Главная / Другое / Конспект урока по истории и культуре народов Марий Эл на тему "Моя малая родина" (7 класс)

Конспект урока по истории и культуре народов Марий Эл на тему "Моя малая родина" (7 класс)

Тема урока: « Сернур – моя малая Родина» 7 класс (урок-исследование)

Оборудование: карта поселка Сернур; компьютерная и стендовая презентации; компьютер, проектор, экран, публицистический и художественный тексты, «мобильный класс».

Методы: поисково-исследовательский, словесный, наглядный, практический.

Приемы: кластер, картирование, карта-исследование, «чистая доска»

Цели урока:

1. Обучающая: учить находить информацию из разных источников; углубление знаний о родном крае;

2. Развивающая: развивать исследовательские умения, умения работать с картой, со справочным и архивным материалами, дополнительной литературой; умение логически излагать мысли вслух перед аудиторией, формирование универсальных учебных действий.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к истории родного края, патриотизма; уважения к соотечественникам; связать в сознании учащихся понятие «малой Родины» (истории поселка) с историей России.


Ход урока

I этап. Организационный. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами нестандартный урок. И я надеюсь на тесное сотрудничество, взаимопонимание и продуктивную работу.

II этап. Актуализация знаний.

  1. Прием «кластер»

Ребята, давайте обратимся к доске. (На доске прикреплены скрытые фотографии с изображениями Сернурского района). Сейчас мы с вами попробуем разгадать смысл данного кластера или схемы. Нужно подойти к доске, взять лист и определить, что изображено. Ответы нужно давать простыми словами. И так, прошу к доске.

  1. Работа с классом у доски. Тема и цель урока.

Ребята, скажите, что объединяет эти изображения? Какие обобщающие слова можно подобрать? (Сернур, Родина, Малая Родина) Сернур – моя малой родина. (Слова прикрепляются на макете карты Сернурского района). А кто догадался, что символизирует данная фигура? (карта Сернурского района). Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. « Сернур - моя малая родина». Пишем тему урока на карте исследования. Сегодня мы на уроке более подробно познакомимся с историей поселка Сернур и его достопримечательностями. На уроке проведем микроисследование, будем учиться находить информацию из разных источников, обобщить материал, презентовать свою работу.

  1. Работа с картой Республики Марий Эл

Ребята, у вас на партах карта Республики Марий Эл.

  1. Найдите на карте РМЭ Сернурский район, п. Сернур.

  2. В какой части РМЭ расположен Сернурский район?

  3. С какими районами и какой областью граничит Сернурский район?

4. Работа с программой Googl «Планета земля».

А хотите совершить виртуальное путешествие по планете Земля и увидеть местонахождение поселка Сернур? С помощью этой программы можно увидеть достопримечательности всего мира.

5.Тест «История Сернура»

А знаем ли мы историю своего родного поселка? Я вам предлагаю ответить на несколько вопросов. Они у вас на синих листочках. Одновременно мы их будем видеть на экране. И так начнем работать.

( Приложение презентация «Знаешь ли ты свой поселок?»)

1. В каком году основан Сернур?

а) 1749 г.

б) 1849 г.

в) 1920 г

2. Чье имя носит Сернурская школа №1?

а) И. Молотова

б) А. Яналова

в) А. Конакова

3. В каком году заложен парк Победы в Сернуре?

а) 1945 г.

б) 1965 г.

в) 1975 г.

4. Как называется главная площадь Сернура?

а) Ленина

б) Юбилейная

в) Центральная

5. Чье имя носит историко-литературный музей п. Сернур?

а) А. Ф. Конакова

б) Йывана Кырли

в) Н. А. Заболоцкого

6. В каком году построена сернурская средняя школа №2? (1989)

а) 1979 г.

б) 1989 г.

в) 1990 г.

7. Какой праздник в марийском крае впервые проводился в Сернуре?

а) Сабантуй

б) Пеледыш пайрем

в) Агавайрем

8. Назовите имя Главы администрации Сернурского района

а) Л. И. Маркелов

б) Н. С. Лебедев

в) В. И. Макаров

Записываем ключевые слова на карте исследования в разделе «История»: 1749 г., Макарово, Спасская церковь, Парк Победы.



6. Работа с текстом из очерка «Ранние годы» Н. А. Заболоцкого.

О Сернуре написано много стихотворений, сложено немало песен. Я прочту вам небольшой отрывок из стихотворения.

В государстве ромашек, у края

Где ручей заливаясь поет,

Пролежал бы всю ночь до утра я

Запрокинув лицо в небосвод.
Кто автор этих строк? (Н. А. Заболоцкий). Перед вами раскладушка (стендовая презентация) «Сернурские страницы в жизни классика русской поэзии 19 века Н. А. Заболоцкого».

Н. А. Заболоцкий не только в стихах воспевал Сернур, яркие воспоминания о Сернуре написаны в очерке «Ранние годы».

Отрывок из воспоминания находится у вас на столах. Обратимся к компьютеру. На рабочем столе найдем папку «Старый Сернур». Соотнесите слова текста со слайдами. Ребята, как вы думаете, какого слайда не хватает? 7. Физкультминутка.

Садимся прямо, спина прямая. Крепко зажмурить глаза (1-5)

Поморгать глазами (1-5)

Смотреть прямо (1-5)

Поморгать глазами (1-5)

III этап. Изучение новой темы. Микроииследование

А теперь, ребята, мы займемся микроисследованием истории и культуры своего поселка. Работать будем с публицистическим источником (текст составлен по книгам Руслана Андреевича Бушкова «В государстве ромашек», А.А. Соловьева «Сернур: страницы истории» I часть, по материалам Сернурского архива). Задание распределяем по рядам.

Первый ряд подготовит сообщение об архитектурных памятниках п. Сернур. Открываем папку «Архитектура». Одновременно работаем с текстом «Архитектурное наследие поселка Сернур». Нужно в таблице соотнести здания старые и современные, рассказать, кому принадлежали данные здания, что размещено в них сегодня.

Второй ряд в ходе исследования подготовит сообщение о мемориальных памятниках п. Сернур по тексту «Мемориальные памятники п. Сернур». Используя фотографии на компьютере в папке «Памятники», нужно рассказать, кому и какому событию посвящены памятники, определить местонахождение памятников, прикрепить листочки с фотографиями на схеме-карте п. Сернур.

Третий ряд работает с текстом на компьютере, заполнит таблицу о деятелях культуры, расскажет об их деятельности.


IVэтап. Защита исследовательской работы.


1 группа рассказывает об архитектурном наследии п. Сернура. (Рассказ сопровождается слайдами презентации «Архитектурное наследие»).

В 1874-1877 годах в Сернуре построили новое каменное двухэтажное здание волостной управы, на первом этаже которого разместили вспомогательные отделения управления и филиал Уржумской тюрьмы, а на втором этаже — волостную управу. Одна из комнат была занята почтой.

На углу против волисполкома стояло двухэтажное здание – дом купца Милютина Дмитрия Ивановича. Построен в 1907 г.

Здание, где ныне размещается магазин «Мясо-молоко», а на втором этаже жилой дом, принадлежало купцу Андрею Константиновичу Вершинину.

Где сейчас магазины «Книги» и «Тепличный», строения принадлежали купцу Ефрему Петровичу Буркову, который имел большие хозяйственные постройки и обширный придворный участок до оврага «Сельхозтехники».


2 группа расскажет о памятниках поселка Сернур, прикрепляет значки на карте-схеме п. Сернур.

(Рассказ сопровождается слайдами презентации «Мемориальные памятники п. Сернур»)

Название памятника

Место расположения

Памятник-бюст

В. И. Ленину

Центральный парк (Ленинский садик) поселка Сернур

Памятник-бюст

А. Ф. Конакову

Перед зданием районного Дома культуры

Памятник-бюст

Шабдару Осыпу

Перед зданием районного Дома культуры

Памятник-бюст

А. М. Яналову

У здания Сернурской средней школы № 1

Мемориал Воинской Славы

На площади Юбилейная

Мемориальный камень воинам-участникам военных локальных конфликтов

У здания администрации «Городское поселение Сернур»


3 группа рассказывает о деятелях культуры по таблице

«Имена, прославившие Сернурский край» (Презентация «Деятели культуры»


п/п

Имена, прославившие Сернурский край

Направление творческой деятельности

Произведения

1.

Александр Федорович Конаков


просветитель-драматург,

Драма «Сирота», основатель праздника «Пеледыш пайрем».


2.


Шабдар Осып

Писатель, классик марийской литературы

Повести для детей «Кориш» и «Коллективными усилиями».

3.

Йыван Кырля


Поэт и киноактер

Сборник «Я от радости пою», роль Мустафы в фильме «Путевка в жизнь»

4.

Николай Алексеевич Заболоцкий


Известный русский поэт, переводчик

«Не позволяй душе лениться», «Журавли», «Завещание»


V Этап. Закрепление и подведение итогов.

1. Рефлексия. Прием «Ключевые слова».

Ребята, узнали ли вы что – то новое на этом уроке?

А теперь обращаем внимание на доску. На доске прикреплены слова. Обобщим тему урока с помощью ключевых слов. Если вы запомнили все, что связано с данными словами, доска остается чистой, значит, мы усвоили тему урока и цели наши достигнуты.

Макарово

1749 год

Спасская церковь

Первое каменное здание

Купеческие дома

Николай Заболоцкий

Монумент Воинской славы

Мемориальные камни

Парк Победы


2. Домашнее задание. Подготовить поле исследовательской деятельности для следующего урока.

Домашнее задание носит исследовательский характер.

Проектная деятельность.

-Разработать проект (в паре) по следующим темам, на выбор учащихся:

1). История моей улицы

2). История моей деревни

3). Им гордится мой род (индивидуальный проект)

(Исследовательский продукт – презентации или буклет)


3.Оценивание. Самооценка.

Ребята, обратите внимание на изображение горы. Попробуйте оценить себя, на какой высоте горы вы находитесь. На самой вершине - оцениваем себя на «5». Немножко не добрались – «4». В середине – «3». На подножии, конечно, не остался никто.

Спасибо за урок. Изучайте свой родной край, любите и берегите его.


Конспект урока по истории и культуре народов Марий Эл на тему "Моя малая родина" (7 класс)
  • Другое
Описание:

Урок-исследование «Сернур – моя малая родина»  (7 класс).

Цель урока: углубление  знаний по истории и культуре Сернурского края. Задачи:

1. Обучающая: учить находить информацию из разных источников; умения работать в мобильном классе, углубить  знания о родном крае;

2. Развивающая: развивать исследовательские умения, умения работать с картой, с картой-схемой,  публицистическим источником, формировать культуру общения и коммуникативную компетентность; формировать универсальные учебные действия.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к истории родного края, патриотизма; уважения к соотечественникам. 

            На уроке использовались различные методы организации познавательной деятельности:

Наглядный (стендовая презентация, иллюстрации, карта-схема, слайды презентации, персональный компьютер)

Словесный (беседа, устные ответы учеников, рассказ учителя)

Практический  (работа с текстом, с таблицами, работа с компьютером).

На занятии также использованы методы  поисковой работы, сотрудничества, интеграции предметов истории, литературы, географии, дифференцированного подхода, методы развивающего обучения.

Для достижения поставленных задач использовались следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и парная работа. Были использованы приемы: кластер, картирование, «исследовательская карта», «чистая доска», виртуальное путешествие в программе Googl «Планета Земля»

Применение активных методов обучения способствовало формированию универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных.

 

Автор Москвина Майя Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 914
Номер материала 22485
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓