Тема: СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ вида 30 – 7
Педагогическая цель: создание
условий для построения алгоритма вычитания вида 30 – 7, формировать опыт
применения построенного алгоритма.
Задачи: рассмотреть
прием вычитания в случае вида: 30 – 7; закреплять изученные ранее случаи
сложения и вычитания; продолжать работу над задачами; развивать мыслительные
операции анализа, сравнения, а также наблюдательность, внимание.
Планируемые
образовательные результаты:
Личностные: принимают
и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память,
логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают:
устные приёмы сложения и вычитания чисел без перехода через десяток;
как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых
получается 10; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях
вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4; узнают: как из
двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число, будут
учиться: выполнять вычитание вида:30-7
Метапредметные: регулятивные:
формулируют учебную задачу урока на основании того,
что уже изучено, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность
и прогнозируют ее результаты; контролируют и оценивают свою деятельность и
деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия;
познавательные:
формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют
знания; анализируют, выделяя существенные признаки, сравнивают; самостоятельно
создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую
цепочку рассуждений, осознанно и произвольно строят речевое высказывание; коммуникативные:
умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают
свои мысли.
методы
и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная,
фронтальная, групповая.
Структура урок
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, ребята!
-
Начинаем наш урок математики.
-
А чтобы и наш урок был тоже добрым, улыбнитесь друг другу, подарите улыбку
окружающим.
-
Девизом нашего урока будут слова:
(Слайд 2)
Математику нельзя изучать, наблюдая, как
это делает сосед.
-
Как вы понимаете эти слова? (Высказывания детей)
-
Как мы должны работать на уроке?
-
Только совместными усилиями мы можем преодолеть трудности. А я вам в этом
помогу. И так, за работу.
II.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.
1)
- Посмотрите на числа. Что можете сказать о числах 50, 30, 90…? (Круглые)
- Что заметили интересного?
(Числа представлены в виде суммы слагаемых, одно из которых 10)(Слайд 3)
50
30
90 40 60
40
10 20 10 10 10
10
-
Представьте остальные числа по образцу
2) - Посмотрите на выражения.
Что можете сказать о выражениях
1
столбика?(Слайд 4)
36+2
76 – 4
36+20
76 – 40
45+5
48 – 6
-
Найдите значения выражений. (Записываются
ответы, если есть ошибки, объясняется способ вычислений)
-
Каким правилом воспользовались для решения выражений 1-го столбика?
-
Что можете сказать о выражениях 2-го столбика?
-
Каким правилом воспользуемся?
-
Найдите значение выражений. Трудно ли было вычислять? Почему?
(Мы знаем алгоритм сложения и вычитания таких чисел)
Задание на пробное действие.
-
Решите эти выражения (даётся 1-2минуты)
40 – 6 70 - 4
(При решении выражений возникнет у
большинства детей замешательство.Некоторые, возможно решат, их ответы записать
на доске и спросить, кто сможет объяснить и доказать, что решили верно).
- Кто не смог решить?
- Что вызнало затруднение?
(-
Не знаем как решить выражение 40-6)
- Кто решил? (Записываются ответы на
доске)
-
Кто может доказать, какой пример решен верно? Каким алгоритмом пользовались?
(
Мы не знаем алгоритма вычисления таких примеров)
-
Почему не удалось применить знакомое правило?
(В
числе 40 нет разряда единиц)
III. Постановка учебной задачи
-
Как думаете, чему же мы должны сегодня научиться? (Высказывания детей)
-
Сегодня на уроке мы должны найти способ как вычесть единицы из «круглых»
чисел. Длинное название можно заменить: «Вычитание вида 30-7»
(Слайд 5)
–Вам пригодятся те
знания, которые вы продемонстрировали сейчас. Будьте внимательны!
IV. «Открытие» новых
знаний. (Слайд 6)
Реализация построения
проекта
- Подумайте, что нам
всегда помогало на первых этапах знакомства с новым способов вычислений?
(- Моделирование с
помощью счётных палочек)
1. Практическая
работа
- Давайте попробуем
решить выражение помощи палочек.
- Положите 40 палочек?
Как вы это сделали? (4 десятка)
- Отнимите 6 палочек. (Дети самостоятельно пробуют выполнить операцию)
- Кому удалось вычесть
6? Как?
Дети
объясняют, как они вычли 6. Если будут разные способы, например, кто-то, будет
отнимать палочки из разных пучков, то найти самый удобный способ и проговорить
его:
Развязали
один десяток- это 10 единиц. Отняли 6 палочек. Осталось 4. Их прибавили к
оставшимся 3 десяткам. Получилось 34.
-Проверим
свои действия.
2) Разбор объяснения
по учебнику (с. 61)
- Рассмотрите рисунок.
Объясните как из 30-7.
- Таким ли способом
воспользовались вы? Видите, какие вы молодцы! Вы сами открыли новый способ.
-
Давайте теперь составим правило, по которому будем действовать.
-
Если из «круглого» числа надо вычесть несколько единиц, то что мы делаем….Поэтапно вывешивается на магнитной доске алгоритм:
1) Берём из уменьшаемого 1 десяток.
1дес. =10 единицам
2)
Из 10 единиц вычитаем число.
3)
Получившееся число единиц прибавляем к оставшимся десяткам.
Этот
алгоритм можно заменить схемой:
-1 д 10ед.
_
---------
V.
Первичное закрепление знаний.
1)
Решение у доски с проговариванием вслух при помощи
составленного алгоритма. (№1)
50
– 6 70 – 4 90 – 3 100 – 9
2)
Работа в парах: решение примеров №2 (1-2 столбик) с
проговариванием вслух.
VI.
Самостоятельная работа и самопроверка по эталону
1) – Решите выражения
под чертой самостоятельно.
80 – 8 100 – 7 40
– 4 70 – 2
Дополнительно( для тех,
кто быстро справится) на доске:
-
Запишите в тетрадь выражения на новый способ вычислений и только тевыражения,
значение которых найдены верно: (Слайд 7)
40-3=47
78-6=72 70-4=66 90 – 5=85
2)
Самопроверка с экрана:(Слайд 8)
80 – 8=72 40
– 4=36 70-4=66
100 – 7=93 70 –
2=68 90-5=85
3) - Оцените себя.
(Слайд 9)
- У кого всё правильно,
- У кого были ошибки?
- Кому удалось решить без
ошибок, поставьте на полях знак «+»?
- У кого были ошибки? Поставьте
знак «?» Где ошиблись? Что вызвало затруднение?
- Что необходимо сделать,
чтобы ошибок было меньше или не было совсем?
- Это довольно сложный
способ вычислений. Мы обязательно будем ещё решать такие примеры, и у вас всё
обязательно получится.
VII. Включение в систему
новых знаний и повторение
1. Решение задач
1) Устно: Пирожное
стоит 20 рублей, а булочка на 7 рублей меньше. Сколько стоит булочка?
Запись на доске:
П. – 20р.
Б. - ?, на 7 рублей
меньше
- Запишите условие.
Повторите, что известно. Какой вопрос задачи. Можем ли мы сразу ответить на
вопрос? Почему? ( Знаем сколько стоит пирожное и что булочка на 7рублей
меньше)
- Каким действием будем
решать?
Решите задачу.( 1ученик у доски – закрыто)
- Проверьте решение.
Оцените себя.
2) - Измените вопрос
задачи, чтобы она решалась сложением.
- Какой вопрос надо
поставить, чтобы задача решалась в 2 действия?
П.
– 20р.
?р.
Б. - ?, на 7 р. меньше
- Какое будет 2-е
действие?
2. Самостоятельная работа
№2 3-4 столбик (если позволяет время)
VIII.
Рефлексия учебной деятельности.
–
Какова была цель сегодняшнего урока?
–
Достигли ли цели? Докажите.
–
Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.
–
Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?
–
Над чем еще надо поработать?
–
Кто доволен своей работой на уроке?
–
Кто считает, что мог бы работать на уроке лучше?
IX.
Домашнее задание: с. 61 №4, №7 или №6, №8 – по
желанию
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.