Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русской грамоты

Конспект урока русской грамоты

Скачать материал

Саранский городской отдел образования.

Г.У. «Комплекс общеобразовательная средняя школа № 13 с гуманитарно-эстетическим направлением» при  Акиме Карагандинской области.

 

 

 

 

 

 

 

Урок русской грамоты

 

(в ходе предметно-методической недели)

 

 

 

 

Тема: « Повторение слов, близких по значению и слов, противоположных по значению»

 

 

 

 

 

     учитель Клейменова Н. М.

          

 

 

 

 

 

 

 

                            Апрель 2006 г.

Урок русской грамоты

(урок-наблюдение)

 

Тема. «Повторение слов близких по значению и слов противоположных по значению».

Цель.- Обогащение словаря уч-ся синонимами и антонимами.

-Наблюдение над ролью синонимов и антонимов в предложении, в тексте, в речи.

-Развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

-Развитие орфографической грамотности учащихся.

-Воспитание культуры общения.

Оборудование.- карточки-задания для команд

-листы наблюдений для учащихся.

-куклы-пальчики - Еж, Ежиха, Заяц.

-телевизор, видеомагнитофон.

-видеозапись мультфильма «Смешарики», ОРЗ.

-на доске: отслеживание результатов работы команд.

 

На доске.

20 апреля

 

комар         н

класс          ш

медведь     з

солдат        ?

ворона       п

Команда дружбой сильна

 

I

II

III

IV

V

 

 

 

      Вступительное слово.

Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение.

-Как называются такие слова?

-Омонимы.

Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному.

-Что это за слова?

-Синонимы.

-А есть слова с противоположным значением. И называются они…

-Антонимы.

-А зачем они нам?

Может и без них можно обойтись?

-      

Сегодня на уроке мы постараемся показать, что эти слова нужны людям для общения.

С ними наша речь становится понятнее, красивее.

 

Работаем мы в командах (5 команд). Помогаем друг другу найти правильный ответ.

Девиз.- Команда дружбой сильна.

Выбор лидера.

Каждая команда за правильный ответ получает очко-красную фишку.

В конце урока мы подведем итог.

А работать будем в листах наблюдений.

- Записываем дату: 20 апреля.

I -Разминка- развивающий канон.

Работа со словарными словами.

Каждая команда  (1 представитель) разбирает по одному слову у доски:

 

 

КОМАР               Н

КЛАСС               Ш

МЕДВЕДЬ          З                  Какое слово спряталось под ? ?

СОЛДАТ             ?

ВОРОНА            П

 

-разделить слово на слоги

-поставить ударение

-определить слабую позицию

(дети записывают эти пять слов в лист наблюдений).

- Попробуйте подобрать синонимы к этим словам

- Попробуйте подобрать омонимы к этим словам

-КРОВОПИЙЦА, КОМНАТА ИЛИ ОДНОКЛАССНИКИ, КОСОЛАПЫЙ, ВОИН, КАРКУША.

II - А теперь понаблюдаем, так ли важно знать синонимы.

Задания командам (на карточках)

-Прочитайте.

Как звучит? Не хотите ли что-то изменить?

-Да, надо заменить слово пугливые.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны. (показ картинки с изображением серны)

Дети заменяют слово пугливые словами робкие, трусливые.

-Прочитайте, что получилось?

-Запишите предложение в лист наблюдений с красной строки.

Шепотом комментирует капитан команды.                                         

Вывод: Чтобы не повторять на письме и в речи одно и тоже слово мы заменяем его синонимами.

III А какую роль играют в нашей речи антонимы?

- Послушайте стихотворение об одной девочке.

Сценка по стихотворению В. Орлова «Спор».

-Почему так?

Вывод: игра «Доскажи словечко».

Даже один и тот же человек в разное время может оказаться то плохим, то хорошим, то аккуратным, то небрежным, то веселым, то грустным, то ….

 

IV - Пауза для отдыха.

Просмотр видеозаписи отрывка из мультфильма «ОРЗ» -Смешарики.

-Отдыхаем и запоминаем:

Найдите синонимы и антонимы

Запись в лист наблюдений с комментированием (комментирует капитан команды шепотом своей команде)

 

                                                 хороший-плохой

Помогите, спасите                  глупый-умный

                                                 здоровый-больной

                                                 болеть-выздороветь

 

-Каким оказался Бараш?

V -В этой сказке Ежик и Заяц друзья.

А мы сегодня познакомимся со сказкой Ш. Перро «Заяц и Еж», где Заяц и Еж совсем не друзья.

Читает учитель.

Задание командам:

-Найдите в тексте слова-синонимы и антонимы.

-Запишите в лист наблюдений.

Команды отчитываются

 

             СИНОНИМЫ                                             АНТОНИМЫ

 

Ясный, солнечный                                           правда-выдумка

Посмотреть, поглядеть                                   грубо-вежливо

насмешливо-приветливо

короткие-длинные

кривые-прямые

хуже-лучше

умен-глуп

вежливо-грубо

 

А теперь попробуйте при помощи этих слов составить характеристику героев. (у детей карточки)

 

             Еж                                         Заяц

            вежливый                                               грубый

            приветливый                                          насмешливый

            уважительный                                        важный

            умный                                                      глупый

            победил                                                  проиграл

                                                                              гордый

 

 

Вывод: В русском языке много слов. И чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь.

VI Хотите ли вы узнать чем закончилась эта сказка?

- сценка – пальчиковый театр.

Привел Еж свою жену на поле, посадил ее в конец борозды и стал ждать Зайца. Пришел Заяц, и началось соревнования. 1.2,3-побежали.

 

56 раз бегал Заяц туда – сюда. А потом упал на борозде.

Дети - хором: «Так умный Еж победил глупого Зайца.

VII Итог урока.

Подведение результатов работы команд – подсчет очков, выставление оценок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русской грамоты"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема.«Повторение слов близких по значению и слов противоположных по значению».

Цель.- Обогащение словаря уч-ся синонимами и антонимами.

-Наблюдение над ролью синонимов и антонимов в предложении, в тексте, в речи.

-Развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

-Развитие орфографической грамотности учащихся.

 

-Воспитание культуры общения.

Вступительное слово.

Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение.

-Как называются такие слова?

-Омонимы.

Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному.

-Что это за слова?

-Синонимы.

-А есть слова с противоположным значением. И называются они…

-Антонимы.

-А зачем они нам?

Может и без них можно обойтись?

-      

Сегодня на уроке мы постараемся показать, что эти слова нужны людям для общения.

С ними наша речь становится понятнее, красивее.

 

Работаем мы в командах (5 команд). Помогаем друг другу найти правильный ответ.

Девиз.- Команда дружбой сильна.

Выбор лидера.

Каждая команда за правильный ответ получает очко-красную фишку.

В конце урока мы подведем итог.

 

А работать будем в листах наблюдений.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 297
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панкратьева Тамара Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панкратьева Тамара Николаевна
    Панкратьева Тамара Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4592
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 566 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 476 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов, критиков и общественных деятелей

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе