Тема: Путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Цель урока: обобщить знания учащихся о сказках и творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
ü Развивать
навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы ;
ü развивать
память, мышление, связную речь,
ü воспитывать
любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к
творчеству А.С. Пушкина.
Оборудование: Выставка книг со сказками А.С. Пушкина, портрет поэта,
фоторепродукция
памятника А.С. Пушкину в Москве, Санкт- Петербурге, карточки для
литературной игры с
отрывками из сказок, с литературными кроссвордами
Ход урока
I.
Организационный момент
II. Актуализация
знаний
-О чём мы говорили на прошлом уроке
внеклассного чтения?
(о стихах А.С. Пушкина)
-посмотрим видеоклип. А вы должны ответить, кто
автор этих строк?
-Кто автор сказок, которые мы будем сегодня
читать?
(Сегодня мы будем читать сказки А.С. Пушкина.
Автор этих сказок
известен. Такие сказки называются авторскими, или
литературными.)
III. Постановка целей урока
- вы уже познакомились со сказками А.С.
Пушкина, знаете о том , как
придумывал свои сказки поэт. Вы знаете о том,
кто рассказывал маленькому
Саше сказки на ночь. Вас зачарует
необыкновенный язык пушкинских сказок,
их неповторимый волшебный мир.
IV. Работа по теме урока.
1.
Рассказ учителя.
Почему же люди
разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира
любят его произведения? (Сказки Пушкина интересны, там происходят разные
чудеса. Хочется сразу дочитать до конца. А стихи поэта очень красивые. Когда их
читаешь, представляешь яркие картины. Эти стихи можно петь. В детстве Саша рано
начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на
французском. А его няня Арина Родионовна, привила ему любовь к русской речи,
русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились
на всю жизнь. в холодные зимние вечера Арина Родионовна рассказывает Пушкину
сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на
полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок.
Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из
разных стран, которые вдохновляют режиссёров на создание спектаклей,
кинофильмов, мультфильмов, композиторов - на создание музыкальных произведений.
2.Рассматривание выставки книг.
Посмотрите,
скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина.
Какие сказки вы
узнали? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его
Балде», «Сказка о
мёртвой царевне...», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом
петушке». А вот и
ваши иллюстрации к сказкам. (Дети должны прочитать отрывок и показать
рисунок , а остальные должны догадаться, что это за сказка?)
Молодцы!
3.
Викторина сказок ( слайд)
Сегодня вы
приготовили выразительное чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина.
Давайте послушаем
сказки, поразмышляем над ними. Читаем начало сказки.
Сказка о царе
Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о
прекрасной царевне Лебеди.
·
Какие волшебные чудеса происходят в сказке,(Лебедь
превращается в царевну,
князь Гвидон- в муху, шмеля, комара, из воды
выходят тридцать три богатыря,
белка поёт песенки и грызёт золотые орешки, с
изумрудами и т.д.)
·
Назовите отрицательных персонажей сказки.(Ткачиха, повариха,
баба Бабариха, коршун.)
А теперь
послушаем сказку «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях.»
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
(Далее чтение отрывков из сказки учащимися.)
·
Назовите положительных героев сказки?(Царевна, королевич
Елисей, богатыри.)
·
Чьи поступки осуждает автор?(Царицы, чернавки.)
·
Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из
сказки.
(Отрывки о том, как королевич разговаривал с
солнцем, месяцем, ветром.)
·
Как зло было наказано в сказке?(Собственная злоба, ненависть
погубила царицу.)
А теперь послушаем следующую сказку.(Чтение
начала сказки .)
Сказка о рыбаке и рыбке.
·
Назовите отрицательных героев сказки.(Старуха.)
·
Боролся ли старик со злом?
Прочитайте слова об этом.(«Старик не осмелился
перечить», «не дерзнул поперёк слова молвить».)
·
Можно ли старика по праву называть положительным
героем?(Да он отпустил золотую рыбку, ничего с неё не
взял.
·
Скажите, как природа в образе моря осуждает желания
старухи и бездействие старика?(«Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее
море», «Почернело синее море», «Видит на море чёрная
буря».
·
Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого
корыта»?(Потерять всё что было. Остаться ни с чем.)
Мы могли бы ещё поговорить
о двух сказках, но близко мы с ними не знакомились. Они боле сложные для вас.
Мы их смотрели. Обсуждали. Какие это сказки?
- Сказка о попе и работнике его Работнике Балде.
·
Назовите положительного героя сказки. На какого
героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на
Ивана дурака, Емелю.)
- «Сказка о золотом петушке». Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Непонятно,
откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья
Дадона убили друг друга.) Дадон был неверен своему слову. Он не
печалился о смерти своих сыновей, забыл о них, увидев царицу. Он убил
звездочёта, хотя тот помогал ему.)
V. Закрепление
изученного.
Литературная
игра « Там чудеса...» (Класс делится на две группы.)
1. Конкурс «Волшебное средство» (дети вытягивают
из волшебного мешочка один из предметов: Зеркальце, Золотая
рыбка, Золотой петушок, яблоко)
2. Конкурс «Волшебные превращения» Задание на карточке.
В кого превратились? (Князь Гвидон – шмель, комар, муха); Лебедь – царевна; Чародей
– коршун)
3. Конкурс « Кто это ? Записано на карточках (Из какой сказки эти
имена и кому они принадлежат? (соединить название сказки с её героями: Дадон,
Елисей, Гвидон, сватья баба Бабариха, столбовая дворянка, бесёнок.
4. Конкурс Итоговый кроссворд (у каждой команды)
VII. Итог урока.
ü Какая
сказка А.С. Пушкина вам понравилась больше всего?
ü Почему?
Прошло
более двухсот лет со дня рождения поэта. Но время не властно над памятью о
поэте. Вы ещё не раз вернётесь к творчеству поэта на
уроках литературы и в этом году, и в течение всех школьных лет, и я надеюсь
всей жизни.
Приложение.
Вопросы
кроссворда:
- Как
звали няню поэта? (Арина)
- Имя
жениха молодой царевны в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»?
(Елисей)
- Чудо
предмет, говорящий всю правду? (Зеркальце)
- Фрукт,
которым отравилась молодая царевна? (Яблоко)
- Имя
царя в одной из сказок А.С. Пушкина? (Салтан)
- Исполнительница
песни «Во саду ли, в огороде»? (Белка)
- Жилище
старика со старухой? (Землянка)
- Как
звали находчивого трудолюбивого работника в одной из сказок? (Балда)
- Сказочный
персонаж, исполняющий желания? (Рыбка)
- Сторож,
извещавший об опасности? (Петух)
- Название
острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)
- Насекомое,
в которое превратился царь Гвидон в третий раз? (Шмель)
- Любимая
вещь старухи? (Корыто)
- Сколько
раз закидывал старик невод в море? (Три)
- Имя
царя в сказке «О золотом петушке»? (Дадон)
Итоговый
кроссворд
Карточка
1.
Князь Гвидон ……. –
( шмель, комар, муха);
Лебедь……… – царевна; Чародей
……….. – коршун
Карточка
№ 2
Соедини название сказки
А.С. Пушкина со сказочными героями из этой сказки.
«Сказка о попе и о
работнике его Балде» Елисей
«Сказка о мёртвой
царевне...» Дадон
«Сказка о золотом
петушке» Столбовая дворянка
«Сказка о царе
Салтане...» Сватья баба Бабариха
«Сказка о рыбаке и
рыбке» Бесёнок
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.