Главная / Биология / конспект урока с использованием электронного учебника по биологии 6 класс Навигатор

конспект урока с использованием электронного учебника по биологии 6 класс Навигатор


ФИО учителя: Рагзина Галина Геннадьевна, учитель химии и биологии

Образовательное учреждение: МБОУ «Ширинская ООШ №17»

Населенный пункт: Республика Хакасия ,Ширинский район, с.Шира Предмет:Биология
Название учебно-методического комплекса издательства «ДРОФА», использованного при подготовке конспекта: Сонин Н.И. Биология, Живой организм: учебник-навигатор для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа. 2008.
Класс:
6класс
Тема: «
Ткани растений и животных».
Тип урока
: изучение нового материала

Цели:

Образовательные: 1) сформировать знания об особенностях строения растительных и животных тканей; установить связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями

2) начать формирование умений записывать схемы скрещивания, решать генетические задачи, оперировать генетической терминологией и символикой, применять знания о митозе, мейозе и оплодотворении для раскрытия сущности генетических закономерностей.

Развивающие: развитие познавательных способностей учащихся,

навыков анализа и обобщения, развитие внимания.

Воспитательные: воспитание информационной культуры учащихся.


Использованные источники: Сонин Н.И. Биология, Живой организм: учебник-навигатор для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа. 2008.

Ход урока:

Продолжительность занятия: 45 минут

Необходимое оборудование: проектор, компьютеры, электронный учебник «Навигатора», Internet Explorerhello_html_m44123332.gif

слайда

Содержание слайда

1

Одноклеточные и многоклеточные организмы: анимация

2

Ткани растений (ткань)

3

Образовательная ткань: галерея

4

Покровные ткани: галерея

5

Механическая ткань: галерея

6

Проводящие ткани: галерея

7

Основная ткань: галерея

8

Дополнительный материал

9

Ткани животных (ткань)

10

Эпителиальная ткань: галерея

11


Соединительная ткань: галерея

12

Мышечная ткань

13

Гладкая и поперечнополосатая мышечные ткани: галерея

14

Нервная ткань: слайд

15

Лабораторная работа

16

тест

Поэтапный вывод информации и переход – по щелчку мыши.

Электронный учебник «НАВИГАТОР». В структуре учебника-навигатора выделены главы и параграфы. Каждый параграф содержит небольшой текст и указания, где на диске можно найти данную тему и все материалы по рассматриваемым вопросам. После каждого параграфа имеются задания для контроля качества усвоения материала.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Уменьшение времени подачи материала.

  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов (подача материала двумя способами: аудиально и визуально).

  3. Формирование системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся в учебном процессе при использовании информационных технологий.

  4. Развитие наглядно-образного мышления.

План урока

п/п

Этапы занятия

(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

1.

Организационный момент: приветствие, напоминание правил техники безопасности в кабинете ВТ, подведение к теме урока, объявление темы и учебных задач урока.

5 минут

2.

Рассказ учителя о многообразии животного мира, состоящие из множества клеток, каждая клетка имеет свою «специальность». Дать понятие ткань.

Образовательная задача – сформировать знания о значении выбора объекта для исследования, познакомить с новой терминологией.

10 минут

3.

Изучение раздела «Ткани растений и животных» с использованием электронного учебника «Навигатор». Задача – начать формирование умений распознавать виды тканей в зависимости от выполняемой.

20 минут

4.

Виртуальная лабораторная работа. Закрепление полученных знаний, понятий. Контроль за работой всех учащихся, правильности выполнения работы в тетради.

5 минут

5.

Задание на дом

2 минуты

6.

Выводы. Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Задача – убедиться в освоении учащимися предложенного материала.

3 минуты


Ход урока

1. Организационный момент

  • Добрый день! Сегодня урок проходит в кабинете Информатики. Прошу соблюдать правила техники безопасности, а именно:

    • не трогать провода, разъемы, устройства заземления;

    • начинать работу только по указанию учителя;

    • соблюдать правила работы за компьютером (расположение, посадка, расстояния);

    • самостоятельно не устранять неисправности и ошибки при выполнении каких-либо действий.

  • Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы, касающиеся видов растительных и животных тканей, познакомимся с новыми понятиями, рассмотрим зависимость строения тканей от выполняемой ими функций, выполним виртуальную лабораторную работу и просмотрим вопросы теста, на которые вам придется ответить на следующем уроке.

  • Для начала давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все живые организмы по своему строению, и перечислите все известные вам свойства живого организма (Ответы детей: Одноклеточные и многоклеточные; обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие)


2.Ткани растений и животных.

Мы на уроках уже неоднократно доказывали, что все эти свойства проявляются уже на клеточном уровне организации живой материи. И одноклеточный организм, как единая система, должен все эти процессы осуществлять как бы в «одном лице», то есть одна единственная клетка должна все это уметь делать. Слайд №1 Но это самый простой, самый низкий уровень организации жизни. В ходе эволюции, то есть в ходе исторического развития всего живого на Земле, шел процесс постоянного поиска, усовершенствования, усложнения организации живого. Так, на смену клеточным организмам сначала пришли колониальные формы, а потом многоклеточные, более совершенные и развитые. Так появились новые, более сложные уровни организации жизни-тканевой и организменный. Сегодня мы будем с вами говорить о тканях, образующих организм растения и организм животных.

Если клетки имеют общее происхождение, строение, выполняют сходные функции, то они образуют ткань.

3. Изучение раздела «Ткани растений и животных » с использованием электронного учебника «Навигатор».

Мы начинаем изучать ткани.

Откройте учебник на странице 29. Прочитайте определение понятия ткань. Далее откройте слайд№2 и прочитайте из каких видов тканей образовано растение(5 тканей).

Теперь поочередно открывая слайды 3.4,5,6,7,8 познакомьтесь с разнообразием растительных тканей, обратите внимание, в каком органе растения они находится и какую функцию выполняют.

Для того, чтобы узнать как дышат растения, вернитесь на главную страницу и откройте значок «Дополнительный материал - Чечевички и устьица».

Теперь рассмотрим особенности строения тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей - эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Слайд№9.

В учебнике на странице 32 прочитайте особенности строения эпителиальной ткани. Слайд№10 - посмотрите какие органы формирует данная ткань(участвует в формировании желез - слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других).

Опорную и защитную функции в организме животных выполняет соединительная ткань. Слайд №11 .Главная особенность этой ткани - наличие большого количества межклеточного вещества.

Характерный признак живого организма, как движение, у животных более выражен, чем у растений. А помогает эту функцию осуществлять специальная ткань - мышечная. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные ткани. Слайд №12, 13. Их основные свойства – возбудимость и сократимость. А теперь послушайте меня. Клетки гладкой и поперечнополосатой тканей отличаются по строению. Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно и могут долго оставаться в сокращенном состоянии, именно они обеспечивают сужение и расширение кровеносных сосудов у человека. Поперечнополосатая состоит из многоядерных клеток, именно с их сокращениями связаны быстрые движения членистоногих и позвоночных. Слайд №14 Основу нервной ткани составляет нервная клетка. Основные свойства - возбудимость и проводимость.

Лабораторная работа. Закрепление полученных знаний, понятий.

Для закрепления материала откройте Слайд №15. Лабораторная работа. Нажмите на «Задание». Прочитайте и выполняйте его. В вашем распоряжении 5 минут. (Даны микропрепараты тканей, необходимо рассмотреть под микроскопом и определить тип ткани).

Кто справился с заданием, загляните на Слайд №16, познакомьтесь с вопросами теста, который будет вам представлен на следующем уроке.


5. Задание на дом.

Глава 1, § 5 ответить на вопросы после параграфа.

Рабочая тетрадь С.12№21,22

Тетрадь для оценки качества знаний С16,№5

Дополнительный материал : 1)botweb.uwsp.edu/Anatomy 

 2)washington.uwc.edu/about/faculty/schaefer_w/TissuesPage.htm 

Подготовиться к тестированию по теме

6.Выводы. Подведение итогов урока.

Ткань- это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом.

В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящие ткани;

У животных – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.

Данный урок является пятым в изучении темы. Тип урока – комбинированный: а) изучение нового материала; б) практическое закрепление полученных знаний при выполнении лабораторной работы.

Использование медиаресурса (электронного учебника) существенно сокращает подачу нового материала, повышает эффективность его усвоения за счет наглядности (определения, схемы, фотографии).

Учащиеся в практической деятельности получают первые навыки распознавания типов тканей, работы с электронным учебником. Домашнее задание предполагает закрепление знаний, полученных на уроке.






















Тест на проверку знаний по теме «Ткани растений и животных»

Вопрос №1

hello_html_m7af29c1c.png

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, - это:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifорган
hello_html_1480c052.gifсистема органов
hello_html_1480c052.gifорганизм
hello_html_1480c052.gifткань

Конец формы

Вопрос №2

hello_html_m7af29c1c.png

Рост растения обеспечивает деление клеток:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifобразовательной ткани
hello_html_1480c052.gifмеханической ткани
hello_html_1480c052.gifпроводящей ткани
hello_html_1480c052.gifпокровной ткани

Конец формы


Вопрос №5

hello_html_m7af29c1c.png

Каменистые клетки скорлупы грецкого ореха, содержащиеся в его механической ткани, обеспечивают ей:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifлегкость
hello_html_1480c052.gifпрочность
hello_html_1480c052.gifмягкость
hello_html_1480c052.gifпрозрачность

Конец формы

Вопрос №6

hello_html_m7af29c1c.png

Скорлупа косточки абрикоса состоит из:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifобразовательной ткани
hello_html_1480c052.gifпокровной ткани
hello_html_1480c052.gifпроводящей ткани
hello_html_1480c052.gifмеханической ткани

Конец формы


Вопрос №7

hello_html_m7af29c1c.png

Образовавшиеся в результате фотосинтеза органические вещества перемещаются в корень по:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifмеханической ткани
hello_html_1480c052.gifпроводящей ткани
hello_html_1480c052.gifсоединительной ткани
hello_html_1480c052.gifосновной ткани

Конец формы

Вопрос №8

hello_html_m7af29c1c.png

Фотосинтез у картофеля происходит в основном:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifв образовательной ткани
hello_html_1480c052.gifв основной ткани
hello_html_1480c052.gifв покровной ткани
hello_html_1480c052.gifв механической ткани

Конец формы


Вопрос №9

hello_html_m7af29c1c.png

Сочную мякоть яблока в основном образует:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifпокровная ткань
hello_html_1480c052.gifсоединительная ткань
hello_html_1480c052.gifосновная ткань
hello_html_1480c052.gifмеханическая ткань

Конец формы

Вопрос №10

hello_html_m7af29c1c.png

Тканей нет:


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifу майского жука
hello_html_1480c052.gifу лягушки
hello_html_1480c052.gifу бактерии, вызывающей дизентерию
hello_html_1480c052.gifу можжевельника

Конец формы

Вопрос №11

hello_html_m7af29c1c.png

К соединительной ткани не относится:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifжировая ткань
hello_html_1480c052.gifкровь
hello_html_1480c052.gifкостная
hello_html_1480c052.gifмышечная

Конец формы




Вопрос №12

hello_html_m7af29c1c.png

Продолжительное смыкание створок раковины моллюсков возможно благодаря:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifсокращению гладкой мускулатуры
hello_html_1480c052.gifрасслаблению гладких мышц
hello_html_1480c052.gifсокращению поперечно-полосатых мышц
hello_html_1480c052.gifрасслаблению поперечно-полосатой мускулатуры

Конец формы


Вопрос №13

hello_html_m7af29c1c.png

Нервная ткань:

hello_html_m73193dba.png

hello_html_34afe428.png


Начало формы

hello_html_9a7648e.gifобразует скелетные мышцы
hello_html_1480c052.gifобразует покровы тела; железы; выстилает полости внутренних органов
hello_html_1480c052.gifобразует жидкую внутреннюю среду организма
hello_html_1480c052.gifобеспечивает быструю связь между различными частями организма

Конец формы





конспект урока с использованием электронного учебника по биологии 6 класс Навигатор
  • Биология
Описание:

 

ФИО учителя: Рагзина Галина Геннадьевна, учитель химии и биологии

Образовательное учреждение: МБОУ «Ширинская ООШ №17»

Населенный  пункт: Республика Хакасия ,Ширинский район, с.Шира Предмет:Биология
Название учебно-методического комплекса издательства «ДРОФА», использованного при подготовке конспекта: Сонин Н.И. Биология, Живой организм: учебник-навигатор для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа. 2008.
Класс: 6класс
Тема: «Ткани растений и животных».
Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные: 1) сформировать знания об особенностях строения растительных и животных тканей; установить связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями

                                  2)начать формирование умений записывать схемы скрещивания, решать генетические задачи, оперировать генетической терминологией и символикой, применять знания о митозе, мейозе и оплодотворении для раскрытия сущности генетических закономерностей.

Развивающие:           развитие познавательных способностей учащихся,

                                    навыков анализа и обобщения, развитие внимания.

 Воспитательные:   воспитание информационной культуры учащихся.

 
Использованные источники: Сонин Н.И. Биология, Живой организм: учебник-навигатор для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа. 2008.

Ход урока:

Продолжительность занятия: 45 минут

Необходимое оборудование:  проектор,  компьютеры, электронный учебник «Навигатора», InternetExplorer

№ слайда

Содержание слайда

1

Одноклеточные и многоклеточные организмы: анимация

2

  Ткани растений (ткань)

3

Образовательная ткань: галерея

4

Покровные ткани: галерея

5

Механическая ткань: галерея

6

Проводящие ткани: галерея

7

Основная ткань: галерея

8

Дополнительный материал

9

Ткани животных (ткань)

10

Эпителиальная ткань: галерея

11

 

 Соединительная ткань: галерея

12

Мышечная ткань

13

Гладкая и поперечнополосатая мышечные ткани: галерея

14

Нервная ткань: слайд

15

Лабораторная работа

16

тест

Поэтапный вывод информации и переход – по щелчку мыши.

 Электронный учебник «НАВИГАТОР». В структуре учебника-навигатора выделены главы и параграфы. Каждый параграф содержит небольшой текст и указания, где на диске можно найти данную тему и все материалы по рассматриваемым вопросам. После каждого параграфа имеются задания для контроля качества усвоения материала.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1.     Уменьшение времени подачи материала.

2.     Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов (подача материала двумя способами: аудиально и визуально).

3.     Формирование системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся в учебном процессе при использовании информационных технологий.

4.     Развитие наглядно-образного мышления.

                                 

План урока

№ п/п

Этапы занятия

(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

1.

Организационный момент: приветствие, напоминание правил техники безопасности в кабинете ВТ, подведение к теме урока, объявление темы и учебных задач урока.

5 минут

2.

Рассказ учителя о многообразии животного мира, состоящие из множества клеток, каждая клетка имеет свою «специальность». Дать понятие ткань.

Образовательная задача – сформировать знания о значении выбора объекта для исследования, познакомить с новой терминологией.

 10 минут

3.

Изучение раздела «Ткани растений и животных» с использованием электронного учебника «Навигатор». Задача – начать формирование умений распознавать виды тканей в зависимости от выполняемой.

20 минут

4.

Виртуальная лабораторная работа. Закрепление полученных знаний, понятий. Контроль за работой всех учащихся, правильности  выполнения работы в тетради.

5 минут

5.

Задание на дом

2 минуты

6.

Выводы. Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Задача – убедиться в освоении учащимися предложенного материала.

3 минуты

 

Ход урока

1. Организационный момент  

·        Добрый  день! Сегодня урок проходит в кабинете Информатики. Прошу соблюдать правила техники безопасности, а именно:

o   не трогать провода, разъемы, устройства заземления;

o   начинать работу только по указанию учителя;

o   соблюдать правила работы за компьютером (расположение, посадка, расстояния);

o   самостоятельно не устранять неисправности и ошибки при выполнении каких-либо действий.

·        Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы,   касающиеся видов растительных и животных тканей, познакомимся с новыми понятиями, рассмотрим зависимость строения тканей   от выполняемой ими функций, выполним виртуальную лабораторную работу и просмотрим вопросы теста, на которые вам придется ответить на следующем уроке.

·        Для начала давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все живые организмы по своему строению, и  перечислите  все известные вам свойства живого организма (Ответы детей: Одноклеточные и многоклеточные; обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие)

 

2.Ткани растений и животных.

        Мы на уроках уже неоднократно доказывали, что все эти свойства проявляются уже на клеточном уровне организации живой материи. И одноклеточный организм, как единая система, должен все эти процессы осуществлять как бы в «одном лице», то есть одна единственная клетка должна все это уметь делать. Слайд №1 Но это самый простой, самый низкий уровень организации жизни. В ходе эволюции, то есть в ходе исторического развития всего живого на Земле, шел процесс постоянного поиска, усовершенствования, усложнения организации живого. Так, на смену клеточным организмам сначала пришли колониальные формы, а потом многоклеточные, более совершенные и развитые. Так появились новые, более сложные уровни организации жизни-тканевой и организменный. Сегодня мы будем с вами говорить о тканях, образующих организм растения и организм животных.

Если клетки имеют общее происхождение, строение, выполняют сходные функции, то они образуют ткань.   

        

          3. Изучение раздела «Ткани растений и животных » с использованием электронного учебника «Навигатор».

 Мы начинаем изучать ткани.

Откройте учебник на странице 29. Прочитайте определение  понятия ткань. Далее откройте слайд№2 и прочитайте из   каких видов тканей образовано растение(5 тканей).

 Теперь поочередно открывая  слайды 3.4,5,6,7,8 познакомьтесь с разнообразием растительных тканей, обратите внимание, в каком органе растения они находится и какую функцию выполняют.

Для того, чтобы узнать как дышат растения, вернитесь на главную страницу и откройте значок  «Дополнительный материал - Чечевички и устьица».

Теперь рассмотрим особенности строения тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей - эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Слайд№9.

В учебнике на странице 32 прочитайте особенности строения эпителиальной ткани. Слайд№10 - посмотрите какие органы формирует данная ткань(участвует в формировании желез - слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других).

Опорную и защитную функции в организме животных выполняет соединительная ткань. Слайд №11 .Главная особенность этой ткани - наличие большого количества межклеточного вещества.

Характерный признак живого организма, как движение, у животных более выражен, чем у растений. А помогает эту функцию осуществлять специальная ткань - мышечная. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные  ткани. Слайд №12, 13. Их основные свойства – возбудимость и сократимость.  А теперь послушайте меня. Клетки гладкой и поперечнополосатой тканей отличаются по строению. Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно и могут долго оставаться в сокращенном состоянии, именно они обеспечивают сужение и расширение кровеносных сосудов у человека. Поперечнополосатая состоит из многоядерных клеток, именно с их сокращениями связаны быстрые движения членистоногих и позвоночных. Слайд №14 Основу нервной ткани составляет нервная клетка. Основные свойства - возбудимость и проводимость.

Лабораторная работа. Закрепление полученных знаний, понятий.

Для закрепления материала откройте Слайд №15. Лабораторная работа. Нажмите на «Задание». Прочитайте и выполняйте его. В вашем распоряжении 5 минут. (Даны микропрепараты тканей, необходимо рассмотреть под микроскопом и  определить тип ткани).

Кто справился с заданием, загляните на Слайд №16, познакомьтесь с вопросами теста, который будет вам представлен на следующем уроке.

 

5. Задание на дом.

         Глава 1,  § 5 ответить на вопросы после параграфа.

          Рабочая тетрадь С.12№21,22

          Тетрадь для оценки качества знаний С16,№5

Дополнительный материал : 1)botweb.uwsp.edu/Anatomy 

 2)washington.uwc.edu/about/faculty/schaefer_w/TissuesPage.htm 

           Подготовиться к тестированию по теме

6.Выводы. Подведение итогов урока.

● Ткань- это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом.

● В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящие ткани;

● У животных – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.
Данный урок является пятым в изучении темы. Тип урока – комбинированный: а) изучение нового материала; б) практическое закрепление полученных знаний при выполнении лабораторной работы.

Использование медиаресурса (электронного учебника) существенно сокращает подачу нового материала, повышает эффективность его усвоения за счет наглядности (определения,  схемы, фотографии).

Учащиеся в практической деятельности получают первые навыки распознавания типов тканей, работы с электронным учебником. Домашнее задание предполагает закрепление знаний, полученных на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест на проверку знаний по теме «Ткани растений и животных»

Вопрос №1

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, - это:

 

орган
система органов
организм
ткань

Вопрос №2

Рост растения обеспечивает деление клеток:

 

образовательной ткани
механической ткани
проводящей ткани
покровной ткани

 

Вопрос №5

Каменистые клетки скорлупы грецкого ореха, содержащиеся в его механической ткани, обеспечивают ей:

 

легкость
прочность
мягкость
прозрачность

Вопрос №6

Скорлупа косточки абрикоса состоит из:

 

образовательной ткани
покровной ткани
проводящей ткани
механической ткани

 

Вопрос №7

Образовавшиеся в результате фотосинтеза органические вещества перемещаются в корень по:

 

механической ткани
проводящей ткани
соединительной ткани
основной ткани

Вопрос №8

Фотосинтез у картофеля происходит в основном:

 

в образовательной ткани
в основной ткани
в покровной ткани
в механической ткани

 

Вопрос №9

Сочную мякоть яблока в основном образует:

 

покровная ткань
соединительная ткань
основная ткань
механическая ткань

Вопрос №10

Тканей нет:

 

у майского жука
у лягушки
у бактерии, вызывающей дизентерию
у можжевельника

Вопрос №11

К соединительной ткани не относится:

 

жировая ткань
кровь
костная
мышечная

 

 

 

Вопрос №12

Продолжительное смыкание створок раковины моллюсков возможно благодаря:

 

сокращению гладкой мускулатуры
расслаблению гладких мышц
сокращению поперечно-полосатых мышц
расслаблению поперечно-полосатой мускулатуры

 

Вопрос №13

Нервная ткань:

 

образует скелетные мышцы
образует покровы тела; железы; выстилает полости внутренних органов
образует жидкую внутреннюю среду организма
обеспечивает быструю связь между различными частями организма

 

  

ФИО учителя: Рагзина Галина Геннадьевна, учитель химии и биологии

Образовательное учреждение: МБОУ «Ширинская ООШ №17»

Населенный  пункт: Республика Хакасия ,Ширинский район, с.Шира Предмет:Биология
Название учебно-методического комплекса издательства «ДРОФА», использованного при подготовке конспекта: Сонин Н.И. Биология, Живой организм: учебник-навигатор для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа. 2008.
Класс: 6класс
Тема: «Ткани растений и животных».
Тип урока: изучение нового материала

Цели:

Образовательные: 1) сформировать знания об особенностях строения растительных и животных тканей; установить связь особенностей строения тканей с выполняемыми функциями

                                  2)начать формирование умений записывать схемы скрещивания, решать генетические задачи, оперировать генетической терминологией и символикой, применять знания о митозе, мейозе и оплодотворении для раскрытия сущности генетических закономерностей.

Развивающие:           развитие познавательных способностей учащихся,

                                    навыков анализа и обобщения, развитие внимания.

 Воспитательные:   воспитание информационной культуры учащихся.

 
Использованные источники: Сонин Н.И. Биология, Живой организм: учебник-навигатор для общеобразовательных учебных заведений М.: Дрофа. 2008.

Ход урока:

Продолжительность занятия: 45 минут

Необходимое оборудование:  проектор,  компьютеры, электронный учебник «Навигатора», InternetExplorer

№ слайда

Содержание слайда

1

Одноклеточные и многоклеточные организмы: анимация

2

  Ткани растений (ткань)

3

Образовательная ткань: галерея

4

Покровные ткани: галерея

5

Механическая ткань: галерея

6

Проводящие ткани: галерея

7

Основная ткань: галерея

8

Дополнительный материал

9

Ткани животных (ткань)

10

Эпителиальная ткань: галерея

11

 

 Соединительная ткань: галерея

12

Мышечная ткань

13

Гладкая и поперечнополосатая мышечные ткани: галерея

14

Нервная ткань: слайд

15

Лабораторная работа

16

тест

Поэтапный вывод информации и переход – по щелчку мыши.

 Электронный учебник «НАВИГАТОР». В структуре учебника-навигатора выделены главы и параграфы. Каждый параграф содержит небольшой текст и указания, где на диске можно найти данную тему и все материалы по рассматриваемым вопросам. После каждого параграфа имеются задания для контроля качества усвоения материала.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

1.     Уменьшение времени подачи материала.

2.     Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов (подача материала двумя способами: аудиально и визуально).

3.     Формирование системности и целостности в знаниях, умениях, навыках учащихся в учебном процессе при использовании информационных технологий.

4.     Развитие наглядно-образного мышления.

                                 

План урока

№ п/п

Этапы занятия

(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)

Временная реализация

1.

Организационный момент: приветствие, напоминание правил техники безопасности в кабинете ВТ, подведение к теме урока, объявление темы и учебных задач урока.

5 минут

2.

Рассказ учителя о многообразии животного мира, состоящие из множества клеток, каждая клетка имеет свою «специальность». Дать понятие ткань.

Образовательная задача – сформировать знания о значении выбора объекта для исследования, познакомить с новой терминологией.

 10 минут

3.

Изучение раздела «Ткани растений и животных» с использованием электронного учебника «Навигатор». Задача – начать формирование умений распознавать виды тканей в зависимости от выполняемой.

20 минут

4.

Виртуальная лабораторная работа. Закрепление полученных знаний, понятий. Контроль за работой всех учащихся, правильности  выполнения работы в тетради.

5 минут

5.

Задание на дом

2 минуты

6.

Выводы. Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Задача – убедиться в освоении учащимися предложенного материала.

3 минуты

 

Ход урока

1. Организационный момент  

·        Добрый  день! Сегодня урок проходит в кабинете Информатики. Прошу соблюдать правила техники безопасности, а именно:

o   не трогать провода, разъемы, устройства заземления;

o   начинать работу только по указанию учителя;

o   соблюдать правила работы за компьютером (расположение, посадка, расстояния);

o   самостоятельно не устранять неисправности и ошибки при выполнении каких-либо действий.

·        Сегодня на уроке мы рассмотрим вопросы,   касающиеся видов растительных и животных тканей, познакомимся с новыми понятиями, рассмотрим зависимость строения тканей   от выполняемой ими функций, выполним виртуальную лабораторную работу и просмотрим вопросы теста, на которые вам придется ответить на следующем уроке.

·        Для начала давайте вспомним, на какие две большие группы делятся все живые организмы по своему строению, и  перечислите  все известные вам свойства живого организма (Ответы детей: Одноклеточные и многоклеточные; обмен веществ, питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие)

 

2.Ткани растений и животных.

        Мы на уроках уже неоднократно доказывали, что все эти свойства проявляются уже на клеточном уровне организации живой материи. И одноклеточный организм, как единая система, должен все эти процессы осуществлять как бы в «одном лице», то есть одна единственная клетка должна все это уметь делать. Слайд №1 Но это самый простой, самый низкий уровень организации жизни. В ходе эволюции, то есть в ходе исторического развития всего живого на Земле, шел процесс постоянного поиска, усовершенствования, усложнения организации живого. Так, на смену клеточным организмам сначала пришли колониальные формы, а потом многоклеточные, более совершенные и развитые. Так появились новые, более сложные уровни организации жизни-тканевой и организменный. Сегодня мы будем с вами говорить о тканях, образующих организм растения и организм животных.

Если клетки имеют общее происхождение, строение, выполняют сходные функции, то они образуют ткань.   

        

          3. Изучение раздела «Ткани растений и животных » с использованием электронного учебника «Навигатор».

 Мы начинаем изучать ткани.

Откройте учебник на странице 29. Прочитайте определение  понятия ткань. Далее откройте слайд№2 и прочитайте из   каких видов тканей образовано растение(5 тканей).

 Теперь поочередно открывая  слайды 3.4,5,6,7,8 познакомьтесь с разнообразием растительных тканей, обратите внимание, в каком органе растения они находится и какую функцию выполняют.

Для того, чтобы узнать как дышат растения, вернитесь на главную страницу и откройте значок  «Дополнительный материал - Чечевички и устьица».

Теперь рассмотрим особенности строения тканей животных организмов. Различают четыре типа животных тканей - эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. Слайд№9.

В учебнике на странице 32 прочитайте особенности строения эпителиальной ткани. Слайд№10 - посмотрите какие органы формирует данная ткань(участвует в формировании желез - слюнных, потовых, поджелудочной, печени и других).

Опорную и защитную функции в организме животных выполняет соединительная ткань. Слайд №11 .Главная особенность этой ткани - наличие большого количества межклеточного вещества.

Характерный признак живого организма, как движение, у животных более выражен, чем у растений. А помогает эту функцию осуществлять специальная ткань - мышечная. Различают гладкую и поперечнополосатую мышечные  ткани. Слайд №12, 13. Их основные свойства – возбудимость и сократимость.  А теперь послушайте меня. Клетки гладкой и поперечнополосатой тканей отличаются по строению. Клетки гладкой мышечной ткани одноядерные; они сокращаются очень медленно и могут долго оставаться в сокращенном состоянии, именно они обеспечивают сужение и расширение кровеносных сосудов у человека. Поперечнополосатая состоит из многоядерных клеток, именно с их сокращениями связаны быстрые движения членистоногих и позвоночных. Слайд №14 Основу нервной ткани составляет нервная клетка. Основные свойства - возбудимость и проводимость.

Лабораторная работа. Закрепление полученных знаний, понятий.

Для закрепления материала откройте Слайд №15. Лабораторная работа. Нажмите на «Задание». Прочитайте и выполняйте его. В вашем распоряжении 5 минут. (Даны микропрепараты тканей, необходимо рассмотреть под микроскопом и  определить тип ткани).

Кто справился с заданием, загляните на Слайд №16, познакомьтесь с вопросами теста, который будет вам представлен на следующем уроке.

 

5. Задание на дом.

         Глава 1,  § 5 ответить на вопросы после параграфа.

          Рабочая тетрадь С.12№21,22

          Тетрадь для оценки качества знаний С16,№5

Дополнительный материал : 1)botweb.uwsp.edu/Anatomy 

 2)washington.uwc.edu/about/faculty/schaefer_w/TissuesPage.htm 

           Подготовиться к тестированию по теме

6.Выводы. Подведение итогов урока.

● Ткань- это группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям. Клетки тканей соединены между собой межклеточным веществом.

● В растениях различают образовательную, основную, покровную, механическую и проводящие ткани;

● У животных – эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную ткани.
Данный урок является пятым в изучении темы. Тип урока – комбинированный: а) изучение нового материала; б) практическое закрепление полученных знаний при выполнении лабораторной работы.

Использование медиаресурса (электронного учебника) существенно сокращает подачу нового материала, повышает эффективность его усвоения за счет наглядности (определения,  схемы, фотографии).

Учащиеся в практической деятельности получают первые навыки распознавания типов тканей, работы с электронным учебником. Домашнее задание предполагает закрепление знаний, полученных на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест на проверку знаний по теме «Ткани растений и животных»

Вопрос №1

Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, - это:

 

орган
система органов
организм
ткань

Вопрос №2

Рост растения обеспечивает деление клеток:

 

образовательной ткани
механической ткани
проводящей ткани
покровной ткани

 

Вопрос №5

Каменистые клетки скорлупы грецкого ореха, содержащиеся в его механической ткани, обеспечивают ей:

 

легкость
прочность
мягкость
прозрачность

Вопрос №6

Скорлупа косточки абрикоса состоит из:

 

образовательной ткани
покровной ткани
проводящей ткани
механической ткани

 

Вопрос №7

Образовавшиеся в результате фотосинтеза органические вещества перемещаются в корень по:

 

механической ткани
проводящей ткани
соединительной ткани
основной ткани

Вопрос №8

Фотосинтез у картофеля происходит в основном:

 

в образовательной ткани
в основной ткани
в покровной ткани
в механической ткани

 

Вопрос №9

Сочную мякоть яблока в основном образует:

 

покровная ткань
соединительная ткань
основная ткань
механическая ткань

Вопрос №10

Тканей нет:

 

у майского жука
у лягушки
у бактерии, вызывающей дизентерию
у можжевельника

Вопрос №11

К соединительной ткани не относится:

 

жировая ткань
кровь
костная
мышечная

 

 

 

Вопрос №12

Продолжительное смыкание створок раковины моллюсков возможно благодаря:

 

сокращению гладкой мускулатуры
расслаблению гладких мышц
сокращению поперечно-полосатых мышц
расслаблению поперечно-полосатой мускулатуры

 

Вопрос №13

Нервная ткань:

 

образует скелетные мышцы
образует покровы тела; железы; выстилает полости внутренних органов
образует жидкую внутреннюю среду организма
обеспечивает быструю связь между различными частями организма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Рагзина Галина Геннадьевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1502
Номер материала 43324
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы