Главная / Русский язык и литература / конспект урока с презентацией "Мастерство Чехова -рассказчика"в 9 классе

конспект урока с презентацией "Мастерство Чехова -рассказчика"в 9 классе

Название документа Урок Чехов А. П..doc

Тема. Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика.


Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя(обзорно); охаракктеризовать художественное мастерство Чехова-рассказчика ;рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова; помочь почувсвовать их самобытность и красоту.


Ход урока


1. Вступительное слово учителя:

А.П.Чехов принадлежит к художникам мирового масштаба, к самым читаемым рассказчикам и самым популярным драматургам. Великое писательское дарование Чехова проявилось сразу: уже в ранних рассказах чувствовались глубина, наблюдательность, зрелость ума, сочитание юмора и драматизма, за которым порой чувствовался драматизм.

Сегодня мы с вами познакомимся с биографией и творчеством Чехова. охарактеризуем художественное мастерство Чехова-рассказчика ;рассмотрим идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова, чтобы почувсвовать их самобытность и красоту.


2. Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. П. Чехова (параллельно класс заполняет хронологическую таблицу).


3. Вступительное слово по теме: «Художественное мастерство Чехова-рассказчика»

ЧЕХОВ не ищет своего читателя, он знает публику и как к ней

обращаться в своих непритязательных юморесках. И темы его рассказов

просты и неприхотливы. Но вот тут-то и кроется нечто

неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте - осмысление

знакомых нам центральных проблем русской литературы! Предметом

интереса и художественного осмысления Чехова становится новый

пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю

жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных

бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства:

Он писал частную жизнь - именно это стало

художественным открытием. Под его пером литература стала

зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе

одного. конкретного человека. Чеховская Россия состоит из

вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из

всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают

проглядывать очертания картины.

Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы - от мелких бытовых забот до

серьезных философских вопросов.

Художественная манера Чехова не назидательна, ему

претит пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как

свидетель, как бытописатель.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. Лаконизм и огромное социальное содержание – вот отличительная черта его рассказов.

Чехов писал : «Краткость – сестра таланта. Искусство писать – это искусство сокращать.»

- Как этого достигает Чехов?


4. Работа с опорными тезисами «Особенности рассказов Чехова»

( Учащиеся записывают в тетради):

  • 1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

  • 2. Сюжет (строится на остром, необычном положении).

  • 3.Композиция: экспозиция – краткое, динамичное действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

  • 4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания).

  • 5. Авторская речь – четкие синтаксические конструкции, простота и ясность.

  • 6. Речь героев – в соответствии с характером.

  • 7. Сравнения – подсказаны жизнью; эпитеты - немногочисленны, новы, сочетаются с общенародной речью.

  • 8. Афористичность речи как положительных, так и отрицательных героев.

  • 9. Наличие подтекста. (Способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения)

5. Анализ рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска».

  • Определитесь в теме и идее рассказов «Смерть чиновника» и «Тоска»?

Подумайте, как относится автор к каждому из своих героев?

Подтвердите свой ответ примерами из текста

  • Какие чувства вызвали у Вас поступки героев (осуждение, презрение, сострадание и т. д.)? Объясните своё отношение к персонажам рассказа.

  • Можно ли отнести фамилию Червякова к говорящим фамилиям? Почему? (Червяков – фамилия значащая, чтобы подчеркнуть ничтожность «маленького человека». «Тварь дрожащая», как говорили в старину)

  • Почему Иона стал рассказывать о своём горе лошади, а не людям?

  • Покажите примерами из текста переживания Ионы и равнодушие пассажиров

О какой сцене рассказа и почему брат Чехова сказал:

  • «…В этом месте твоего рассказа ты бессмертен»?(В начале рассказа Иона и лошадь изображены вместе, но думы у обоих были разные при общем чувстве неизбывной тоски. В конце рассказа они снова вместе, но теперь и тоска одна, и мысли сходные – о детях.Единственное существо, которое с молчаливым «пониманием» относилось к Ионе, - лошадь. Прочитав только что приведеную сцену, брат Чехова, Александр Павлович, писал ему : « …В этом месте твоего рассказа ты – бессмертен»).

  • Как вы объясняете постановку многоточий в рассказе «Тоска»? («Он останавливается на картине, полной глубокого укора людской бесчеловечности и равнодушия», - такую оценку этому дает литературовед Я. Суходол)

Работа над эпиграфом к рассказу:

Кому повем печаль мою?..

Кого призову к рыданью?

Токмо тебе, Владыко мой,

Известна печаль моя.

Начало духовного стиха «Плач Иосифа и быль»

С какой целью Чехов взял для эпиграфа слова из духовного стиха?

(Чтобы читатель мог увидеть причину щемящей тоски любого человека, даже самого обыеновенного, самого заурядного, в одиночестве, в пагубной разъединенности людей в мире, в их отверженности друг от друга, Чехов предпослал рассказу эпиграф из духовного стиха «Плач Иосифа и быль».

Эти стихи бросают дополнительный свет на рассказ: тоска и одиночество проистекают оттого, что сердца людей закрыты, черствы, не готовы к состраданию ближнему. Поэтому-то «печаль моя», как сказано в плаче, остается не известной никому, кроме Бога, а ответом Ионе на его горькие слова – молчание всего мира. Так бытовая зарисовка о судьбе безвестного извозчика и его лошади подключается к вселенскому мировому гуманистическому контексту. Драматическая история становится согретой теплотой Божественного света и сочувствием большого человеческого сердца.)


Вывод: рассказ – основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни, с ее гнетом пошлости и обывательщины; типичность настроений и поведений представителей разных слоев общества. Для его рассказов характерны лаконизм, а так же сочетание комического и драматического.


7. Д\з : мини-сочинение - рассуждение «Можно ли считать рассказ «Тоска» важным и для нашего времени?», прочитать рассказ «Анна на шее».


Название документа Чехов А. П..ppt

Чехов Антон Павлович (1860-1904) русский драматург и новеллист.
Это Был несравненный художник… Художник жизни… И достоинства его творчества т...
Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г
Родители А. П. Чехова Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий,...
Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов
Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова)
Таганрогская гимназия
А. С. Суворин - издатель газеты «Новое время».
Таганрогская классическая мужская гимназия, в которой учился А.П. Чехов.1870-...
«По Сибири»
Поездка на Сахалин
По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной де...
Мелиховский период (1992 - 1998 г.г.): «Палата № б», «Человек в футляре», «Ба...
Ялтинская набережная конца XIX в.
А.П. Чехов, А.М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте во время гаст...
. В 1895 году Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым,...
А.П. Чехов и О.Л. Книппер в Аксенове. 1901г. В сентябре 1898г. знакомится с О...
Чехов среди артистов Московского Художественного театра.
Сцена из пьесы Чехова "Три Сестры" в постановке МХАТа 1904г.
А. П. Чехов. «Дядя Ваня»
. Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кла...
Памятник А. П. Чехову скульптора И.М. Рукавишникова.
А. П. Чехов: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек ...
Значение творчества Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние н...
. Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию мастера рассказа, его пьес...
1 из 27

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Чехов Антон Павлович (1860-1904) русский драматург и новеллист.
Описание слайда:

Чехов Антон Павлович (1860-1904) русский драматург и новеллист.

№ слайда 2 Это Был несравненный художник… Художник жизни… И достоинства его творчества то,
Описание слайда:

Это Был несравненный художник… Художник жизни… И достоинства его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще… ЛевТолстой

№ слайда 3 Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г
Описание слайда:

Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г

№ слайда 4 Родители А. П. Чехова Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, вз
Описание слайда:

Родители А. П. Чехова Павел Егорович, благообразный старик, когда-то строгий, взыскательный и в некоторой степени деспотичный воспитатель. . Мать, Евгения Яковлевна.

№ слайда 5 Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов
Описание слайда:

Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов

№ слайда 6 Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова)
Описание слайда:

Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова)

№ слайда 7 Таганрогская гимназия
Описание слайда:

Таганрогская гимназия

№ слайда 8 А. С. Суворин - издатель газеты «Новое время».
Описание слайда:

А. С. Суворин - издатель газеты «Новое время».

№ слайда 9 Таганрогская классическая мужская гимназия, в которой учился А.П. Чехов.1870-е г
Описание слайда:

Таганрогская классическая мужская гимназия, в которой учился А.П. Чехов.1870-е годы. Сейчас литературный музей им. Чехова.

№ слайда 10 «По Сибири»
Описание слайда:

«По Сибири»

№ слайда 11 Поездка на Сахалин
Описание слайда:

Поездка на Сахалин

№ слайда 12 По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной дерев
Описание слайда:

По возвращении Чехов поселился вместе с семьей в усадьбе близ подмосковной деревни Мелихово

№ слайда 13 Мелиховский период (1992 - 1998 г.г.): «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье
Описание слайда:

Мелиховский период (1992 - 1998 г.г.): «Палата № б», «Человек в футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч», «Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений, такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня».

№ слайда 14 Ялтинская набережная конца XIX в.
Описание слайда:

Ялтинская набережная конца XIX в.

№ слайда 15 А.П. Чехов, А.М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте во время гастрол
Описание слайда:

А.П. Чехов, А.М. Горький и труппа Художественного театра в Ялте во время гастролей театра в Крыму (1900 г.).

№ слайда 16 . В 1895 году Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым, ко
Описание слайда:

. В 1895 году Чехов посетил Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым, который давно ждал этого.

№ слайда 17 А.П. Чехов и О.Л. Книппер в Аксенове. 1901г. В сентябре 1898г. знакомится с О.Л.
Описание слайда:

А.П. Чехов и О.Л. Книппер в Аксенове. 1901г. В сентябре 1898г. знакомится с О.Л.Книппер, будущей женой (обвенчались в Москве 25 мая 1901 г.).

№ слайда 18
Описание слайда:

№ слайда 19 Чехов среди артистов Московского Художественного театра.
Описание слайда:

Чехов среди артистов Московского Художественного театра.

№ слайда 20 Сцена из пьесы Чехова "Три Сестры" в постановке МХАТа 1904г.
Описание слайда:

Сцена из пьесы Чехова "Три Сестры" в постановке МХАТа 1904г.

№ слайда 21 А. П. Чехов. «Дядя Ваня»
Описание слайда:

А. П. Чехов. «Дядя Ваня»

№ слайда 22 . Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладби
Описание слайда:

. Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

№ слайда 23 Памятник А. П. Чехову скульптора И.М. Рукавишникова.
Описание слайда:

Памятник А. П. Чехову скульптора И.М. Рукавишникова.

№ слайда 24 А. П. Чехов: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обя
Описание слайда:

А. П. Чехов: «Литератор не кондитер, не косметик, не увеселитель; он человек обязанный, законтрактованный сознанием своего долга и совестью».

№ слайда 25
Описание слайда:

№ слайда 26 Значение творчества Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на л
Описание слайда:

Значение творчества Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

№ слайда 27 . Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию мастера рассказа, его пьесы н
Описание слайда:

. Слава Чехова-драматурга не затмила его репутацию мастера рассказа, его пьесы не сходят со сцены театров всего мира, а рассказы и повести переиздаются большими тиражами и включены в школьные программы.

конспект урока с презентацией "Мастерство Чехова -рассказчика"в 9 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

 

 

Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Художественное                     мастерство Чехова-рассказчика.

Цель: знакомство с биографией и творчеством писателя(обзорно); охаракктеризовать художественное мастерство Чехова-рассказчика ;рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова; помочь почувсвовать их самобытность и красоту.

А.П.Чехов принадлежит к художникам мирового масштаба, к самым читаемым рассказчикам и самым популярным драматургам. Великое писательское дарование Чехова проявилось сразу: уже в ранних рассказах чувствовались глубина, наблюдательность, зрелость ума, сочитание юмора и драматизма, за которым порой чувствовался драматизм. 

 

Автор Фидченко Елена Олеговна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1932
Номер материала 43317
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓