Жукова
Елена Борисовна
Конспект
урока внеклассного чтения
Класс
2-Б
Тема:Волшебная сила слов и поступков в
рассказах В.А. Осеевой.
Рассказ «Волшебное слово»
Цель: познакомить
учащихся с творчеством В. Осеевой ;
научить
вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать
художественное произведение, постигать его смысл, идею;
привлекать
детей к целеполаганию.
На основе выявления индивидуальных
особенностей каждого ребенка содействовать развитию его эмоционально-ценностной
сферы и индивидуальности.
Содействовать
развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления:
умением аргументировать, анализировать, обобщать. Развивать выразительное
чтение, чувство юмора.
Прививать
интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.
Способствовать
активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формирование
умения взаимодействовать с одноклассниками. - определять положительные и
отрицательные черты характера главных героев;
- личностную
позицию каждого учащегося,
навык конструктивного общения;
познания,
культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества. Содействовать
воспитанию активной жизненной позиции.
Оборудование: плакаты с
пословицами;портрет В.А.Осеевой;
карточки для работы по группам,
ноутбук,телевизор, ватман, заготовки для газеты;
выставка
книг В.Осеевой, выставка рисунков , словарь настроений для составления
характеристики героев;
рисунок
солнышка, презентация.
текст
произведения напечатан на листах для каждого ученика розового и белого ;
Формы организации
познавательной деятельности:
·
групповая,
·
индивидуальная,
·
фронтальная,
·
парная.
Методы обучения:
·
словесные, практические;
·
частично - поисковый;
·
аналитический, сравнительный.
І Духовно-эстетический
1.Орг.
момент (Слайд 1)
Доброе утро!
Придумано кем-то.
Просто и мудро при
встрече здороваться.
Доброе утро солнцу
и птицам!
Доброе утро
улыбчивым лицам!
И каждый
становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро
длиться до вечера!
- Повернитесь друг
другу лицом, улыбнитесь! Садитесь.
- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы
будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками,
внимательными слушателями
ІІ Установочно-мотивационный
Речевая разминка
1.Да
- да - да - из трубы бежит вода.
Та -
та - та - в нашем классе чистота.
Са -
са - са - под кустом сидит лиса
Жа -
жа - жа - есть иголки у ежа
Ра -
ра - ра – на уроке детвора
Кра -
кра - кра – в разговоре чистота
2.Дыхательная
гимнастика.
«В
цветочном магазине»
Сделайте
шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха 2 – 3
раза).
«Именинный торт»
На торте горят 8 свечей. Задуем пламя
воображаемых свечей так, чтобы сразу погасло. Сделать глубокий вдох носом.
Задержали дыхание. Выдох через рот. Повторить 2-3 раза.
Скороговорка: Наварила щука щей.
Угощала двух лещей.
·
Загибаем пальцы.
·
Опускаем и поднимаем поочерёдно руки.
3.Мотивация
обучающей деятельности.
Учитель:
(Слайд 2)
В
жизни по-разному можно жить –
Можно
в беде, а можно – в радости,
Вовремя
есть, вовремя пить,
Вовремя
делать гадости.
А
можно так:
На
рассвете встать –
И,
помышляя о чуде,
Рукой
обожженною солнце достать
И
подарить его людям.
(С.
Островой)
Сегодня у нас урок внеклассного чтения.
У нас праздник. Праздник встречи с книгой.
(Слайд
3)
1
ученик: В одиночестве, в покое,
Дремлют
книжные герои
На
страницах книг своих.
Пробудите
к жизни их!
Что им
маяться от скуки?
Все
герои любят труд!
Вам
друзья и карты в руки.
Пусть
герои оживут!
2
ученик: Давайте знакомые книги откроем,
И
снова пройдем от страницы к странице.
Всегда
ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться,
узнать, подружиться.
3
ученик:Ум и сердце в работу вложи,
Каждой
секундой в труде дорожи.
Пусть
книги друзьями заходят в дома.
Читайте
всю жизнь, набирайтесь ума.
Мы читаем в классе, вы самостоятельно
читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги.
·
чтобы
интересное рассказать
·
чтобы научить
своих читателей чему-то
·
заставить
задуматься над собой, своим поведением.
4.
Сообщение темы и задач урока
-
На этом уроке мы будем говорить о произведениях, которые вы прочитали дома сами
и прочитаем ещё одно произведение в классе. Проведем мы наш урок вместе с замечательной
писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой. (Слайд 4)
Работа
наша будет проходить в творческой мастерской, в которой есть группа «Артистов»,
«Поетов» , «Редакторов», «Художников оформителей»
Давайте
поближе познакомимся с замечательной писательницей- Валентиной Александровной
Осеевой и прослушаем сообщения ребят.
ІІІ
Содержательно- поисковый
Знакомство
с биографией В.Осеевой
Сообщения
учащихся
Сообщение
об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких
рассказов»
І
учащийся
Нас
заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни.
Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет
назад.. В юные годы Валентина
Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института,
но ее мечта не сбылась.
ІІ
учащийся
Она начала
трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее
призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с
“трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость
детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки,
придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница
учила детей быть добрыми, честными и благородными
ІІІ
учащийся
Она
хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные
истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что
такое хорошо и что такое плохо». Многие
рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым
человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья
бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
ІVучащийся
1. Родилась 28 апреля 1902 года.
2. Первый рассказ «Гришка».
3. Первая книга «Рыжий кот».
4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.
-
Готовясь к уроку ,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте
я его прочитаю:
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать
маленькие рассказы.
Я любила их за то, что могла читать без
помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках
девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это
очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было
научиться читать и думать»
-
Что посоветовала, автор письма?
-
Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и
поступков.
-Увидим
наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке
- И
первую заметку я помещу на нашу газету.
Мало уметь читать, надо уметь думать.(приклеить на ватман)
ІІІ
группа Мы предлагаем поместить эти сведения на
нашу газету.
Добрая,
честная, смелая и по рыцарски благородная ,так говорили о ней ее друзья.
Работа с
выставкой книг В. А.Осеевой (Слайд 5) (Слайд 6)
-Где можно взять
книги В. Осеевой? (в библиотеке)
Произведения,
которые вы читали, помещены в этих книжках, представленных на этой выставке.
Выставка рисунков.
- А какие
рассказы вы читали? («Волшебное слово», «На катке», «До первого дождя»,
«Синие листья»,
«Сыновья», «Хорошее», «Три товарища»).
Эти рассказы
читали в школе ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. И я думаю, что многим из
них эти книги очень помогли в жизни.
ІV Адаптивно-преобразующий
1.Работа по
теме урока
Осеева написала
очень много разных рассказов, главными героями которых были дети, их дела и
поступки.
Но поговорим
сегодня только о некоторых из них.
Отгадайте, героев
каких рассказов вы сейчас увидите, услышите, которых я сейчас оживлю своей
волшебной палочкой.
-Ну-ка, палочка,
взмахни и картинки оживи!
«ЖИВЫЕ
КАРТИНКИ»
Картинка
первая:
·
Все уселись за стол
·
Дели по одному,
·
Бабушка, налей нам чаю!
·
Вова глубоко вздохнул,
похлопал себя по животу
Назовите героев и
название произведения? (Миша, Вова,мама,бабушка. «Печенье».) (Слайд 7)
Картинка
вторая:
·
1.Ну что, позволил тебе
брат?
·
2.Брат-то позволил, да я
боюсь, сломаешь ты карандаш.
·
1.Я осторожненько.
·
2.Смотри, не чини, не
нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
(Разговор Лены и
Кати из рассказа «Синие листья»). (Слайд 8)
Картинка
третья:
·
Няня:Убери посуду, Юрочка
·
Юра:Убери сама - некогда
мне.
·
Юра:Вот если бы Трезорка в
колодец упал… Я бы его вытащил.
·
Собака: «Пи-и – ить…»
·
Юра:Пошел вон! Не мешай
думать!
(Няня, Юра и
Трезорка из рассказа «Хорошее»). (Слайд 9)
- Ребята, поступки
каких героев, которых я оживила, вы одобряете, а каких осуждаете?
Поделитесь
своими мыслями. Учащиеся высказывают свои мнения.
1)-Вова и Миша
были жадные и невоспитанные мальчики. Они думали только о себе
2)- Катя -
жадная девочка. Она не умеет дружить. Катя не выручила подругу в трудную
минуту.
3) - Юра мечтал о
многом… В мыслях был спасителем, защитником, а на деле не только не помогал, но
и был грубым, доставлял огорчения близким.
- Дети, которые в
«живых картинках» представляли героев произведений, показали себя хорошими
артистами. Молодцы, ребята!
Давайте
поиграем в игру «Доскажи словечко» (Слайд 10)
Цель
игры: активизация словарного запаса.
«Словарь
вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба, от слова теплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень, когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.
Если больше есть не в силах; скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь. ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Когда нас бранят за шалости, говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.
И во Франции, и в Дании, на прощание говорим ДО СВИДАНИЯ!
-Как
можно назвать эти слова?(Слова вежливости.Волшебные слова).
-Как мальчика изменило всего
лишь одно такое слово-мы узнаем, познакомившись с рассказом В.Осеевой «Волшебное
слово»
Знакомство
с рассказом «Волшебное слово»
Словарная работа.
-Прежде чем читать
рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем над трудными словами и
объясним их значение.
Чтение
трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.
Упражнение
«Эхо»
про - бор -
мо-та-ла
про-ти-вень
сняла с про-тив-ня
под-дал
стря-па-ет
Значение
незнакомых слов можно выяснить в словаре.
(Демонстрация «Толкового
словаря русских слов» Сергея Ивановича Ожегова)
Ученики экспертной
группы получили опережающее задание-найти в словаре значения слов.
Послушаем их.
Сообщения
учащихся
Пробормотала
- сказать быстро и невнятно. (Слайд 12)
Чуть
не поддал хорошенько-- чуть не ударил.
Стряпает-
готовит пищу.
Противень
– металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в
духовом шкафу.
Знакомство
с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»
·
Прослушивание
отрывка(видео презентация) (Слайд 13)
· Чтение
продолжения рассказа учащимися «жужжащее чтение»
Вопросы по осмыслению текста:
-Понравилось
вам стихотворение? Какие чувства вы испытывали при прослушивании?
–
Какое у Павлика было настроение?
Выборочное чтение
Подберите слова из
текста по иллюстрации(Презентация): (Слайд 14)
Маленький старичок с
длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
(Слайд 15) Я скажу тебе это слово. Но
помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому,
с кем говоришь…
(Слайд 16)
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе
красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка…,
пожалуйста!
Каким был Павлик до встречи со стариком?
Работа в паре.(Найти слова и подчеркуть их.)
Карточки с характеристикой Павла
Характеристика Павла
|
|
Добрый,обидчивый,злой,любящий,назойливый,
|
уважительный,непослушный,грубый,внимательный,
|
вежливый.
|
-Составление причинно-следственных связей
(технология «Кластер»)
(Слайд 17)
Как изменяется герой под влиянием мудрого совета
старика?
– Какие изменения произошли в отношениях Павлика с
родными?
– Какое волшебное слово говорил Павлик?
-Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово?
Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?
-Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с
волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?
-Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в
сквер?
- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?
-Какими
словами можно охарактеризовать Павлика после того, как он последовал совету
старика?(Презентация)Слайд 18
- Как слово может
действовать на поведение человека?
Словом можно
убить,
Словом можно
спасти,
Словом можно полки
за собой повести.
Работа по
группам.
1.Группа «
Артисты»
При помощи
пантомимы показать отрывки из рассказа. Дети угадывают.
2.Гуппа «
Поеты».
Восстановить
стихотворение.
Слова: «До
свиданья!»
«Спасибо»,
«Простите»,
«Пожалуйста»,
«Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в
парке,
В школе и дома.
Слова эти очень и
очень важны.
Они человеку как
воздух нужны.
3.Группа
«Редакторы»
Оформляет
газету «Вера Александровна Осеева- «Автор детских коротких рассказов»
4.Группа
«Художники оформители»
Из
набора слов подобрать волшебные слова и украсить солнышко на доске
Правила
работы в группе
(Слайд
20)
На
парте слова:
здравствуйте,пока,простите,спасибо,здрасьте,пожалуйста,немедленно,
извините,доброе
утро,добрый день,дай,благодарю,до свидания.
Презентация
групп.
1. «Редакторы»
2. «Артисты»
3. «Поеты»
4. «Художники
оформители» (Слайд 21)
–
Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?
Возвратимся
к теме нашего исследования: в чём волшебная сила слов и поступков.
- Волшебное, доброе слово может подбодрить
человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек
может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.
Были ли в вашей
жизни моменты, когда вам было стыдно за свои поступки? Умеете ли вы вовремя
исправиться? Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?
Много славных дел
ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми,
смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы
стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится
теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки
такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни
друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.
Если вам бывает
трудно это сделать, то пусть вам помогут герои рассказов Валентины
Александровны Осеевой.
В этом и
заключается ценность литературы, книг, которые мы читаем.
VІІ
Контрольно-рефлексивный
Рефлексия
(Слайд 22)
Упражнение
«Продолжи предложение»
1.
Было интересно …
2.
Было трудно…
3.
Я понял(а), что …
4.
Теперь я могу …
5.
Я приобрел …
6.
Я научился …
7.
У меня получилось …
8.
Меня удивило …
9.
Мне захотелось …
10.
Я бы не повторил такой ошибки, как …
Оценивание.
Домашнее
задание (Слайд 23)
Продолжаем читать о своих сверстниках
Читаем
рассказы Николая Носова
VІІІ Духовно-
эстетический
Спасибо за урок (
Слайд 24)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.