восстания

- Междуцарствие. Династический кризис.

(Какую ситуацию в истории называют династическим кризисом? Когда еще в истории России возникал династический кризис?)

- План восстания.

- События 14 декабря 1825г. (использование фрагмента урока ЭУП)

3) беседа по поставленному вопросу

4) дискуссия по вопросу: «Какое определение больше всего, по вашему мнению, подходит для характеристики выступления декабристов: «дворцовый переворот», «государственный переворот», «военный переворот», «вооруженное восстание», «акт гражданского неповиновения»?

2. Судьба декабристов – сообщение учащегося.




3. Историческое значение движения декабристов – беседа:

1) Могло ли закончиться успехом движение декабристов?

2) Какой нравственный опыт движения декабристов актуален для нас?

3) По мнению Л.Н.Толстого «декабристы всегда интересны и вызывают самые серьезные мысли и чувства».

- Как вы понимаете эти слова писателя?

- Какие мысли и чувства декабристы вызывали у современников и потомков?

- Чем, на ваш взгляд, можно объяснить неоднозначность взглядов и мнений?


IV. Мультимедийная презентация проекта «Отчизны верные сыны»


V. Домашнее задание.

Подготовиться к тестированию по теме «Второй период правления Александра I»

Повторить &55-59.

























Конспект уроков по теме "Движение декабристов"
  • История
Описание:

В классах, где изучение истории России идет на профильном уровне, обоснованным является выделение на тему "Движение декабристов" двух учебных часов. При изучении этой темы формируются такие важные для дальнейшего понимания исторических процессов понятия как освободительное движение, мировоззрение, идеология. Пример нравственный подвига декабристов дает большие возможности для достижения личностных результатов обучения. На уроках используются различные педагогические технологии и средства обучения, включая работу с историческими документами (см.приложения к уроку), учебником, электронными учебными пособиями, мильтимедийными ресурсами, организуется проектная деятельность учащихся. 

Автор Рыхлова Надежда Леонидовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1246
Номер материала 18078
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓