Главная / Технология / Конспект урока в 8(9) классе "Формула выбора профессии. Профессиональные и жизненные планы"

Конспект урока в 8(9) классе "Формула выбора профессии. Профессиональные и жизненные планы"

-1-

9 класс. Раздел «Профессиональное самоопределение»

Тема урока:

«Формула выбора профессии. Профессиональные и жизненные планы»

Цели:

образовательная – обобщить и систематизировать знания по разделу «Профессиональное самоопределение» и применить их на практике;

развивающая – формировать умения выявлять и предвидеть проблемы, связанные с определением дальнейшего профессионального пути;

воспитательная – формировать умения работать в коллективе, справедливо оценивать вклад каждого учащегося в выполнение общего задания;

Задачи урока:

  1. закрепить знания по разделу «Профессиональное самоопределение»;

  2. научить составлять профессиональный план;

  3. провести игру «Угадай профессию»;

  4. провести игру «Назови профессию»;

  5. провести игру «Самая-самая».

Тип урока: обобщающий интегрированный с элементами игры.

Методы: беседа, диспут, самостоятельная работа.

Дидактическое обеспечение:

  1. Таблица «Формула выбора профессии»

  2. ИК «Личный профессиональный план»

  3. Схемы «Пути профессиональной подготовки», «Мир профессий».

  4. Тетрадь учащихся «Дневник профессионального самоопределения»

Опорные понятия: профессиональный план, профессиональная проба, профессиональная карьера.

Содержание и структура урока.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Отметка отсутствующих.

Сегодня у нас необычный урок – урок обобщения и систематизации знаний. На уроке присутствует психолог. Ребята, как вы думаете, почему на нашем итоговом уроке присутствует психолог? Потому что для правильного выбора дальнейшего профессионального пути нужно знать не только правила выбора профессии, но и важно учитывать психологические качества личности.

Прежде чем перейти к теме урока вспомним классификацию профессий, для этого проведем игровую разминку. Я предлагаю разделиться на команды (что повышает активность учащихся).

Игра «Назови профессию».

На доске написаны буквы: К, Р, Ф, П.

Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы.

К Р Ф П

Контролёр Редактор Фрезеровщик Пилот

Киноартист Радист Фотограф Пекарь

Крановщик Рентгенолог Фармацевт Печник

Кондитер Репортёр Фотомодель Повар

Панченко С.В.

-2-

Кондуктор Фтизиатор Полевод

Каменщик

Игра «Самая-самая».

Назовите профессии:

1. Самая зелёная (садовод, лесник, цветовод …).

2. Самая сладкая ( кондитер, кулинар …).

3. Самая денежная (банкир, бизнесмен, профессиональные спортсмены …).

4. Самая смешная (клоун, пародист …).

5. Самая общительная (комментатор, журналист, экскурсовод …).

6. Самая детская (воспитатель, учитель, педиатр, няня …).

7. Самая серьёзная (сапёр, хирург, политик, разведчик …).

Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, дизайнером, полярником. Основная масса выпускников скорее всего выберет самую обыденную профессию. Давайте выясним, что влияет на наш выбор?

Учитель называет тему урока и предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цели урока. Структура урока в виде технологической карты дана в приложении № 1.

2. Изучение нового материала.

Учитель технологии.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. После окончания неполной средней общеобразовательной школы каждому из вас предстоит решить, куда пойти учиться, где продолжить свое образование? От продуманного выбора зависит будущая судьба. Не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы и составлены без учета своих способностей и возможных препятствий. Что такое жизненные планы? О чем вы мечтаете? Какие цели ставите перед собой? Жизненный план – представление человека о желаемом образе жизни человека и путях его достижения(запись в тетради). А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать определение профессионального плана. Профессиональный план – обоснованное представление об избираемой области деятельности, о способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста(запись в тетради). На столах перед вами лежат личностные профессиональные планы. Что должно быть отражено в профессиональном плане? Ученики предлагают варианты содержания плана. Совместно с учениками приходим к единому правильному варианту содержания профессионального плана (запись в тетради).

  1. Главная цель.

  2. Свои возможности для достижения этой цели: интересы, склонности и способности, состояние здоровья.

  3. Пути и средства достижения цели (в каких учебных заведениях можно получить нужное образование).

Панченко С.В.

-3-

  1. Трудности и препятствия.

  2. Самовоспитание – программа формирования психологически-важных качеств и укрепления здоровья.

Успешно составленный профессиональный план – фундамент будущей профессиональной карьеры. Карьера – быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды,

благополучия (например: получение более высокого разряда или категории).

Многое из того, что мы делаем дома, в школе, в кругу сверстников, содержит в себе «элементы», частички той или иной профессиональной деятельности. Упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранной деятельности. Лучше всего, если выбирающий профессию будет «примерять» себя к различным видам трудовой деятельности, производить как можно больше профессиональных проб, и только после этого выбирать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально.

Профессиональная проба – непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии. Назовите примеры профессиональных проб лично у вас и у ваших одноклассников.

Психолог называет типичные ошибки при выборе профессии.

1.Незнание мира профессий (классификации профессий и требования к профессиям).

2. Незнание себя (своего внутреннего мира – интересы, склонности, состояние здоровья, темперамента).

3. Незнание правил выбора профессии.

Что это за правила? Давайте подумаем и назовем правила любого выбора.

Правила любого выбора (платья). Ученики называют варианты.

  1. Назначение – куда надену.

  2. Нравится или нет.

  3. Подходит по размеру (примерка).

  4. Подходит по цене.

Как эти правила соотнести к выбору профессии? Ученики совместно с учителем формулируют правила выбора профессии.

Правила выбора профессии.

  1. Знать мир профессий, требования к профессии.

  2. Знать свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья.

  3. Примерить на себя – нужна обществу, востребована на рынке труда, доступна и посильна, приносит радость и удовлетворение.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашей школы.


Врач Учитель Юрист

Гуманность Любовь к детям Честность

Тактичность Гуманность Порядочность

Интуиция Образованность Эрудированность

Ответственность Терпение Тактичность

Панченко С.В.

-4-

Сила воли Находчивость Ответственность

Образованность Воспитанность Интуиция

Милосердие Коммуникабельность Ответственность

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию.

Игра «Угадай профессию».

Учитель перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают

профессию.

Физическая подготовка Физическая подготовка

Дисциплина Смелость

Решительность Знание психологии

Находчивость Находчивость

Самосовершенствование Выдержка

Собранность Самосовершенствование

Ответственность Собранность

Отвага Решительность

Патриотизм Воображение

Знание техники и оружия Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) (КЛОУН)

Профессиональный план можно представить схематично в виде 3-х составляющих: «хочу», «могу», «надо». Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» обуславливает сознательность выбора профессии.


Научная формула выбора профессии.


hello_html_m2f28267f.gifhello_html_m10d6c687.gif


Интересы и Физиологические

склонности и психические

«Хочу» возможности

hello_html_m1bdcc634.gif «Могу»




«Надо»

Потребность рынка

труда





3. Практическая работа.

Составление личного профессионального плана.

Панченко С.В.


-5-

По результатам диагностирования – методик ДДО, «Карты интересов», тестов Айзенка и «ПГО» каждый ученик составляет личный профессиональный план. Сведения о профессиональной подготовке вы можете получить из справочника «Куда пойти учится?» В плане указать какое учебное заведение вы выбираете, условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины. Ученик получает квалифицированную помощь учителя технологии в выборе учебного заведения. Психолог помогает ученикам определить индивидуально – типические качества личности по результатам ранее проведенных диагностик.

В приложении дан план личностного профессионального самоопределения, составленный ученицей Долговой Ниной (с согласия учащейся).


4. Подведение итогов урока.

Для закрепления знаний об изученном разделе «Профессиональное самоопределение» учащимся предлагается решить несколько кроссвордов по выбору. В приложении № 2 даны кроссворды. Учитель проверяет планы учеников, отмечает хорошо продуманные и полные планы, выставляет оценки. Профессиональный план Долговой Нины представляет собой научно- обоснованный и продуманный план дальнейшего профессионального пути. Он отвечает требованиям профессионального плана и содержит все его разделы (приложение № 3). Учитель предлагает учащимся выполнить по желанию творческий проект по профессиональному самоопределению «Мой выбор».





Литература:

1.В. Д. Симоненко «Семейная экономика», М. 2000.

2. В. Д. Симоненко «Технология» 9 кл. Брянск 2000.

3. Сборник «Новое в мире профессий» 2000.

4.Справочник «Куда пойти учиться» 2004-2006.




















Панченко С.В.

-6-

Приложение № 1.


Технологическая карта.

Тема: Формула выбора профессии, профессиональные и жизненные планы.

Этапы реализации технологии

Задачи

Содержание учебного материала

Формы организации обучения

Методы обучения

Обратная связь и измерители

Время, мин.

Организация начала занятия

Подготовить учащихся к работе

Готовность класса и средств обучения

Групповая, фронтальная

Словесный, наглядно-

иллюстративный

Сосредоточение внимания, быстрое включение учащихся в деловой ритм

2

Подготовка к основному этапу, воспроизведение опорных знаний

Выявление пробелов в знаниях и их коррекция

Игра «Назови профессию», «Самая-самая»

Групповая

Мини-игра, проблемно-

поисковый

Ответы на вопросы, обсуждение

10

Изучение нового материала, усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысление и первичное запоминание знаний

Основные понятия: профессио-

нальный план, карьера, профессио-

нальная проба, правила выбора профессии, научная формула выбора профессии

Фронтальная

Словесно-

наглядный, проблемно-

поисковый

Внимание, запись в тетради, участие в беседе, обсуждение

20

Первичная проверка понимания

Установ-

ление

правильности и осознанности усвоения нового материала

Игра «Угадай профессию»

Групповая

Словесный и проблемно-поисковый

Ответы на вопросы, обсуждение

8

Закрепление знаний

Установ-

ление

правильности и осознанности усвоения нового материала

Практическая работа

«Составление личного профессионального плана», решение кроссвордов

Индивидуальная

Практический

Ученик:

самостоятельное выполнение задания, требующего применения знаний.

Учитель:

наблюдение за работой, исправление недочётов

35

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

Проверка правильности выполнения практической работы учащимися

Индивидуальная

Словесный, практический

Получение достоверной информации о достижениях учащимися планируемых результатов обучения

10


Панченко С.В.

Подведение итогов занятия

Анализ и оценка успешности достижения цели

Самооценка учащихся, оценка учителя

Самостоятельная, фронтальная

Словесный

Адекватность самооценки учащихся, оценки учителя реальным результатам обучения

5

-7-



Приложение № 2.

Кроссворды.


1




Т











2



Р










3


У












4

Д










  1. Профессия типа «человек – человек», связанная с высокой моральной ответственностью.

  2. Профессия типа «человек – природа», требующая от специалистов глубоких знаний и высокого уровня квалификации.

  3. Распространённая профессия типа «человек – знаковая система».

  4. Профессия типа «человек – художественный образ».






1



О







2











3














  1. Изыскательские профессии: цель труда - …….

  2. Гностические профессии: цель труда - ………

  3. Преобразующие профессии: цель труда - ……





Панченко С.В

-8-

Приложение № 3.

Результаты диагностики Долговой Нины.

В первоначальном исследовании склонностей и профессиональных интересов был использован опросник ДДО.


П

Т

Ч

З

Х

1а +

2а +

3а +

4а +

5б +


6б +


7а +



8б +


9а +


10а



10б +


11а

11б +

12а +

12б

13а +

13б

14а

14б +

15а

15б +

16а


16б +


17а +


17б

18а


18б +


19а +


19б


20а



20б +


1

4

5

2

8


Полученные данные говорят о высоком уровне склонностей к типу профессий «Ч – Х», в которых необходимо проявить своё творчество, художественный вкус и воображение.

Для уточнения области интересов была проведена методика «Карта интересов».


1 +

2

3 +

4

5

6 +

7 +

8 +

9

10

11+

12

13++

14+

15

16

17+

18

19

20+

21+

22

23+

24

25

26++

27++

28

29+

30

31+

32

33

34+

35+

36

37+

38

39

40++

41++

42

43+

44

45+

46

47++

48+

49++

50++

51+

52++

53+

54++

55++

56+

57+

58

59+

60

61+

62

63+

64+

65+

66

67++

68+

69++

70+

71+

72

73+

74

75

76

77+

78

79+

80

81+

82++

83++

84++

5

0

6

0

3

4

7

4

5

2

5

9

12

5

0

5

0

5

3

1

0

2

0

4

0

0

0

2


Наибольший интерес представляют области – обслуживающий труд – 9

баллов и искусство – 12 баллов.

Для определения индивидуально-типических особенностей личности

Панченко С.В.

-9-

проводим методику Г. Айзенка и «КОС». Результаты были таковыми:


Э (+)

И (-)

Н (+)

1+

6-

2+

3+

33-

5-

9-

51-

7-

11+

55+

10+

14+

59+

13-

17+


15+

19+


18-

22-


21+

25+


23-

27+


26+

30-


29-

35+


31-

38+


34+

41-


37-

43+


39+

46-


42+

49+


45-

53+


47-

57-


50+



52-



54-



56-



58+



60+

13

3

11


Л (+)

Л (-)

8-

4+

16-

12+

24-

20+

28-

32-

36-

40-

44-

48+

0

2

hello_html_m484bd3f9.gif


М 24 Х





И 12 Э

hello_html_m40744f4b.gifhello_html_mdff27ec.gif12 24





Ф С

По методике Айзенка испытуемый эмоционально устойчив, характеризуется отличной адаптацией, склонностью к лидерству. Экстраверт – общительный, импульсивный, вспыльчивый. Тип темперамента – сангвиник. Ему присущи деловые качества: инициативность, предприимчивость, наблюдательность и сообразительность.




Панченко С.В.

-10-


Методика «КОС»


1 +

+

2 –

+

3 –

4 –

5 +

+

6 +

+

7 –

8 –

9 +

+

10 +

+

11 –

12 –

13 +

+

14 –

+

15 –

16 +

17 –

+

18 +

+

19 –

20 –

21 +

+

22 +

+

23 –

24 –

25 +

+

26 +

+

27 –

28 –

29 +

+

30 +

+

31 –

32 +

33 –

+

34 +

+

35 –

36 –

37 +

+

38 +

+

39 –

40 –


Результаты: Кком = 0,9

Корг = 0,8

говорят о высоких коммуникативных и организаторских способностях.

Для уточнения профессиональной направленности был проведён опросник «ОПГ», который позволяет судить о степени готовности к успешной деятельности в определённой профессиональной среде, конкретизировать профессию.



1

2

3


1

2

3


1

2

3


1

2

3


1

2

3

1

2

2

0

2

1

1

0

3

1

2

0

4

1

2

2

5

2

2

0

6

1

2

0

7

1

1

0

8

1

2

0

9

2

2

2

10

2

1

0

11

1

2

1

12

1

2

1

13

0

2

0

14

2

2

2

15

2

2

0

16

2

2

2

17

1

2

0

18

1

2

1

19

2

2

2

20

1

1

0

21

1

2

2

22

0

2

0

23

2

2

0

24

2

2

2

25

2

2

0

26

1

2

0

27

0

2

0

28

0

2

0

29

0

2

0

30

2

2

0

31

1

2

0

32

2

2

1

33

0

2

0

34

1

2

1

35

2

2

1

36

1

2

0

37

2

2

2

38

1

2

0

39

2

2

2

40

1

2

0

41

1

2

1

42

1

2

1

43

0

2

0

44

2

2

2

45

2

2

2

46

1

2

1

47

1

2

0

48

1

2

0

49

2

2

2

50

1

2

1


Результаты методики позволяют определить общую направленность на тип профессии «Ч – Х» (общая сумма баллов составляет 53).

Из списка профессий выбираем:

9 – дизайнер

14 – скульптор

Панченко С.В.


-11-

19 – артист, композитор

39 – модельер, парикмахер

44 – художник

49 – искусствовед

На основе проведённой диагностики можно сделать научно-обоснованный вывод, что по всем показателям подходит профессия модельера, художника, дизайнера.


План личностного профессионального самоопределения

Долговой Нины.

I. Мои интересы, склонности.

1) предмет труда: Ч – Х (человек – художественный образ).

Профессия – дизайнер.

требования к специалисту – художественные способности,

воображение.

2) интересы и склонности по КИ

область интересов – искусство, труд.

успешная учебная и внеклассная деятельность – художественная

школа, кружок «Рукодельница», шахматный кружок.

3) смежные профессии, дополнительный вариант – технолог

швейных изделий, конструктор.

II. Мои возможности.

1) тип темперамента – холерик.

2) способности – художественные.

3) уровень знаний – отличные.

4) медицинские противопоказания – зрение, удовлетворительное.

5) материальные возможности семьи – удовлетворительные.

III. Основные качества.

1) эмоционально-волевые – эмоциональная устойчивость,

коммуникабельность, внимательность.

2) деловые – целеустремлённость (довожу дело до конца),

ответственность, инициативность (самостоятельно принимаю

решения).

3) моторные (двигательные) – высокие.

4) моральные качества – высокие.

IV. Психические процессы.

1) внимание – устойчивость, концентрация распределения.

2) мышление – гибкое, наглядно-образное.

Панченко С.В.

-12-

3) тип памяти – оперативная.

V. Что я делаю для развития в себе этих качеств

с помощью специальных тренировок и упражнений занимаюсь в

шахматном кружке, участия в мероприятиях школы и района,

научно-практических конференциях.

VI. Сведения о профессиональной подготовке.

1) пути получения профессии – ОГИС (Омский государственный

институт сервиса), ОГПУ (Омский государственный университет),

Сибирский профессиональный педагогический колледж, Омский

педагогический колледж № 3, Омский строительный техникум.

2) условия поступления – экзамены: композиция, живопись,

рисунок, русский язык (сочинение).

3) продолжительность обучения – в ОГИС – 5 лет.

4) основные изучаемые дисциплины – живопись, рисунок,

композиция, химия, русский язык.

5) квалификация выпуска учебного заведения – дизайнер одежды.

VII. Спрос на профессию в районе, области – низкий.

VIII. Моя ближайшая перспектива – поступление в 10 класс

в профильный гуманитарный класс.






























Панченко С.В.

hello_html_3ae266fd.png

Конспект урока в 8(9) классе "Формула выбора профессии. Профессиональные и жизненные планы"
  • Технология
Описание:

Конспект урока по технологии содержит план урока и  методическое описание. Данная разработка может использоваться не только на уроке технологии, но и на внеурочных занятиях в старших классах. Урок представлен в форме игры, что повышает интерес и мотивацию обучающихся к изучению данного раздела. Урок является обобщающим, интегрированным (совместно с психологом). По результатам диагностирования – методик ДДО, «Карты интересов», тестов Айзенка и «ПГО» каждый ученик составляет личный профессиональный план.  Ученик получает квалифицированную помощь учителя технологии в выборе учебного заведения. Психолог помогает ученикам определить индивидуально – типические качества личности по результатам ранее проведенных диагностик.


 

Автор Панченко Светлана Вячеславовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 5139
Номер материала 45961
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓