Главная / Русский язык и литература / Конспект урока в 7 классе Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Конспект урока в 7 классе Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Тема урока:  Правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.


Цель: формирование навыка правописания Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов .

Задачи:

  1. Знать причины возникновения трудностей при написании Н-НН в причастиях и условиях выбора Н-НН в суффиксах причастий; уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

  2. Работать над навыками грамотного письма;

  3. Воспитывать ответственность за результаты своего труда и труда своего товарища; воспитывать умение работы в коллективе.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточные карточки.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: различать полные страдательные причастия прошедшего времени и отглаголные прилагательные.

Поучат возможность научиться: грамотно писать орфограммы с Н-НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Ход урока

  1. Оргмомент. (1 мин)

Звонок звенит, зовет ребят,

И мы все стали смирно,

И русский наш родной язык

Познать мы рады снова.

- Здравствуйте, ребята, тихо садитесь.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, давайте вместе вспомним, что мы проходили на предыдущих уроках. (Дети отвечают на вопросы учителя).

1. Образуются от основы глаголов настоящего времени 1 спряжения с помощью суффикса –ем (ом-) и 2 спряжения с помощью суффикса –им-. (страдательное причастие настоящего времени)

Для образования причастий нужно: (дети дают полный ответ).

  1. отбросить личное окончание глагола, чтобы получить основу настоящего времени

  2. добавить суффикс причастия

  3. присоединить нужное окончание:

реша – ют – реша – ем – ый; хран – ят – хран – им – ый.

  1. Образуются от основы инфинитива (или основы глагола прошедшего времени) с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т- (страдательные причастия прошедшего времени):

Прочита –ть – прочита –нн – ый; выучи – ть – выуч – енн – ый.

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: Прочитанный рассказ. – Рассказ прочитан.

В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н: прочитан, рассказана.

3. Постановка цели и задач урока.

Посмотрите на экран. Внимательно прочитайте слова. В каждой строчке надо найти лишнее слово.

Найди лишнее слово.

  1. Играющий, побледневший, совершённый.

  2. пишущий, золочёный, слышащий.

  3. любящий, зимний, испечённый.

- Прочитайте первую строчку слов. Какое лишнее слово? Ответ ученика: совершённый.

- Докажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что это слово совершённый? (потому что это страдательное причастие прошедшего времени, образовано от основы инфинитива с помощью суффикса ённ).

- А почему золоченый? (потому что слово золоченый – отглагольное прилагательное, обозначает постоянный признак). Аналогично поработать над 3 строчкой слов.

- Таким образом, какие слова мы выделили? СОВЕРШЕННЫЙ, ЗОЛОЧЕНЫЙ и ИСПЕЧЁННЫЙ. С помощью каких суффиксов образованы эти причастия? Правильно.

- Теперь, как вы думаете, ребята, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Подумайте и определите тему урока. Молодцы! Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему нашего урока.

- Ребята, какие цели мы поставим перед собой? Чего мы хотим добиться на этом уроке?

(Уметь строить рассуждение по выбору Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глагола; отличать такие причастия от омофоничных отглагольных прилагательных. Работать над навыками грамотного письма).

Главное в этой теме – научиться различать полные страдательные причастия прошедшего времени отглагольные прилагательные. На слух они часто одинаковы, то есть являются омофонами. Сравните два словосочетания, запишем их на доске и в тетрадях: тушеное мясо и тушенное с овощами мясо.

В первом случае тушеное – отглагольное прилагательное, во втором тушенное – полное страдательное причастие прошедшего времени от того же глагола несовершенного вида тушить. В обоих словосочетаниях определяемое слово – мясо. Второе слово, причастие, имеет при себе пояснительные слова, то есть является причастным оборотом: тушённое овощами.

Если же слово образовано от глагола совершенного вида, то оно точно является причастием, у него нет пары – омофона – прилагательного. И не важно, одиночное это причастие или причастие, образующее причастный оборот.

Чаще всего такие причастия имеют приставки: сгущённое молоко, скошенная трава, затраченные средства и т.д.

  1. Изучение нового материала.

- Открываем учебник на стр. 127, параграф 39.

- Ребята, как вы поняли правило? А условия, при которых мы пишем Н-НН? В этом правиле много слов исключений, написание которых нужно запомнить. Они даны вам на листах. Эти листы лежат перед вами (смотрим слайд).

5. Первичное закрепление. Устная работа.

- Ребята, давайте мы теперь закрепим то, что узнали на уроке. Вы должны устно образовать от следующих глаголов страдательные причастия прошедшего времени, назвать изучаемую орфограмму.

Сварить – сваренная (в слове сваренная пишем НН, так как причастие имеет приставку с-(кроме не);

вспахать – вспаханное (приставка в-);

мариновать маринованные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова)

асфальтировать асфальтированные (причастие образовано от глагола с суффиксом ова-);

варить – вареное (если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним Н-).

Примечание: Слова с одним Н – это причастия, перешедшие в прилагательные: варёный, печёный, жареный, кипячёный, сушёный, копчёный, мочёный, солёный, топлёный, крашеный, масленый, путаный.


  1. Физминутка (слайд)

Ребята выполняют зарядку для глаз.


6. Игры-упражнения.

1. Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Работа по карточкам.

Задание: Спишите, вставляя пропущенные орфограммы и графически объясняя свой выбор.

Пече..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, непечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель.







2. Упражнение «Кто лучше знает правила?»

Выборочно-распределительный диктант.

НН

Н

Брошенная собака (сов. вид)

Экранизированная повесть (ова-)

Скованные движения (ова-)

Выполненная работа (сов. вид)

Дрессированный зверь (сов. вид)

Организованный отряд (ова-)

маринованные грибы (ова-)

решённая задача (сов. вид)

крашенный известью (завис. слова)

кипячённая в кастрюле (завис слова)

прочитанная книга (сов. вид)

застеклённая веранда (сов. вид)

Варёная рыба, кипячёная вода, сушёные грибы, копчёная колбаса, солёные огурцы, жареная рыба, пуганая ворона – это причастия, перешедшие в прилагательные.


  1. Индивидуальное задание.

Распределить на Н и НН.

Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста, гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки, варёный картофель – варённый в котелке картофель, кошеные травы – скошенные травы, резаный арбуз – изрезанный арбуз, развешанное белье, асфальтированное шоссе,

7. Итог урока. Рефлексия.

- Ребята, скажите, пожалуйста, где в жизни могут пригодиться добытые сегодня на уроке знания? (на экзаменах, дать объявление, оформить вывеску).

- Что мы узнали на уроке?

- Что вам было понятно, а что нет?

Домашнее задание:

Параграф

Упражнение

- Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.






















Конспект урока в 7 классе Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок "Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных,образованных от глаголов" построен по национальной программе Никольской. По учебнику Ашурова 7 класс. 

На данном уроке изучается образование суффиксов Н и НН в страдательных причастиях. Главное в этом уроке - научиться различать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные.

Тип урока - изучение нового материала.

Метод урока - частично-поисковый (знания не предлагались в готовом виде,их необходимо было добывать самостоятельно,под руководством учителя)

Автор Дашкыл-оол Айнура Романовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2927
Номер материала 24957
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓