Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока В мире камня Окружающий мир 2 класс УМК Планета знаний

Конспект урока В мире камня Окружающий мир 2 класс УМК Планета знаний

Скачать материал

План-конспект урока

Автор: Барышникова С.Б.

Предмет: «Окружающий  мир» (УМК «Планета знаний» авторы Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапова).

Раздел: «Природа вокруг нас».

Тема: «В мире камня».

Цели урока:

  • познакомить с горными породами и минералами;
  • показать разностороннее применение камня в жизни человека;
  • показать межпредметные взаимосвязи между объектами живой и неживой природы;
  • воспитывать ответственное отношение к объектам природы;
  • развивать творческие воображение учащихся способность воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Оборудование:

коллекция природных материалов, коллекция ювелирных украшений, карта России, атласы,

компьютер, медиапроектор, экран.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Наблюдение за погодой.

3.Проверка домашнего задания.

4.Изучение нового материала:

а) вступительное слово:

В давние времена Уральские горы называли «Каменный пояс», а пойти за Уральские горы, считалось пойти за Камень. 

 б) сообщение темы урока -  показ презентации «В мире камня» с комментированием педагога;

              «Камень с незапамятных времен прочно вошел в жизнь человека. Еще много тысяч лет назад камень использо­вался как орудие труда. Острыми камнями расчленяли на части туши убитых зверей. Камнем можно было растирать зерна зла­ков в муку, разглаживать кожи. Блестящими цветными камня­ми человек издавна любил украшать себя.

              Камень был надежным оружием обороны и нападения: удачно брошенный камень поражал врага и настигал усколь­зающую добычу. Однако далеко не каждый камень обладает нужными свойствами, например, твердостью или красотой, что­бы быть использованным для изготовления оружия или укра­шения. Поэтому люди искали, отбирали нужные им камни, за­поминали их внешние признаки, давали им названия. В настоящее время люди знают очень много о камнях: об их про­исхождении, свойствах и способах их использования. Изучени­ем камней занимается наука — геология».

б) практическая работа «Знакомство с коллекцией камней» (раздаточный материал; медиапоказ образцов камней);

      в) работа с учебником: выборочное чтение описания внешнего вида камней и использования их человеком.

     г) практическая  работа «Как разрушаются горы» (интерактивный показ опыта)

1.Вступительная беседа:

          - Ребята, а как вы думаете, горы могут разрушаться?

             Ведь горы состоят из камней, которые очень прочны. Когда хотят построить прочный дом, мост или памятник, то их делают из камня. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются и умирают, а постройки, сделанные из камней, стоят как ни в чём не бывало. Каменные горы и подавно кажутся вечными: стоят они огромные и неподвижные и будут стоять всегда.

              Но это не так. Как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны. Горы постепенно, хотя и очень медленно разрушаются.

             Как же и отчего это происходит?

2. Из истории:

             В одной старой книжке описывается такой случай. Лежал в лесу огромный камень. Строили в лесу дорогу, и понадобилось камень убрать. Он был так велик и тяжёл, что его нельзя было ни поднять, ни увезти.

             Один крестьянин взялся убрать камень и развёл вокруг огромный костёр. Когда камень накалился, крестьянин стал поливать его холодной водой. Потом опять развёл костёр и опять облил раскалённую глыбу водой. Когда он проделал несколько раз, камень раскололся на куски. Приехал тогда крестьянин с телегой и  в несколько дней перевёз обломки.

3.                  Создание проблемной ситуации:

Отчего раскололся камень?

       Чтобы ответить  на этот вопрос, посмотрим опыт.

Опыт.

         Накалим кусочек гранита в пламени и бросим его в стакан с холодной водой.

          Через 1-2 минуту вынем кусочек из воды, снова нагрейте  его и опять опустим в холодную воду. Проведём ещё раз нагревание и охлаждение гранита.

          Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части.

       4.Вывод: это произошло оттого, что при нагревании частички гранита расширялись, а при охлаждении сжимались. Одни частички расширяются больше, а другие меньше. Связи между ними нарушаются, и гранит становится непрочным.

        Гранит от сильного нагревания и от быстрого охлаждения теряет свою прочность и разрушается.

А что же в природе будет нагревать и охлаждать  горы?

 

5.Гипотеза: А что же потом происходит с обломками камней через много-много лет?

 

д) установление межпредметных связей по использованию камня:

- Упоминание о свойствах камня встречается также и в литературе, наглядно подтверждая и раскрывая его интересные качества.

 Игра «Что бы это значило?»

Задание: раскрыть значение выражений.

ü  «Камень преткновения»

ü  «Краеугольный камень»

ü  «Держать камень за пазухой»

ü  «Камня на камне не останется»

ü  «Философский камень»

ü  «Время собирать камни»

ü  «Бросить камень в мой огород»

ü  «Камни вопиют»

ü  «Тяжкий камень на сердце».

5. Закрепление изученного материала:

а) викторина «Загадки хозяйки Медной горы» (с использование медиапроектора);

Цель: определить по описанию внешнего вида и применению название камня.

1.Желтоватый камень, стукнув два таких камешка, можно высечь искры.

2. Камень с красными разводами, широко применяется при отделочных работах и в изготовлении сувениров.

3. Камень состоит из разных по размеру зёрен, бывает серого, тёмно-красного цвета, очень прочный, красивый, используется в строительстве.

4. Чёрный, блестящий камень, хорошо горит, выделяя много тепла, используют как топливо.

5. Камень белого цвета, используют в школе учителя и дети.

6. Этот «белый камень» можно растворить в воде, используют в пищу, в давние времена стоил дороже золота.

7.Лёгкий, светло-коричневый камень, похож на губку, но твёрдый и шершавый, как тёрка, плавает в воде, используется как гигиеническое средство, а также для шлифовки и полировки различных предметов.

8.Окаменевшая смола древних хвойных деревьев, чаще золотисто-жёлтого цвета, используется для изготовления украшений.

9. Камень имеет окраску зелёного цвета, рисунок напоминает густо-зелёные листья растений, используется для изготовления украшений и  для внутренней отделки помещений.

б) знакомство с гороскопом камней «Камни вашего созвездия» (с использование медиапроектора);

     П.П.Бажов в своих сказах рассказал, что «велика сила природных камней». Давайте познакомимся с таблицей камней и определим свои камни.

 КАМНИ    ВАШЕГО    СОЗВЕЗДИЯ.

Знак зодиака

Дата

Камни  по  древним  и  современным  источникам.

Овен

 

21.03 -- 20.04

Сердолик, аметист, оникс, сардоникс, алмаз, родонит, горный  хрусталь.

Телец

21.04 -- 20.05

Опал, агат, гиацинт, берилл, карнеол, белый  коралл, бирюза, сапфир.   

Близнецы

21.05 -- 20.06

Хризопраз, аметист, хризолит, родонит, тигровый  глаз,

берилл.

Рак

21.06 -- 20.07

Авантюрин, топаз, аметист, изумруд, халцедон, лунный камень, жемчуг.

Лев

20.07 -- 22.08

Обсидиан, агат, яшма, рубин , гиацинт , лунный  камень  ,  змеевик  .

Дева

23.08 -- 22.09

Нефрит, яшма, горный  хрусталь, халцедон, гранат,  гиацинт, изумруд.

Весы

23.09 -- 22.10

Лазурит, сердолик, яшма, родонит, опал, горный  хрусталь, турмалин, цитрин, топаз. 

Скорпион

23.10 -- 21.11

Яшма, сапфир, кровавик ( гематит ), аквамарин, агат, дымчатый  кварц, тигровый  глаз.  

Стрелец

22.11 -- 21.12

Агат, бирюза, аметист, топаз, хризолит, оникс, чароит, изумруд.

Козерог

22.12 -- 20.01

Малахит, гранат, шпинель, халцедон, хризопраз, агат, кошачий  глаз, рубин

Водолей

21.01 -- 18.02

Халцедон, лазурит, топаз, обсидиан, яшма, змеевик, соколиный  глаз.

Рыбы

19.02 -- 20.03

Аметист, александрит, красный  коралл, хромдиопсид, сердолик, лунный  камень.

 

в) практическая работа «Юный исследователь» (с использование медиапроектора);

Цель: познакомиться с предметом искусства и определить, какие камни были использованы при его создании.

     г) работа по группам с опорой на карточку: 

План рассказа о камне.

  • Название камня.
  • Описание внешнего вида.
  • Свойства камня.
  •  Использование камня человеком (строительство, украшение, хозяйственные нужды)?
  • Где можно встретить залежи данного камня?
  • В каких художественных произведениях  можно встретить описание или изделия из данного камня?

6. Домашнее задание. Понаблюдать и подготовить сообщение об использовании камней в вашей семье: дом, украшения, упоминание о камне в речи родителей, использование в игре, наличие исторических и природных объектов в городе, районе и т.д.

7. Итог  урока. Что нового и интересного вы узнали на уроке?

В каких областях жизни человека применяется камень?

        

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока В мире камня Окружающий мир 2 класс УМК Планета знаний"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Раздел: «Природа вокруг нас».

Тема: «В мире камня».

Цели и задачи урока:

  • познакомить с горными породами и минералами;
  • показать разностороннее применение камня в жизни человека;
  • показать межпредметные взаимосвязи между объектами живой и неживой природы;
  • воспитывать ответственное отношение к объектам природы;
  • развивать творческие воображение учащихся способность воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Оборудование:

коллекция природных материалов, коллекция ювелирных украшений, карта России, атласы, компьютер, медиапроектор, экран.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 247 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1113
    • DOCX 21.8 кбайт
    • 13 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Барышникова Светлана Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 10252
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 436 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами: от концепции к реализации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека