Главная / Биология / Конспект урока:Иммунитет. Органы иммунной системы.

Конспект урока:Иммунитет. Органы иммунной системы.

Тема урока: Иммунитет.

Разработала: Куст И.В.– учитель биологии и химии

МБОУ Колюдовская СОШ

Задачи урока: давать определение иммунитета, называть органы иммунной системы, разъяснять суть иммунной реакции и функции клеточного и гуморального иммунитета; показать роль антител в обезвреживании антигенов; объяснять роль учёных в раскрытии сути иммунитета, изобретении вакцин и лечебных сывороток;

Формирование понимания ценности здорового образа жизни, умения использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

Актуализация знаний по теме «Внутренняя среда организма»

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Вспомним основные понятия данной темы, используя карточку тренажёр.

Работаем в парах.

Отвечают на вопросы.

Работаёт в парах: один задаёт вопрос, а другой отвечает.

Опорная схема.

Диалог.

Изучение нового материала.

Мотивация.В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание».

Что подразумеваются под «кораблями» и «гаваниями»?

Понятие «Иммунитет».

Иммунитет – способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность. Частное проявление иммунитета – невосприимчивость к инфекционным заболеванием. Способность организма находить чужеродные тела и вещества (антигены) и избавляться от них.

В процессе эволюции сформировалась иммунная система.

Органы иммунной системы.

К органам иммунной системы относятся: костный мозг, вилочковая железа, селезенка, скопления лимфоидной ткани. Иммунная система возникла с появлением многоклеточных организмов и развивалась как фактор, способствующий их выживанию. Иммунология – бионаука, изучающая защитные реакции организма, направленные на сохранение его строительной и функциональной целостности и биологической индивидуальности. Иммунология возникла как отрасль медмикробиологии в 19 веке.

Основоположниками иммунологии явились Э.Дженнер, Луи Пастер, И.И.Мечников. В дальнейшем Беринг, Ландштейнер, Эрмих и др.

Понятие об антителах.

Антитела-белки, синтезируемые в организме в ответ на присутствие антигена.

Пример: в крови появился яд-токсин. На него антителом вырабатывается антитоксин, который нейтрализует токсин, образуя комплекс - антиген-антитело.

-Антитела специфичны для определенного вида белка

-Антитела могут сохраняться в крови длительное время, и организм становится невосприимчив к заболеваниям.

Виды иммунитета

Врожденный: наследуется потомством от родителей (люди с рождения имеют в крови антитела)

Приобретённый: вырабатывается после попадания в кровь чужеродных белков, например после перенесения заболевания (корь, ветрянка)

Искусственный активный : после введения вакцины (культура ослабленных микробов или их ядов)

Искусственный пассивный: после введения лечебной сыворотки (препарат антител готовых)

- Без антидифтерийной сыворотки погибало 60-70% болевших дифтерией детей (при дифтерии поражаются слизистая горла).

- Противостолбнячная сыворотка применяется для предотвращения заболеваний при попадании в рану земли.

Какие прививки должны делать подросткам?

В нашей стране действует Национальный календарь профилактических прививок, утверждённый Министерством здравохранения РФ. Согласно этому календарю, в 13 лет девочкам проводится вакцинация против краснухи. В этом же возрасте ранее не привитые подростки проходят вакцинацию против гепатита. В 14 лет – против дифтерии, столбняка, полимеелита, туберкулёза. В 15-16 лет ревакцинация против кори, эпидемического паротита. После 17 лет от дифтерии и столбняка.

СПИД – заболевание, вызываемое вирусом ВИЧ, поражающее Т-лимфоциты, разрушающее клеточный и гуморальный иммунитет.



Предлагают варианты ответов.

(это говорится о лейкоцитах).

Какие функции они выполняют?


Сообщения учащихся: 1) И.И.Мечников открыл фагоцитоз.

Фагоциты поглощают чужеродные вещества и вызывают местную воспалительную реакцию организма, сопровождающуюся отёком, покраснением и болью.

В очаг воспаления привлекаются новые фагоциты

Поглощая чужеродные тела и поврежденные клетки, фагоциты гибнут в больших количествах, превращаясь в гной.

И.И.Мечников предложил фагоцитарную теорию иммунитета в 1863 году. Это клеточный иммунитет.

2)П.Эрлих открыл гуморальный иммунитет.

Специальные лейкоциты образуют особые белки-антитела, участвующие в обезвреживании чужеродных веществ.

Клетки, вырабатывающие антитела называются лимфоцитами.

Клетка, узнающая чужеродное тело, Т-лимфоцитом. Она передаёт информацию о чужеродном белке В-лимфоциту, который продуцирует антитела (гамма-глобулины).

Т-лимфоциты, разрушающие чужеродные и раковые клетки, называются Т-киллерами.



Сообщения: Вклад Э.Дженера и Луи Пастера в развитие учения об иммунитете.








Монологическая речь





На основе сообщений уч-ся заполняют схему:

Механизмы иммунитета:

-клеточный (фагоцитоз)

- гуморальный (образование антител)



































Монологическая речь.

Формулировка вывода из сообщения.

Закрепление

И.П.Павлов сказал: «В организме имеется «чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Про что это сказано?

Вопросы для закрепления.

1.Кто открыл явление фагоцитоза?

2.Как проявляется местная воспалительная реакция, какие клетки ответственны за неё?

3.В каком году Мечников предложил фагоцитарную теорию иммунитета?

4.Что такое Т-киллеры?

5.Что такое иммунитет?

6.От чего защищает иммунная система человека?

7.Что такое приобретенный иммунитет? Приведите примеры.

8.Кто и когда применил впервые прививки?

9.Что такое лечебные сыворотки? Какие лечебные вещества они содержат?

10.В каком случае применяется антистолбнячная сыворотка?


Отвечают, объясняют.








Творческая задача.

Фронтальная беседа.

Задание на дом

Изучить параграф

Подготовить сообщение: «Использование вакцин и лечебных сывороток в профилактике и лечении заболеваний»



Итоги урока




Рефлексия

Я узнал, что……




Конспект урока:Иммунитет. Органы иммунной системы.
  • Биология
Описание:

Иммунитет - способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

"В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней в плавание". Что подразумевают под "кораблями" и "гаваниями"?

   Иммунология - бионаука, изучающая защитные реакции организма, направленные на сохранение его строительной и функциональной целостности и биологической индивидуальности.

   В нашей стране действует Национальный календарь профилактических прививок, утверждённый Министерством здравохранения РФ.

И.П.Павлов сказал:"В организме имеется "чрезвычайная реакция", при которой организм жертвует какой - то частью для спасения целого". Про что это сказано?

Автор Куст Ирина Владимировна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 907
Номер материала 16490
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓