Главная / Обществознание / Конспект урока в 9 классе по теме:"Уголовное право. Преступление и ответственность по уголовному праву."

Конспект урока в 9 классе по теме:"Уголовное право. Преступление и ответственность по уголовному праву."

МКОУ Татевская СОШ имени С.А.Рачинского















Урок по обществознанию

9 класс

Тема: Уголовное право. Преступление и ответственность по уголовному праву.























Из опыта работ

учителя обществознания

II категории Волковой А.И.

Цель:

  • Расширить и углубить представление учащихся об уголовном праве и видах уголовной ответственности;

  • Уяснить сущность и соотношение понятий преступление, преступность;

  • Уметь соотносить конкретный казус с видом правонарушений;

  • Выразить свое отношение к необходимости законов.

Задачи:

  • Развить представление о сущности уголовного права;

  • Расширить представления о принципе неотвратимости наказаний за преступление;

  • Умение определять вид юридической нормы;

  • Рассмотреть основные виды преступлений.

Оборудование: тесты, карточки, УК РФ.

Основные понятия: уголовное право, УКРФ, преступление, преступность, ответственность, уголовная ответственность.

План занятия:

Проверка домашнего задания (тест для контроля и оценивания знаний учащихся)

  1. Объявление темы, цели и хода урока;

  2. Новый материал

  1. Беседа с учащимися;

  2. Выполнение заданий учащимися;

  1. Тестовые задания для закрепления новой темы;

  2. Подведение итогов занятия

  3. Домашнее задание


Ход урока

  1. Организационный момент;

  2. Контроль домашнего задания (см. приложение 1);

  3. Изучение нового материала.

  • Объяснения учителя:

На прошлом уроке мы изучали с вами административное право, а сегодня более подробно изучим уголовное право.

Уголовное право- это отрасль права, которая формирует понятия преступления, устанавливает круг преступлений. Вид и размер наказаний за них, а также занимается самыми общественно опасными правонарушениями – преступлениями.

Нормы уголовного права закреплены в уголовном кодексу страны (УК РФ).

Государственная Дума приняла его 24 мая 1996 года; а вступил в действие с 01.01.1997 года.

УК РФ – это правовой акт, соответствующий потребностям республиканского государства, стремящийся стать демократическим и правовым.

Преступление – отщественно-опасное даяние, запрещенный уголовным законом под угрозой наказание. Преступление носит вред личности. Обществу. Всему государству, т.к. посягает наиболее значимые интересы. За совершение преступления лицо привлекается к уголовной ответственности, которая является наиболее строгим видом ответственности, носящий личных характер.

Видов преступлений, к сожалению, очень много. Тем не менее, следует иметь представления о некоторых этих преступлений:

  1. Простив жизни и здоровья;

  2. Против свободы, чести и достоинства личности;

  3. Против половой неприкосновенности;

  4. Против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

  5. Против семью;

  6. Против собственности;

  7. Простив государственной власти;

  8. Простив правосудия;

  9. Против военной службы;

  10. Экологические преступления;

  11. В сфере экономической деятельности

  12. В сфере компьютерных информаций

  13. Против мира и безопасности человечества и др.

Преступление может быть совершено как в форме действия (активного поведения человека), так им в форме бездействия (пассивная форма). Например, мать, решив, избавится от своего новорожденного ребенка, не кормит его, в результате чего он умирает (бездействие).

В основе каждого преступления находится сознание и воля человека. Т.е. лицо должно понимать, что совершает противоправное деяние, а его воля не должна быть подвержена какому-либо постороннему воздействию. Если же он не контролирует совершенной им деяние в следствии хронического психологического расстройства, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако за некоторые преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет (обратимся у УКРФ).

Классификация преступление производится в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного деяния. В соответствии с данным критерием преступления подразделяются:

  • Не большой тяжести;

  • Средней тяжести;

  • Тяжкие;

  • Особо тяжкие преступления

За преступление небольшой тяжести – максимальное наказание 2 года лишения свободы. За преступление средней тяжести – максимальное наказание 5 лет лишение свободы, а тяжкие преступления – 10 лет, особо тяжкие – более 10 лет. Так оставление в опасности относится к преступлениям не большой тяжести; доведение до самоубийства – к преступлениям средней тяжести; изготовление или сбыт поддельных денег – к тяжким преступлением; убийство – к особо тяжким.

В зависимости от сферы криминальной деятельности выделяют насильственные преступления, корыстные преступления, должностные преступления, преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, экологическое преступление. В зависимости от степени организованности выделяют групповые и организационные преступления. В зависимости от личности человека, совершившего преступление, выделяют преступление совершаемые несовершеннолетними, женщинами, военнослужащими, должностными лицами.

Преступность – исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, представляющие собой систему преступлений.

Преступность – социальное явление, которое входит в систему общества.

Преступность и преступление диалектически взаимодействуют как целое и часть. Причины и условия преступности представляют собой систему негативных для государства явлений, способствующих его появлению.

Причинность – это связь, при которой одно явление при определенных условиях порождает другое. Условием признается явление, которое формирует причину или создает возможность ее действию, т.е. является связью с последствием.

Социально-экономические условия способствуют формированию социально-экономических причин: стяжательства, паразитизма. Правовые условия способствуют формированию нигилизма во властных структурах, правого легкомыслия и бескультурья населения. Условия, способствующие формированию и проявлению криминальной агрессивности, способствуют проявлению корыстной, бытовой, сексуальной, хулиганской террористической агрессии.


  1. Беседа с учащимися.

  1. Приведите примеры преступлений, совершаемых в форме действия и в форме бездействия;

  2. Какова роль сознания и роли человека при совершении преступления?

  3. Используя УКРФ, приведите примеры преступления не большой, средней тяжести, а также тяжких и особо тяжких. Что положено в основу классификации?

  4. Каково соотношение понятий «преступление» и «преступность»?

  5. В чес отличие личности преступника от личности не преступника?

  6. Назовите основные условия неосторожной, экологической преступности, а также преступности военнослужащих, способствующие совершению преступлений указанной направленности.

  7. В последнее время жертвами воров-карманников становятся не только дети, женщины, но и лица мужского пола. Какие профилактические меры пострадавшим от «карманников» вы могли бы предложить?

  8. Можно ли искоренить преступность в целом?


  1. Выполнение задания учащимися (карточки).

О какой разновидности преступности идет речь:

  • В пылу ссоры муж ударил жену ножом, от чего та скончалась до приезда бригады врачей «скорой помощи»;

  • Директор коммерческого предприятия не платил налоги в течение трех лет;

  • Водитель сбил пешехода, проходившего по пешеходному переходу, тот получил тяжкие телесные повреждения;

  • В темное время суток несовершеннолетние совершили хулиганские действия;

  • Лицо осуществляло незаконное предпринимательство;

  • Выходя из дома, человек был убит из огнестрельного оружия;

  • При прохождении воинской службы рядовой подвергался избиению со стороны лиц офицерского состава;

  • Женщина не кормила своего новорожденного ребенка, в следствии чего тот скончался.


  1. Тестовые задания на закрепление пройденной темы.

(см.приложение 2)

  1. Подведение итогов занятия.


Что мы делали на уроке?

Что нового мы сегодня узнали?

Кто из вас может дать определение преступление, уголовное право, преступность?

В каком законе записано преступление и наказание за них?

С какого возраста можно наказать за преступление?

Так ли необходимо знать законы и почему?

Какие вопросы возникли у вас в связи с уроком.


  1. Домашнее задание.


Разгадай кроссворд и проверь себя, как ты усвоил материал урока. По вертикали выделенных квадратов ты прочитаешь название науки, которая изучает преступность, личность преступника. А также разрабатывает меры по предупреждению преступности.

По горизонтали:

  1. Наказание

  2. Субъект преступления, признанный судом виновный.

  3. Юридический термин, описывающий как действие так и бездействие.

  4. Психически здоровый человек (прилагательное)

  5. Прилагательное, описывающие один из видов правонарушений.

  6. Прилагательное, описывающие один из видов правонарушений.

  7. Поступок, вредный для общества и запрещенный законом.

  8. Очень опасный для общества поступок, запрещенный УКРФ.

  9. Прилагательное, описывающие один из видов правонарушения.

  10. Закон, в котором описывается наказание и правонарушения (прилагательное)

  11. Прилагательное, описывающие один из видов правонарушения.

  12. Часть уголовного кодекса, в котором описаны конкретные составы преступления и наказание за них.


С А Н К Ц И Я

П Р Е С Т У П Н И К

Д Е Я Н И Е

В М Е Н Я Е М Ы Й

Д И С Ц И П Л И Н А Р Н О Е

Г Р А Ж Д А Н С К О - П Р А В А В О Е

П Р А В О Н А Р У Ж Е Н И Е

П Р Е С Т У П Л Е Н И Е

У Г О Л О В Н О Е

У Г О Л О В Н Ы Й

А Д М И Н И С Т Р А Т И В Н О Е

О С О Б Е Н Н А Я



Тесты и задания для контроля и оценивания знаний и умений учащихся по административному праву.


Приложение 1.

  1. Административной ответственности подлежит лицо достигшее возраста:

  1. 15 лет;

  2. 16 лет;

  3. 17 лет;

  4. 14 лет.

  1. Размер административного штрафа не может быть менее:

  1. Одной пятой МРОТ;

  2. Одной третий МРОТ;

  3. Одной десятой МРОТ;

  4. Одного МРОТ.

  1. Срок лишения специального права не может быть более:

  1. 2 года;

  2. 3года;

  3. 1 год;

  4. Полугода.

  1. Новым видом административного наказания является:

  1. Лишение специального права;

  2. Дисквалификация;

  3. Изъятия оружия или предмета совершением административного правонарушения.

  1. Не законное приобретение наркотических средств или психотропных веществ:

  1. Дисквалификации;

  2. Предупреждению

  3. Административному аресту;

  4. Административному штрафу.

  1. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не привлекли значительного ущерба, влечет:

  1. Административный арест;

  2. Наложение административного штрафа;

  3. Предупреждение.

  1. Сокрытие или искажение экологической информации, влечет:

  1. Административный арест;

  2. Дисквалификацию;

  3. Предупреждение.

  1. Не повиновение требованию военнослужащего, в связи с исполнением им обязанностей по охране государственной границе, влечет:

  1. Предупреждение;

  2. Административный штраф или арест;

  3. Дисквалификацию;

  4. Выдворение за пределы границ.



  1. Принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог, влечет:

  1. Административный арест;

  2. Дисквалификация;

  3. Предупреждение или штраф;

  4. Лишение специального права.

  1. Самовольное оставление места административного ареста, влечет:

  1. Предупреждение;

  2. Административный штраф;

  3. Административный арест;

  4. Дисквалификация.

  1. Срок административного задержания не должен превышать:

  1. 2 часа;

  2. 3часа;

  3. 4 часа;

  4. 6 часов.

  1. Лицо, в отношении которого ведется об административном правонарушении, посягающем на установленный режим государственной границы, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более:

  1. 24 часов;

  2. 48 часов;

  3. 72 часов;

  4. 3 часов.

  1. Выбери виды административного наказания:

  1. Исправительные работы;

  2. Предупреждение;

  3. Дисквалификация;

  4. Лишение специального права.

  1. Назовите обстоятельства смягчающие административную ответственность:

  1. Во влечение в административное правонарушение несовершеннолетнего;

  2. Совершение административного правонарушение беременной женщиной;

  3. Совершение административного правонарушения при стечении семейных обстоятельствах;

  4. Совершение административного правонарушения при чрезвычайных обстоятельствах.

  1. Назовите административные правонарушения:

  1. Воспрепятствование проведению митинга, проводимого в соответствии с законодательством;

  2. Опоздание на работу;

  3. Милиционер избил задержанного;

  4. Отказ в предоставлении гражданину информации.



Приложение 2.

  1. Общественно опасные деяния. Запрещенные уголовным законом под угрозой наказания:

  1. Административные проступки;

  2. Уголовные преступления;

  3. Дисциплинарные правонарушения;

  4. Гражданские правонарушения.

  1. Совокупность социально-значимых свойств, влияющих на преступное поведение лица:

  1. Правонарушитель;

  2. Лицо, совершившее преступление;

  3. Личность преступника;

  4. Сознание преступника.

  1. При совершении преступлений небольшой тяжести максимальное наказание не превышает:

  1. 1 год лишения свободы;

  2. 2 года лишения свободы;

  3. 3 года лишения свободы;

  4. 5 лет лишения свободы.

  1. Активная форма поведение человека при совершении преступления:

  1. Вызов;

  2. Вина;

  3. Действие;

  4. Направленность.

  1. При совершении преступлений средней тяжести максимальное наказание не превышает:

  1. 2 года лишения свободы;

  2. 3 года лишения свободы;

  3. 5 лет лишения свободы;

  4. 8 лет лишения свободы.

  1. Преступность и преступление соотносятся между собой как:

  1. Целое и часть;

  2. Тождественные понятия.

  1. Система негативных для государства, общества явлений, способствующих появлению преступности:

  1. Причины;

  2. Поводы;

  3. Основания;

  4. Условия.



  1. При совершении тяжких преступлений максимальное наказание не превышает:

  1. 2 лет лишения свободы;

  2. 5 лет лишения свободы;

  3. 8 лет лишения свободы;

  4. 10 лет лишения свободы.

  1. Условия, способствующие совершению корыстных преступлений:

  1. пропаганда проституции;

  2. безнаказанность за экономические преступления;

  3. недостатки в материальном обеспечении.

  1. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность:

  1. 20 лет;

  2. 16 лет;

  3. 18 лет;

  4. 17 лет.

  1. Преступность это:

  1. Административно-правовое явление;

  2. Гражданско-правовое явление;

  3. Уголовно- правовое.

  1. Условие преступности, способствующие совершению бытовых преступлений:

  1. Недостаток в материальном обеспечении;

  2. Пропаганда культа насилия;

  3. Несовершенство законов.

  1. Пассивная форма поведения человека при совершении преступления:

  1. Бездействие;

  2. Халатность;

  3. Неисполнение;

  4. Уклонение.






Конспект урока в 9 классе по теме:"Уголовное право. Преступление и ответственность по уголовному праву."
  • Обществознание
Описание:

Конспект урока в 9 классе по теме:"Уголовное право. Преступление и ответственность по уголовному праву." включает в себя не только описание урока, но и карточки для учащихся, тестовые задания различной степени сложности, кросворд для закрепления темы.

Материал урока построен в соответствии с программой Л.Н.Боголюбова, предполагает использование учебника "Обществознание. 9 класс." (под редакцией Боголюбова Л.Н.)

При подготовке тестового материала учтены требования, предъявляемые к учащимся для сдачи ГИА по обществознанию.

В качестве дополнительного пособия используется "Уголовный кодекс Российской Федерации"

Автор Волкова Анна Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 4701
Номер материала 33020
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓