Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Приложение»

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Приложение»

Конспект урока русского языка в 8 классе

по теме «Приложение»


Цель урока: расширить представление обучающихся об особой разновидности определений – приложении.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Формирование умения распознавать приложение среди других членов предложения;

  • Формирование умения использовать приложение как средство выразительности речи;

  • Формирование пунктуационных навыков;

  • Повторение теоретического материала по теме;

Развивающие:

  • Развивать навыки монологической речи;

  • Развивать умение формулировать высказывание и аргументировано отвечать на вопросы;

  • Развивать умение выделять общие признаки и делать обобщающие выводы;

Воспитывающие:

  • Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка;

  • Воспитывать толерантное отношение к мнению других людей;


Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческие задания, самостоятельная деятельность, контроль знаний) с использованием ИКТ.

Форма проведения урока – урок-практикум

Методы и приёмы обучения - элементы технологии РКМЧП, элементы коммуникативных технологий.

Оборудование урока:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Презентация к уроку в программе «Power Point»

  • Раздаточный материал

Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя.

- Тема нашего урока - «Приложение». Что вам известно о приложении? (Что это такое, как ставятся знаки препинания).

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока? (ответы обучающихся).

- Сегодня у нас урок закрепления по теме «Приложение». Мы будем повторять изученное, будем учиться видеть приложение и правильно ставить знаки препинания.

-Какое у вас сложилось впечатление: приложение трудная тема или нет?

-Почему? Что трудно? Что легко?


  1. Лингвистическая разминка

Образуйте, где возможно, несогласованные определения от согласованных.

1) Кофейная чашка (чашка для кофе)

2) Компьютерный диск (диск для компьютера)

3) Хрустальная ваза (ваза из хрусталя)

4) Клюквенный напиток (напиток из клюквы)

5) Балконная дверь (дверь на балкон)

6) Мраморная лестница (лестница из мрамора)

7) Воронье гнездо (гнездо вороны)

8) Медвежья услуга ( фразеологизм)

9) Соломенная шляпка (шляпка из соломы)

10) Очковая змея ( это название биологического вида)

Не от всех словосочетаний с согласованными определениями можно образовать синонимичные выражения, т.е. с синонимией надо быть осторожнее.


- Как отличить согласованные определения от несогласованных?

-Какие определения называют согласованными, а какие несогласованными?


  1. Синтаксическая дуэль.

Выполнить синтаксический разбор предложения. Условия дуэли: кто правильней и быстрей разберёт предложение.

Очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая сетями пауков-охотников.

Мышиные глазки-бусинки, злобно блеснув, вспыхнули красным огнём.

(Победитель вслух разбирает предложение, проигравший рассказывает, чем осложнено предложение и даёт определение приложению, можно предложить классу задать штрафной вопрос).

- Назовите приложения, которые встретились в предложениях.

- Что такое приложение?


  1. Актуализация знаний (Приём «Слепая схема»)

Прочтите «слепую схему», расскажите о постановке дефиса при приложении.

Приложение





Дефис пишется

Дефис не пишется

нариц. – нариц.

нариц. Собств.

Собств. – нариц.

* * * * *

Нариц. – нариц.

(…………….)


Нариц. – нариц.

(……………..)


Нариц. – нариц.

(……………..)

* * * * *

Нариц. – нариц.

(……………..)

* * * * *




А теперь прочитайте получившуюся схему.


Дефис пишется

Дефис не пишется

нариц. – нариц.

нариц. Собств.

Собств. – нариц.

* * * * *

Нариц. – нариц.

(возраст)

После слов господин, гражданин, товарищ

Нариц. – нариц.

(профессия)

Приложение стоит перед определяемым словом и его можно заменить на однокоренное прилагательное.

Нариц. – нариц.

(термин)

* * * * *

Нариц. – нариц.

(национальность)

* * * * *

-Так что же такое приложение?

-Зачем нужно приложение?

-Чем отличается дефис от тире? (Дефис ставится внутри слова, тире – между словами).


  1. Практическая часть (приём «Мозговой штурм»)

Решите лингвистическую задачу: ставить или не ставить дефис.

Бабочка-капустница, врач-терапевт, инженер-строитель, мальчики-подростки, ангел-хранитель, озеро Байкал, Волга-река, геологи-нефтяники, лётчик-испытатель, товарищ капитан, оператор-программист, город Астрахань, гражданин инспектор, Ильмень-озеро, Иван-царевич, орёл-стервятник, солдат-украинец, Ангара-красавица, красавица Ангара, старик пастух (старый пастух), гриб-боровик, господин посол.

Когда при приложении ставится дефис?



  1. Практическая часть

Исследование предложений. Найдите приложения в следующих предложениях, поставьте, где необходимо, дефис.

  1. Пусть реки есть мощней намного, но Волга-матушка одна.

  2. Лев Николаевич Толстой ездил в город Орёл осматривать достопримечательности, когда писал свой роман «Воскресение».

  3. В гостиной я увидел старушку люстру, потерявшую половину хрусталей, похожих на дубовые листья.

  4. По белому шоссе мимо нас катилась коляска, на козлах сидел ямщик-татарин.

  5. Качая кувшинки, удирали во все стороны жуки-водомеры.

  6. Ярко горели лампы, и всё пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид.

  7. Беззаботно порхает над цветущим лугом бабочка-капустница.

  8. Город Симбирск жил собственными противоречиями.

  9. Над Невой-рекой небо синее, нет ни тучки на нём, ни облачка.

  10. Дуб-великан привлекает внимание посетителей парка.



  1. Творческая зарядка

Придумать предложения, в которых приложения придавали бы выразительность речи.

  1. Закрепление. Тестовое задание (раздаточный материал).

А) У реки берёзка-скромница и ромашковый угор.

Б) Он долго полз через кофейные плантации, а потом заночевал у старика индейца.

В) Детство С. Есенина прошло на берегу реки Оки.

Г) Белка- грызунья ловко разгрызает орехи мастерски обгрызает еловую шишку.

Д) Высоко стоит солнце на небе горячо печет землю-матушку.

Е) По воздушной тонкой лесенке опустился и повис паучок-парашютист.

Ж) На первое подали борщ по-флотски.

З) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

И) В детстве мы читали о попрыгунье-стрекозе, и о трудолюбивом муравье.

К) Ярославль раскинулся на берегу Волги-реки.

Задание:

  1. Какое из предложений не относится к теме урока? (Ж)

  2. Найдите предложения, в которых не надо ставить дефис. (Б, В)

  3. Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. ( Г, Д, И).



  1. Рефлексия «Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кого бы он хотел похвалить за работу, необходимо пояснить, за что именно. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этим участникам урока.





Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Приложение»
  • Русский язык и литература
Описание:

              Конспект урока русского языка в 8 классе

                              по теме   «Приложение»

 

Цель урока: расширить представление обучающихся об особой разновидности  определений – приложении.

Задачи урока:

Обучающие: 

·        Формирование умения распознавать приложение среди других членов предложения;

·        Формирование умения использовать приложение как средство выразительности речи;

·        Формирование пунктуационных навыков;

·        Повторение теоретического материала по теме;

Развивающие:

·        Развивать  навыки монологической речи;

·        Развивать умение формулировать высказывание и аргументировано отвечать на вопросы;

·        Развивать умение выделять общие признаки и делать обобщающие выводы;

Воспитывающие:

·        Воспитывать положительное отношение к изучению русского языка;

·        Воспитывать толерантное отношение к мнению других людей;

 

Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческие задания, самостоятельная деятельность, контроль знаний) с использованием ИКТ.

Форма проведения урока – урок-практикум

Методы и приёмы обучения -  элементы технологии РКМЧП, элементы коммуникативных технологий.

Оборудование урока:

·        Компьютер

·        Мультимедийный проектор

·        Презентация к уроку в программе «PowerPoint»

·        Раздаточный материал

                                                       Ход урока

1)    Оргмомент

2)    Постановка темы и цели урока:

Слово учителя.

 - Тема нашего урока -  «Приложение». Что вам известно о приложении?  (Что это такое, как ставятся знаки препинания).

 - Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?  (ответы обучающихся).

- Сегодня у нас урок закрепления по теме «Приложение». Мы будем повторять изученное, будем учиться видеть приложение и правильно ставить знаки препинания.

-Какое у вас сложилось впечатление:  приложение трудная тема или нет?

-Почему? Что трудно? Что легко?

 

3)   Лингвистическая разминка

Образуйте, где возможно,  несогласованные определения  от согласованных.

1) Кофейная чашка (чашка для кофе)

2) Компьютерный диск  (диск для компьютера)

3) Хрустальная ваза (ваза из хрусталя)

4) Клюквенный напиток (напиток из клюквы)

5) Балконная дверь (дверь на балкон)

6) Мраморная лестница (лестница из мрамора)

7) Воронье гнездо (гнездо вороны)

8) Медвежья услуга ( фразеологизм)

9) Соломенная шляпка (шляпка из соломы)

10) Очковая змея ( это название биологического вида)

Не от всех словосочетаний с согласованными определениями можно образовать синонимичные выражения, т.е. с синонимией надо быть осторожнее.

 

- Как отличить согласованные определения от несогласованных?

-Какие определения называют согласованными, а какие несогласованными?

 

4)   Синтаксическая дуэль.

Выполнить синтаксический разбор предложения. Условия дуэли: кто правильней и быстрей разберёт предложение.

Очень красива бывает сухая берёза, вся сплошь покрытая  сетями пауков-охотников.

Мышиные глазки-бусинки, злобно блеснув, вспыхнули красным огнём.

(Победитель вслух разбирает предложение, проигравший рассказывает, чем осложнено предложение и даёт определение приложению, можно предложить классу задать штрафной вопрос).

- Назовите приложения, которые встретились в предложениях.

- Что такое приложение?

 

5)   Актуализация знаний (Приём «Слепая схема»)

Прочтите «слепую схему», расскажите  о постановке дефиса при приложении.

                         Приложение

 

 

 

 

     Дефис пишется

    Дефис не пишется

нариц. –  нариц.

  нариц.      Собств.

Собств. – нариц.

     *  *  *  *  *

Нариц. – нариц.

                    (…………….)

 

Нариц. – нариц.

                  (……………..)

 

Нариц. – нариц.

                    (……………..)

 *  *  *  *  *            

Нариц. – нариц.

                    (……………..)

*  *  *  *  *            

 

                             

 

 

А теперь прочитайте получившуюся схему.

 

    

     Дефис пишется

    Дефис не пишется

нариц. –  нариц.

  нариц.      Собств.

Собств. – нариц.

     *  *  *  *  *

Нариц. – нариц.

                    (возраст)

После слов господин, гражданин, товарищ

Нариц. – нариц.

                  (профессия)

Приложение стоит перед  определяемым словом и его можно заменить на однокоренное прилагательное.

Нариц. – нариц.

                    (термин)

 *  *  *  *  *            

Нариц. – нариц.

         (национальность)

*  *  *  *  *            

 

         -Так что же такое приложение?

        -Зачем нужно приложение?

        -Чем отличается дефис от тире?  (Дефис ставится внутри слова, тире – между словами).

 

6)   Практическая часть (приём «Мозговой штурм»)

 Решите лингвистическую задачу: ставить  или не ставить дефис.

Бабочка-капустница,  врач-терапевт, инженер-строитель,  мальчики-подростки, ангел-хранитель,  озеро Байкал, Волга-река,  геологи-нефтяники, лётчик-испытатель,  товарищ   капитан, оператор-программист,  город Астрахань, гражданин инспектор, Ильмень-озеро, Иван-царевич,  орёл-стервятник,  солдат-украинец,  Ангара-красавица, красавица  Ангара, старик пастух  (старый пастух),  гриб-боровик,  господин посол.

Когда при приложении ставится дефис?

 

7)   Практическая часть

Исследование предложений. Найдите приложения в следующих предложениях, поставьте, где необходимо, дефис.

1)    Пусть реки есть мощней намного, но Волга-матушка одна.

2)    Лев Николаевич Толстой ездил в город Орёл осматривать достопримечательности, когда писал свой роман «Воскресение».

3)    В гостиной я увидел старушку люстру, потерявшую половину хрусталей, похожих на дубовые листья.

4)    По белому шоссе мимо нас катилась коляска, на козлах сидел ямщик-татарин.

5)    Качая кувшинки, удирали во все стороны жуки-водомеры.

6)    Ярко горели лампы, и всё пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид.

7)    Беззаботно порхает над цветущим лугом бабочка-капустница.

8)    Город Симбирск жил собственными противоречиями.

9)    Над Невой-рекой небо синее, нет ни тучки на нём, ни облачка.

10)                      Дуб-великан привлекает внимание посетителей парка.

 

8)   Творческая зарядка

Придумать предложения, в которых приложения придавали бы выразительность речи.

9)    Закрепление. Тестовое задание (раздаточный материал).

А) У реки берёзка-скромница и ромашковый угор.

Б) Он долго полз через кофейные плантации, а потом заночевал у старика индейца.

В) Детство С. Есенина прошло на берегу реки Оки.

Г) Белка- грызунья ловко разгрызает орехи мастерски обгрызает еловую шишку.

Д) Высоко стоит солнце на небе горячо печет землю-матушку.

Е) По воздушной тонкой лесенке опустился и повис паучок-парашютист.

Ж)  На первое подали борщ по-флотски.

З) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана.

И) В детстве мы читали о попрыгунье-стрекозе, и о трудолюбивом муравье.

К)  Ярославль раскинулся на берегу Волги-реки.

Задание:

1)    Какое из предложений не относится к теме урока?  (Ж)

2)    Найдите предложения, в которых не надо ставить дефис.  (Б, В)

3)    Укажите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. ( Г, Д, И).

 

10)                 Рефлексия     «Благодарю…".

 

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кого бы он хотел похвалить за работу, необходимо пояснить, за что именно. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этим участникам урока.

Автор Петрова Татьяна Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 5127
Номер материала 44625
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓