Главная / Начальные классы / Конспект урока русской грамоты

Конспект урока русской грамоты

Саранский городской отдел образования.

Г.У. «Комплекс общеобразовательная средняя школа № 13 с гуманитарно-эстетическим направлением» при Акиме Карагандинской области.








Урок русской грамоты


(в ходе предметно-методической недели)





Тема: « Повторение слов, близких по значению и слов, противоположных по значению»






учитель Клейменова Н. М.








Апрель 2006 г.

Урок русской грамоты

(урок-наблюдение)


Тема. «Повторение слов близких по значению и слов противоположных по значению».

Цель.- Обогащение словаря уч-ся синонимами и антонимами.

-Наблюдение над ролью синонимов и антонимов в предложении, в тексте, в речи.

-Развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

-Развитие орфографической грамотности учащихся.

-Воспитание культуры общения.

Оборудование.- карточки-задания для команд

-листы наблюдений для учащихся.

-куклы-пальчики - Еж, Ежиха, Заяц.

-телевизор, видеомагнитофон.

-видеозапись мультфильма «Смешарики», ОРЗ.

-на доске: отслеживание результатов работы команд.


На доске.

20 апреля


кhello_html_40862967.gifомар н

класс ш

медведь з

солдат ?

ворона п

Команда дружбой сильна


I

II

III

IV

V




Вступительное слово.

Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение.

-Как называются такие слова?

-Омонимы.

Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному.

-Что это за слова?

-Синонимы.

-А есть слова с противоположным значением. И называются они…

-Антонимы.

-А зачем они нам?

Может и без них можно обойтись?

-

Сегодня на уроке мы постараемся показать, что эти слова нужны людям для общения.

С ними наша речь становится понятнее, красивее.


Работаем мы в командах (5 команд). Помогаем друг другу найти правильный ответ.

Девиз.- Команда дружбой сильна.

Выбор лидера.

Каждая команда за правильный ответ получает очко-красную фишку.

В конце урока мы подведем итог.

А работать будем в листах наблюдений.

- Записываем дату: 20 апреля.

I -Разминка- развивающий канон.

Работа со словарными словами.

Каждая команда (1 представитель) разбирает по одному слову у доски:



КОМАР Н

КЛАСС Ш

МЕДВЕДЬ З Какое слово спряталось под ? ?

СОЛДАТ ?

ВОРОНА П


-разделить слово на слоги

-поставить ударение

-определить слабую позицию

(дети записывают эти пять слов в лист наблюдений).

- Попробуйте подобрать синонимы к этим словам

- Попробуйте подобрать омонимы к этим словам

-КРОВОПИЙЦА, КОМНАТА ИЛИ ОДНОКЛАССНИКИ, КОСОЛАПЫЙ, ВОИН, КАРКУША.

II - А теперь понаблюдаем, так ли важно знать синонимы.

Задания командам (на карточках)

-Прочитайте.

Как звучит? Не хотите ли что-то изменить?

-Да, надо заменить слово пугливые.

Самыми пугливыми животными считаются пугливые зайцы и пугливые серны. (показ картинки с изображением серны)

Дети заменяют слово пугливые словами робкие, трусливые.

-Прочитайте, что получилось?

-Запишите предложение в лист наблюдений с красной строки.

Шепотом комментирует капитан команды.

Вывод: Чтобы не повторять на письме и в речи одно и тоже слово мы заменяем его синонимами.

III А какую роль играют в нашей речи антонимы?

- Послушайте стихотворение об одной девочке.

Сценка по стихотворению В. Орлова «Спор».

-Почему так?

Вывод: игра «Доскажи словечко».

Даже один и тот же человек в разное время может оказаться то плохим, то хорошим, то аккуратным, то небрежным, то веселым, то грустным, то ….


IV - Пауза для отдыха.

Просмотр видеозаписи отрывка из мультфильма «ОРЗ» -Смешарики.

-Отдыхаем и запоминаем:

Найдите синонимы и антонимы

Запись в лист наблюдений с комментированием (комментирует капитан команды шепотом своей команде)


hello_html_645808b7.gifхороший-плохой

Помогите, спасите глупый-умный

здоровый-больной

болеть-выздороветь


-Каким оказался Бараш?

V -В этой сказке Ежик и Заяц друзья.

А мы сегодня познакомимся со сказкой Ш. Перро «Заяц и Еж», где Заяц и Еж совсем не друзья.

Читает учитель.

Задание командам:

-Найдите в тексте слова-синонимы и антонимы.

-Запишите в лист наблюдений.

Команды отчитываются


СИНОНИМЫ АНТОНИМЫ


Ясный, солнечный правда-выдумка

Посмотреть, поглядеть грубо-вежливо

насмешливо-приветливо

короткие-длинные

кривые-прямые

хуже-лучше

умен-глуп

вежливо-грубо


А теперь попробуйте при помощи этих слов составить характеристику героев. (у детей карточки)


Еж Заяц

вежливый грубый

приветливый насмешливый

уважительный важный

умный глупый

победил проиграл

гордый



Вывод: В русском языке много слов. И чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь.

VI Хотите ли вы узнать чем закончилась эта сказка?

- сценка – пальчиковый театр.

Привел Еж свою жену на поле, посадил ее в конец борозды и стал ждать Зайца. Пришел Заяц, и началось соревнования. 1.2,3-побежали.

hello_html_m5c351ca.gifhello_html_m2ac78a27.gifhello_html_90a0677.gifhello_html_m66213166.gifhello_html_m66213166.gifhello_html_m3ef944b9.gifhello_html_56d66fea.gifhello_html_47092411.gifhello_html_m1ed33e7d.gif


56 раз бегал Заяц туда – сюда. А потом упал на борозде.

Дети - хором: «Так умный Еж победил глупого Зайца.

VII Итог урока.

Подведение результатов работы команд – подсчет очков, выставление оценок.

Конспект урока русской грамоты
  • Начальные классы
Описание:

Тема.«Повторение слов близких по значению и слов противоположных по значению».

Цель.- Обогащение словаря уч-ся синонимами и антонимами.

-Наблюдение над ролью синонимов и антонимов в предложении, в тексте, в речи.

-Развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления.

-Развитие орфографической грамотности учащихся.

 

-Воспитание культуры общения.

Вступительное слово.

Интересные слова есть в русском языке! Есть слова, которые одинаково звучат и пишутся, но имеют разное значение.

-Как называются такие слова?

-Омонимы.

Есть слова, которые об одном и том же говорят по-разному.

-Что это за слова?

-Синонимы.

-А есть слова с противоположным значением. И называются они…

-Антонимы.

-А зачем они нам?

Может и без них можно обойтись?

-      

Сегодня на уроке мы постараемся показать, что эти слова нужны людям для общения.

С ними наша речь становится понятнее, красивее.

 

Работаем мы в командах (5 команд). Помогаем друг другу найти правильный ответ.

Девиз.- Команда дружбой сильна.

Выбор лидера.

Каждая команда за правильный ответ получает очко-красную фишку.

В конце урока мы подведем итог.

 

А работать будем в листах наблюдений.

Автор Панкратьева Тамара Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 342
Номер материала 28257
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓