Тема урока: «Породы, слагающие земную
кору».
Цель:
1. Дать понятия о горных породах,
минералах.
2.Формировать умения различать горные
породы по происхождению и внешним признакам.
Методы: словесный. наглядный Объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: коллекция горных пород.
презентация.
ХОД УРОКА.
1.Организационная часть.
2. Изучение нового.
А) Минералы и горные породы, слагающие
земную кору, очень разнообразны. Минерал - это основной элемент, из которого
состоит горная порода. существует около 3000 видов минералов. Горные породы
различают по твердости, плотности. цвету, температуре плавления. Человек
использует в строительстве ,как топливо, получает черные и цветные металлы.
Б) Учитель рассказывает сказку о
происхождении горных пород.
СКАЗКА « КАК ИВАН- ЦАРЕВИЧ КЛЮЧ ЗЕМЛИ
ИСКАЛ».
В некотором царстве, в некотором
государстве жил был царь Гвидон. Правил он долго и справедливо. Много деревьев
посадил, землю родную от врагов защищал, много книг прочитал и вырастил сына
- удалого доброго молодца Ивана-Царевича. Тяжело царю Гвидону править
царством-государством, состарился он. Да и боязно передавать трон молодому,
неопытному сыну. И решил царь испытать Ивана-Царевича. Призвал он к себе сына и
говорит: « Отправляйся, Иван –Царевич в дальние края, мир посмотреть, да себя
показать, уму набраться, доблести научиться. И отыщы ты мне ключ Земли. А
вернешься с победой, будешь царством-государством управлять». Поклонился
Иван-Царевич отцу и отправился в дальний путь. Идет он по полям и лесам,
поднимается на высокие горы, переплывает
бурные реки. Долго ли, коротко ли, дошел
Иван-Царевич до заморского царства-государства. Видит он город большой и
красивый, а над воротами надпись «Литосфера» . Прочитал Иван-Царевич мудреное
слово и призадумался?
Ребята, кто поможет Ивану-Царевичу ?
Учащиеся дают определение понятию. (литосфера – каменная оболочка Земли,
которая включает верхнюю часть мантии и земную кору).
Стал Иван-Царевич про ключ Земли
спрашивать, ему и отвечают: « Есть в нашей стране ключ Земли, но найти его не
просто. Хранится он глубоко под землей, а стережет его прекрасная царевна
Подземного царства». «А как же туда добраться?» -спрашивает Иван-Царевич.
«Нужно вырыть глубокий колодец,»-отвечают ему люди. Взял наш герой инструменты.
вышел за городские стены и начал рыть колодец.
Сначала царевичу рыть землю
было легко, породы попадались мягкие, рыхлые: песок, глина, мел, каменная соль.
Это осадочные горные породы. Они образуются только на поверхности земной коры.
А) Органические, в результате разложения остатков растений и животных,
накопившихся за миллионы лет на дне морей, озер, океанов; Б) Химические, из
водных растворов минеральных веществ. В) Обломочные, при разрушении более
твердых пород.(Слайды 2,3,4,5).
Глубже
роет колодец Иван-Царевич, тверже становятся горные породы. Попадаются ему
железняки: бурый, магнитный , руды разных металлов. Это железная руда. Руда –
от славянского «руд», что значит красный, рыжий. Эти породы образовались из
застывшей лавы, поэтому они называются магматические горные породы.(Слайд 6).
Совсем глубоко опустился
Иван-Царевич под Землю. Тяжело ему дышать, воздух горячий, тяжелый. Да и рыть
трудно, твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути. Эти
горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и
большого давления, поэтому они сильно изменены. Из одних пород образуются
другие. Песок-песчаник –кварцит – кварц; известняк- мрамор; гранит –гнейс,
графит-алмаз. Их называют метаморфическими горными породами.
Скоро дело делается, да сказка наша еще
не закончилась. Увлекся Иван-Царевич, ударил раз, ударил два, и отвалилась
огромная глыба. очутился он в большой пещере. стены ее блестят, переливаются
драгоценными камнями. Светло кругом. как днем, на полотке радуга всеми цветами
играет. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна Подземного царства.
Поклонился ей Иван-Царевич и молвил: «Здравствуй, красная девица, заморская
царица, не вели казнить, вели слово молвить!» «Здравствуй, добрый молодец! С
чем к нам пожаловал?». «Люди говорят, что скрываешь ты ключ Земли, а мне он очень
нужен. Обещал я батюшке добыть его!». «Ну, что ж, отгадаешь три мои загадки, отдам
тебе ключ!» «Загадывай», - сказал Иван-Царевич, попробую отгадать.
Учащиеся помогают отгадать
загадки.
1. Что сперва в воде родится, а потом воды
боится?(Соль)
2.Черен,как ворон, а греет, как
солнце?(Уголь)
3. Белый, как сахар, но не сладкий. Пока
руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься?(Мел)
Замечательно! Вы очень
помогли Ивану-Царевичу. Отгадал он все загадки. Прекрасная царевна ему и
говорит: « Ну что ж, гость дорогой, набрался ли ты ума –разума, много ли нового
узнал в моей стране?». «Да, много я узнал интересного в стране Литосфере, в
твоем Подземном царстве». «Вот тебе ключ Земли» , отвечает царевна. «Запомни,
только знания, как ключ, открывают любые замки и двери».
Поклонился Иван-Царевич
в пояс, поблагодарил царевну Подземного царства за науку и отправился в
обратный путь. А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему все вспомнить.
Учащиеся повторяют путь Ивана-Царевича и
составляют таблицу , а дома прочитав параграф вписывают в нее примеры горных
пород.
Учитель: сейчас я вам покажу горные
породы.
Но сказка
продолжается. Вернулся Иван-Царевич домой, в родное царство, и рассказал он
отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь Гвидон за упорство и усердие.
поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю:
«Отныне царем в государстве объявляется Иван-Царевич». Передал ему отец власть
и трон. И правил он долго и справедливо. Прославился своим умом и смекалкой. А
вам, ребята, прислал грамоту.
ГРАМОТА.
Друзья мои! Спасибо за помощь в поисках
ключа земли. желаю вам успехов в учебе, чтобы никакие тайны природы не
остались вам неизвестны.
Дома потрудитесь, прочитайте параграф,
заполните таблицу.
Желаю всем здоровья и упорства. Царь Иван.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.