Главная / Начальные классы / Конспект урока в 4 классе по теме

Конспект урока в 4 классе по теме

Урок по окружающему миру в 4 классе


УМК «Школа2100»

учебник «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс «Человек и природа» часть 1, авторов: А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан.


Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Калинина Надежда Николаевна


РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Тема: Многогранный мир чувств


Цели:

формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.



Задачи:

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;

  • развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

  • воспитывать бережное отношение к органам чувств.

Оборудование: ИКТ: ПК, проектор, экран, презентация “Органы чувств человека”, учебники, атласы «Организм человека», аромалампа, масло мяты.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.





Ход урока:

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация

знаний и

постановка

учебной

проблемы.


Слайд1

-Сегодня наши герои Лена и Миша со своими одноклассниками побывали в Ботаническом саду. Они любовались красотой природы, подышали свежим воздухом, погрелись на теплом осеннем солнышке, услышали приветливое гоготание гусака птичьей стаи.

-С помощью каких органов они «почувствовали» всю красоту окружающего мира?

-Определите тему нашего урока. Слайд2

-Какие цели и задачи вы поставите перед собой на уроке?

(мнения детей фиксируются на доске и обобщаются)

Слайд3

- Лена утверждает, что у человека есть пять органов чувств: глаз, ухо, нос, язык и кожа. На что Миша ей возражает и говорит: «Ты не совсем права, у человека шесть органов чувств».

Какие мнения высказывают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?

Давайте составим план работы на основе этих вопросов (совместная деятельность учеников и учителя).

План:

1.Назвать орган.

2.Узнать его значение.

3.Изучить его строение.

4.Выяснить, как нужно беречь органы чувств.


Я предлагаю вам разделиться на группы (6 групп) и, используя этот план, составить рассказ о каждом из органов чувств.

У вас на столе лежит конверт, в котором находится необходимая информация, материал для составления рассказа. Также, вы можете использовать текст учебника с.46-48 (Учебник «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс «Человек и природа» часть 1, авторов: А.А. Вахрушев, А.С. Раутиан., УМК «Школа2100»).

Слайд5

ΙΙ. Совместное открытие знаний

Выступление групп

- Отгадайте загадку:

Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит? (глаза)

Выступление группы Слайд 6-7


Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.


Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2.Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30 – 35 сантиметров от глаз. Свет должен падать слева.

3.Не читай лёжа.

4.Не читай в транспорте.

5.Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, каждые 30 минут давай глазам отдохнуть.

6.Вредно для глаз долго смотреть телевизор, компьютер.

7.Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

8.Пользуйся чистым носовым платком.

9.Не стесняйся носить очки.


- Отгадайте загадку:

У зверушки - на макушке, а у нас с боку от глаз? (уши)

Выступление группы Слайд 8-10


Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.


Ухо человека включает три отделения – наружное, среднее внутреннее ухо. Видимая часть уха называется ушной раковиной. Она сама ничего не слышит, а только улавливает звуковые волны, которые потом проникают глубже и заставляют вибрировать барабанную перепонку. Дальше колебания передаются в среднее ухо , а затем через внутреннее ухо – в мозг.


Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.


1.Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2.Никогда не ковыряйте в ушах спичками, булавками и другими предметами. Можете повредить барабанную перепонку и потерять слух.

3.Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух.

4. Чаще отдыхайте в тишине.

5.Если почувствуете боль в ухе, сразу обращайтесь к врачу.


- Отгадайте загадку:

Между двух светил в середине я один? (нос)

Выступление группы Слайд 11-12


Нос – это орган обоняния.

Обоняние – это способность организма

чувствовать запахи.

За многие века люди выделили

6 «основных» запахов:

  • цветочный,

  • фруктовый,

  • зловонный,

  • пряный,

  • смолистый

  • запах гари.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди могут отравиться, так как не могут определить некачественной пищи.

1.Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2.Не курить, так как курение ухудшает обоняние.

3. Не лазить в нос посторонними предметами.


- Я сегодня хочу познакомить вас с одним из способов укрепления здоровья человека – ароматерапией.

Ароматерапия – метод воздействия на организм эфирных масел, получаемых из растений. Это один из самых приятных и доступных способов восстановления и укрепления здоровья. Дышать парами масел очень полезно. Т.к. через органы дыхания частички этих масел попадают в кровь и оздаравливают организм. В комнатных условиях удобно использовать аромалампу.

В верхнюю чашу лампы наливают воду и капают в неё несколько капель эфирного масла или их смеси. Воду подогревают и эфирные масла начинают испаряться, наполняя комнату волшебными ароматами. Аромалампа отличный помошник в борьбе с различными заболеваниями.

(проводится дыхательная гимнастика на фоне аромата мяты)


- Отгадайте загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

Выступление группы Слайд 13-14


Язык – орган вкуса.

Основных вкусов всего 4:

  • сладкий,

  • солёный,

  • кислый

  • горький.

Но всем богатством оттенков вкуса мы обязаны обонянию.


Снаружи язык покрыт бесчисленны множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот.

Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.


- Отгадайте загадку:

Каждый человек как в скафандр в неё одет? (кожа)

Выступление группы Слайд 15-16

Кожа –

орган осязания.

Её чувствительность заключается в том, что мы распознаём предмет, к которому прикасаемся.

Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо.

Но кожа нас не только предупреждает об угрозе, но и защищает. Поэтому она обладает такими качествами, как прочность и упругость.

Берегите кожу!


-Эврика! Открытие!


Выступление группы №6 (орган равновесия) Слайд17


Во внутреннем ухе есть орган равновесия. Поэтому даже если мы закроем глаза, то всё равно будем знать, где верх, а где низ, где лево, а где право.
Значит ухо – это орган слуха и равновесия.


-Прав ли оказался Миша, уточнив, что органов чувств у человека шесть? Назовите их ещё раз.

-Как вы понимаете пословицу: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Слайд 18

Из внешнего мира мы получаем информацию в виде чувств, передаём эту информацию в мозг, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают друг другу и дополняют друг друга. И все они имеют память.

Сделаем вывод (высказывания учеников) Слайд 19

Органы чувств помогают человеку
воспринимать окружающий мир.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

-Выполни задания теста и проверь себя (выполняют самостоятельно) Слайд20

1. У человека есть органы

2. Глаза - это орган

3. Уши – это орган

4. Нос – это орган

5. Кожа – это орган

6. Органы чувств нужно

7. Всеми органами чувств руководит


Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

ΙV. Домашнее задание.

Слайд 21

Прочитать статью «Как мы воспринимаем окружающий мир» страницы 46-49 учебника.

Рабочая тетрадь:

Страница 19 №1-4; страница 20 №6.

Выполнить задание в тетради по выбору.


V. Итог урока

Почему мир чувств так многогранен?

-Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Узнать сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много? Как нужно беречь органы чувств?

-Смогли мы ответить на все поставленные вопросы на уроке?

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Кто с ней справлялся легко?

Кому пока было трудновато?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Какую бы отметку вы себе поставили?


Слайд 21 Спасибо за урок!



Приложение: текст слайдов 6-21

hello_html_m4339923c.gifhello_html_m64036e9b.gifhello_html_m612b9e9a.gifhello_html_4cf81528.gifhello_html_64cf3d88.gifhello_html_456ad1a6.gifhello_html_32afeb75.gifhello_html_440297d.gifhello_html_m15312f9c.gifhello_html_m2cd96234.gifhello_html_43a90a25.gifhello_html_m7b1970ac.gifhello_html_1d94c038.gifhello_html_m1810afa2.gifhello_html_70e10dc3.gifhello_html_764e0ca4.gif

Конспект урока в 4 классе по теме
  • Начальные классы
Описание:

Урок по окружающему миру в 4 классе

 

УМК «Школа2100»

учебник «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 4 класс «Человек и природа» часть 1, авторов: А.А. Вахрушев,  А.С. Раутиан.

 

Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Калинина Надежда Николаевна

 

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Тема:Многогранный мир чувств

 

Цели:

 –  формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.

 

 Задачи:

·         расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;

·         развивать умения самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;

·         воспитывать бережное отношение к органам чувств.

Оборудование: ИКТ: ПК, проектор, экран, презентация “Органы чувств человека”, учебники, атласы «Организм человека», аромалампа, масло мяты.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

Автор Калинина Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1558
Номер материала 36983
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓