Сценарий
урока русского языка. Тема: «Что такое обращение?»
УМК
«Перспективная начальная школа» 2 а класс
Учитель:
Василькова Л.Е.
Цели
деятельности учителя.
Когнитивная
область (познавательная):
- Обеспечить осознание и
усвоение понятия
«обращение». Ввести
понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их интонацией
и пунктуационно
Воспитательные
область:
- Формирование
культуры труда учащихся
- Привитие
интереса к русскому языку
- Формирование
веры в свои силы
- Нравственное
воспитание истинных ценностей
Психомоторная
область:
- Развивать
логическое мышление, воображение, внимание, орфографическую зоркость,
вычислительные навыки
- Учить
формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, планировать
свою деятельность, рационально расходовать время на уроке
- Формировать
адекватную самооценку
- Формировать
умение работать самостоятельно, осуществлять самоконтроль.
Аффективная область (эмоционально-ценностная):
- Проявить
самостоятельность, стремление к сотрудничеству в процессе выполнения
разноуровневых заданий
- Воспитывать
интерес к русскому языку, культуру умственного труда
Планируемые
результаты (предметные):
·
Научатся
применять обращение в устной речи и выделять знаками в письменной речи;
применять правила орфографии
Формирование
УУД:
регулятивные - принимают
и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют
различные способы поиска, сбора, обработки, анализа организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные – умеют излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, принимают
другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные – осознают свои
возможности в учении. Способны адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Проявляют
самостоятельность, стремление к сотрудничеству в процессе выполнения
разноуровневых заданий;
Основная идея урока:
учиться применять обращение в устной речи
и выделять знаками в письменной речи; стремление к сотрудничеству и
взаимопомощи в процессе работы на уроке
Основные понятия урока:
Обращение, просьба, общение
Логика развития урока как целостной
структуры:
- Организационный
момент. Мотивация.
- Актуализация
знаний
- Самоопределение
к деятельности. Постановка учебной задачи..
- Открытие
нового знания.
- Физкультминутка.
- Самостоятельная
фронтальная работа с самопроверкой по эталону..
- Работа
в группах. Практическое закрепление в самостоятельной работе полученных
выводов
- Воспитательная
беседа.
- Подведение
итогов
- Рефлексия.
- Домашнее
задание;
Способ реализации поставленных целей:
- Беседа;
- Работа
с учебником;
- Учебный
диалог;
- Самостоятельная
работа.
- Работа
в группах
Основные компоненты развивающей среды:
Персональный
компьютер, мультимедиа проектор, карточки для работы в группах, учебник
Каленчук М.Л , Малаховская О.В, Чуракова Н.А. Русский язык 2класс часть2,
М.:
Академкнига/Учебник, 2011
Методическая
проблема:
активизация
познавательной деятельности учащихся с помощью информационных и мультимедийных
технологий
Звучит
песня «Если с другом вышел в путь»
автор
текста М.Танич, музыка В.Шаинского
I.Организационный
момент. Мотивация.
Учитель: Как вы
думаете, почему сейчас прозвучал отрывок именно из этой песенки? (Ребята поют о
дружбе, о том, что с трудностями лучше справляться вместе. Там. Где трудно
одному, справлюсь вместе с вами . Где чего-то не пойму. Разберём с друзьями.)-
Как вы понимаете эти слова? Вы с ними согласны?
- Так давайте
сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
- Итак, не будем
терять время и перейдем к работе.
II.Актуализация
знаний
Учитель:
Откройте
тетради, запишите число, название работы. Слайд № 2
Какие
слова здесь спрятались?
Об/ ще/ ра /
ние ба/ прось
Правильно просьба, обращение
Как вы понимаете
первое слово? ( когда мы о чём-то просим)
Как вы понимаете
второе слово? (когда к кому-то обращаемся)
-Где мы
можем посмотреть значение непонятных нам слов? В каком словаре? ( в толковом)
Слава, ты
работал дома с листом мудрости, прочти, что у тебя получилось
Слава:
Лист мудрости.
Я работал со
словом просьба.
По словарю
В.И.Даля:
- ПРОСИТЬ, прашивать
чего у кого; кого о чём – склонять к исполнению своих желаний, молить,
ублажать, убеждать исполнить что или согласиться на что – либо; кучиться,
докучать добиваться в чём-нибудь чьего-либо согласия.
Проситься
куда
- отпрашиваться, просить увольнения.
Просьба – письмо,
установленного складу, иногда на гербовой бумаге, иск. Жалоба, изъявленье нужд
своих, подаваемое лицу или месту.
По словарю С.И.Ожегова
- ПРОСИТЬ, прошу,
просишь;
1.кого - что, кого
- чего, о ком – чём. Обращаться к кому-нибудь с просьбой о чём-нибудь.
2. кого - что, за
кого - что, о ком – чём. Хлопотать, вступаться за кого-нибудь.
3.кого – что.
Приглашать, звать.
Лиза, ты тоже
работала дома с «листом мудрости»
Лист мудрости. Я выясняла значение
слова «обращение»
По словарю В.И.Даля - такого слова
нет
По словарю С.И.Ожегова слово
«обращение» имеет несколько значений.
1.Направиться к кому – нибудь,
чему-нибудь с просьбой за помощью и т.п. или отнестись к кому – нибудь с
какими-нибудь словами, речью
2.Призыв, речь или просьба,
обращённые к кому, чему – нибудь. Например, обращение к народу.
3.Процесс обмена, оборота, участие
в употреблении. Например, обращение товаров.
4.В грамматике: слово, или
группа слов, которыми называют того, к кому обращаются с речью.
Учитель:
Спасибо,
ребята.
-Как вы думаете,
какова тема урока? (Мы будем говорить о предложениях,
где к кому-нибудь
обращаются.)
-Откройте
содержание учебника на странице 4. Найдите тему, над которой работали на
предыдущем уроке. (Как делаются слова. Что такое суффикс.)
-Прочитайте
название темы следующей за ней.(Что такое обращение)
-Подтвердилось
наше предположение? Поделитесь, над чем будем работать на уроке? Какие задачи ставим
перед собой?( открыть новое, посмотреть чему научились, проверить свои знания).
III.Самоопределение
к деятельности. Постановка учебной задачи.
Прочитайте
вполголоса предложения: Слайд №3
Чебурашка, подойди
к Гене.
Дорогой Чебурашка,
подойди к Гене.
Чебурашка подошёл
к Гене.
С разной ли
интонацией вы их читаете? (интонация разная)
Прочитайте ещё раз
и проследите за собой.
Где вы голосом
выделяете слово Чебурашка? (голосом выделяем, слово «Чебурашка» в первом
предложении и словосочетание «дорогой Чебурашка» во втором предложении.)
-Где не выделяете?
(В третьем предложении не выделяем голосом слово «Чебурашка»)
В каком
предложении что-то сообщается, а в каком предложении к Чебурашке обращаются?
Верно. Значит в
первом предложении Слово Чебурашка – это обращение.
Во втором
предложении слова Дорогой Чебурашка – это обращение.
А в третьем
предложении никто ни к кому с речью не обращается. В этом предложении… Кто
догадался?
Илюша- в этом
предложении просто сообщается, что Чебурашка подошёл к Гене.
Учитель- Молодцы!
Спишите
предложение , где к Чебурашке обращаются, чтобы он подошёл
Какое предложение вы записали? (Мы записали предложение «Чебурашка,
подойди к Гене.»
Подчеркните слово
«Чебурашка».
IV.Открытие
нового знания.
Работа с
учебником
Учитель: - откройте
учебник на с.54
-Настя, прочитай
предложения.
Кто-то может быть
уже догадался, что такое обращение?(Разные предположения)
-А сейчас
вы все будете исследователями. Изучите плакат Летучей Мыши
-Что вы узнали? (узнали,
что слова, обозначающие того, к кому обращаются, называются обращением.)
-В каком из
этих двух предложениий есть обращение?(в предложении Миша, подойди к
Маше.)
-Почему вы
так решили? (В этом предложении обращаются к Мише. Ещё стоит запятая, а мы
узнали из плаката Летучей Мыши, что обращение на письме показывают при помощи
запятых.)
Учитель:
Работаем
по учебнику с.55
-Ребята,
понаблюдайте и скажите, в каком случае при обращении ставится одна запятая?
-А в каком –
обращение с двух сторон выделяется запятыми?
Настя:
-Если
обращение стоит вначале предложения, то после него ставится запятая.
- Если обращение стоит в конце
предложения, то перед ним ставится запятая.
- Если обращение стоит в середине
предложения, то оно с двух сторон выделяется запятыми.
Учитель:
- Ребята!
Все согласны с Настей?
Выполняем
следующее задание по учебнику. Сравните начало двух записок:
1.Маша, позвони
мне обязательно.
2.Маша! Позвони
мне обязательно!
-Объясните, какое
слово в каждой из них является обращением.
-В каком случае
обращение нужно читать с большим чувством?
-Какие знаки выделяют
обращение в первом и во втором случаях?
Слава:
-В этих предложениях обращением
является слово «Маша». Во второй записке обращение нужно читать с особым
чувством, поэтому ставим не запятую, а восклицательный знак.
V.Физкультминутка
(приложение)
VI.Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
Учитель:
- Откройте
учебник на странице 56, упражнение 61. Прочитайте стихотворение Э. Мошковской.
Чего не хватает в тексте? Почему вы так считаете? (Здесь есть обращения, а
на письме их надо выделять с помощью знаков.)
-Спишите текст
правильно, учитывая, что в нём много обращений.
Проверяем. Как
устно вы будете показывать обращения в тексте?
(Устно обращения
выделяются с помощью интонации.)
Слайд № 6
Проверяем работу. Поднимите руку те, кто расставил все знаки препинания
правильно. Сколько запятых было пропущено? ( 7 ). Молодцы.
Как будем
показывать письменно, что в тексте есть обращение? Что такое обращение?
VII. Работа в
группах.
У каждой подгруппы лежит цветной листочек
с заданием.
1подгруппа -фиолетовая
2подгруппа-жёлтая
3подгруппа-зелёная
4подгруппа- красная
5подгруппа-синяя
Учитель: Ребята,
давайте вспомним начало урока. О чём нам пели дети в своей песенке? (Они пели о
дружбе, о том, что с трудностями лучше справляться вместе. Там. Где трудно
одному, можно справиться вместе . Где не понятно, можно разобрать с друзьями.)
-Как мы будем
выполнять задания? (помогать тому, кто затрудняется.)
Молодцы!
Приступаем к работе.
Слайды № №7-11.
Проверяем работу.
VIII. Итоги урока.
Рефлексия деятельности.
итоговая
рефлексии задаёт ученик ( по просьбе учителя…):
Ø
Что
мы хотели выяснить на уроке?
Ø
Что
нам удалось узнать?
Ø
Мы
ответили на поставленный вопрос?
Ø
Что
было самым важным на уроке?
Ø
Кто
хочет кого-нибудь похвалить?
Учитель: Какое
задание вызвало наибольший интерес. Почему?
-О каких
новых
понятиях
вам
рассказали «листы мудрости»?
Выставление
оценок.
IX. Домашнее
задание. Учебник
стр.58, упр.63, по желанию найти в детских книжках примеры обращений, уметь
объяснить постановку знаков препинания.
Технологическая карта
урока/занятия
Предмет
|
Русский язык
|
Класс
|
2 «А»
|
Тип урока/занятия
|
Урок первичного
предъявления новых знаний.
|
Технология
построения урока/занятия
|
Технология коллективного
способа обучения.
|
Тема
|
Что такое обращение?
|
Цель
|
Ввести понятие
«обращение», учить находить в тексте обращения и выделять их интонацией и
пунктуационно.
|
Основные
термины, понятия
|
Обращение, просьба,
общение, интонация
|
Планируемый результат:
научатся применять обращение в устной речи и выделять знаками в письменной
речи, применять правила орфографии.
|
Предметные умения
|
Личностные
УУД:Формирование
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; осознают свои
возможности в учении. Способны адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Проявляют
самостоятельность, стремление к сотрудничеству в процессе выполнения заданий
в группах.
Регулятивные
УУД:
Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Взаимоконтроль и самоконтроль.
Познавательные УУД: используют различные
способы сбора, обработки, анализа информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Коммуникативные
УУД:
Умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, принимают
другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
|
Организация
пространства фронтальная, групповая, индивидуальная работа
|
Формы
работы
|
Ресурсы
|
Фронтальная
Работа
в группах
Индивидуальная
|
Работа
с учебником и слайдами презентации
Дифференцированные
задания каждой группе с учётом индивидуальных особенностей обучающихся,
входящих в группу
Опережающее
домашнее задание (работа с листами мудрости),
|
|
|
|
Дидактические задачи этапов
урока/занятия
Этапы урока
|
Дидактические задачи
|
Организационный
(этап мотивации)
|
Подготовка учащихся к
работе на уроке: формирование положительной мотивации, создание условий для
возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную
деятельность.
|
Актуализация опорных
знаний и умений
|
Активизация мыслительных
операций и познавательной деятельности. Приемы повторения системы
опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и
достаточных для восприятия нового материала обучающимися..
|
Самоопределение к
деятельности. Постановка учебной задачи
|
Обеспечениеучебно-познавательного
интереса к новому учебному материалу. Приемы привлечения
внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления
(выражаются в речи детей)
|
Формулирование проблемы,
планирование деятельности
|
Создание условий для
формулировки цели урока и постановки учебных задач.
|
Открытие нового знания
|
Выполнение упражнений по
образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложений
Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте
изучения.
|
Первичная проверка
понимания
|
Установление правильности
и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных
представлений, их коррекция.
|
Контроль за процессом и
результатом учебной деятельности школьников
Применение новых знаний
|
Обучение способам
контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и
исправлять ошибки, определять степень успешности
Проявляется в устных
высказываниях детей и в результатах письменных работ.
|
Рефлексия учебной
деятельности
|
Подведение итогов
совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание,
изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную
деятельность), достижение поставленной цели
|
Технология изучения
Этапы
урока
|
Формируемые
умения
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Организационный
|
Метапредметные
(УУД): формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному
материалу.
Регулятивные:
планирование учебного сотрудничества
Коммуникативные:Слушать
товарищей
|
Сформировать
положительную мотивацию, прослушивание фрагмента песенки «Если с другом вышел
в путь» активизировать познавательную деятельность учащихся.
Заслушать опережающее
домашнее задание по «Листам мудрости»
|
Настроиться на
положительную мотивацию.
Участвовать в обсуждении
отрывка из песни.
Быть уверенными, что если
и возникнут на уроке трудности, их можно преодолеть всем вместе.
|
Актуализация
знаний
|
Метапредметные
(УУД):
познавательные:
искать, получать и использовать информацию, читать и слушать, извлекая нужную
информацию
регулятивные:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
коммуникативные:
осознавать речь как способ устного и письменного общения людей.
|
Организовать приемы повторения
системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и
достаточных для восприятия нового материала обучающимися.
|
Повторяют опорные
понятия и ранее усвоенные учебные действия
|
Постановка
учебной задачи, самоопределение к деятельности.
|
Предметные:
Формировать представление об обращении, вырабатывать умение находить
обращение в тексте, умение выделять обращение в устной и письменной форме.
Метапредметные
(УУД):
Познавательные:Активизация
познавательной деятельности.
Регулятивные:Формулирование
и удержание учебной задачи
коммуникативные:Взаимоконтроль.
|
Сообщить
тему и основные цели урока.
|
Обучающиеся воспринимают
цели и задачи предстоящей работы
|
Открытие нового знания
|
Предметные:
Метапредметные
(УУД)
Регулятивные:
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция-
внесение
необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата.
Познавательные:
общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
логические
подведение под понятие выведение следствий,
построение
логической цепи рассуждений
|
Организовать работу по
учебнику на с.54-55
1.изучить плакат летучей
мыши
2.применить правило на
практике
|
Работают
устно, закрепляют умение находить в тексте обращения, учатся выделять их на
письме и в устной речи.
|
Применение нового знания Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предметные:
Метапредметные
(УУД)
Регулятивные: планирование-определение
последовательности и промежуточных целей с учётом
конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
Познавательные:
общеучебные:
осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания в устной и
письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
-планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
управление
поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий:
1)взаимодействие
2)сотрудничество
|
Планирует приемы и формы
работы, обеспечивающие активность и самостоятельность мышления учащихся
Формирует
умения применять полученные знания, через отработку навыков.
|
Учащиеся слушают друг
друга, дополняют ответы, исправляют ошибки. Выполняют упражнения.
|
Работа в группах
|
Метапредметные
(УУД)
Регулятивные: планирование-определение
последовательности и промежуточных целей с учётом
конечного
результата; составление плана и последовательности действий
Коммуникативные:
-планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
управление
поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка его действий:
1)взаимодействие
2)сотрудничество
|
Организует работу в
группах.
Раздаёт задания.
Следит за работой в
группах.
|
Распределяют роли .
Соблюдают правила работы
в группах.
Оказывают помощь друг
другу, выполняя задание
|
Рефлексия
учебной деятельности
|
Метапредметные
(УУД):
регулятивные:Умение
выделять то, что уже усвоено и то, что еще надо усвоить
коммуникативные:
умение слушать собеседника.
личностные:
высказывают своё мнение, свою позицию
|
Придаёт
уроку логическую завершенность.
|
Анализируют
полученные знания. Оценивают свою работу на уроке.
|
Приложение
Фиолетовая карточка (слайд №7)
1.Спиши текст по законам стиха. Подчеркни все
трудные случаи написания слов. Поставь где надо знаки препинания.
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое!
(К.Чуковский)
|
Жёлтая карточка (слайд №8)
1.Спиши
текст по законам стиха. Подчеркни все трудные случаи написания слов. Поставь
где надо знаки препинания.
Отчего ж я не девчонка
Я бы маме так помог
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты сынок!»
(Э.Успенский)
|
Зелёная карточка (слайд №9)
1.Спиши
текст по законам стиха. Подчеркни все трудные случаи написания слов. Поставь
где надо знаки препинания.
Плачет серый воробей:
«Выйди солнышко скорей!
Нам без солнышка обидно-
В поле зёрнышка не видно!»
(К. Чуковский)
|
Красная карточка (слайд 10)
1.Спиши
текст по законам стиха. Подчеркни все трудные случаи написания слов. Поставь
где надо знаки препинания.
Ровно неделю потом
Из реки
Вещи вытаскивали
Рыбаки
И говорили:
Послушай чудак
Ты кто угодно, но не рыбак.
(Э.Успенский)
|
Синяя карточка (слайд 11)
1.Спиши текст по законам стиха. Подчеркни все
трудные случаи написания слов. Поставь где надо знаки препинания.
«Эй вы звери выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
(К. Чуковский)
|
Правила работы в группе
1.Работать сообща.
2.Уметь выслушать друг друга не перебивая,
внимательно
3.Уметь распределить обязанности между
собой
4.Уметь договориться, помочь друг другу
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.