Тема: «Воротники. Изготовление образца отложного
воротника»
Практическая
работа: «Изготовление
образца отложного воротника»
Цель: Научить обрабатывать отложной
воротник. Задачи:
Образовательные:
- - Закрепить знания учащихся о
фасонах воротников; их деталей;
- Обучать правилам и приемам обработки воротника в процессе выполнения
практической работы;
Коррекционно-развивающие:
- - Коррегировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и
заданий на сравнение, обобщение; через работу с различными источниками
информации; - Развивать внимание, наблюдательность
через включение в урок заданий практического характера;
Воспитательные: -
Воспитывать положительную мотивацию к выполнению тренировочных практических
работ;
- Воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных и машинных работ;
Оборудование: образцы изделий с различными фасонами
воротников, карточки-обозначения мерок, предметная технологическая карта на
выполнение отложного воротника, инструкционная карта по обработке отложного
воротника; образец отложного воротника, слова-опоры терминологии швейных
работ: сметать, приутюжить, выметать, обтачать, словарные слова,
крой отложного воротника; листы оценки практической работы, презентация «Из
истории воротников», выполненная в программе Power Point, карточки-тесты,
компьютер, м-медиа проектор.
1-ый урок
№
|
Этап
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
|
1
|
Организационный
момент
|
Проверяет
готовность учащихся к уроку
|
Готовятся к
уроку (тетради, ручки, спецодежда)
|
|
2
|
Активизация
учащихся
|
- Сядет та из
вас, кто назовет мерки (демонстрирует карточки с обозначением мерок: Ор,
Др, Озап, Сш)
- Какая мерка из 4-ех лишняя? Почему?
|
Называют мерки:
Обхват руки, Длина рукава, Обхват запястья, Полуобхват шеи)
- Сш необходима для построения чертежа воротника, остальные мерки
необходимы для построения чертежа прямого втачного рукава.
|
|
3
|
Актуализация
опорных знаний учащихся
|
- Вспомните, о
чем мы говорили на прошлых уроках?
- Чему мы
учились на этих уроках?
|
Мы изучали тему
«Воротники»
- Чертить чертеж, изготавливать выкройку, крой воротника
|
|
4
|
Объяснение
нового материала
|
Воротник - это
дополнительная деталь изделия.
Воротник – информатор моды, он является
очень важным элементом изделия. Выбор формы и размеров воротника зависит
от направления моды, от особенностей фигуры, овала лица, вида материала и
назначения изделия. При выборе воротника следует помнить, что круглые и
большие воротники пойдут тем, у кого стройная фигура и узкое лицо. Полным
и круглолицым лучше выбирать узкие и удлиненные воротники, например
воротник шалькой. Тем, у кого длинная шея, очень пойдут воротники-стойки
Воротник должен быть
обработан тщательно, с особой аккуратностью, от этого во многом зависит
внешний вид изделия.
Виды воротников разнообразны и зависят от модели и
фантазии
а сейчас я вам
предлагаю совершить экскурсию в прошлое, чтобы узнать какими воротники
были раньше
Показ
презентации.
Не было воротников
совсем
Появляются большие
воротники
В 20-21 веке мы видим
такие
фасоны
воротников:
цельнокроеные воротники
с отворотами борта
съемные воротники
воротник-стойка
Отложной воротник. Он может
состоять из двух частей: стойки – стоячей части воротника и отлета –
отложной его частей. Вот мы дошли до темы сегодняшнего урока “Обработка
отложного воротника”
|
|
|
5
|
Сообщение
темы урока
|
- Запишите
число и тему урока в тетрадях.
|
Работа
учащихся в тетрадях
|
|
6
|
Формулирование
целей урока, их практической значимости
|
- При
изготовлении каких швейных изделий нам потом пригодится умение шить
воротник такого фасона?
|
При
изготовлении швейных изделий: халата, блузки, рубашки, платья
|
|
7
|
Подготовка
к практической работе
|
а)
Анализ образца
- Рассмотрите
внимательно образец отложного воротника
- Сколько деталей имеет воротник?
(назовите их) Почему?
б)
Определение и усвоение последовательности работы (работа по текстовой
инструкционной карте)
перед вами на
экране инструкционная карта:
1.
Раскроить детали
воротника (верхний и нижний воротник).
2.
Сложить детали
воротника лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть,
сметать
3.
Обтачать концы и
отлетные срезы воротника со стороны нижнего воротника, ширина шва 5-7 мм.
Удалить строчки временного назначения, в углах воротника сделать надсечки
(или срезать углы)
4.
Вывернуть воротник
на лицевую сторону, выправить углы, выправить и выметать шов, образуя со
стороны нижнего воротника кант из верхнего воротника, равный 1-2 мм
5.
Приутюжить воротник,
удалить строчки временного назначения.
в) Определение и усвоение
последовательности работы (работа по предметной технологической карте)
Демонстрирует образцы предметной технологической карты по обработке
воротника в последовательности 1-5
Индивидуальное
задание: разложить
последовательно карточки с этапами работы, пронумеровать их.
Фронтальная
работа с остальными учащимися:
- Посмотрите на доску - в правильной ли последовательности расположены
опорные слова? (на доске специально допущена ошибка – опорные слова
расположены непоследовательно).
Сметать, выметать, обтачать, приутюжить, приклеить, раскроить
|
Две (верхний и
нижний воротник)
Учащиеся по
очереди читают этапы обработки отложного воротника
Одна из
учащихся выполняет задание
Одна из
учащихся исправляет ошибку.
Ответ:
«приклеить», потому что мы будем выполнять образец отложного воротника
без прокладки
|
|
7
|
Физминутка
|
Выполнение
4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз
|
Выполняют
упражнения под руководством учителя
|
|
8
|
Подготовка
к практической работе (продолжение)
|
Фронтальная
работа по предметной технологической карте:
- Давайте проверим, правильно ли ваша одноклассница определила
последовательность обработки воротника?
(Учитель инструктирует учащихся о требованиях к оценке результатов
практической работы).
- Всем понятно, в какой последовательности мы будем выполнять практическую
работу?
- Можем ли мы приступить к работе?
Получение
учащимися индивидуальных заданий
- Вы будете изготавливать образец отложного воротника.
- Можем ли мы
приступить к выполнению практической работы?
Почему?
|
Определяют
правильность раскладки образцов предметной технологической карты
Повторяют последовательность выполнения практической работы
- Нет, так как
у нас нет кроя деталей воротника
- Нет, так как не повторили правила ОТ и ТБ.
|
|
|
|
9
|
Инструктаж
по ОТ и ТБ
|
Давайте
повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и
везде соблюдать.
Продолжите предложения:
Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться ……………;
Булавки вкалываем в ткань в направлении ……….;
Ставить утюг на……………………….;
Во время работы утюгом, следить за тем, чтобы шнур не касался…….;
После выполнения влажно-тепловой обработки утюг необходимо…………;
Во время работы
на швейной машине следить за положением………………;
Во время работы на швейной машине не наклоняться
близко…………………………….;
Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо
убрать………………………………..
|
…в игольнице
или в руках
…от себя
… подставку
…подошвы утюга
…выключить из
розетки
…рук
…к движущимся
частям машины
…ногу с педали
|
|
10
|
Подведение
итогов
1-го урока
|
- Образец
какого воротника мы будем выполнять на уроке?
- Для чего мы будем изготавливать образец отложного воротника?
Оценивает
работу учащихся на первом уроке (его теоретической части)
|
- На этом уроке
мы будем выполнять образец отложного воротника
|
|
11
|
Подготовка
к перемене
|
- Скоро
прозвенит звонок, наведите порядок на своих рабочих местах, снимите
спецодежду и выходите на перемену.
|
Убирают свои
рабочие места, снимают спецодежду, выходят на перемену
|
|
2-ой урок
№
|
Этап
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1
|
Организационный
момент
|
Проверяет
готовность учащихся к уроку
|
Готовятся к
уроку (тетради, ручки, укладки, спецодежда)
|
2
|
Активизация
учащихся
|
Сядет та из
вас, кто правильно продолжит предложение:
Складываем
детали воротника лицевыми сторонами внутрь и их …………..;
Затем концы и отлет воротника мы ………....;
После этого выворачиваем воротник на лицевую сторону шов …………….
Готовый
воротник мы………………..
|
…сметываем
….обтачиваем;
….выметываем
…приутюживаем.
|
3
|
Гимнастика
для развития мелкой моторики пальцев рук, упражнения на осанку
|
- Перед
выполнением практической работы сделаем несколько упражнений, выполним
гимнастику для глаз.
(Потирание кистей рук; «замок» и др., упражнения на осанку – соединение
поочередно рук за спиной и других)
|
Выполняют упражнения
по показу учителя
|
4
|
Выполнение
практической работы
|
Контролирует
выполнение практической работы, помогает некоторым учащимся.
Во время работы учитель ставит «Звездочку» на парту той ученицы, которая
работает качественно, быстрее всех.
Через
20 минут после начала практической работы – физминутка, гимнастика для
глаз.
|
Выполняют
практическую работу под руководством учителя
|
5
|
Подведение
итогов
2-го урока
|
Подводит
промежуточные итоги практической работы
Анализирует работу учащихся на данном уроке (поощряет лучших), обращает
внимание учащихся на общие ошибки, допущенные в процессе практической
работы.
|
Отчитываются о
проделанной работе за урок, ставят цели на следующий урок
|
6
|
Подготовка
к перемене
|
Предлагает
учащимся убрать учащимся рабочие места, освободить их от мусора, снять
спецодежду.
|
Убирают рабочие
места, выходят на перемену.
|
3-ий урок
№
|
Этап
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
1
|
Организационный
момент
|
Проверяет
готовность учащихся к уроку
|
Готовятся к
уроку (укладки, материалы, спецодежда)
|
2
|
Активизация
учащихся
|
Чем отличаются
картинки, изображенные художником? (демонстрируются две иллюстрации, на
которых изображены блузки разных фасонов)
- Отличаются ли
эти изделия по силуэту?
- …по виду используемой застежки?
- …по покрою рукава?
- …по фасону воротника
|
прилегающий и
прямой
застежка на
пуговицы и на молнии
короткий втачной и реглан
воротник-стойка
и отложной воротник на стойке
|
3
|
Отчеты
учащихся о проделанной работе
|
- А как же
продвигается ваша работа по обработке воротника?
- Кто уже закончил всю работу?
- Кто из вас остановился на
4-ом этапе?
- Кто уже завершил 4 этап?
- Кому из вас для работы понадобится утюг? (вспомните правила безопасной
работы с утюгом)
|
Отвечают на
вопросы учителя
|
4
|
Завершение
учащимися практической работы
|
Учитель
контролирует работу учащихся
|
Учащиеся,
которые закончили работу, оформляют свои образцы в альбом (подписывают
название практической работы (можно по трафарету), остальные –
заканчивают выполнение практической работы.
|
5
|
Физминутка
|
Выполняет физминутку
(«Основные точки фигуры 1-2-3-4-5-6-7-8», включающая в себя упражнение на
координацию)
|
Выполняют
упражнения
|
6
|
Анализ
выполнения практической работы
|
Учитель
предлагает учащимся проанализировать изготовленные образцы по «Листам
оценки качества выполненного образца» (Приложение 2) по пяти критериям
самостоятельно,
друг у друга.
Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность,
соблюдение технологических требований, правил ОТ и ТБ ученицами.
|
Учащиеся
оценивают свою работу по листам оценки, обмениваются работами, объясняют,
почему поставили себе такую оценку
|
7
|
Выставка
работ учащихся
|
Учитель
располагает работы учащихся на доске, предлагает коллективно оценить
работу каждого учащегося.
Выставляет оценки за урок.
|
Учащиеся
прикрепляют образцы изготовленных воротников под своими именами на доске
|
8
|
Резерв
|
- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах, попытайтесь
выполнить задание (Приложение 4)
выполнить тест
«Воротники»
|
Выполняют
задание на карточках
Выполняют тест
|
9
|
Итог
урока
|
Подведение
итогов урока:
- Чему вы учились на уроке?
- Образец какого воротника вы выполняли?
- Для чего?
- Что у вас получилось, какая операция вызвала наибольшие затруднения?
- Что запомнилось на уроке больше всего?
|
Отвечают на
вопросы учителя
|
10
|
Уборка
рабочих мест
|
Контролирует
уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест
Настраивает учащихся на перемену.
|
Убирают свои
рабочие места, подают дневники на оценки
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.