Конспект урока по теме «Задачи на
совместную работу»
Учитель Снигирева Антонина Юрьевна
1. Характеристика класса.
Класс общеобразовательный. В классе
10 учеников. Обучается на “5” - 2 человека, на “4” - 3 человека, на “З” - 5
человек. Уровень воспитанности средний. Уровень сформированности ОУУН средний.
2. Характеристика темы. Отдельной
темы «Задачи на совместную работу» нет, поэтому был выделен 1 час из спецкурса.
Учащиеся умеют складывать, умножать и делить дроби и смешанные числа. Умеют
решать задачи на дроби всех трёх типов.
3. Цели на уроке:
Общедидактическая цель: приобретение новых знаний на основе ранее изученного материала,
выработка умений и навыков их применения к решению задач.
Образовательные: Создание условий для актуализации и усвоения
знаний о производительности труда, формирования умений применять эти знания для
решения задач на совместную работу.
Воспитательные : Создание условий для формирования коммуникативной культуры: умения
работать в группах, выслушивать и уважать мнения других. Способствовать
формированию умения аккуратно вести рабочие записи.
Развивающие: Создание условий для развития логического
мышления, речи, интеллектуальных умений. Развивать потребность и навыки
совместного поиска ответа на вопрос. Формирование исследовательских умений:
способности анализировать условия задачи, результаты опыта, формулировать
выводы, аргументировать собственную позицию, способствовать дальнейшему росту
интереса к процессу познания.
4. Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки с задачами, приборы для опыта.
5. Структура урока.
|
Этапы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1
|
Организация начала занятия
|
Предлагает проверить готовность учащихся к работе на уроке,
создает положительный настрой на урок.
|
Проверяют готовность к уроку по слову «труд» (тетрадь,
ручка, учебник, дневник)
|
2
|
Целеполагание. Подготовка к основному этапу занятия
|
Определение
темы и задач в изучении нового материала, через создание проблемной ситуации
и постановки проблемы исследования, выделение и проверка
гипотезы.
Предлагает учащимся определить для себя цели урока: 1. Знаю; 2. Хочу
узнать, научиться; 3. Узнал, научился.
|
Отвечают
устно, записывают тему урока в тетради.
Ставят для себя цели урока.
|
3
|
Усвоение
новых знаний.
|
= Дает учащимся конкретные представления об изучаемых
фактах, явлениях через проведение эксперимента; помогает
в систематизации новых
знаний;
помогает на основе приобретенных знаний выработать соответствующих умений и
навыков.
|
Отвечают на вопросы учителя, записывают необходимую
информацию в тетрадь (решение задач)
|
4
|
Проверка
понимания учащимися нового материала.
|
Контролирует
этапы усвоения учащимися темы урока, содержание новых понятий, закономерностей;
помогает в устранении обнаруженных пробелов.
|
Работают самостоятельно с комментированием и без, помогают
друг другу в усвоении темы. Делают необходимые записи в тетрадях
|
5
|
Закрепление
нового материала.
|
Закрепить у учащихся знания и умения, которые необходимы для
перехода учащихся на более высокий уровень (конструктивный и творческий)
|
Работают в парах, группах. Объясняют свое решение у доски
|
6
|
Подведение итогов занятия.
|
Предлагает
вспомнить основные понятия, изученные на уроке, определить на каком этапе
усвоения знаний они находятся. Выставляет оценки
|
Отвечают
устно и отмечают, на каком этапе усвоения знаний находятся.
|
7
|
Информация
о домашнем задании.
|
Дает
информацию о домашнем задании.
|
Записывают в дневник и тетрадь
|
6.
Формы организации познавательной деятельности: Общеклассная;
Парная.
7. Методы обучения: Объяснительно-иллюстративные;
Частично-поисковые;
Проблемные.
8. Формы реализации методов: беседа, рассказ, фронтальный эксперимент, самостоятельная работа.
9. Средства обучения: наглядные, дидактические материал, эксперимент.
10. Система контроля на
уроке: сочетание контроля учителя, самоконтроля,
взаимоконтроля.
11. Ход
урока:
Учитель:
Сегодня у нас должен получиться очень интересный урок. Мы продолжим
отрабатывать навыки решения текстовых задач арифметическим способом; научимся
решать задачи новым способом, с помощью которого решим несколько задач. Для
этого нам нужно будет вспомнить действия с дробями. И не забываем наш главный
закон урока: «Понял сам - объясни соседу».
- Устный
счет: Назовите
число, обратное 51, 1/2, 5/6 , 8/3, 0, 43/79
Выполните
действие: 2/3-3/5, 1/5 + 2/3 , 1 :1/7 , 1 -6/8, 1: 3/2 , 1:1 , 1:5/7
2 Восприятие
и первичное осознание материала.
Рассмотреть с учениками старинную задачу из математической
рукописи XVII века: Учитель: давайте
решим старинную задачу (Инсценировка задачи. Выходят 2 ученика- плотника)
Задача №1. “Решил барин двор ставить, и пригласил к себе
двух плотников. И говорит первый: - Только бы мне
одному двор ставить, то я бы управился в 6
лет.
- А другой молвил: - А я бы поставил его в 3
года.
Спорили, кому двор ставить, и решили, чтоб не обидно было ставить двор
сообща. Сколь долго они ставили двор?”
Учитель: Как вы думаете, сколько лет они будут строить дом?
( Ученики отвечают. Были ответы 6 лет, 3 года,
4,5года)
Учитель: Давайте проведем
эксперимент. Возьмем 3 стакана сока по 100г. Из первого стакана будет пить
воду через трубочку 1 ученик, из второго стакана – другой ученик. С помощью
секундомера засечем время, потраченное на опустошение стакана каждым учеником.
( Один выпил за 24 с, другой за 27 с) Далее из третьего стакана будут пить
вместе (выпили за 18 с). Приходим к выводу: вдвоем выпьют быстрее, чем каждый
по отдельности.
Учитель: (Возвращаемся к задаче 1).
Исходя из опыта, что вы можете сказать о времени построения двора плотниками? (Все
ребята поняли, что время совместной работы не может быть больше трех лет). Учитель:
А давайте попробуем решить эту задачу? (В ходе обсуждения поняли, что на
данный момент задачу решить не получается)
Учитель: Почему мы
не можем ее решить? (Мы не знаем объем выполняемой работы).
Учитель: Сформулируйте тему урока (Решение задач на совместную работу).
Учитель: Какая цель нашего урока? (Узнать алгоритм решения задач на
совместную работу и научится использовать его при решении задач).
Учитель: Молодцы! Запишите тему в тетрадях и определите, пожалуйста,
каждый для себя, чему бы вы хотели научиться в ходе урока
Учитель: Ну, а теперь давайте немного поработаем устно
Карлсон съедает 1 кг конфет
за 10 дней. Что можно узнать? (Сколько конфет
он съедает за день?)
(Находим)
Тракторист за день (8 часов) вспахал 24 га пашни. Что можно узнать?
( Сколько га он вспахивал за 1 час?) (Находим)
Учитель: Ребята! То, что мы сейчас нашли,
называется производительность. То есть: «Сколько
конфет он съедает за день?, Сколько га он вспахивал за 1 час?» - это производительность.
Производительностью
называют работу, выполненную за единицу времени. В наших задачах что будет
являться временем? ( День, час)
Производительность труда может
выражаться, например, в деталях, сделанных за час, в км, пройденных за час,
приседаний, сделанных в минуту и т.д.
Давайте вместе сформулируем правило
нахождения производительности.
Вывод: Чтобы найти производительность,
нужно всю выполненную работу разделить на время, затраченное на выполнение этой
работы.
Учитель: Теперь попробуем решить
другую задачу:
Задача №2.
Двум типографиям нужно выпустить 1200 книг
Работая
одна, первая типография напечатает все книги за 6 дней, а вторая за 12 дней.
Найти производительность каждой типографии. За сколько дней выпустят эти книги
обе типографии, работая вместе?
Решение:
1) Какова
производительность труда первой типографии?
1200: 6 =200(к)
2) Какова
производительность труда второй типографии?
1200:12=100(к)
3) Какова
совместная производительность труда?
200+100=300(к)
4) За сколько дней
напечатают все книги обе типографии, работая вместе?
1200:300 = 4(д)
Ответ : 4 дня.
Учитель: Попробуйте самостоятельно решить
следующую задачу.
№ 3. Одна
машинистка напечатает 30 страниц за 3 дня, а другая – за 6. За сколько дней
они напечатают 30 страниц, если будут работать вместе?
Ответ:
2 дня
Задача 4.
Одна машинистка выполняет работу за 3 дня, а другая – за 6. За сколько дней
они выполнят всю работу, если будут работать вместе?
Ученики:
Нельзя решить
Учитель: А
почему не можем решить?
Вывод: Отличие от
задачи 1: (не знаем, сколько страниц им нужно напечатать, т.е. не
указан объём выполняемой работы)
Учитель:
В случае, когда не указан объём выполняемой работы, всю работу можно
принять за целое — единицу (1).
Задача:
Кот Матроскин прочитал книгу за 10 ч. Какая часть книги он
прочитал за
1 ч?
Решение: 1 : 10 = 1/10 часть книги прочитал за 1 час.
Ответ:
1/10
Задача:
Карлсон съедает банку варенья за 3 часа. Какую часть варенья он съест за 1
час?
В каждый час
первая труба наполняет 1/3 бассейна, а вторая - 1/6 бассейна. Какую часть
бассейна наполняют обе трубы за 1 час совместной работы.
Решение:
1/3 + 1/6 = (2+1)/6 = 3/6 = 1/2 (часть бассейна) – наполняют обе трубы за 1 час
Ответ: 1/2
Учитель:
Попробуем решить задачу 4.
Решаем ее (один
ученик по желанию объясняет у доски): 1)
Какова производительность труда первой машинистки?
1:3 =1/3 (текста) напечатает 1 машинистка за 1 час
2) Какова производительность труда второй машинистки?
1:6=1/6(текста) напечатает 2 машинистка за 1 час
3) Какова совместная производительность труда?
1/3 +1/6 =1/2(текста) напечатают 2 машинистки за 1 час
4) За сколько дней напечатают текст обе машинистки, работая вместе?
1: 1/2 = за 2(часа)
Ответ: 2 часа Составим
выражение для решения задачи 1: (1/3+1/6)
Учащимся нужно объяснить, что
затруднение, возникшее у них, связано с тем, что при совместной работе
складываются не время работы, а часть работы, которую делают ее участники за
единицу времени (год, месяц, день, час и т.д.)
Ну, а сейчас попробуем составить
алгоритм решения таких задач.
Схема решения задач на совместную
работу:
- Какую часть работы выполнит
первый объект за единицу времени? (какова производительность первого
объекта)
- Какую часть работы выполнит
второй объект за единицу времени?
- Какую часть работы выполнят
оба объекта вместе за единицу времени?
- За сколько времени выполнят
они всю работу, если будут работать совместно?
Учитель: Не пора ли нам вернутся к
задаче с плотниками. Прочитайте условие задачи и скажите, сможем ли мы ее
решить. (Решить эту задачу на доске и в тетрадях).
1. Какую часть
работы сделает первый плотник за год? 1
:6 =1/6 (двора)
2. Какую часть работы сделает второй плотник за год?
1 :3 =1/3 (двора)
3. Какую часть работы сделают оба
плотника вместе за
год?
1/6 + 1/3 = 1/2(двора)
4.
За сколько времени сделают они всю работу, если будут работать
совместно? 1:1/ 2 = 2
(года) Ответ:
Два плотника поставят двор, работая вместе за 2 года.
Составим выражение для решения
задачи №1: 1: (1/6+1/3)
3. Закрепление
темы.
Предложить учащимся решить следующую задачу: (ученик
комментирует решение с места)
№ 5 .Две
типографии должны выполнить заказ по выпуску книг. Работая одна, первая
типография напечатает все книги за 6 дней, а вторая за 12 дней. За сколько дней
выполнят заказ обе типографии, работая вместе?
Решение.
1) Какую часть заказа выполняет за
день первая типография?
1:6=1/6
2) Какую часть заказа выполняет за день вторая типография?
1:12=1/12
3) Какую часть заказа выполняют за
день обе типографии? 1/6+1/12=2/12+1/12=3/12=1/4(ч)
4) За сколько дней напечатают все книги
обе типографии, работая вместе? 1:1/4
= 1*4 = 4(д)
Ответ: 4 дня. Выражение
1:(1/6+1/12)
Малыш
может съесть банку варенья за 30 мин, а Карлсон – в 5 раз быстрее. За сколько
времени они съедят такую банку варенья, если начнут со своей обычной
скоростью есть ее вместе? Выражение : 1: (1/30+1/6)
Для следующих
задач составить выражение и решить:
Маша принесла
своим друзьям медведям торт. Известно, что старший медведь может съесть торт за
два дня, средний медведь за три дня, а младший за шесть дней. За сколько дней
три медведя вместе съедят торт? 1:(1/2+1/3+1/6)
=1:6/6=1день
За десять дней
пират Ерема способен выпить бочку рома, а у пирата у Емели на то уходит две
недели. За сколько дней прикончат ром пираты, действуя вдвоем? (Один
ученик у доски). 1: (1/10+1/14)=35/6
Самостоятельное составление задач. Задание ученикам: придумайте подобную задачу с числами 3 и 4.
(Заслушать нескольких (2-4) учеников. Остальных заслушать на следующем уроке)
Вопрос ученикам:
Как
бы вы стали решать задачу №5, если бы существовала третья типография, которая
выполнила бы заказ за 18 дней? (Разбираем устно и составляем выражение для
решения задачи) 1:(1/6+1/12+1/18)
При решении данной задачи ребятам
нужно показать, что выполнять работу могут различное количество объектов, от
этого схема решения не меняется.
В
городе есть водоем. Одна труба может заполнить его за 4 ч, вторая – за 8 ч, а
третья – за 24 ч. За сколько времени наполнится водоем, если открыть сразу три
трубы? Составьте выражение 1: (1/4 +1/8+1/24) =1: 10/24= за
2,4 часа наполнится водоем
Ответ: через 3 трубы, работающие
одновременно, водоем наполнится за 2,4 ч.
Учитель: Изменим немного условие
задачи № 5: пусть нам будет неизвестно время работы второй типографии, но
известно время совместной работы.
Две типографии,
работая вместе, могут выполнить работу за 4 дня. Первая типография, работая
одна, может выполнить данную работу за 6 дней. Сколько времени потребуется
второй типографии для выполнения этой же работы?
1.
1:4=1/4 всей работы выполнят типографии, работая совместно за 1
час 2. 1:6 = 1/6
всей работы выполнит 1 типография за 1
час.
3. 1/4 – 1/6 = 1/12 всей работы сделает 2 типография за 1
час. 4.
1: 1/12 =12 часов будет работать 2 типография. Ответ:
12ч
Два трактора
вспахали поле за 6 часов. Первый трактор, работая один, вспахал бы поле за 15
часов. За сколько времени вспахал бы это поле второй трактор, работая один? (решают
самостоятельно)
- 1 :6=1/6 (поля) вспашут оба
трактора вместе за 1 час
- 1: 15 =1/15 (поля) вспашет первый
трактор за 1 час
- 1/6 – 1/15=6/60=1/10 (поля)
– второй трактор за 1 час
- 1 ׃1/10 = за 10 (часов)
вспашет поле второй трактор, работая один
Ответ: за 10 часов вспахал поле второй трактор, работая один.
Муж выпьет кадь
пития в 14 дней, а с женой выпьет ту же кадь в 10 дней. Спрашивается, за
сколько дней жена его отдельно выпьет ту же кадь. 1:( 1/10 -
1/14)=1: 2/70 =35
Дополнительная
задача для более сильных учащихся: Две бригады
штукатуров отделывали дом. Первая бригада, работая одна, может выполнить всю
работу за 6 дней, а вторая за 12 дней. Первая бригада работала 3 дня, а затем
вторая закончила работу. За сколько дней бригады закончили отделку дома?
1) 1:6 = 1/6(ч) - такую часть
работы выполняет первая бригада за 1 день. 2)
1:12 = 1/12(ч) - такую часть работы выполняет вторая бригада за 1 день. 3)
1/6*3 = 3/6 = 1/2(ч) - такую часть работы выполняет первая бригада за 3 дня. 4)
1 – 1/2 =1/2 (ч) - такую часть работы осталось выполнить второй бригаде. 5)
1/2 : 1/12 = 6( дней) - столько будет работать вторая бригада. 6)
3 + 6 = 9 ( дней) Ответ:
9 дней.
4. Подведение итогов занятия.
Дорогие ребята! Очень надеюсь, что сегодняшний урок вам
понравился, и каждый из вас чему-то научился. У меня на столе лежат полоски
красного, желтого и зеленого цвета. Уходя с урока, постройте забор из полосок
по условию:
1. Я понял(а), что такое производительность, и как её найти. (Красная
полоска)
2 . Я научился(ась) решать простейшие задачи на совместную
работу. (Желтая ) 3.
Я научился(ась) решать более сложные задачи на совместную работу.
(Зеленая)
5.
Подвести итог урока. Получили «5» - 3 ученика, «4» -4, «3» -3
6. Задание на дом:
- Составить схему решения
обратной задачи на совместную работу и придумать к ней задачу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.