Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Урок построен в соответствии с УМК под редакцией М.М. Разумовской в разделе «Сложное предложение» и является первым по данной теме.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создать условия для формирования умений опознавать и грамматически правильно оформлять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Задачи урока:

Предметная компетенция: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными;

Познавательная компетенция: развивать аналитические умения; развивать интерес к творческой личности П.И. Чайковского;

Личностная компетенция: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах; воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Коммуникативная компетенция: конструировать и правильно употреблять в речи данные виды предложений.

Оформление и оборудование урока: учебник: Русский язык. 9 класс/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011; , компьютер, видеопроектор, мультимедиа, раздаточный материал (текст на карточках), школьный орфографический словарь.





Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация базовых знаний.

    1. Слово учителя: Сегодня мы с вами продолжаем знакомство со сложноподчиненными предложениями. Нашу работу начнем традиционно со словарного диктанта, в ходе которого повторим некоторые орфографические правила.

    2. Словарный диктант (используется прием комментированного письма):

Золотые отблески природы, застыли в оцепенении, расцвело последним цветом, надоедливый дождь, молчаливый лес, прощальный круг журавлей, смывала дождями, веет покоем, светлая печаль, тихая радость, совершенное очарование, взрыв эмоций и чувств, вдохновенный творец, предназначение, лирическое время года, пейзажная лирика.

    1. Устный опрос:

  1. О каком разделе лингвистики мы говорим на протяжении нескольких уроков подряд?

  2. Что такое синтаксис? Что изучает синтаксис?

  3. На какие группы делятся все предложения в русском языке по количеству грамматических основ?

  4. На какие группы делятся сложные предложения?

  5. Как называются предложения, в которых есть главная и придаточная части?

  6. На какие группы делятся сложноподчиненные предложения в зависимости от придаточного предложения?


  1. Изучение нового материала.

3.1. наблюдение над языковым явлением.

А) Задание: Прочитать текст.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Он любил ясные осенние дни, когда можно побродить по шуршащему ковру из опавших желтых листьев и поискать под березами и елями белые грибы. Ему нравилась и холодная осенняя пора, когда подолгу моросит частый мелкий дождик. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным. (Из периодической печати)


Б) ответить на вопросы:

Какова тема текста? ( В тексте говорится о великом композиторе)

Какова основная мысль? ( Чайковский любил осень и сумел передать эту любовь в своей музыке)

Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его. (комментированное письмо).

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

Докажите, что предложение сложное. Выделим грамматическую основу.

Выделите главную и придаточные части графически.

Чем осложнена главная часть? (Деепричастным оборотом)

От какого слова мы задаем вопрос к придаточной части? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное).

На какой вопрос она отвечает? (какой?)

Постройте схему предложения.

Определите вид придаточного предложения (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным)

В) самопроверка записанного предложения (слайд №1)


Г) предварительные выводы о цели урока (выводы озвучивают учащиеся)

hello_html_m8947671.gif

(Слайд №1)

  1. Работа над лингвистической темой

4.1. Работа с теоретическим материалом учебника.

А) чтение учебника

Задание: Откройте учебник на странице 88 прочитайте самостоятельно параграф и сделайте заметки на полях (используется прием «заметки на полях»):

«V» – знал;

«+» – узнал;

«?» – есть вопрос, непонятно.

Б) заполнение таблицы

Задание: А теперь давайте обсудим и систематизируем все информацию в виде таблицы. (Таблица представлена на слайде, в которой постепенно появляются ответы на поставленные вопросы)


hello_html_5a05c6ba.png

(Слайд №2)

В) создание лингвистической модели.

Задание: Рассмотрим модель сложноподчиненного предложения с придаточным определительным:

hello_html_33932c9e.png

(Слайд №3)

Г) первичные выводы по теме

Задание: Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.


Д) закрепление первичных умений

Задание: Найдем другие СПП предложения в тексте, выпишем их, построим схемы.

  1. Формирование аналитических умений в работе с лингвистической темой

    1. Работа в парах.

Задание: На каждой парте карточка с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.


  1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

  2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

  3. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

  4. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

  5. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

  6. Мила мне осенняя роща, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

  7. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

  8. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)


  1. Творческая работа.

Задание: Используя словосочетания словарного диктанта, составьте небольшой текст, употребляя конструкции СПП с придаточными определительными.



  1. Рефлексия и подведение итогов урока.

А) Продолжи предложения. (Работа со слайдом, на котором появляются ответы на поставленные вопросы)

Задание: опираясь на таблицу, продолжи предложения:

hello_html_m37a67843.png

(Слайд №4)

Б) Ответить на вопросы:

  • Что нового мы узнали сегодня на уроке?

  • Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

  • Что особенно понравилось?

  1. Домашнее задание: Упражнение 117.

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме:

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Урок построен в соответствии с УМК под редакцией М.М. Разумовской в разделе  «Сложное предложение» и является первым по данной теме.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: создать условия для формирования умений опознавать и грамматически правильно оформлять сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Задачи урока:

Предметная компетенция: находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения; правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми); составлять схемы предложений с придаточными определительными;

Познавательная компетенция: развивать аналитические умения; развивать интерес к творческой  личности П.И. Чайковского;

Личностная компетенция: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях    работы в группах; воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.

Коммуникативная компетенция: конструировать и правильно употреблять в речи данные виды предложений.

 

Оформление и оборудование урока: учебник: Русский язык. 9 класс/М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2011; ,   компьютер, видеопроектор, мультимедиа, раздаточный материал (текст на карточках), школьный орфографический словарь. 

Автор Киналь Анастасия Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2217
Номер материала 36716
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓