- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- 30.09.2020
- 571
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема: Собирательные числительные.
Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с разрядом собирательные числительные, обучать умению правильно согласовывать собирательные числительные с именами существительными.
Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение правильно определять разряд числительных, правильно употреблять собирательные числительные в речи.
Воспитательная: способствовать развитию учебной мотивации.
Оборудование: конспект урока, презентация, индивидуальные карточки.
ЭТАПЫ УРОКА
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ
ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКОВ
I. Орг. момент
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
II. Актуализация знаний.
Слайд 5
Слайд 6
III Целеполагание
Слайд 7
Слайд 8
IV. Работа по теме
Слайд 9
Слайд 10
Слайды 11-18
Слайд 19
Физкультминутка.
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
V. Закрепление знаний.
Слайд 26
VI. Д/з
Слайд 28
VII. Итог урока
На экране пословицы:
Кто не работает, тот не ест.
Работай до поту, поешь в охоту.
За двоих попотеешь – за троих поешь.
- Прочитайте пословицы. Скажите, что в них общего.
- Какие две пословицы можно объединить по тематике.
- Почему в эту группу не вошла пословица. Кто не работает, тот не ест?
В каждой пословице найдите пары слов с одинаковой орфограммой. Расскажите об их написании.
- Давайте назовём в пословице «За двоих попотеешь – за троих поешь.» все части речи.
-- Как вы определили, что ДВОИХ и ТРОИХ – это числительные?
- На какие две большие группы делятся имена числительные?
-Какие разряды количественных числительных вы знаете. Приведите примеры.
-Ещё раз назовите числительные из третьей пословицы.
Скажите, что они обозначают.
- К какому разряду числительных они относятся?
- Итак, давайте определим тему урока.
-Оформляем тетради.
- При изучении темы «Собирательные числительные» сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов.
1. Что обозначают собирательные числительные?
2. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?
3. Какие окончания в косвенных падежах имеют собирательные числительные?
4. В чём особенность употребления числительных ОБЕ – ОБА?
В течение урока мы выполним ряд упражнений, которые помогут нам ответить на эти вопросы.
-На какой из этих вопросов вы уже можете ответить?
Теперь переходим к работе над вторым вопросом.
- Перед вами таблица. Нам необходимо заполнить свободную колонку, т.е образовать собирательные числительные.
целые
собирательные
Два
Двое
Три
Трое
Четыре
Четверо
Пять
Пятеро
Шесть
Шестеро
Семь
Семеро
Восемь
Восьмеро
Девять
Девятеро
Десять
Десятеро
одиннадцать
?
- – От каких числительных мы можем образовать собирательные числительные?
- А какие из этих числительных употребляются реже?
- А теперь следующее задание: согласуйте собирательные числительные с существительными в Р.п. мн.ч.,
1. Трое (мужчина, студент, товарищ)
- Что обозначают существительные в скобках.
-Запишите любое словосочетание в тетрадь.
2. Пятеро (котёнок, лисёнок, мышонок)
- Что обозначают существительные в скобках.
-Запишите любое словосочетание в тетрадь.
3. Двое (сутки, очки, ножницы)
- Что обозначают существительные в скобках.
-Запишите любое словосочетание в тетрадь.
4. Четверо ( малыш, ребята)
- Сделайте вывод: с какими именами существительными могут сочетаться собирательные числительные.
Вот мы с вами и ответили на второй вопрос урока.
-Откроем учебники на странице 155 и сверим наши выводы.
Игра «Молекулы».
Описание: учащиеся хаотично передвигаются по классу и по количеству хлопков собираются в группы.
- Прочитаем третий вопрос плана. А для того, чтобы на него правильно ответить, нужно просклонять словосочетание и обязательно выделить окончания в собирательном числительном и прилагательном.
И.п. трое лучших друзей
Р.п. троих лучших друзей
Д.п. троим лучшим друзьям
В.п. троих лучших друзей
Т.п. троими лучшими друзьями
П.п. о троих лучших друзьях
- Так давайте сделаем вывод: какие же окончания имеют собирательные числительные в косвенных падежах?
-Читаем 4 абзац учебника.
- И у нас остался ещё один вопрос.
В русском языке есть ещё собирательные числительные. Это ОБА, ОБЕ.
Давайте понаблюдаем за одной ситуацией.
Сценка:
Учитель (обращается к двум ученикам): Итак, подходите поближе к доске.
1 ученик: Нам обеим подойти?
Учитель: Да, да, конечно, обе подходите.
2 ученик: Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?
Учитель: Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит вы женского рода.
1 ученик: Почему вдруг женского?
Учитель: Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.
2 ученик: Ясно!
Учитель: Обоим ясно?
Ученики: (вместе): Обоим!
-Посмотрев сценку, ответим на вопрос: В чём особенность употребления собирательных числительных ОБА, ОБЕ?
- Числительные ОБА – ОБЕ склоняются по-разному. Давайте рассмотрим таблицу и сделаем вывод.
Мужской Женский род
средний род
И.п. оба И.п. обе
Р.п. обоих Р.п. обеих
Д.п. обоим Д.п. обеим
В.п. оба В.п. обе
Т.п. обоим Т.п. обеими
П.п. (об) обоих П.п. (об) обеих
основа ОБО- основа ОБЕ-
Задание: Вставьте в нужном падеже числительные ОБА, ОБА
• Копать ... руками.
• На … стенах висели карты.
• … девочек не было в музее.
• Вязать …. спицами.
• … пятиклассников приняли в команду.
На все вопросы мы с вами ответили. А теперь я предлагаю вам пройти небольшой тест, чтобы проверить свои знания о собирательных числительных.
Тест.
1. Найди ошибку:
А) семеро козлят
Б) одиннадцатеро цыплят
В) пятеро котят
2. Найди ошибку:
А) на обоих журналах
Б) на обеих берегах
В) оба друга
3. Найди ошибку
А) трое ножниц
Б) семеро кошек
В) пятеро малышей
4. Выбери правильный вариант.
А) Двое лошадей скакали во весь опор.
Б) Две лошади скакали во весь опор.
.
- Ключ к тесту:
1-Б
2-Б
3-Б
4-Б
- Кто ответил на все задания правильно?
1. Прочитать параграф № 65.
2. Упражнение 370
Задание: записать числительные вместе с существительными в указанных падежах.
Это пословицы о труде.
Работай до поту, поешь в охоту. За двоих попотеешь – за троих поешь.
В них говорится о том, что после большой работы у человека появляется хороший аппетит, и он с удовольствием ест.
В этой пословице говорится, что у лентяя нет денег для приобретения продуктов. Ему нечего есть.
В первой пословице орфограмма «Не с глаголами». Не с глаголами пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без НЕ не употребляются.
Во второй пословице орфограмма «Раздельное написание предлогов с другими словами»
В третьей «Написание приставок»
За – предлог, попотеешь, поешь – это глаголы, двоих, троих – числительные.
По вопросу СКОЛЬКО?
Количественные и порядковые.
- Собирательные, дробные, порядковые.
Двоих, троих
-Что несколько предметов объединены как единое целое, собираются, группируются.
- к собирательным
- Собирательные числительные.
Записывают число, классная работа, тема урока.
-Что обозначают собирательные числительные?
Читают вопрос
Образуют собирательные числительные, выясняют, что уже от 11 образовать собирательное числительное нельзя.
От 2 до 10
(восьмеро, девятеро, десятеро)
.
-лиц мужского пола
-детёнышей животных
- существительные, которые употребляются только во множ. числе.
- детей
С существительными, обозначающи- ми лиц мужского пола, детёнышей животных , с существительными, которые употребляются только во множественном числе и обозначают детей
Работа с учебником.
.
Самостоятельная работа по карточкам.
Собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же окончания, что и прилагательные во множественном числе.
Разыгрывают сценку.
Рассматривают таблицу и делают
6 663 899 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Воронина Наталья Павловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.