Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока с презентацией "Мастерство Чехова -рассказчика"в 9 классе

конспект урока с презентацией "Мастерство Чехова -рассказчика"в 9 классе

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок Чехов А. П..doc

         Тема. Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Художественное                      мастерство Чехова-рассказчика.

 

Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя(обзорно); охаракктеризовать художественное мастерство Чехова-рассказчика ;рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова; помочь почувсвовать их самобытность и красоту.

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово учителя:

         А.П.Чехов принадлежит к художникам мирового масштаба, к самым читаемым рассказчикам и самым популярным драматургам. Великое писательское дарование Чехова проявилось сразу: уже в ранних рассказах чувствовались глубина, наблюдательность, зрелость ума, сочитание юмора и драматизма, за которым порой чувствовался драматизм.

Сегодня мы с вами познакомимся с биографией и творчеством Чехова. охарактеризуем художественное мастерство Чехова-рассказчика ;рассмотрим идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова, чтобы почувсвовать их самобытность и красоту.

 

2. Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова          (параллельно класс заполняет хронологическую таблицу).

 

3. Вступительное слово по теме: «Художественное мастерство Чехова-рассказчика»

         ЧЕХОВ не ищет своего читателя, он знает публику и как к ней

 обращаться в своих непритязательных юморесках. И темы его рассказов

 просты и неприхотливы. Но вот тут-то и кроется нечто

 неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление

 знакомых нам центральных проблем русской литературы! Предметом

интереса и художественного осмысления Чехова становится новый

пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю

жизнь обыденную,  каждодневную,  знакомую всем  череду  рутинных

бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства:

Он писал  частную жизнь - именно это стало

художественным открытием. Под его пером литература стала

зеркалом минуты, имеющей значение лишь  в  жизни  и  судьбе

одного. конкретного человека. Чеховская  Россия  состоит  из

вопросов, из  сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из

всего этого   множества,   из  совокупности  штрихов,   начинают

проглядывать очертания картины.           

Персонажи  Чехова  образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы - от  мелких  бытовых  забот  до

серьезных философских вопросов.

Художественная манера Чехова не назидательна, ему

 претит пафос проповедника, учителя жизни.  Он выступает как

 свидетель, как бытописатель.

         Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. Лаконизм и огромное социальное содержание – вот отличительная черта его рассказов.

Чехов писал : «Краткость – сестра таланта. Искусство писать – это искусство сокращать.»

 - Как этого достигает Чехов?

 

4. Работа с опорными тезисами «Особенности рассказов Чехова»

 ( Учащиеся записывают в тетради):

         1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

         2. Сюжет (строится на остром, необычном положении).

         3.Композиция: экспозиция – краткое, динамичное действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

         4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания).

         5. Авторская речь – четкие синтаксические конструкции, простота и ясность.

         6. Речь героев – в соответствии с характером.

         7. Сравнения – подсказаны жизнью; эпитеты - немногочисленны, новы, сочетаются с общенародной речью.

         8. Афористичность речи как положительных, так и отрицательных героев.

         9. Наличие подтекста. (Способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения)

          

5. Анализ рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска».

         Определитесь в теме и идее рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска»?

     Подумайте, как относится автор к каждому из своих героев?

       Подтвердите свой ответ примерами из текста                   

         Какие чувства вызвали у Вас поступки героев (осуждение, презрение, сострадание и т. д.)? Объясните своё отношение к персонажам рассказа.

         Можно ли отнести фамилию Червякова к говорящим фамилиям? Почему? (Червяков – фамилия значащая, чтобы подчеркнуть ничтожность «маленького человека». «Тварь дрожащая», как говорили в старину)

         Почему Иона стал рассказывать о своём горе лошади, а не людям?

         Покажите примерами из текста переживания Ионы и равнодушие пассажиров

О какой сцене рассказа и почему брат Чехова сказал:

         «…В этом месте твоего рассказа ты бессмертен»?(В начале рассказа Иона и лошадь изображены вместе, но думы у обоих были разные при общем чувстве неизбывной тоски. В конце рассказа они снова вместе, но теперь и тоска одна, и мысли сходные – о детях.Единственное существо, которое с молчаливым «пониманием» относилось к Ионе, - лошадь. Прочитав только что приведеную сцену, брат Чехова, Александр Павлович, писал ему : « …В этом месте твоего рассказа ты – бессмертен»).

         Как вы объясняете постановку многоточий  в рассказе «Тоска»? («Он останавливается на картине, полной глубокого укора людской бесчеловечности и равнодушия», - такую оценку этому дает литературовед Я. Суходол)

Работа над эпиграфом к рассказу:

Кому повем печаль мою?..

Кого призову к рыданью?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»

С какой целью Чехов взял для эпиграфа слова из духовного стиха?

(Чтобы читатель мог увидеть причину щемящей тоски любого человека, даже самого обыеновенного, самого заурядного, в одиночестве, в пагубной разъединенности людей в мире, в их отверженности друг от друга, Чехов предпослал рассказу эпиграф из духовного стиха «Плач Иосифа и быль».

Эти стихи бросают дополнительный свет на рассказ: тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Поэтому-то «печаль моя», как сказано в плаче, остается не известной никому, кроме Бога, а ответом Ионе на его горькие слова – молчание всего мира. Так бытовая зарисовка о судьбе безвестного извозчика и его лошади подключается к вселенскому мировому гуманистическому контексту. Драматическая история становится согретой теплотой Божественного света и сочувствием большого человеческого сердца.)

 

Вывод: рассказ – основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни, с ее гнетом пошлости и обывательщины; типичность настроений и поведений представителей разных слоев общества. Для его рассказов характерны лаконизм, а так же сочетание комического и драматического.

 

7. Д\з : мини-сочинение - рассуждение «Можно ли считать рассказ «Тоска» важным и для нашего времени?», прочитать рассказ «Анна на шее».

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока с презентацией "Мастерство Чехова -рассказчика"в 9 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Чехов А. П..ppt

Скачать материал "Конспект урока с презентацией "Мастерство Чехова -рассказчика"в 9 классе"

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Чехов Антон Павлович(1860-1904)

русский драматург и новеллист.

    1 слайд

    Чехов
    Антон Павлович

    (1860-1904)

    русский драматург и новеллист.

  • Это Был несравненный художник… Художник жизни… И достоинства его творчества т...

    2 слайд

    Это Был несравненный художник… Художник жизни… И достоинства его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще…
    ЛевТолстой

  • Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г

    3 слайд

    Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г

  • Родители А. П. ЧеховаПавел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий,...

    4 слайд

    Родители А. П. Чехова
    Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель. . Мать, Евгения Яковлевна.

  • Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов

    5 слайд

    Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов

  • Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова)

    6 слайд

    Таганрог. Бакалейная лавка
    П.Е. Чехова
    (отца А.П. Чехова)

  • Таганрогская гимназия

    7 слайд

    Таганрогская гимназия

  • А. С. Суворин -  издатель  газеты «Новое время».

    8 слайд

    А. С. Суворин - издатель газеты «Новое время».

  • Таганрогская классическая мужская гимназия, в которой учился А.П. Чехов.1870...

    9 слайд

    Таганрогская классическая мужская гимназия,
    в которой учился А.П. Чехов.1870-е годы.
    Сейчас литературный музей им. Чехова.

  • «По Сибири»

    10 слайд

    «По Сибири»

  • Поездка на Сахалин

    11 слайд

    Поездка на Сахалин

  • По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной де...

    12 слайд

    По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной деревни Мелихово

  • Мелиховский период (1992 - 1998 г.г.): «Палата № б», «Человек в футляре», «Ба...

    13 слайд

    Мелиховский период (1992 - 1998 г.г.):
    «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».

  • Ялтинская набережная конца XIX в.

    14 слайд

    Ялтинская набережная конца XIX в.

  • А.П. Чехов, А.М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте во время гас...

    15 слайд

    А.П. Чехов, А.М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте
    во время гастролей театра в Крыму (1900 г.).

  • . В 1895 году Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым,...

    16 слайд

    . В 1895 году Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого.

  • А.П. Чехов и О.Л. Книппер в Аксенове. 1901г. В сентябре 1898г. знакомится с...

    17 слайд

    А.П. Чехов и О.Л. Книппер
    в Аксенове. 1901г.
    В сентябре 1898г. знакомится с О.Л.Книппер, будущей женой (обвенчались в Москве 25 мая 1901 г.).

  • 18 слайд

  • Чехов среди артистов Московского Художественного театра.

    19 слайд

    Чехов среди артистов Московского Художественного театра.


  • Сцена из пьесы Чехова "Три Сестры" в постановке МХАТа 1904г.

    20 слайд

    Сцена из пьесы Чехова "Три Сестры" в постановке МХАТа 1904г.

  • А. П. Чехов. «Дядя Ваня»

    21 слайд

    А. П. Чехов. «Дядя Ваня»

  • . Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кла...

    22 слайд

    . Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

  • Памятник А. П. Чехову скульптора И.М. Рукавишникова.

    23 слайд

    Памятник А. П. Чехову скульптора И.М. Рукавишникова.

  • А. П. Чехов:«Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек о...

    24 слайд

    А. П. Чехов:
    «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью».

  • 25 слайд

  • Художественные открытия Чехова
 оказали огромное влияние
 на литературу и те...

    26 слайд


    Художественные открытия Чехова
    оказали огромное влияние
    на литературу и театр 20 в.
    Его драматические произведения,
    переведенные на множество языков,
    стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.
    Значение творчества

  • . 
Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию 
мастера рассказа,
 его п...

    27 слайд

    .
    Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию
    мастера рассказа,
    его пьесы не сходят со сцены театров всего мира,
    а рассказы и повести переиздаются большими
    тиражами и включены в школьные программы.

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

 

Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Художественное                     мастерство Чехова-рассказчика.

Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя(обзорно); охаракктеризовать художественное мастерство Чехова-рассказчика ;рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова; помочь почувсвовать их самобытность и красоту.

А.П.Чехов принадлежит к художникам мирового масштаба, к самым читаемым рассказчикам и самым популярным драматургам. Великое писательское дарование Чехова проявилось сразу: уже в ранних рассказах чувствовались глубина, наблюдательность, зрелость ума, сочитание юмора и драматизма, за которым порой чувствовался драматизм. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 616
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 856
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 2552
    • ZIP 240.3 кбайт
    • 207 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фидченко Елена Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фидченко Елена Олеговна
    Фидченко Елена Олеговна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23005
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 635 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 769 человек

Мини-курс

Особенности психологической помощи детям

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 589 человек из 76 регионов
  • Этот курс уже прошли 232 человека

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе