Главная / Технология / конспект урока технология в 5 классе "Моделирование фартука " ФГОС

конспект урока технология в 5 классе "Моделирование фартука " ФГОС

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г. Пошехонье






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

учебного предмета «ТЕХНОЛОГИЯ»

по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА»

класс 5





раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

тема: Фартук. Моделирование фартука.



составитель:

Бедник Светлана Васильевна

учитель технологии




2014 г.

Технологическая карта урока


Раздел

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Тема

Фартук. Моделирование фартука.

Цели

Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий «моделирование», «модель», «назначение одежды» и их использовании при моделировании фартука. Обеспечить закрепление этих знаний и умений для самостоятельного применения.

Задачи

Образовательные:

познакомить учащихся с понятием «модель», «одежда», «моделирование», деталями фартука, способами моделирования; сформировать умение моделировать фартук, ознакомить учащихся с профессией модельера.

Развивающие:

создать условия для развития универсальных учебных действий:

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

-уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме.

-структурировать знания, выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, знаки)

-способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, ориентирования в пространстве, точности и тонкости различения цвета, рисунка, формы).

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, опрятность, эстетический вкус. Создать условия для формирования навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ.

Основное содержание темы

Термины понятия

Понятия «моделирование», «модель». Профессия – модельер-конструктор. Особенности моделирования рабочей одежды. Простейшие способы моделирования фартука.

Моделирование (художественное, техническое), модельер, эскиз (модель), отделка

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • стимулировать способность иметь собственное мнение;

  • сделать учёбу полезной, интересной, увлекательной;

  • выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми, научиться ничего не принимать на веру;

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • мотивация учебной деятельности;

  • развивать самостоятельную познавательную деятельность.

Коммуникативные УУД:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  • развивать умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • отражать в устной и практической форме результаты своей деятельности;

  • признавать право другого человека на иное мнение.

Познавательные УУД:

  • логические, уметь конструировать и моделировать фартук;

  • анализ объектов с целью выделения признаков;

  • исследовать несложные практические ситуации.

  • выдвигать предположения, понимать необходимость их проверки.

Рефлексивные УУД:

  • постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

  • формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • поиск и устранение причин возникших трудностей

  • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

  • владение умениями совместной деятельности с другими её участниками;

объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

  • знакомство учащихся с понятиями “модель”, “одежда”, “моделирование”, историй, деталями фартука, правилами моделирования; развитие потребности в творческой деятельности, в самовыражении, через создание эскиза и описание модели фартука;

  • формирование навыков по моделированию;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.

  • овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, сеть Интернет), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

ресурсы

Форма работы

черчение, искусство, информатика, математика, биология, ИЗО.

учебник, рабочая тетрадь

цветная бумага, ножницы, фломастеры, клей

мультимедийный проектор, интерактивная доска, флипчарт по теме.

фронтальная, парная, групповая, индивидуальная

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1- этап Самоопределение к деятельности (10 мин)

Цели деятельности

Ситуативные задания

Планируемый результат

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)

2. Организовать деятельность по установки тематических рамок («могу»)

3. Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).


hello_html_732c4603.gifТехнологический комментарий:

Учащимся предлагается посмотреть видео для определения темы урока (запуск видео - щелчок по знаку "воспроизвести")












hello_html_m4340e9c3.gif

Технологический комментарий:

Учащимся предлагается ответить на вопросы.

Проверка правильности ответов - щелчок объекту "вопросительный знак", при котором появляется ответ (скрытый объект).

1. Предлагается внимательно послушать рассказ

С. Могилевской«Две хозяйки», и самостоятельно попытаться определить тему урока.

- Ох, устала – говорит одна хозяйка.

- Как не устать, раз обед готовила! - говорит другая.- Небось оладьи жарила?

- Оладьи. А ты откуда знаешь?

- И клюквенный кисель варила?

- Что верно, то верно. Вкусный получился!

- А борщ- то томатом заправляла?

- Да ты откуда такая догадливая?

- Как не догадаться, на твоем платье вся готовка видна.

Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда где пятна от муки, где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:

-Знаем мы таких чистеньких да аккуратненьких!

Вот погляжу, какова ты будешь, когда с обедом управишься.

-Уже управилась. Только вся моя стряпня на фартуке осталась. Без фартука я за готовку не берусь.

Одно из правил вы запомните на всю жизнь: войдя на кухню, прежде всего, наденьте фартук. И, раньше чем не управитесь со всеми делами, не снимайте с себя его.

Вопрос: какой вывод вы можете сделать, послушав разговор 2-х девочек? Без чего нельзя обходиться на кухне при приготовлении пищи? (Фартука)

- Так какова же будет тема урока? (Фартук).

2. Значение разнообразия.

- Как вы думаете, с чего начинается изготовление любого изделия?

            (С его конструирования)

- А как вы понимаете, что такое «конструирование»?

(Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия)

Давайте посмотрим друг на друга. Какие мы?

(– Красивые, веселые, грустные… Я подвожу детей к ответу «Разные»)

В чем выражается эта разница? Чем мы отличаемся друг от друга?

(– Прической, чертами лица, цветом волос…одеждой).

Давайте, посмотрим на чертеж фартука.

-  Чертежи выкроек фартуков вы тоже все строили разные? 

(- Нет, Одинаковые).

- Скажите,  шить фартуки вы будете все одинаковые или разные?

( Нет. Разные )

- Так как же нам теперь быть?   Попробуем представить, что было бы, если бы мы все стали похожи друг на друга?

( – Неинтересно…)   И  фартук, сшитый из прямоугольников, будет выглядеть, скорее всего, простовато и не нарядно.

- Что необходимо сделать с чертежом выкройки фартука, чтобы получить разные модели фартуков?

 ( Желательно внести в чертеж изменения)

- Молодцы!

- Скажите, вы можете уже сейчас приступить к выполнению этого задания?

(Нет)

- В чем затруднение? У вас возникла проблема? Какая?

(Мы не знаем, как выполнить задание?)

- Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

Готовность учащихся к уроку;

организация внимания всех учащихся

2 этап Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

На знание (З), понимание (П), умение (У)

Планируемый результат

Блок А (повторение пройденного материала)(10 мин0

Изучить понятие «модель, «моделирование»»;

дать первоначальные навыки приемов моделирования.

hello_html_m37970053.gif

Технологический комментарий:

Учащимся предлагается навести курсор на "волшебный сундучок", щелчком открыть его. Вытаскивая поочерёдно появившиеся объекты, определять их расположение относительно главного объекта - чертежа (перенос объектов с названиями линий).

Проверка - рисунок в учебнике.

Инструменты - объект с сюрпризом "волшебный сундучок".


hello_html_5e26efed.gif

Технологический комментарий:

Учащимся предлагается навести курсор на объект «цветная фигура», вытаскивая поочерёдно объекты, определять их расположение в таблице по значению.

Проверка - таблица в учебнике.


hello_html_3268d56.gif

Технологический комментарий:

Сравнение чертежа и модели.








hello_html_3843bf3a.gif

Технологический комментарий:

Учащимся предлагается рассморев представленное изображение модели, опредеоить сходство или различие с чертежом, затем внести необходимые изменения в нем.

Инструмнт - фигура, линия.









hello_html_m57ca5996.gif

Технологический комментарий:

Задание - найти сходства и различия в представленных моделях, сформулировать понятие «моделирование».

hello_html_m5aafa56b.gif

Технологический комментарий:

Учащимся предлагается сформулировать понятия, проверка - нанести курсор на определений, при щелчке появится значение объекта.

Инструмент - скрытый объект.

hello_html_m4876360c.gif

hello_html_45de39be.gif







hello_html_m5e4db595.gif

Технологический комментарий:

знакомство с профессией "модельер"(запуск видео - щелчок по знаку "воспроизвести")

Инструмент – видео.


hello_html_m6715e736.gif

hello_html_22803c2d.gif

Технологический комментарий:

соблюдая правила моделирования, подобрать к нижней части фартука, подходящие нагрудник и карман.  

Инструмент - фигура, линия, соединитель

1.На прошлом уроке мы  построили чертеж фартука и определили основные линии чертежа

Задание: Перед вами чертеж фартука и нумерация линий, в соответствии названиям линий поставьте цифры.


2.Актуализация знаний (учащиеся задают друг другу вопросы)

а) как называлась тема прошлого урока? (построение чертежа фартука)

б) как называется процесс построения чертежа фартука? (конструирование)

в) Чем занимается инженер – конструктор?(построением различных чертежей деталей изделия)

г) Назовите детали фартука? (нижняя часть фартука, нагрудник, карман, пояс, бретель)

д) Почему чертеж фартука выполняют на половину фигуры? (вторая половина симметричная)

е) Какие детали имеют линию середины?(нижняя часть нагрудника, нагрудник)

ж) Что нам необходимо чтобы построить чертёж? (мерки)

з) Какие мерки необходимо снять, чтобы построить чертёж фартука? (Сб., Ст., Дн, Днч)


3. Заполнить таблицу(приложение)

На бригаду даётся таблица – кто быстро и правильно восстановит текст.

Условие: каждый игрок, получивший карточку должен самостоятельно определить место её расположения в таблице.












-умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками;

-выбор наиболее рациональных способов моделирования и проведение сравнительного анализа;

-определение видов моделирования, основных способов для создания определенной модели изделия.

Блок Б (изложение нового материала) (25 мин)

1. (Подача нового материала осуществляется в исследовательской форме: умышленно не объясняется понятия «моделирование», «модельер»: учащиеся выводят определение в процессе урока.)

Сегодня мы узнаем, как, построив один чертеж фартука, можно в конечном результате получить самые разнообразные модели, и попытаемся освоить способы моделирования, будем заниматься моделированием (умышленно повторяется несколько раз непонятное слово, чтобы вызвать заинтересованность учащихся к предстоящему занятию).

Если сделать выкройки (демонстрируются выкройки деталей фартука), скроить (демонстрируются выкроенные из ткани детали фартука) и сшить фартук, то он получится вот таким (демонстрация).

 Сравнивая чертеж и модель, учащиеся отмечают, что форма деталей выкройки и фартука из ткани совпадают.

 

Затем предлагается вниманию учащихся    модель, в которой изменена форма деталей фартука.

Можно ли по имеющейся у нас выкройке скроить и сшить такой фартук?

(– Нельзя)

Почему?

(Приглашаются желающие проверить соответствие формы деталей фартука и выкройки, найти ответ. Дети находят отличие. Делают вывод о том, что нужно изменить форму деталей фартука).

Как?

(Приглашаются к доске желающие попробовать изменить форму деталей на чертеже в соответствии с моделью. Находим правильный вариант.)

Чем мы занимаемся?

(– Рисуем, изменяем форму деталей… «Моделируем»)

Так что же такое моделирование?

(-Изменение чертежа выкройки)


Чтобы  понять, что такое моделирование – давайте внимательно посмотрим на ряд моделей.


2. Задание:

I вариант - Найдите сходство в данных моделях;

 II вариант - Найдите различия в данных моделях

 

Возможные ответы детей:

Сходство                                                      

1. У каждого фартука есть нагрудник.

2. У каждого фартука есть нижняя часть.      

3. У всех фартуков есть карманы.

4. У всех фартуков есть бретели. 

5. У всех фартуков есть отделка. 

Различия

1.Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии. 

2. Карманы имеют разную форму.

3. Фартуки различаются по цвету.

4. Отделка у фартуков разная.

5. У фартуков различная форма нижней части.

 

(уточнение в определение)      

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью.

Моделирование бывает художественным и техническим.

 Художественное (творческое) моделирование – это создание эскиза модели изделия. Осуществляют художественное моделирование художники-модельеры (дизайнеры).

Техническим моделированием называют перенос фасонных особенностей с рисунка на чертеж изделия. Осуществляют этот процесс конструкторы-модельеры.


 3. Предлагается следующая модель. Учащиеся дают описание модели.

- Форма деталей готового фартука отличается от формы деталей на чертеже?

( – Нет)

- Получается, что модель осталась прежней?  (Направляю мысли учащихся на то, что появилась отделка. Значит, это другая модель фартука.)

Как можно назвать отделку?

( – Лента, цветная полоска, тесьма)

- Это может быть и лента, и тесьма, и вышивка.

А может быть отделочная ткань, гармонирующая по цвету с основной тканью.

  Как точнее можно определить процесс моделирования?  Запись в тетрадь 

(  Моделирование – это изменение формы деталей фартука на чертеже и подбор отделки),   во время работы с тетрадью следить за осанкой детей:

                   На уроке мы сидим

                   Спинки многие кривим,

                   Сели ровно, распрямились

                   И в принцесс все превратились.

Существуют различные виды отделки фартука   

 Современные модельеры используют разнообразные  виды декоративной отделки: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружева, аппликацию и т.д. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.

 

4. Профессия модельер (2-3 мин.)

Моделирование одежды можно определить и как процесс создания новых ее моделей.

Создателя образцов одежды называют модельером. Художник – модельер создает эскизы новых моделей. Модельер – конструктор переносит на основу чертежа особенности фасона.

Модельер может придумать новую вещь или усовершенствовать уже существующую. При этом он учитывает потребность в данном изделии, его назначение, форму, цвет и свойства материалов, и, конечно, требования моды. Придуманный образец модели он воплощает в эскизе. 

Эскиз (франц.) – это рисунок, по которому создается какая-нибудь вещь, декорация, здание (из словаря иностранных слов). В нашем случае мы работаем с эскизами фартуков.

Можно выделить несколько способов моделирования фартуков:

- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей;

- применение художественной отделки;

- моделирование цветом.

 Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.

 

5. Контроль знаний:

Соблюдая правила моделирования, подобрать к нижней части фартука, подходящие нагрудник и карман.  

Проверка - правильные варианты.

3 этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

Сформировать умения применять теоретические знания при выполнении практической работы

hello_html_5302575f.gif

hello_html_62902f8a.gif


Игра «Ателье моды». (30-35 мин)

«Создаются» ателье, где распределяются роли, для которых выдается план работы – художник-модельер и художник- конструктор. Каждая команда дает название ателье, придумывают эскизы, выполняют техническое моделирование фартука. Защищают свои эскизы фартуков и техническое моделирование. Группы оценивают работу друг друга.

-сравнение, оценивание своей работы и работы членов группы.

-определение о значимости сложности и трудоёмкости операции.

Домашнее задание:

Выполнить моделирование фартука на себя: 1. выполнить эскиз;

2. изменить форму деталей чертежа.

3. подобрать отделку. 

-умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем и сверстниками;

-выбор наиболее рациональных способов моделирования и проведение сравнительного анализа;

-определение видов моделирования, основных способов для создания определенной модели изделия;

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-планирование профессиональной карьеры.

4 этап Рефлексивная деятельность (10 мин)

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Планируемый результат

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

hello_html_me92821f.gif

Технологический комментарий:

Учащимся предлагается оценить полученную информацию, закончив представленную фразу.

Инструмент - скрытый объект.

-контрольные вопросы:

1. Что означает термин «модель»?
2. Что означает термин «моделирование»?
3. С какими видами моделирования вы познакомились?
4. В чем заключается моделирование фартука? Назовите варианты моделирования фартука.
5. Что такое художественное моделирование и кто эту работу выполняет?
6. Что такое техническое моделирование и кто эту работу выполняет?
7. Назовите этапы моделирования.
8. Как подготовить выкройку к раскрою?

Работа на странице флипчарта:

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научилась…

- меня удивило…

- мне захотелось…

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;

-самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

-планирование учебного сотрудничества.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Планируемый результат

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

обобщение учителя о достижении целей урока


объективная оценка результатов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Задание: заполнить таблицу

На бригаду даётся таблица – кто быстро и правильно восстановить текст. Условие: каждый игрок, получивший карточку должен самостоятельно определить место её расположения в таблице.



Название мерок

Обозначение мерок

Назначение мерок

Порядок снятия мерок

Определение длины нагрудника

Определение длины пояса

Определение ширины нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Длина нагрудника

Дн

 

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Днч

Определение длины нижней части фартука

 

Полуобхват талии

Ст


По самому тонкому месту туловища

Полуобхват бёдер

Сб.


Горизонтально вокруг бедер

 

























 ОТВЕТ:

Длина нагрудника

Дн

Определение длины нагрудника

От линии талии вверх до желаемой длины

Длина нижней части

Днч

Определение длины

нижней части фартука

От линии талии вниз до желаемой длины

Полуобхват талии

Ст

Определение длины пояса

По самому тонкому месту туловища

Полуобхват бёдер

Сб

Определение ширины нижней части фартука

Горизонтально вокруг бедер

Задание 2: Заполнить таблицу:

-1 и 3 бригады находят сходные черты;

- 2 и 4 бригады находят различия.

Сходство

Различия

1. У каждого фартука есть нагрудник.

1. Есть фартуки отрезные и не отрезные по линии талии.

2. У каждого фартука есть нижняя часть

2. Карманы имеют разную форму.

3. У всех фартуков ест карманы.

3. Фартуки различаются по цвету.

4. У всех фартуков есть бретели

4. Отделка у фартуков разная.

5.У всех фартуков есть отделка.

5. У фартуков различная форма нижней части.



Задание 6: Технологическая карта. «Моделирование фартука»

Последовательность операций

Чертеж

Инструменты и приспособления

ТБ


1

Лист цветной бумаги перегните на ширину фартука, лицевой стороной вовнутрь, приложите лекало фартука вплотную к сгибу и обведите.


Цветная бумага, карандаш, лекало фартука.


2

На цветной бумаге повторите фасонные линии создаваемой модели, вырежьте полученный чертёж, приклейте на альбомный лист рядом с эскизом.


Цветная бумага, фигурное лекало, карандаш, ножницы, клей, альбомный лист.

ТБ

Ножницы

3

Для задуманной модели фартука подберите цветовое решение отделки.


Различные варианты отделок, аппликации, клей, ножницы.

ТБ

ножницы

Раздаю лекало – в конструировании это готовые выкройки, как и чертеж, выполнены в половинном размере.

Сначала выполнить эскиз (сделанный от руки рисунок с соблюдение пропорций). Цветную бумагу перегибаем лицевой стороной во внутрь на ширину фартука, обводим лекало, наносим фасонные линии, вырезаем (с соблюдением всех правил ТБ), придумываем отделку, подбираем её по цвету, наклеиваем на придуманную модель,

Готовый вариант наклеиваем на лист рядом с эскизом.

Предлагаю: "Объясните свой выбор”.

Или поиграем – "Одень куклу”, придумай ей фартук по назначению.


ЗАДАНИЕ № 7 - дополнительное

Для тех, кто всё выполнил.

Предлагаю несколько вариантов готовых фартуков.

Задание: рассмотреть фартуки, описать их и раскрасить цветными карандашами.


Приложение 2

План работы «художника - модельера»

  1. Всей группой придумать название ателье и вписать его в бланк.

  2. Придумать 2 фасона фартука, учитывая форму нагрудника, нижней части и кармана.

  3. Подобрать цвет и отделку.

  4. Нарисовать 2 эскиза фартука, наложив их на рисунок манекена в бланке.

  5. Публично описать модели фартуков.

  6. Передать свой бланк с эскизами фартуков другому «ателье»

План работы «художника - конструктора»

  1. Взять бланк с эскизами фартуков из другого «ателье».

  2. Сравнить базовый чертеж с новым эскизом.

  3. На базовом чертеже в М 1:4 нанести новые фасонные линии.

  4. На шаблон из цветной бумаги также нанести новые фасонные линии, вырезать ножницами.

  5. Склеить изменения в выкройке на бумагу.



Оценка проекта


  1. «Ателье» еще раз обмениваются бланками и публично оценивают техническое моделирование конкурентов.










Приложение 1. Ателье _________________________


Модель №1


doll_1.jpg




















Оценка:


Модель №2

doll_1.jpg






















Оценка:


конспект урока технология в 5 классе "Моделирование фартука " ФГОС
  • Технология
Описание:

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Тема: Фартук. Моделирование фартука.

Цель:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий «моделирование», «модель», «назначение одежды» и их использовании при моделировании фартука. Обеспечить закрепление этих знаний и умений для  самостоятельного применения.

Основное содержание темы, термины, понятия : Понятия «моделирование», «модель». Профессия – модельер-конструктор. Особенности моделирования рабочей одежды. Простейшие способы моделирования фартука. Моделирование (художественное, техническое), модельер, эскиз (модель), отделка

Моделирование (художественное, техническое), модельер, эскиз (модель), отделка

К конспекту разработан флипчарт для интерактивной доски, страницы которого вставлены в содержании хода урока. К уроку прилагается материал для работы (распечатка). 

Автор Бедник Светлана Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 3046
Номер материала 34167
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓