Главная / Начальные классы / Конспект урока В мире камня Окружающий мир 2 класс УМК Планета знаний

Конспект урока В мире камня Окружающий мир 2 класс УМК Планета знаний

План-конспект урока

Автор: Барышникова С.Б.

Предмет: «Окружающий мир» (УМК «Планета знаний» авторы Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова).

Раздел: «Природа вокруг нас».

Тема: «В мире камня».

Цели урока:

  • познакомить с горными породами и минералами;

  • показать разностороннее применение камня в жизни человека;

  • показать межпредметные взаимосвязи между объектами живой и неживой природы;

  • воспитывать ответственное отношение к объектам природы;

  • развивать творческие воображение учащихся способность воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Оборудование:

коллекция природных материалов, коллекция ювелирных украшений, карта России, атласы,

компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Наблюдение за погодой.

3.Проверка домашнего задания.

4.Изучение нового материала:

а) вступительное слово:

В давние времена Уральские горы называли «Каменный пояс», а пойти за Уральские горы, считалось пойти за Камень.

б) сообщение темы урока - показ презентации «В мире камня» с комментированием педагога;

«Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Еще много тысяч лет назад камень использовался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна злаков в муку, разглаживать кожи. Блестящими цветными камнями человек издавна любил украшать себя.

Камень был надежным оружием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал ускользающую добычу. Однако далеко не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, чтобы быть использованным для изготовления оружия или украшения. Поэтому люди искали, отбирали нужные им камни, запоминали их внешние признаки, давали им названия. В настоящее время люди знают очень много о камнях: об их происхождении, свойствах и способах их использования. Изучением камней занимается наука — геология».

б) практическая работа «Знакомство с коллекцией камней» (раздаточный материал; медиапоказ образцов камней);

в) работа с учебником: выборочное чтение описания внешнего вида камней и использования их человеком.

г) практическая работа «Как разрушаются горы» (интерактивный показ опыта)

1.Вступительная беседа:

- Ребята, а как вы думаете, горы могут разрушаться?

Ведь горы состоят из камней, которые очень прочны. Когда хотят построить прочный дом, мост или памятник, то их делают из камня. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят как ни в чём не бывало. Каменные горы и подавно кажутся вечными: стоят они огромные и неподвижные и будут стоять всегда.

Но это не так. Как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны. Горы постепенно, хотя и очень медленно разрушаются.

Как же и отчего это происходит?

2. Из истории:

В одной старой книжке описывается такой случай. Лежал в лесу огромный камень. Строили в лесу дорогу, и понадобилось камень убрать. Он был так велик и тяжёл, что его нельзя было ни поднять, ни увезти.

Один крестьянин взялся убрать камень и развёл вокруг огромный костёр. Когда камень накалился, крестьянин стал поливать его холодной водой. Потом опять развёл костёр и опять облил раскалённую глыбу водой. Когда он проделал несколько раз, камень раскололся на куски. Приехал тогда крестьянин с телегой и в несколько дней перевёз обломки.

  1. Создание проблемной ситуации:

Отчего раскололся камень?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим опыт.

Опыт.

Накалим кусочек гранита в пламени и бросим его в стакан с холодной водой.

Через 1-2 минуту вынем кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустим в холодную воду. Проведём ещё раз нагревание и охлаждение гранита.

Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части.

4.Вывод: это произошло оттого, что при нагревании частички гранита расширялись, а при охлаждении сжимались. Одни частички расширяются больше, а другие меньше. Связи между ними нарушаются, и гранит становится непрочным.

Гранит от сильного нагревания и от быстрого охлаждения теряет свою прочность и разрушается.

А что же в природе будет нагревать и охлаждать горы?


5.Гипотеза: А что же потом происходит с обломками камней через много-много лет?


д) установление межпредметных связей по использованию камня:

- Упоминание о свойствах камня встречается также и в литературе, наглядно подтверждая и раскрывая его интересные качества.

Игра «Что бы это значило?»

Задание: раскрыть значение выражений.

  • «Камень преткновения»

  • «Краеугольный камень»

  • «Держать камень за пазухой»

  • «Камня на камне не останется»

  • «Философский камень»

  • «Время собирать камни»

  • «Бросить камень в мой огород»

  • «Камни вопиют»

  • «Тяжкий камень на сердце».

5. Закрепление изученного материала:

а) викторина «Загадки хозяйки Медной горы» (с использование медиапроектора);

Цель: определить по описанию внешнего вида и применению название камня.

1.Желтоватый камень, стукнув два таких камешка, можно высечь искры.

2. Камень с красными разводами, широко применяется при отделочных работах и в изготовлении сувениров.

3. Камень состоит из разных по размеру зёрен, бывает серого, тёмно-красного цвета, очень прочный, красивый, используется в строительстве.

4. Чёрный, блестящий камень, хорошо горит, выделяя много тепла, используют как топливо.

5. Камень белого цвета, используют в школе учителя и дети.

6. Этот «белый камень» можно растворить в воде, используют в пищу, в давние времена стоил дороже золота.

7.Лёгкий, светло-коричневый камень, похож на губку, но твёрдый и шершавый, как тёрка, плавает в воде, используется как гигиеническое средство, а также для шлифовки и полировки различных предметов.

8.Окаменевшая смола древних хвойных деревьев, чаще золотисто-жёлтого цвета, используется для изготовления украшений.

9. Камень имеет окраску зелёного цвета, рисунок напоминает густо-зелёные листья растений, используется для изготовления украшений и для внутренней отделки помещений.

б) знакомство с гороскопом камней «Камни вашего созвездия» (с использование медиапроектора);

П.П.Бажов в своих сказах рассказал, что «велика сила природных камней». Давайте познакомимся с таблицей камней и определим свои камни.

КАМНИ ВАШЕГО СОЗВЕЗДИЯ.

Знак зодиака

Дата

Камни по древним и современным источникам.

Овен

 

21.03 -- 20.04

Сердолик, аметист, оникс, сардоникс, алмаз, родонит, горный хрусталь.

Телец

21.04 -- 20.05

Опал, агат, гиацинт, берилл, карнеол, белый коралл, бирюза, сапфир.

Близнецы

21.05 -- 20.06

Хризопраз, аметист, хризолит, родонит, тигровый глаз,

берилл.

Рак

21.06 -- 20.07

Авантюрин, топаз, аметист, изумруд, халцедон, лунный камень, жемчуг.

Лев

20.07 -- 22.08

Обсидиан, агат, яшма, рубин , гиацинт , лунный камень , змеевик .

Дева

23.08 -- 22.09

Нефрит, яшма, горный хрусталь, халцедон, гранат, гиацинт, изумруд.

Весы

23.09 -- 22.10

Лазурит, сердолик, яшма, родонит, опал, горный хрусталь, турмалин, цитрин, топаз.

Скорпион

23.10 -- 21.11

Яшма, сапфир, кровавик ( гематит ), аквамарин, агат, дымчатый кварц, тигровый глаз.

Стрелец

22.11 -- 21.12

Агат, бирюза, аметист, топаз, хризолит, оникс, чароит, изумруд.

Козерог

22.12 -- 20.01

Малахит, гранат, шпинель, халцедон, хризопраз, агат, кошачий глаз, рубин

Водолей

21.01 -- 18.02

Халцедон, лазурит, топаз, обсидиан, яшма, змеевик, соколиный глаз.

Рыбы

19.02 -- 20.03

Аметист, александрит, красный коралл, хромдиопсид, сердолик, лунный камень.


в) практическая работа «Юный исследователь» (с использование медиапроектора);

Цель: познакомиться с предметом искусства и определить, какие камни были использованы при его создании.

г) работа по группам с опорой на карточку:

План рассказа о камне.

  • Название камня.

  • Описание внешнего вида.

  • Свойства камня.

  • Использование камня человеком (строительство, украшение, хозяйственные нужды)?

  • Где можно встретить залежи данного камня?

  • В каких художественных произведениях можно встретить описание или изделия из данного камня?

6. Домашнее задание. Понаблюдать и подготовить сообщение об использовании камней в вашей семье: дом, украшения, упоминание о камне в речи родителей, использование в игре, наличие исторических и природных объектов в городе, районе и т.д.

7. Итог урока. Что нового и интересного вы узнали на уроке?

В каких областях жизни человека применяется камень?


Конспект урока В мире камня Окружающий мир 2 класс УМК Планета знаний
  • Начальные классы
Описание:

Раздел: «Природа вокруг нас».

Тема: «В мире камня».

Цели и задачи урока:

  • познакомить с горными породами и минералами;
  • показать разностороннее применение камня в жизни человека;
  • показать межпредметные взаимосвязи между объектами живой и неживой природы;
  • воспитывать ответственное отношение к объектам природы;
  • развивать творческие воображение учащихся способность воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Оборудование:

коллекция природных материалов, коллекция ювелирных украшений, карта России, атласы, компьютер, медиапроектор, экран.

Автор Барышникова Светлана Борисовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4509
Номер материала 40524
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓