Главная / Физика / Конспект урока с презентацией по физике на тему

Конспект урока с презентацией по физике на тему

Биологическое действие радиации

Цель урока: доказать необходимость защиты от радиации, провести сравнительную характеристику.

Ход урока.

  1. Слайд № 2 Урок начинается колокольным набатом или отрывком из песни «Бухенвальский набат» «Люди мира на минуту встаньте». На экране картинка - ядерный взрыв.

Учитель: «Война, что может быть страшнее? В конце Второй мировой войны в августе 1945 года США сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима и Нагасаки, что привело к большой трагедии». (слайд : люди поражённые лучевой болезнью, животные и растения мутанты).

Слайд № 3 В наше время использование ядерного оружия в военной сфере стало заметно сокращаться. Ведь «атом» несёт вред как экономике так и всему человечеству.

Только от человека зависит когда настанет «конец света», а может он и не наступит никогда.

Слайд № 4

«Смерть каждого Человека умаляет

и меня, ибо

Я един со всем человечеством,

а потому не

Спрашивай никогда, по ком звонит колокол.

Он звонит по тебе».

( английский поэт Д.Донна)



Сегодня мы с вами будем говорить о действии радиации на окружающую среду, которую вырабатывают АЭС.

  1. Слайд № 5 Ученик 1: В пределах России размещено 9 АЭС, которые дают примерно 12% электроэнергии. Всего на территории России действует 29 энергетических реакторов. Несколько сотен их установлено на атомных подводных лодках, снабженных ракетами с ядерными боеголовками. В России имеется 4 базы таких подводных лодок: две на Северном Ледовитом океане, две на Тихом океане. Кроме ядерного подводного флота, существует надводный флот с энергетическими реакторами, представленный ледоколами, базирующимися в Мурманске.

Ученик 2: Слайды № 6-8 Наш Духовницкий район граничит с Балаковским районом на территории которого расположена Балаковская АЭС. Балако́вская АЭС — атомная электростанция, расположенная в 8 км от города Балаково Саратовской области, на левом берегу Саратовского водохранилища. Является крупнейшей АЭС в России по выработке электроэнергии — более 30 млрд кВт·ч ежегодно, что обеспечивает четверть производства электроэнергии в Приволжском федеральном округе и составляет пятую часть выработки всех АЭС России. Среди крупнейших электростанций всех типов в мире занимает 51-ю позицию.

Учитель: Энергия - это основа основ. Все блага цивилизации, все материальные сферы деятельности человека - от стирки белья до исследования Луны и Марса - требуют расхода энергии. И чем дальше, тем больше. На сегодняшний день энергия атома широко используется во многих отраслях экономики.

Слайд № 9 – 12 Ученик 3:

  1. Энергетика «против»:презентация

  • «против» атомных станций:

  • а) Ужасные последствия аварий на АЭС.

  • б) Локальное механическое воздействие на рельеф - при строительстве.

  • в) Повреждение особей в технологических системах - при эксплуатации.

  • г) Сток поверхностных и грунтовых вод, содержащих химические и радиоактивные компоненты.

  • д) Изменение характера землепользования и обменных процессов в непосредственной близости от АЭС.

  • е) Изменение микроклиматических характеристик прилежащих районов.

  1. Учитель рассказывает о дозиметре и как им пользоваться. Выполняют двое учащихся. Практическая работа: измерить радиационный фон около компьютера, рядом с сотовым телефоном , у открытого окна, у двери в класс и т.п. с помощью индикатора радиоактивности «нейва ир-002». Результаты измерений записать на доске.

Учитель: Слайд № 13

D -поглощенная доза;
E- поглощенная энергия;
m-масса тела

hello_html_1b8ed0d3.png

Сравнить полученные данные с данными на слайдах.

  • Типичные значения радиационного фона:

  • на улице (открытой местности) – 8-12 мкР/час;

  • в помещении – 15-20 мкР/час. Сделать сравнение с полученными результатами.

  • Допустимая норма радиации – 25-30 мкР/час;

  • Нормы гамма-излучения:

  • для открытой местности - не больше 0,3 мкЗв/ч,

  • в помещениях жилых и общ. зданий не должен превыщать мощность дозы на открытой месности более чем на 0,2 мк3в/ч,

  • 3 рад Облучение при рентгене зубов.

  • 0,1 рад (0,001 Гр.) в год Доза облучения, получаемая средним россиянином.

  • 0,1-0,2 рад в год Естественный радиационный фон Земли.

  • 84 микрорад/час Полёт на самолёте на высоте 8 км.

  • 1 микрорад Просмотр одного хоккейного матча по телевизору.

  • Значение поглощенной дозы, рад

  • Степень воздействия на человека 10000 рад (100 Гр.)

  • Летальная доза, смерть наступает через несколько часов или дней от повреждения центральной нервной системы.

  • 1000 - 5000 рад (10-50 Гр.)

  • Летальная доза, смерть наступает через одну-две недели от внутренних кровотечений (истончаются клеточные мембраны), в основном в желудочно-кишечном тракте.

300-500 рад (3-5 Гр.)

  • 25 рад (0,25 Гр.) Доза оправданного риска в чрезвычайных обстоятельствах.

  • 10 рад (0,1 Гр.) Вероятность мутации увеличивается в 2 раза.



  1. Учитель: Радиация действительно опасна: в больших дозах она приводит к поражению тканей,живой клетки,в малых-вызывает рост онкологических заболеваний и способствует генетическим изменениям. Облучение бывает как внешним так и внутренним

Слайд № 14 Ученик 4: Внешнее облучение

Радиационный фон, создаваемый космическими лучами, дает чуть меньше половины всего внешнего облучения (0,65 мЗв/год), получаемого населением. Земная радиация, дающая ориентировочно 0,35 мЗв/год внешнего облучения, исходит в основном от тех пород, которые содержат калий-40, рубидий-87, уран-238, торий-232. Естественно, уровни земной радиации на нашей планете неодинаковы и колеблются большей частью от 0,3 до 0,6 мЗв/год. Есть такие места, где эти показатели во много раз выше .

Слайд № 15 Ученик 5: Внутреннее облучение

Внутреннее облучение населения от естественных источников на две трети происходит от попадания радиоактивных веществ в организм с пищей, водой и воздухом. В среднем человек получает около 180 мЗв/год за счет калия-40, который усваивается организмом вместе с нерадиоактивным калием, необходимым для жизнедеятельности. Нуклиды свинца-210, полония-210 концентрируются в рыбе и моллюсках. Поэтому люди, потребляющие много рыбы и других даров моря, получают относительно высокие дозы внутреннего облучения.

Рак - наиболее серьезное из всех последствий облучения человека при малых дозах, по крайней мере, непосредственно для тех людей, которые подверглись облучению.

Слайд № 16 Мутации – это внезапные скачкообразные стойкие изменения в структуре генотипа.

Чаще всего мутации очень вредны для человека и практически несовместимы с жизнью. Если же организм-мутант остался жить, то при этом у него возникают тяжелые болезни. Например, болезнь Дауна, синдромы: Тернера, Клайнфелтера, Патау, Эдвардса, синдром "Кошачьего крика" (плачь ребенка напоминает мяуканье кошки) и др.

Слайд № 17- 18 ученик 5 Последствия радиационных излучений и ядерных взрывов

1) ухудшение медико-демографической ситуации;

2)значительный рост онкопатологий;

3) негативные тенденции в здоровье детского населения;.

4) снижение иммунитета у детей, проживающих в зоне влияния ядерного взрыва.

5)злокачественные новообразования;

6)сокращение средней продолжительности жизни;

7)генетические последствия;

Отвлекитесь от того, что вы услышали и увидели

Посмотрим, какую пользу приносит атомная энергия.

Методы и средства защиты от ионизирующих излучений

1)увеличение расстояния между оператором и источником;

2) сокращение продолжительности работы в поле излучения;

3) экранирование источника излучения;

4) дистанционное управление;

5) использование манипуляторов и роботов;

6) полная автоматизация технологического процесса;

7) постоянный контроль за уровнем излучения и за дозами облучения персонала.

6. Физкультминутка

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

  1. Посмотрим какую пользу приносит атомная энергия.



Применение ядерной энергии

  • Слайд № 19 6 ученик В гидрологии ядерные методы играют в настоящее время ключевую роль, особенно важны они для поиска источников грунтовых вод, которые в странах с засушливым климатом служат иногда единственным источником питьевой воды. Различие в содержании изотопов в пробах воды могут свидетельствовать о происхождении этой воды и с учетом ландшафта района исследовательских работ сигнализировать о способах существования водоносного слоя (последнее определяет и возможность или запрет вырубки леса).

  • Слайд № 20 7 ученик В медицинской промышленности такие изделия, как хирургические перчатки, шприцы и многие другие стерилизуются с помощью радиации. Использование облученных стерильных изделий снизило опасность передачи инфекции в больницах и клиниках.

  • С помощью определенных доз радиации проводится диагностика заболеваний или лечение пациентов. Одно из наиболее важных новых результатов ядерной медицины в диагностике – получение функциональных карт различных органов, несущих большую информацию, чем рентгеновские снимки.

  • Облучение радиацией высокого уровня при раковых заболеваниях дает великолепные результаты и, безусловно, является одним из важнейших методов лечения этого недуга. Таким образом, облучение представляется как источником раковых заболеваний, так и способом их лечения.

  • Слайд № 21 8 ученик В сельском хозяйстве ядерные методы применяются уже давно. Например, гамма или нейтронное излучение используется для индуцирования мутаций в семенах и получения новых сортов с целью повышения урожайности или устойчивости к болезням сельскохозяйственных культур. Если таким методом было выведено 15 сортов, то сейчас около 2000. Например, 60 % твердой пшеницы, выращиваемой в Италии для выпуска макаронных изделий, приходится на долю сорта, выведенного методом гамма – индуцированных мутаций.

  • Не менее важно применение в сельском хозяйстве радиоизотопов для определения наилучшего способа внесения удобрений. Так, с помощью изотопа азота выяснилось, что при возделывании риса возможно уменьшение нормы внесения азотных удобрений (до 50 % от принятых ранее). Это не только экономит средства, но и сохраняет окружающую среду, поскольку избытки азотных удобрений попадают в грунтовые воды, реки и озера, порождая экологические проблемы.

  • Несколько экзотическое использование ядерной энергии – облучение куколок некоторых насекомых (например, мясной мухи, плодовой мухи и др.) с целью безвредного для природы их уничтожения. В этом случае из куколок выводятся стерильные, но нормальные в других отношениях насекомые.

  • Слайд № 22 9 ученик Важное для решения продовольственных проблем применение ядерной энергии – облучение пищевых продуктов. Оно распространено во многих странах. Это наиболее изученный и проверенный в лабораторных условиях метод сохранения продуктов питания из тех, которыми мы располагаем. Иногда он является единственно приемлемым и не может быть заменен никаким иным (например, в случае дезинфекции специй: раньше она осуществлялась путем фумигации – обработки паром, аэрозолями дибромэтана, но он оказался канцерогенным веществом, а при употреблении необработанного перца происходит заражение сальмонеллой).

  • Вполне обычными стали ядерные методы контроля в промышленности: радиационные индикаторы толщины, плотности, влажности и других параметров используются в настоящее время для контроля многих технологических процессов. Регулирование с помощью СЯФК (системы ядерно-физического контроля), например, толщины и влажности бумаги позволяет без ущерба для качества уменьшить ее среднюю толщину и увеличить среднее содержание влаги в ней. Первое ведет к экономии материала, а второе – к экономии энергии, расходуемой на сушку бумаги, т.е. снижается воздействие производства на окружающую среду, что уже само по себе является неплохим результатом ядерной технологии.



  1. Вопросы на закрепление:

  1. В чём причина негативного воздействия радиации на живые существа?

  2. Что называется поглощённой дозой излучения?

  3. Расскажите о способах защиты от воздействия радиоактивных частиц и излучения?

  4. Что используют от защиты от нейтронов?

  5. С помощью какого прибора можно зарегистрировать величину радиоактивного излучения?

  6. Как зависит интенсивность радиации от расстояния до радиоактивного излучения?

img06

8. Рефлексия

Заполнение концептуальной таблицы

Фамилия, имя


Что знал?


Что узнал?


С чем не согласен?


Что непонятно?









Обмен мнениями, цитаты из таблиц с рефлексией. Подведение итогов урока.

9. домашнее задание заранее на доске § 78.







Конспект урока с презентацией по физике на тему
  • Физика
Описание:

Урок по данной теме "Биологическое действие радиации" можно провести как в 9, так и в 11 классе. Этот урок я провожу совместно с учащимися. Прендлагаю им подготовить материал о применении радиации в наше время, о Балаковской атомной станции, которая граничит с нашим районом,  минусы атомных станций.

С помощью дозимитра измеряем радиационный фон  в кабинете около компьютера, рядом с сотовым телефоном, на улице и сравниваем полученные результаты с допустимыми дозами радиации.

Рассматриваем вопрос  внутреннего облучения, методы и средства защиты от радиации.

А самое главное заканчиваем урок на применении радиации в мирных целях в различных областях.

Автор Ларюшина Елена Александровна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 17527
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓