МБОУ
«Найденовская школа»
Тема урока: «Средняя линия треугольника» 9 класс
Цель урока:
Образовательная: Научить распознавать средние линии
треугольника на чертежах, вырабатывать навык и умение применять свойство при
решении задач. Научить строить среднюю линию треугольника.
Развивающая: Развивать навыки логического мышления, память,
внимание, образное мышление, пространственное воображение. Продолжать
формировать у учащихся умение говорить грамотно, четко, используя необходимые
математические термины; умение доказывать свою точку зрения, ясно излагать свои
мысли.
Воспитательная: Воспитывать и развивать аккуратность при
построении чертежей, целеустремленность и самостоятельность в ходе решения
задач.
Тип урока: Урок изучения нового материала и его
первичное закрепление.
Оборудование: презентация, созданная в PowerPoint, задачи на готовых чертежах; рефлексия
(корабль), тест, проектор, карточки с задачами.
Ход урока:
- Орг. момент: 1) готовность уч-ся к уроку
2) сверка
списочного состава;
3)
приветствие;
2. Мотивация на познавательную
активность на уроке. (слайд 1)
Ответив на поставленные вопросы, вы узнаете
тему урока.
1. Имеются числа 3, 4, 5. Как называется
число 4, расположенное между числами 3 и 5? (среднее). Образуйте
прилагательное, отвечающее на вопрос КАКАЯ? (средняя)
2. Как по-другому называется прямая?
(линия)
3.Геометрическая
фигура, имеющая 3 отрезка и 3 точки, не лежащие на 1 прямой?
- Сообщение темы, постановка цели урока
учителем, постановка задач урока учениками (слайд 2)
Ребята,
треугольник-геом.фигура, самая популярная в школьном курсе геометрии, сегодня
мы пополним багаж ваших знаний о свойствах этой фигуры.
Итак, цель урока: 1)
ввести понятие ср. л. треугольника
2) сформулировать и доказать основное свойство ср. л. треугольника.
3) рассмотреть применение определения и свойства ср. л. треугольника при
решении задач.
Ребята, будьте при
этом внимательны, активны, отвечайте грамотно, четко, ясно излагайте вои мысли.
Ребята, как всегда,
используя наши слова-помощники, давайте поставим перед собой задачи
урока(слайд3):
Научиться…..
Развивать…..
Воспитывать….
- Объяснение нового материала в ходе беседы
- Введем определение ср. л. треугольника:
Построим
произвольный треугольник. Назовем его любыми буквами. (АВС). На сторонах
треугольника АВ и ВС отметим точки M и N так, что АМ=МВ, ВN =СN. Как
в этом случае называются точки M и N
для отрезков АВ и ВС? (серединами). Отметим это на чертеже. Теперь соединим
точки M и N. Как наз-ся МN? (отрезок). Следовательно, такой отрезок называется ср. линией
треугольника.
Вопрос ученикам: Может, кто из вас попробует
сформулировать определение ср. л. треугольника? Определение. Средней линией
треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон.
- Работа по готовым чертежам (отработать
умение распознавать на чертежах ср. л. треугольника)
1)
Сколько средних линий можно построить в
треугольнике? Почему?
2)
Назвать по чертежу ср. л. в треугольнике?
3)
Определить по чертежам, какие из отрезков
являются средними линиями треугольника? Ответ обосновать.
Свойство ср. л. треугольника.
Продолжим изучение нового материала. Работаем ребята с тем
же чертежом.
- Проведем эксперимент, с помощью линейки,
угольников по рядам:
1
ряд
|
2 ряд
|
Задание: Проверьте взаимное расположение
прямых МN и АС.
Вопрос: Что значит выяснить взаимное расположение
прямых?
|
Задание: Сравните длины отрезков МN и АС.
Вопрос: Что можно сказать о их длинах?
|
Вывод ученики: МN II АС
|
Вывод ученики:
|
Вот мы ребята и вывели основное свойство о ср.
л. треугольника.
Вопрос: Может быть кто-то попробует
сформулировать свойство о ср. л. треугольника. Докажем это свойство (слайд):
- Динамическая пауза.
Все встаём у своих рабочих
мест. Ребята, я буду говорить вам утверждения.
Если ответ ДА, то вы садитесь,
а если ответ НЕТ, то вы встаете.
- у луча есть концы (нет)
- у луча есть начало и
нет конца (да)
- отрезок бесконечен в обе
стороны (нет)
- у отрезка есть два конца
(да)
- у прямой есть начало и
конец (нет)
- прямая бесконечна в обе
стороны (да)
- у параллелограмма
противоположные стороны параллельны (да)
- у прямоугольника все
стороны равны (нет)
- квадрат всегда можно
рассматривать как ромб (да)
- Работа по готовым
чертежам(слайды): Научиться применять основное
свойство ср. л. треугольника.
Задание: Найти
неизвестный элемент, используя свойство ср. л. треугольника.
- Работа в тетради: № 564
- Тест по вариантам:
Тест по теме «Средняя линия треугольника»
Вариант 1
1. Средней
линией треугольника называется отрезок…
а) параллельный стороне
треугольника;
б) соединяющий середины
сторон треугольника;
в) соединяющий вершину и
середину противоположной стороны;
г) нет правильного ответа
2. BD ||
AF, тогда
отрезок
BD….
С
B D
A
F
|
а)
является средней линией треугольника;
б) может
быть средней линией треугольника
в) нет
правильного ответа
|
3. B
P Q
А
C
PQ=16 cм,
тогда АС=…
|
а) 16
см;
б) 32
см;
в) 8
см;
г) нет
правильного ответа
|
Тест по теме «Средняя линия
треугольника» Вариант 2
1. Средняя линия треугольника…………………
а) параллельна одной из
его сторон и равна половине этой стороны;
б) равна половине стороны
треугольника;
в) параллельна одной из
его сторон;
г) нет правильного
ответа.
2.
А
L
R
В
M
LR || BM, тогда
отрезок LR…
|
а)
может быть средней линией треугольника;
б)
является средней линией треугольника;
в) нет
правильного ответа
|
3.
А
Р
В
T
C
AB || TP, AB= 6
см, тогда TP =
…….
|
а) 6
см;
б) 3
см;
в) 12
см;
г) нет
правильного ответа
|
9) Постановка д/з Обязательный
уровень: п.62 (стр.146), № 566
Творческий
уровень: составить карточки по 2 задачи «Задачи
на готовых чертежах».
10) Подведение
итогов урока:
Ø
Что нового узнали на уроке?
Ø
Какие знания понадобились при решении задач?
Ø
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся
тебе в будущем?
Ø
Где ты применишь полученные знания?
11) «Релаксация» и
рефлексия детей.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты
нашего урока.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были
внимательны, сосредоточены на поставленной проблеме.
Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо –
улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше –
поаплодировали себе.
Рефлексия: Запустите
корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили
тему, поняли ее -помещают свой кораблик в море ЗНАНИЙ, а те, кто не уверен в
этом, остаются в заливе правил.
МОРЕ ЗНАНИЙ
ЗАЛИВ ПРАВИЛ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.