Главная / Начальные классы / Конспект урока внеклассного чтения на тему :"Волшебное слово" В.Осеева ,(2 класс)

Конспект урока внеклассного чтения на тему :"Волшебное слово" В.Осеева ,(2 класс)

Жукова Елена Борисовна

Конспект урока внеклассного чтения

Класс 2-Б


Тема:Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А. Осеевой.

Рассказ «Волшебное слово»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой ;

научить вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею;

привлекать детей к целеполаганию.

На основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его эмоционально-ценностной сферы и индивидуальности.

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.

Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формирование умения взаимодействовать с одноклассниками. - определять положительные и отрицательные черты характера главных героев;

- личностную позицию каждого учащегося,

навык конструктивного общения;

познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: плакаты с пословицами;портрет В.А.Осеевой;

карточки для работы по группам, ноутбук,телевизор, ватман, заготовки для газеты;

выставка книг В.Осеевой, выставка рисунков , словарь настроений для составления характеристики героев;

рисунок солнышка, презентация.

текст произведения напечатан на листах для каждого ученика розового и белого ;

Формы организации познавательной деятельности:

  • групповая,

  • индивидуальная,

  • фронтальная,

  • парная.

Методы обучения:

  • словесные, практические;

  • частично - поисковый;

  • аналитический, сравнительный.



І Духовно-эстетический

1.Орг. момент (Слайд 1)

Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро при встрече здороваться.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера!

- Повернитесь друг другу лицом, улыбнитесь! Садитесь.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями

ІІ Установочно-мотивационный

Речевая разминка

1.Да - да - да - из трубы бежит вода.

Та - та - та - в нашем классе чистота.

Са - са - са - под кустом сидит лиса

Жа - жа - жа - есть иголки у ежа

Ра - ра - ра – на уроке детвора

Кра - кра - кра – в разговоре чистота


2.Дыхательная гимнастика.

«В цветочном магазине»

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха 2 – 3 раза).

«Именинный торт»

На торте горят 8 свечей. Задуем пламя воображаемых свечей так, чтобы сразу погасло. Сделать глубокий вдох носом. Задержали дыхание. Выдох через рот. Повторить 2-3 раза.

Скороговорка: Наварила щука щей.

Угощала двух лещей.

  • Загибаем пальцы.

  • Опускаем и поднимаем поочерёдно руки.


3.Мотивация обучающей деятельности.


Учитель: (Слайд 2)

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)


Сегодня у нас урок внеклассного чтения. У нас праздник. Праздник встречи с книгой.

(Слайд 3)

1 ученик: В одиночестве, в покое,

Дремлют книжные герои

На страницах книг своих.

Пробудите к жизни их!

Что им маяться от скуки?

Все герои любят труд!

Вам друзья и карты в руки.

Пусть герои оживут!


2 ученик: Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.


3 ученик:Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.


Мы читаем в классе, вы самостоятельно читаете дома разные книги. А как вы думаете, зачем писатели пишут книги.

  • чтобы интересное рассказать

  • чтобы научить своих читателей чему-то

  • заставить задуматься над собой, своим поведением.


4. Сообщение темы и задач урока


- На этом уроке мы будем говорить о произведениях, которые вы прочитали дома сами и прочитаем ещё одно произведение в классе. Проведем мы наш урок вместе с замечательной писательницей, автором детских коротких рассказов В.А.Осеевой. (Слайд 4)

Работа наша будет проходить в творческой мастерской, в которой есть группа «Артистов», «Поетов» , «Редакторов», «Художников оформителей»

Давайте поближе познакомимся с замечательной писательницей- Валентиной Александровной Осеевой и прослушаем сообщения ребят.


ІІІ Содержательно- поисковый


Знакомство с биографией В.Осеевой


Сообщения учащихся


Сообщение об авторе, это материал для рубрики нашей газеты «Автор детских коротких рассказов»


І учащийся


Нас заинтересовала биография В.А.Осеевой. И нам захотелось узнать еще о ее жизни. Мы нашли материал. И вот что узнали. В.А.Осеева родилась более 100 лет назад.. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась.


ІІ учащийся

Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными


ІІІ учащийся

Она хотела, чтобы у ребят было радостное детство, и придумывала для них разные истории, сказки, стихи, игры. В своих книгах она рассказывала детям о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.


ІVучащийся 1. Родилась 28 апреля 1902 года.

2. Первый рассказ «Гришка».

3. Первая книга «Рыжий кот».

4. Сама писала пьесы, ставила их вместе с детьми.


- Готовясь к уроку ,я нашла письмо- обращение В.Осеевой к читателям, послушайте я его прочитаю:

«Дорогие ребята!

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.

Один раз мама спросила:

Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать»

- Что посоветовала, автор письма?

- Мы продолжим исследование, чтобы разгадать, в чём волшебная сила слов и поступков.

-Увидим наш общий результат –газету, которую сами и создадим на этом уроке

- И первую заметку я помещу на нашу газету.

Мало уметь читать, надо уметь думать.(приклеить на ватман)

ІІІ группа Мы предлагаем поместить эти сведения на нашу газету.

Добрая, честная, смелая и по рыцарски благородная ,так говорили о ней ее друзья.


Работа с выставкой книг В. А.Осеевой (Слайд 5) (Слайд 6)

-Где можно взять книги В. Осеевой? (в библиотеке)

Произведения, которые вы читали, помещены в этих книжках, представленных на этой выставке. Выставка рисунков.


- А какие рассказы вы читали? («Волшебное слово», «На катке», «До первого дождя»,

«Синие листья», «Сыновья», «Хорошее», «Три товарища»).


Эти рассказы читали в школе ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. И я думаю, что многим из них эти книги очень помогли в жизни.

ІV Адаптивно-преобразующий


1.Работа по теме урока


Осеева написала очень много разных рассказов, главными героями которых были дети, их дела и поступки.


Но поговорим сегодня только о некоторых из них.


Отгадайте, героев каких рассказов вы сейчас увидите, услышите, которых я сейчас оживлю своей волшебной палочкой.


-Ну-ка, палочка, взмахни и картинки оживи!


«ЖИВЫЕ КАРТИНКИ»


Картинка первая:

  • Все уселись за стол

  • Дели по одному,

  • Бабушка, налей нам чаю!

  • Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу


Назовите героев и название произведения? (Миша, Вова,мама,бабушка. «Печенье».) (Слайд 7)


Картинка вторая:

  • 1.Ну что, позволил тебе брат?

  • 2.Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.

  • 1.Я осторожненько.

  • 2.Смотри, не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.


(Разговор Лены и Кати из рассказа «Синие листья»). (Слайд 8)


Картинка третья:


  • Няня:Убери посуду, Юрочка

  • Юра:Убери сама - некогда мне.

  • Юра:Вот если бы Трезорка в колодец упал… Я бы его вытащил.

  • Собака: «Пи-и – ить…»

  • Юра:Пошел вон! Не мешай думать!


(Няня, Юра и Трезорка из рассказа «Хорошее»). (Слайд 9)


- Ребята, поступки каких героев, которых я оживила, вы одобряете, а каких осуждаете?


Поделитесь своими мыслями. Учащиеся высказывают свои мнения.


1)-Вова и Миша были жадные и невоспитанные мальчики. Они думали только о себе

2)- Катя - жадная девочка. Она не умеет дружить. Катя не выручила подругу в трудную минуту.


3) - Юра мечтал о многом… В мыслях был спасителем, защитником, а на деле не только не помогал, но и был грубым, доставлял огорчения близким.


- Дети, которые в «живых картинках» представляли героев произведений, показали себя хорошими артистами. Молодцы, ребята!



Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко» (Слайд 10)

Цель игры: активизация словарного запаса.

«Словарь вежливых слов»

Растает даже ледяная глыба, от слова теплого СПАСИБО.

Зазеленеет старый пень, когда услышит: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Если больше есть не в силах; скажем маме мы: СПАСИБО.

Мальчик, вежливый и развитый, говорит, встречаясь. ЗДРАВСТВУЙТЕ.

Когда нас бранят за шалости, говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

И во Франции, и в Дании, на прощание говорим ДО СВИДАНИЯ!


-Как можно назвать эти слова?(Слова вежливости.Волшебные слова).

-Как мальчика изменило всего лишь одно такое слово-мы узнаем, познакомившись с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»


Знакомство с рассказом «Волшебное слово»



Словарная работа.

-Прежде чем читать рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» мы поработаем над трудными словами и объясним их значение.

Чтение трудных слов по слогам и целым словом, объяснение их значений.

Упражнение «Эхо»

про - бор - мо-та-ла

про-ти-вень

сняла с про-тив-ня

под-дал

стря-па-ет


Значение незнакомых слов можно выяснить в словаре.

(Демонстрация «Толкового словаря русских слов» Сергея Ивановича Ожегова)

Ученики экспертной группы получили опережающее задание-найти в словаре значения слов.

Послушаем их.




Сообщения учащихся

Пробормотала - сказать быстро и невнятно. (Слайд 12)


Чуть не поддал хорошенько-- чуть не ударил.

Стряпает- готовит пищу.

Противень – металлический лист с загнутыми краями для жарения, печения в духовом шкафу.


Знакомство с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»


  • Прослушивание отрывка(видео презентация) (Слайд 13)


  • Чтение продолжения рассказа учащимися «жужжащее чтение»



Вопросы по осмыслению текста:

-Понравилось вам стихотворение? Какие чувства вы испытывали при прослушивании?

Какое у Павлика было настроение?


Выборочное чтение

Подберите слова из текста по иллюстрации(Презентация): (Слайд 14)

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

Картинка 34 из 232





(Слайд 15) Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь…hello_html_4de7b79c.jpg







(Слайд 16)

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:Картинка 9 из 232

- Дай мне кусочек пирожка…, пожалуйста!

















Каким был Павлик до встречи со стариком?

Работа в паре.(Найти слова и подчеркуть их.)

Карточки с характеристикой Павла

Характеристика Павла


Добрый,обидчивый,злой,любящий,назойливый,

уважительный,непослушный,грубый,внимательный,

вежливый.























-Составление причинно-следственных связей (технология «Кластер»)











(Слайд 17)

hello_html_636db16d.png



Как изменяется герой под влиянием мудрого совета старика?

Какие изменения произошли в отношениях Павлика с родными?

Какое волшебное слово говорил Павлик?

-Что чувствовал Павлик, когда говорил волшебное слово? Как нужно говорить слово «пожалуйста», чтобы оно стало волшебным?

-Что чувствовали люди, к которым обращался Павлик с волшебным словом. Почему они выполняли его просьбы?


-Что хотел сказать Павлик старику, когда он прибежал в сквер?

- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?














-Какими словами можно охарактеризовать Павлика после того, как он последовал совету старика?(Презентация)Слайд 18



hello_html_70944f53.png



- Как слово может действовать на поведение человека?

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.


Работа по группам.


1.Группа « Артисты»

При помощи пантомимы показать отрывки из рассказа. Дети угадывают.














2.Гуппа « Поеты».

Восстановить стихотворение.


Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке,

В школе и дома.

Слова: «До свиданья!»

«Спасибо», «Простите»,

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

«Пожалуйста», «Здравствуйте»-

Щедро дарите!





Слова: «До свиданья!»

«Спасибо», «Простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте»-

Щедро дарите!

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе, в парке,

В школе и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.



3.Группа «Редакторы»

Оформляет газету «Вера Александровна Осеева- «Автор детских коротких рассказов»


4.Группа «Художники оформители»

Из набора слов подобрать волшебные слова и украсить солнышко на доске



Правила работы в группе

(Слайд 20)

hello_html_3909c69e.png





На парте слова: здравствуйте,пока,простите,спасибо,здрасьте,пожалуйста,немедленно,

извините,доброе утро,добрый день,дай,благодарю,до свидания.


Презентация групп.

  1. «Редакторы»

  2. «Артисты»

  3. «Поеты»

  4. «Художники оформители» (Слайд 21)


Считаете ли вы, что слова могут изменить отношения между людьми?

Возвратимся к теме нашего исследования: в чём волшебная сила слов и поступков.

- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет улучшить наше настроение. Каждый человек может выразить свое доброе отношение к людям при помощи определенных слов.

Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было стыдно за свои поступки? Умеете ли вы вовремя исправиться? Или своевременно попросить прощение, если вы кого-нибудь обидели?


Много славных дел ждёт вас, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Для того, чтобы стать вежливыми, нужно пользоваться «волшебными» словами, от которых становится теплее, радостнее. Но не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям. Надо стараться всегда и во всём быть полезными людям.


Если вам бывает трудно это сделать, то пусть вам помогут герои рассказов Валентины Александровны Осеевой.


В этом и заключается ценность литературы, книг, которые мы читаем.





VІІ Контрольно-рефлексивный


Рефлексия (Слайд 22)


Упражнение «Продолжи предложение»


  1. Было интересно …

  2. Было трудно…

  3. Я понял(а), что …

  4. Теперь я могу …

  5. Я приобрел …

  6. Я научился …

  7. У меня получилось …

  8. Меня удивило …

  9. Мне захотелось …

10. Я бы не повторил такой ошибки, как …

Оценивание.

Домашнее задание (Слайд 23)

Продолжаем читать о своих сверстниках

Читаем

рассказы Николая Носова


VІІІ Духовно- эстетический


Спасибо за урок ( Слайд 24)












16


Конспект урока внеклассного чтения на тему :"Волшебное слово" В.Осеева ,(2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока внеклассного чтения
Класс 2
  Тема:Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А. Осеевой. 
Рассказ «Волшебное слово»

 

 Конспект урока внеклассного чтения

Класс 2-Б   

 

 Тема:Волшебная сила слов и поступков в рассказах В.А. Осеевой.

Рассказ «Волшебное слово»

Цель:познакомить учащихся с творчеством В. Осеевой ;

научить вдумываться в текст при чтении, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею;

привлекать детей к целеполаганию.

На основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его эмоционально-ценностной сферы и индивидуальности.

Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, обобщать. Развивать выразительное чтение, чувство юмора.          

Прививать интерес к книге, к слову. Воспитывать бережное отношение к книгам.

Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа), формирование умения взаимодействовать с одноклассниками. - определять положительные  и отрицательные черты характера    главных героев;                

- личностную позицию каждого учащегося,

навык конструктивного общения;

            

познания, культуры поведения, чувства взаимопомощи и товарищества. Содействовать воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: плакаты с пословицами;портрет В.А.Осеевой;

 карточки для работы по группам, ноутбук,телевизор, ватман, заготовки для газеты;

выставка книг В.Осеевой, выставка рисунков , словарь настроений для составления характеристики героев;

рисунок солнышка,  презентация.

текст произведения  напечатан на листах для каждого ученика розового и белого ;

Формы организации познавательной деятельности:

·       групповая,

·       индивидуальная,

·       фронтальная,

·       парная.

Методы обучения:

·        словесные, практические;

·        частично - поисковый;

·         аналитический, сравнительный.

Автор Жукова Елена Борисовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2680
Номер материала 30968
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓