Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения».

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения».

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

«Сложноподчинённые предложения».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Актуализировать знания и умения учащихся по этой теме;

  • Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания;

  • Повторить теоретический материал по теме урока;

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать и оценивать собственную деятельность;

  • Развивать навыки исследовательской деятельности;

  • Развивать умения выделять общие признаки и делать обобщающие выводы.

Воспитывающие:

  • Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка;

  • Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.


Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческие задания, самостоятельная деятельность, контроль знаний) с использованием ИКТ.

Форма проведения урока – урок-практикум

Методы и приёмы обучения - элементы технологии РКМЧП, элементы коммуникативных технологий.

Оборудование урока:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку в программе «Power Point»

  • Раздаточный материал


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Постановка темы и цели урока:

( Cлайд 1, 2) Слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с таким понятием, как сложное предложение, виды сложных предложений. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)

Сегодня мы повторим изученный материал о сложносочинённом предложении, будем «сравнивать, закреплять, углублять».

Я надеюсь на вашу плодотворную работу и сотрудничество. Что позволит проверить, насколько хорошо вы усвоили материал последних уроков.


  1. Интеллектуальная разминка (Приём «верные и неверные утверждения»)

( Слайд 3) Цифровой диктант

Прочитайте утверждение. Если вы согласны с ним, то поставьте цифру 1, если не согласны, поставьте 0.

Итак, я утверждаю:

  1. В состав сложноподчинённого предложения входят главное и придаточное.(1)

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного. (0)

  3. Части сложноподчинённого предложения равноправны. (0)

  4. Союзное слово не является членом предложения. (0)

  5. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения. (1)

  6. В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных. (1)

Назовите получившееся число (100 011)

Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой ответ.


  1. Актуализация знаний (Приём «составление кластера»)

Сегодня у нас урок-практикум, а чтобы хорошо решать практические задачи, надо обладать теоретическими знаниями, поэтому следующий этап нашего урока - теоретический.

  1. На какие группы делятся сложные предложения?

  2. Дайте определение сложноподчинённого предложения.

  3. Как подразделяются сложноподчинённые предложения?

  4. На какие вопросы отвечают, чем присоединяются придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные?

  5. Вспомните типы придаточных обстоятельственных.

При ответах на эти вопросы ученики составляют опорную схему-кластер, затем сверяют свои работы с вариантами на слайдах. Устные ответы ребят также заслушиваются, так как проблема развития хорошей монологической речи остаётся актуальной. ( Слайды 4, 5, 6)


  1. Практикум (Приём «мозговой штурм»)

Практическое задание: определить тип придаточного. (Слайд 7)

  1. Когда рассвело, берег моря окрасился в тёмно-зелёный цвет.

  2. Если бы не слышно было криков чайки, то всё казалось бы онемевшим.

  3. Чуть-чуть светлела красноватая полоса там, где село солнышко.

  4. Целые ряды селений синели вдали, хотя расстояние между ними было огромным.

  5. Цветы, родившиеся ночью, заголубели на заре, как будто порванное в клочья лежало небо на траве.

  6. За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине обнажились громадные камни.

  7. Несмотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, я рву мокрые ветки распустившейся черёмухи.


  • Выпишите причастия. (Онемевшим, родившиеся, порванное, распустившейся)

  • Выпишите любое словосочетание со способом подчинительной связи

примыкание (чуть-чуть светлела, светлела там, синели вдали)

  • В первом предложении найдите словосочетание со связью «управление»,

Замените его синонимичным словосочетанием со связью «согласование»,

запишите получившееся.


  1. Тестирование (знаки препинания расставлены не все)

(Слайд 8)

А Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор.

Б В том месте, где зашло солнце небо ещё рдело багряными полосами.

В На небе опять появились тучи и начал капать дождь, мелкий, тёплый, не приносящий прохлады.

Г Чтобы не заблудиться в лесу, отыскивая грибы, я беру с собой компас.

Д Бесшумно скользя в темноте он пролез через заборчик в саду и уже собирался выйти на улицу.

Задание:

  1. Найдите СПП. (А, Б, Г)

  2. Найдите предложение, в котором придаточное разрывает главное. (Б)

  3. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. (Б, В, Д)

  4. Найдите предложение с придаточным определительным. (Б)

  5. Найдите предложения, осложнённые обособленными членами предложения. ( В, Г, Д)

Задание проверяется (Слайд 9), подводится итог.


7 ) Самостоятельная работа. Вставьте подчинительный союз или союзное

слово, расставьте недостающие знаки препинания. (Слайд 10)

  1. Мне теперь не понять…….же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя. (Кто)

  2. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше……терем с дворцом кто-то занял. (Если)

  3. Всё равно я отсюда тебя заберу во дворец……играют свирели. (Где)

  4. Живёшь в заколдованном диком лесу…..уйти невозможно. (Откуда)

  5. Я наблюдал свысока….волны головы ломают. (Как)

  6. Человек должен быть наделён фантазией…….творить. (Чтобы)

Задание проверяется учителем.


8) Домашнее задание: Творческая работа. Придумать схему-кластер,

подобрать примеры из произведений художественной литературы.

Предложения разобрать.


9) Рефлексия. Закончите предложения.

(Слайд 11)



  1. Меня порадовало на уроке то, что…

  2. Теперь я буду знать, что…

  3. Мне понравилось то, что…

  4. Особенно запомнилось то, что…

  5. Итогом урока считаю то, что…


Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения».
  • Русский язык и литература
Описание:

          Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

                «Сложноподчинённые предложения».

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о синтаксисе сложноподчинённого предложения.

Задачи урока:

Обучающие:

·        Актуализировать знания и умения учащихся по этой теме;

·        Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания;

·        Повторить теоретический материал по теме урока;

Развивающие:

·        Развивать умение анализировать и оценивать собственную деятельность;

·        Развивать навыки исследовательской деятельности;

·        Развивать умения выделять общие признаки и делать обобщающие выводы.

Воспитывающие:

·        Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка;

·        Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

 

Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческие задания, самостоятельная деятельность, контроль знаний) с использованием ИКТ.

Форма проведения урока – урок-практикум

Методы и приёмы обучения -  элементы технологии РКМЧП, элементы коммуникативных технологий.

Оборудование урока:

·        Компьютер

·        Мультимедийный проектор

·        Презентация к уроку в программе «PowerPoint»

 

·        Раздаточный материал

Автор Петрова Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 553
Номер материала 45447
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓