Главная / Другое / Конспект урока самопознания на тему: "Быть трудолюбивым" (5 класс)

Конспект урока самопознания на тему: "Быть трудолюбивым" (5 класс)

Тема: «Быть трудолюбивым»


Упорство и труд

Всегда тебя спасут.

Абай Кунанбаев,

великий казахский поэт-просветитель

 

Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.

Задачи:

углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;

развивать творческое воображение, способность к самоанализу;

воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.

 

1.  Круг радости

Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

 

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали.

Парам-пам-пам.

Парам-пам-пам.

 

Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

 

Тили-тили, трали-вали,

Это, братцы, мне по силе,

Откажусь теперь едва ли.

Парам-пам-пам.

 

Беседа.

       Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?

       Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?

       Какого человека можно назвать трудолюбивым?

 

Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».

 

Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.

Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.

 

Рассказ учителя.

(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).

Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:

Видишь, вон ползет паук. Что он делает?

Он плетёт свою паутину.

А вон муравей, видишь?

Вижу, он бежит с крошкой во рту.

Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?

Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.

Тогда отец говорит сыну:

Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.

Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.

Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.

         Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?

         Какой вывод каждый из вас сделал для себя?

         Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?

(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).

 

Вариант Б

Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)

 

Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

Трудимся и мы с вами.

В чём заключается ваш труд?

 

Творческая деятельность.

Учитель предлагает детям придумать историю о садовнике.

Он делит детей на две группы. Каждая группа получает карточку с названием истории:

а) «Ленивый садовник»;  б) «Трудолюбивый садовник».

Через 7-10 минут  сначала одна группа рассказывает свою историю, а другая – угадывает, о каком садовнике идет речь. Затем группы меняются ролями.

 

Беседа:

Представьте, что вы – директор парка. Кого из садовников вы взяли бы на работу? Почему?

(Ответы детей)

 

     Учитель, обобщая ответы детей, говорит, что трудолюбие приносит человеку уважение окружающих, радость от результатов своего труда, возможность получить работу, которая нравится. Недаром говорят: труд – основа жизни. И у каждого человека есть определенные обязанности. Если кто-то их не выполняет, значит за него это придется сделать другому. Это несправедливо.

 

Игра-разминка «Угадай профессию»

С помощью считалки выбирается водящий, который садится на стул. Остальные ребята договариваются между собой и пантомимой изображают труд представителя какой-либо профессии. Когда ведущий угадает, дети рассказывают, какую пользу приносит труд людей этой профессии. Затем выбирается другой ведущий.

Подводя итоги игры, учитель говорит, что все профессии важны, все профессии нужны. Любой труд, направленный на пользу, – благороден и достоин уважения.

 

Упражнение «Собери пословицу»

Класс делится на 4 группы.

Каждая группа получает карточки с пословицами, в которых слова написаны вразброс.

а) дело, гуляй, смело, сделал; («Сделал дело, гуляй смело»).

б) птицу, человека, а, в, полете, узнают, работе; («Птицу узнают в полёте, а человека в работе»).

в) кто, сидится, без, любит, тому, дела, не, трудиться; («Кто любит трудиться, тому без дела не сидится»).

г) труда, а, здоровеет, болеет, от, человек, здоровеет, лени, от.(«От лени человек болеет, а от труда здоровеет»).

Дети составляют из слов пословицу, читают и объясняют ее смысл.

Затем учитель предлагает создать в «Книге Мудрости» страничку о труде, куда вносятся пословицы, собранные детьми.

 

Домашнее задание.

Тест «Узнай, какой ты человек – трудолюбивый или ленивый».

 

Обобщение.

Сегодня на уроке вы убедились в том, как прекрасен трудолюбивый человек. Благодаря таким людям появляются новые изобретения, делаются открытия, строятся дома, выходят в свет интересные книги, увлекательные фильмы и многое-многое другое.

 

Цитата урока.

Великий казахский поэт Абай Кунанбаев писал:

«Упорство и труд

Всегда тебя спасут.»

Как вы понимаете слова великого поэта?

 

Круг от сердца к сердцу.

Дети становятся в круг и проговаривают вслед за учителем слова Абая.

Давайте возьмемся за руки и мысленно пожелаем друг другу обладать этими  важными качествами человека.

 

Тест «Трудолюбивый ли ты человек?»

Учитель обращает внимание детей на то, что  результаты данного теста не будут оглашаться, а лишь помогут им понять, насколько они трудолюбивы. А рекомендации  укажут на то, что нужно изменить в себе.

 

Выберите один из вариантов ответа (А, Б или В) и обведите его.

 

1. Закончились каникулы, пора идти в школу. Легко ли ты обычно переключаешься с отдыха на учебу?

А. Ужасно! Пока я привыкну, пройдет недели две.

Б. Нормально. А куда деваться?

В. Я всегда легко включаюсь в работу.

 

2. Твои родители каждую неделю устраивают в квартире генеральную уборку. Помогаешь ли ты им?

 

А. Да! Я убираю свою комнату.

Б. Конечно!

В. Нет! В эти часы я стараюсь быстренько уйти.

 

3. Непогода. Ты смотришь мультфильм. Вдруг звонит друг, живущий в соседнем доме и просит тебя срочно к нему прийти. Как ты поступишь?

 

А. Извиняюсь и скажу,  что я болею. Не хочется выходить из дома в такую погоду.

Б. Не знаю.

В. Конечно, пойду. Ведь это мой друг!

 

4. Друг предложил тебе заняться спортом, бегать по утрам в парке недалеко от дома. Согласишься ли ты?

 

А. Стоит попробовать.

Б. Ой, это не для меня! По утрам я люблю поваляться в постели.

В. С удовольствием.

 

5. Есть хорошая пословица: «Работа не волк, в лес не убежит». Как ты считаешь, подходит ли она тебе?

 

А. Это моя любимая пословица!

Б. Смотря в каком случае.

В. Нет! Я считаю, что безделье – причина всех бед.

Оценка результатов теста. Ответьте в таблице твои варианты ответов на вопросы. Сложи вместе очки, набранные тобой. Сумма очков покажет результат.

 

 

Итак, если у тебя в сумме оказалось

 

 от 0 до 15 очков – к сожалению, ты – лентяй. Скорее всего, это слово в свой адрес ты слышишь несколько раз в день от родителей, друзей и знакомых. Тебя невозможно заставить сделать уборку, помыть посуду, сходить за продуктами. Ты выполняешь работу только по необходимости. Лень и праздность – твои характерные черты. Задумайся над этим!

 

 от 16 до 23 очков – тебя нельзя назвать слишком трудолюбивым человеком, но и отлынивать без особой причины от работы ты не станешь, хотя любишь иногда заняться посторонними делами. Многое в твоем характере зависит от настроения. Что ж, надо уметь и работать, и отдыхать. Просто помни о чувстве долга!

 

 от 24 до 30 очков – по своей натуре ты деятель, и поэтому готов долго заниматься напряженной работой, чтобы достичь определенной цели. Ты не любишь останавливаться на полпути. Любая работа тебе только в радость, а вот безделье угнетает и раздражает тебя. Однако советую тебе помнить об отдыхе.

Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться.

Дополнительный материал

 

Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»

 

Ленивая кошка

Не ловит мышей.

Ленивый мальчишка

Не моет ушей.

Ленивая мышка

Не выроет норку.

Ленивый мальчишка

Не любит уборку.

Ленивая мушка

Не хочет летать.

Ленивый мальчишка

Не хочет читать!

Что делать, скажите,

Добрейшей старушке,

Когда завелись

У старушки в избушке:

Ленивая кошка,

Ленивая мышка,

А также ленивая

Сонная мушка

И с ними в придачу

Ленивый мальчишка?

Старушка пошла на охоту –

За кошку!

Привыкла и ловит

Мышей понемножку.

За мышку под бревнами

Вырыла норку,

Мешочек пшена притащила

И корку.

Потом – за мальчишку! –

Затеяв уборку

И быстренько уши помыв

За мальчишку,

Старушка взяла

Интересную книжку,

Которую залпом прочла –

За мальчишку!

Теперь –

За ленивую, сонную мушку! –

Старушка расправила

Нежные крылья

И вдаль полетела

Проведать подружку!

Ах, завтра старушке

Придется опять

За мушку – летать,

За мальчишку – читать,

За кошку – мышей на охоте

Хватать,

За мышку – в норе

Под бревном хлопотать.

Как жили бы в этой

Ленивой избушке,

Не будь на земле

Неленивой старушки?

 

Давайте ответим на вопрос автора:

         Как вы думаете, как жили бы в этой избушке без неленивой старушки?

         Как бы вы поступили на месте этой старушки?



Конспект урока самопознания на тему: "Быть трудолюбивым" (5 класс)
  • Другое
Описание:

Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественном производстве. В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Автор Конакова Алла Евгеньевна
Дата добавления 01.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1320
Номер материала 57303
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓