Инфоурок Математика КонспектыКонспект урока в 5 классе по математике: Статистические характеристики: среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода

Конспект урока в 5 классе по математике

Скачать материал

Тема урока: Статистические характеристики: среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода.

Цель:

- создать условия для усвоения темы на уровне осмысления и первичного запоминания; показать применение в жизни знаний, полученных на уроках математики

- развивать логическое мышление, монологическую речь, умение обосновывать свои действия;

- формировать навыки работы в группах и правильной самооценки учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Предварительная подготовка:

- деление класса на группы;

- выбор тем социологического исследования;

- сбор данных по выбранным темам.

Оборудование:

ü  Компьютер;

ü  Информационный лист для каждого ученика;

ü  Оценочный лист.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели урока.
  3. Актуализация знаний (устный счет).
  4. Объяснение нового материала.
  5. Закрепление изученного материала.
  6. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.
  7. Рефлексия.

Ход урока

1.     Организационный момент

2.     Постановка целей урока.

Каждая группа, выбрав тему социологического исследования, собрала необходимые данные. Сегодня на уроке мы познакомимся с наукой, которая такие данные обрабатывает. Изучим некоторые характеристики и применим их к результатам вашего опроса.

     Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова немецкого инженера-физика М. Лауэ: «Образование есть то,  что остается, когда все выученное уже забыто» В течении всего урока вы будете оценивать свою работу и выставлять в оценочные листы соответствующие отметки.

3.     Актуализация знаний (устный счет)

Чтобы усвоить тему, вы должны хорошо уметь считать. Проведем устный счет. На экране вы увидите задания  и варианты ответов, которые вы должны вписать в информационный лист.

1. 15(32)17       21(…)32    а) 52     б) 50      з) 53     д) 45

2. 15(2)17         21(…)32   ж) 15     м) 11     и) 32     к) 3

3. 15(16)17       21(…)32    п) 23     с) 11      о) 26,5  е) 25

4. 1,4,9,16,…                      р) 25     к) 33      а) 15     г) 27   

5. 25,20,16,13,11,…           а)  8       о) 5        ш) 9     х) 10

6. 16,3,15,4,14,…               к) 13      д) 5        у) 12    з) 6

7. 1,3,7,13,21,…                 в) 33      н) 30      а) 31    ю) 37

 Таблица ответов

1

2

3

4

5

6

7

з

м

о

р

х

д

а

Составьте слова, используя таблицу ответов.

4

7

1

2

7

5

р

а

з

м

а

х

 

2

3

6

7

м

о

д

а

Сданными понятиями мы сегодня познакомимся на уроке.

4.     Изучение нового материала (работа в группах)

На прошлом уроке я попросила записать количество денег (в тенге), выдаваемых вам на карманные расходы в день. Ваши данные записаны в таблицах информационных листов. Каждая группа выполняет задания, соответствующие вашему номеру группы, на работу отводится 7 минут.

Первая группа (статисты): Среднее арифметическое нескольких чисел

Ученик

Карм деньги

 Васюта Е

200

Казинский Н

300

Капышева Д.

200

Сельбекова Г

200

Тен Н

345

Тлеугалеев С

200

Жусупбекова Г

200

Вопросы:

- Сколько всего участников опроса?   

- Каково среднее значение денег, выдаваемых на карманные расходы? 1645/7=235тенге

- Сформулировать определение среднего арифметического нескольких чисел

Определение: Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих  чисел на число слагаемых.

- Где может применяться в жизни данное понятие?

(-Телевизионные проекты- Ледниковый период, Танцы со звездами, КВН и т.д.- ведется подсчет выставленных жюри баллов и выводится средний балл.

 - Средняя оценка за четверть )

Вторая группа (лингвисты): Размах ряда чисел.

Ученик

Карм деньги

Акбашева Л

200

Кинжибаева К

50

Колесников Я

400

Кулжанов А

200

Рысжанов Т

100

Согумбаева К

200

Сырицо Л

200

Юн И

400

Вопросы: - Каково наибольшее значение карманных денег?        - Каково наименьшее значение?

- Используя стр 261 учебника дать определение размаха ряда чисел.

Определение: Разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных называют размахом.

- Каков размах выдаваемых в день карманных денег? 400-50=350тенге

- Где может применяться в жизни данное понятие?

Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду. Пусть, например, в течение суток отмечали каждый час температуру воздуха в городе. Для полученного ряда данных полезно не только вычислить среднее арифметическое, показывающее, какова среднесуточная температура, но и найти размах ряда, характеризующий колебание температуры воздуха в течение этих суток

Третья группа (эксперты): Мода ряда чисел

Ученик

Карм деньги

 Батурбеков Е

100

Бебко А

0

Бекболатова Л

150

Дощанов Д

200

Коваль С

300

Панфилова К

200

Тагаева Д

200

Вопросы:

- Какие числа встречаются в опросе?

Число

100

0

150

200

300

 

Встречается сколько раз

1

1

1

3

1

 

- Сколько раз встречается каждое число? (заполнение таблицы)

- Какое число встречается чаще всего?

- Попробуйте дать определение моды ряда чисел?

Определение: Число, встречающееся с наибольшей частотой среди данных чисел, называется модой данных чисел.

- Где может применяться в жизни данное понятие?

Моду ряда данных обычно находят тогда, когда хотят выявить некоторый типичный показатель. Например, если изучаются данные о размерах мужских сорочек, проданных в определенный день, то удобно воспользоваться таким показателем, как мода, который характеризует размер, пользующийся наибольшим спросом.

5.     Закрепление изученного материала.

1        Часть: работа в группах по обработке данных социологического исследования

Первая группа:

Продукт

Кол-во

 Хлеб 1 сорт

120

Хлеб 2 сорт

20

Саечный хлеб

25

Бородинский

40

Деревенский

20

- Сколько видов хлеба выпекает пекарня ИП «Веклич»?

- Сколько видов каждого продукта выпекается в среднем в день?

Среднее арифметическое    45

Размах ряда чисел  120-20=100 Мода ряда чисел  20

Вторая группа:

Продукт

Кол-во

Хала

120

Батон

100

Рулет

25

Пироги

10

Семейка (мак)

35

Семейка (изюм)

100

- Сколько видов булочек выпекает пекарня ИП «Веклич»?

- Сколько видов каждого продукта выпекается в среднем в день?

Среднее арифметическое    65

Размах ряда чисел  120-10=110 Мода ряда чисел 100

 

Третья группа

Продукт

Кол-во

С посыпкой

35

С изюмом

85

С повидлом

65

Плюшка

180

С курагой

60

С маком

150

Слоеная

300

- Сколько видов сдобной продукции (батоны, халы и т.д.) выпускает пекарня ИП «Веклич»?

- Сколько видов каждого продукта выпекается в среднем в день?

Среднее арифметическое    125

Размах ряда чисел  300-35=265 Мода ряда чисел нет

 

Задание: Рассчитать для каждой группы выпечки среднее арифметическое, размах  и моду значений. Ответить на вопрос: Что является основным продуктом производства? Дать небольшую характеристику предприятия по полученным данным.

    2. Решение задач

Первая группа: Вашему вниманию предоставляется количество запусков ракет носителей за 2010 год. (диаграмма). Задание: найдите статистические характеристики данных показателей.

В честь 50-летия первого полета в космос в России 2011 год объявлен годом российской космонавтики.

-  Кто был первым космонавтом, побывавшем в космосе?

- С какого космодрома был запущен корабль «Восток», совершивший первый оборот вокруг земли?

Байконур остается ведущим в мире космодромом по числу запусков космических ракет-носителей и является важным военно-космическим объектом, который обеспечивает безопасность Казакстана и России.

Среднее арифметическое    9,25приблиз 9

Размах ряда чисел  31-1=30  Мода ряда чисел нет

Вторая группа: В январе месяце наблюдался в школе подъем простудных заболеваний. На диаграмме представлены показатели по параллелям 5,6,7 классов. Используя статистические характеристики проанализируйте данные.

Среднее арифметическое    13,625приблиз14

Размах ряда чисел  18-10=8  Мода ряда чисел нет

Третья группа:

осенние

зимние

весенние

  8

10

12

Используя календарь за 2010 и 2011 годы оцените с помощью статистических характеристик каникулы между четвертями.

Среднее арифметическое    10

Размах ряда чисел  12-8=4  Мода ряда чисел нет

6.       Подведение итогов урока

Вы понимаете, чтобы усвоить новое , надо постоянно повторять изученное. Помните слова немецкого инженера-физика. Думаю, что образование, которое вы получите , будет соответствовать времени, в котором мы живем. А чтобы это случилось на самом деле, предлагаю следующее домашнее задание. Рассчитать среднее арифметическое, размах и моду веса, возраста, роста и т.д членов вашей семьи (оформление произвольное: презентация рисунки, сочинение и т.д.)

      7. Рефлексия. Заполнение оценочных листов.

СМС голосование: Ответьте на вопрос: Кем был я сегодня на уроке?

Если был пассивным слушателем-  выбери желтый стикер;

Искателем- зеленый

Экспертом- оранжевый. … И прикрепите ваш стикер на карту участия.

И напоследок. Включите все свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые вас  окружают.

Итак, среднее арифметическое между

-Портфелем и рюкзаком (ранец)

-Женщины и рыбы (русалка)

-Носка и чулка (гольф)

- Ежа и змеи (колючая проволока)

 

Информационный лист раздается каждому ученику

 

 

 

 

Информационный лист 5Б класс           Фамилия, имя:__________________________

Тема урока: Статистические характеристики

 «Образование есть то,  что остается, когда все выученное уже забыто»     М. Лауэ

Основные понятия темы:1_______________________

                                           2_______________________  3_______________________

Таблица ответов                         

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

2

3

6

7

 

 

 

 

Составьте слова, используя таблицу ответов.

4

7

1

2

7

5

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала:                     1 группа                                          

Ученик

Карм деньги

 Васюта Е

200

Казинский Н

300

Капышева Д.

200

Сельбекова Г

200

Тен Н

345

Тлеугалеев С

200

Жусупбекова Г

200

- Сколько всего участников опроса? _____

- Каково среднее значение денег, выдаваемых на карманные расходы?________________________

- Сформулировать определение среднего арифметического  нескольких чисел______

 

_________________________________________

- Где может применяться в жизни данное понятие?

___________________________________________

 

2 группа

Ученик

Карм деньги

Акбашева Л

200

Кинжибаева К

50

Колесников Я

400

Кулжанов А

200

Рысжанов Т

100

Согумбаева К

200

Сырицо Л

200

Юн И

400

- Каково наибольшее значение карманных денег?_____

- Каково наименьшее значение?_______________

- Используя стр 261 учебника дать определение размаха ряда чисел. _______________________________________________

размах выдаваемых в день карманных денег?_________

- Где может применяться в жизни данное понятие?

 

________________________________________________

 

3 группа

Ученик

Карм деньги

 Батурбеков Е

100

Бебко А

0

Бекболатова Л

150

Дощанов Д

200

Коваль С

300

Панфилова К

200

Тагаева Д

200

- Какие числа встречаются в опросе?___________

Число

 

 

 

 

 

 

Встречается сколько раз

 

 

 

 

 

 

- Сколько раз встречается каждое число? (заполните таблицу)

 

 

 

- Какое число встречается чаще всего?__________

- Попробуйте дать определение моды ряда чисел?

 

- Где может применяться в жизни данное понятие? ___________________________________

Домашнее задание:     Вопросы для каждой группы:

  1. Сколько видов продукции выпекает пекарня ИП «Веклич»?
  2. Сколько видов каждого продукта выпекается в среднем в день?
  3. Каково среднее арифметическое выпекаемых продуктов в день?
  4. Каков размах выпускаемой продукции?
  5. Определить моду выпекаемой продукции, если она существует.

1 группа (Хлеб)                                                                            2 группа (Батоны)

Продукт

Кол-во

 Хлеб 1 сорт

 

Хлеб 2 сорт

 

Саечный хлеб

 

Бородинский

 

Деревенский

 

 

Продукт

Кол-во

Хала

 

Батон

 

Рулет

 

Пироги

 

Семейка (мак)

 

Семейка (изюм)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среднее арифметическое___________________     Среднее арифметическое___________________

Размах ряда чисел:________________________ Размах ряда чисел:___________________________

Мода ряда чисел_________________________  Мода ряда чисел___________________________         

3 группа (Булочки)

Продукт

Кол-во

С посыпкой

 

С изюмом

 

С повидлом

 

Плюшка

 

С курагой

 

С маком

 

Слоеная

 

Среднее арифметическое___________________________

Размах ряда чисел:________________________________

Мода ряда чисел_________________________________

 

 

 

 

Решение задач:

продукт

количество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первая группа: Вашему вниманию предоставляется количество запусков ракет носителей за 2010 год. (диаграмма). Задание: Найдите статистические характеристики данных показателей

Среднее арифметическое_____________________________

Размах ряда чисел:____________________________

Мода ряда чисел_______________________________________________

Вторая группа: В январе месяце наблюдался в школе подъем простудных заболеваний. На диаграмме представлены показатели по параллелям 5,6,7 классов. Используя статистические характеристики,  проанализируйте данные.

Среднее арифметическое______________________________

Размах ряда чисел:___________________________________

Мода ряда чисел_____________________________________

 

Третья группа:

Используя календарь за 2013 и 2014 годы оцените с помощью статистических характеристик каникулы между четвертями.

осенние

зимние

весенние

   

 

 

  Среднее арифметическое_______________________________________

Размах ряда чисел:____________________________________________

Мода ряда чисел_______________________________________________

 

Вывод по уроку: Сегодня на уроке я был:____________________

(пассивным слушателем, искателем, экспертом и т.д.)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока в 5 классе по математике: Статистические характеристики: среднее арифметическое нескольких чисел, размах, мода"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель страховой организации

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект первого урока (урок-исследование) по теме "Статистические характеристики".

Учащиеся в ходе урока самостоятельно в группах изучают статистические характеристики (среднее арифметическое нескольких чисел, размах и мода ряда чисел), делают выводы, учатся использовать полученную информацию из проведенного

ими опроса, диаграмм, жизненного опыта. В подготовитльной работе учащиеся учатся собирать необходимую информацию, обрабатывать её.

Формируются навыки работы с учебником, умения работы в группах, правильной самооценки своей работы на уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 040 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 313
    • DOCX 78.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Колодий Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Колодий Ольга Владимировна
    Колодий Ольга Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 7
    • Всего просмотров: 34128
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Применение математических знаний в повседневной жизни

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Фитнес: вопросы здоровья и безопасности во время тренировок

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе