Конспект
урока с аспектным анализом.
Тема: А. С.
Пушкин – историк. « История Пугачёва»
(
история написания повести « Капитанская дочка»)
Цели:
-
знакомство с историей создания повести « Капитанская дочка», также с историей
написания труда о Е. Пугачёве;
-
исследовать маршрут Пушкина по местам восстания Пугачёва на основе архивных
документов и материалов учебника;
-
подготовиться к восприятию содержания художественного произведения
«
Капитанская дочка».
Ход:
1.
Орг. момент :
-
деление класса на 4 группы;
2
минуты - постановка целей урока (слайд № 2)
-
мотивация к обучению (нам предстоит познакомиться с одним из крупных
произведений А. С. Пушкина, по окончании изучения которого мы с вами проведем
литературный вечер)
2.
Актуализация знаний учащихся :
Поэма « Полтава», драма « Борис Годунов», « Песнь о
вещем Олеге»- что объединяет эти произведения Пушкина? (Писатель использовал
принцип историзма).
Интерес А. С. Пушкина к истории 18 века был
постоянным и неугасимым. Именно в этом веке формировалось русское дворянство и
всё русское общество. Поэтому он обращается к новому для себя жанру
исторического романа. Замысел « Капитанской дочки» возник тогда, когда Пушкин
начал работать над «Историей Пугачёва». 2 минуты (слайд № 3)
Обратить внимание на слова «совесть», « долг».
3.
Проверка домашнего задания (слайд № 4): Ещё раз повторим, какие произведения на
историческую тему написаны Пушкиным?
А ещё о какой исторической личности писал Пушкин,
но только в стилистике фольклора? (о Степане Разине)
Итак, проверим домашнее задание. Вы должны были
выбрать для характеристики одну из песен о Степане Разине. Подтвердите тезис о
том, что любая из них соответствует стилистике фольклора.
(
7 минут), оценки.
Стеньку Разина народ считал своим заступником,
защитником. Таким же предстал в народном сознании и Емельян Пугачёв,
предводитель крестьянского движения в конце 18 века.
4.Изучение
материала (слайд № 5)
18
век- это век царствования Екатерины 2-ой.
-
выступление ученика Черкашина Александра (2 минуты) (слайд № 6)
-
выступление ученика Гоголева Владимира (1 минута) ( слайд № 7)
-
Кто такой Емельян Пугачёв? Просмотрите краткие биографические данные (учитель
читает) (слайд № 8)
-
Как было уже сказано, народ поверил в своего царя и пошел за ним!
Восстание охватило большую территорию и длилось
полтора года. Оно было жестоко подавлено.
В начале 30-х годов 19 века после подавления
кровавого бунта Пушкин начал изучать архивные материалы. 1 минута (слайд № 9)
-
сейчас мы начнём путешествие по местам восстания Емельяна Пугачёва (слайд № 10)
Просьба открыть учебники, найти творческую историю
повести « Капитанская дочка» на стр. 199 по 202. Дополнительно вам
предоставлены архивные документы о восстании Пугачёва. 1 минута
1)
Итак, город Казань. Казань в 1830 году соединяла в себе черты восточного и европейского
города. Это университетский город, культурная столица огромного края. Для
Пушкина Казань - арена крестьянской войны (чтение из учебника про пребывание
Пугачёва)- 2 минуты (слайд № 11)
Чтение из учебника и из архивного материала о
пребывании Пушкина и Пугачёва в Казани.
2)
следующий пункт на пути Пушкина – Оренбург, село Берды, найдите об этом
материал, прочитайте. 5 минут (слайд № 12)
3)
По дороге в Оренбург Пушкин также побывал в Симбирске. 1 минута (слайд № 13,
14)
4)
Емельяна Пугачёва и его соратника повезли в Москву и там…(слайд № 15)
5)
А Пушкин… (слайд № 16) 1 минута
5.
Закрепление:
-
самостоятельная работа (работа с картой, начертить маршрут Пушкина по местам
восстания Пугачёва с самого начала) 2 минуты
-
представитель каждой команды выходит по очереди к доске и чертит маршрут на
карте 3 минуты
Вывод: исследовательская работа Пушкиным проведена
огромная, вложено столько времени, сил, терпения, и нам интересно будет читать
повесть « Капитанская дочка».
6.
Итог урока:
-
дать односложные ответы на 6 вопросов (2 минуты)
-
взаимопроверка (1 минута)
Вывод:
усвоили материал или нет.
-
возвращение к целям урока (1 минута)
1.
Что же побудило Пушкина написать о Емельяне Пугачёве?
Интерес к истории своего Отечества. Наверное,
ответить на вопрос: Нужны такие народные заступники как Пугачёв, способны они
на самом деле избавить народ от крепостничества? 2 минуты. Оценки
7.
Домашнее задание: после нашего урока вы, наверное, с большим удовольствием
прочитаете первые главы повести « Капитанская дочка» (слайд № 19)
Аспектный анализ урока по литературе в 8-ом классе
Урок проводился в 8 классе. Всего учащихся 15 человек,
на уроке присутствовало 13. В классе проводятся 2 урока литературы в неделю.
Это первый урок (вводный) по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Тип
урока определен как комбинированный с соответствующей структурой:
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний.
3.
Проверка домашнего задания.
4.
Изучение новой темы.
5.
Закрепление.
6.
Проверка усвоения нового материала.
7.
Итог урока
8.
Инструктаж д/з.
Были
определены следующие цели:
1.Образовательная:
-
продолжить изучение творчества писателя ;
-
знать историю своего Отечества;
-
формирование активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся
средствами содержания материалов.
2.Развивающая:
-
развитие любознательности, внимания, речи, памяти.
3.Воспитательная:
-
формирование нравственного понятия « долг» ( в данном случае Пушкин выполнил
свой долг как историка перед соотечественниками, читателями).
Само содержание учебного материала соответствует
целям урока, отличается доступностью. Цели, я считаю, были поставлены реальные,
правильные с учётом программного материала, уровня знаний учащихся класса. Для
реализации целей урока мною были использованы следующие методы обучения:
1.
Наглядный.
2.
Репродуктивный.
3.
Частично-поисковый
4.
Сравнительный
5.
Исследовательский
6.
Эвристическая беседа.
Также
были использованы разные формы организации урока:
-
фронтальная (беседа по наводящим вопросам при повторении материала, при
изучении новой темы);
-
групповая (группа уч-ся работала по воссозданию маршрута Пушкина)
-
индивидуальная (при проверке д\з, при закреплении изучения новой темы).
Контроль усвоения знаний был осуществлён в форме
письменных работ, беседы.
Использование компьютера достаточно целенаправленно
и подчинено цели урока: ознакомить учащихся с историей создания повести, какая
колоссальная работа была проделана Пушкиным.
Итак, основываясь на вышеперечисленном, я пришла к
выводу, что урок цели достиг.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.