Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"

Название документа Не с причастиями.doc

План – конспект урока русского языка в 7 классе


Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока:

1.        Создать условия для формирования умения писать слитно или раздельно не с причастиями;

2.        Формировать представление о правописании не с причастиями;

3.        Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать и систематизировать материал, выделять ключевые мысли в прочитанном, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать при выполнении учебных задач и в дальнейшем перевести эти умения в общеучебные компетенции).

Приёмы, используемые на уроке: приём «Верно – не верно», составление «кластера», «Взаимоопрос».

Используемые педагогические технологии:

- развитие критического мышления через чтение и письмо.


Ход урока



Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся



1. Стадия вызова

Приветственное слово учителя



На доске написаны верные и неправильные утверждения по теме «Не с разными частями речи»


(Приём «Верно – не верно»)


1)Если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением, то не с существительным пишется слитно.

2) Не с глаголами пишется раздельно, если слово без не не употребляется.

3)Не с прилагательным пишется слитно, если в предложении есть противопоставления с союзом а.

4)Не с прилагательным пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не.

5)В предложении «И волны и суша покорны тебе:

Завидует (не) друг столь дивной судьбе» не с существительным пишется слитно.


6)В предложении «Над (не)приступной крутизною

Повис туманный небосклон» не с прилагательным пишется раздельно.

-Что можете сказать о правописании не с разными частями речи?

-Составим кластер (Приложение № 1)

Постановка цели урока

-Итак, мы знаем правила правописания частицы не с разными частями речи (с существительным, с прилагательным, с глаголом). А какую часть речи мы изучаем в настоящее время?

-О правописании не с причастиями мы ещё ничего не знаем.

Попробуйте сформулировать цель нашего урока.


Приветствие учащихся.



Учащиеся ставят знак «+» там, где они считают утверждение правильным и знак «-» там, где по, их мнению,  оно не верно. 


























Составляют кластер на тему «Не с разными частями речи».






-Причастие






-Узнать правила правописания не с причастиями.




2.Стадия осмысления




























Приём «Взаимоопрос»


-Читаем правило в учебнике на стр.67, а потом задаем вопросы друг другу. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.


Ученики читают правило в учебнике, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю.

-В каких случаях не с причастиями пишется слитно?

-Приведите примеры слитного написания.

- В каких случаях не с причастиями пишется раздельно?

- Приведите примеры раздельного написания.

В ходе беседы составляем таблицу:

НЕ   с   причастиями   пишется

раздельно

слитно

1. С   краткими  причастиями

      (цветок   не__сорван)

1.Без  не   не  употребляется

     (ненавидящийвзгляд)

2. Есть  противопоставление   с  союзом  а       (не_купленный,  а  выращенный  цветок)

2.Нет противопостановлений

    с  союзом  а    

    (нераспустившийся  цветок)

3.Причастие имеет  зависимые  слова (причастный  оборот) 

(не закончившееся вовремя собрание)

 

3. Не имеют зависимых слов (незакончившееся  собрание)




3.Стадия рефлексии




































































  1. Выполнить упражнения 133 (по цепочке, устно высказывая условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).

  2. Выполнение заданий разного уровня.

I уровень

Исправь ошибки

1. Раскаты  грома,  не смолкавшие  ни на минуту,  держали нас в   состоянии   не прекращающегося    

    страха.

2. Солнце, ещё не закрытое тёмной  тучей,  ярко светило в окно.

3. Не распечатанное  письмо лежало  на  моём  столе.

4. Сквозь не занавешенные,  а открытые  окна  было  видно   звёздное  небо.

5. В  не проглядной  чаще леса  рос  красивый  мухомор.

6. Воздух,  ещё  не ставший знойным,  приятно  освежает.

7. До сих пор не прочитанная книга лежала на столе.

8. Маленькие,  не окрепшие  ёлочки  росли  на  поляне.





II уровень

Распределите данные словосочетания в таблицу, определяя в каких словах следует писать НЕ раздельно или слитно.

Слитно

Раздельно









(Не)озаренная лучами солнца долин; (не) покрытая снегом земля; (не)смолкающие сверчки; (не)законченная рабочим деталь; (не)нарушаемая ничем тишина, (не)оконченное стихотворение; руки (не)вымыты; кот (не)накормлен; (не)исследованная, а дикая тайга; (не)сморщенные, а уже сочные листочки; (не)занавешенные окна; рассказ (не) окончен; (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)обдуманный, а опрометчивый поступок; рассказывать (не)былицы; (не)уверенный человек; (не)греющее солнце, (не)покрытая голова.





III уровень

Пользуясь изученным правилом, спишите словосочетания, указывая условия слитного и раздельного написания.

Еще (не) утихший после шторма ветер; (не)окрепший лед; участок земли (не)обработан; (не)заселенные, а пустые дома; (не)поставленная на место книга;  (не)законченная, а только начатая работа; (не)истовствовавший ветер; (не)забываемое впечатление; ещё (не)служивший юноша; заря, (не)закрытая черной приближающейся тучей; ещё (не)привезён песок; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; ничего не стоят (не)подкреплённые делом слова; (не)навидящий предательство, он не мог простить друга.



Выполняют задание






I уровень

Исправляют ошибки

1. Раскаты  грома,  не смолкавшие  ни на минуту,  держали нас в   состоянии   непрекращающегося     страха.

2. Солнце, ещё не закрытое тёмной  тучей,  ярко светило в окно.

3. Нераспечатанное  письмо лежало  на  моём  столе.

4. Сквозь не занавешенные,  а открытые  окна  было  видно   звёздное  небо.

5. В  непроглядной  чаще леса  рос  красивый  мухомор.

6. Воздух,  ещё  не ставший знойным,  приятно  освежает.

7. До сих пор не прочитанная книга лежала на столе.

8. Маленькие,  неокрепшие  ёлочки  росли  на  поляне.











II уровень

Слитно

Раздельно

несмолкающие сверчки

неоконченное стихотворение

незанавешенные окна

рассказ не окончен

непросохшая земля

рассказывать небылицы

неуверенный человек

негреющее солнце

непокрытая голова

не озаренная лучами солнца долина


не покрытая снегом земля


не законченная рабочим деталь


не нарушаемая ничем тишина

руки не вымыты


кот не накормлен


не исследованная, а дикая тайга


не сморщенные, а уже сочные листочки


не просохшая после дождя земля


не обдуманный, а опрометчивый поступок

;





III уровень



Еще не утихший после шторма ветер; неокрепший лед; участок земли не обработан; не заселенные, а пустые дома; не поставленная на место книга;  не законченная, а только начатая работа; неистовствовавший ветер; незабываемое впечатление; ещё не служивший юноша; заря, не закрытая черной приближающейся тучей; ещё не привезён песок; не разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; ничего не стоят не подкреплённые делом слова; ненавидящий предательство, он не мог простить друга.




4. Подведение итогов урока.







Домашнее задание.




Что мы узнали на уроке о правописании не с причастиями?

- Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?

-Давайте дополним кластер новым материалом по теме.

(Приложение № 2)



Выучить правило на странице 67, выполнить упражнение № 134 на стр. 68









Отвечают на опрос. Дополняют кластер новыми понятиями.






Записывают домашнее задание.

Приложение №1



hello_html_31e841f6.gifhello_html_m74efdb57.gifhello_html_51e075bc.gifhello_html_686801a2.gif





hello_html_e363d2b.gifhello_html_m4c10be98.gifhello_html_m3e84c702.gifhello_html_39b01608.gifhello_html_m6e2eee91.gif

hello_html_3b687794.gif

hello_html_5f1633cd.gif

hello_html_4f267391.gifhello_html_3005c43a.gif

hello_html_m2a7df4d9.gif

hello_html_m15cb69e3.gifhello_html_76bc897e.gifhello_html_591f62c1.gif

hello_html_8498010.gif

hello_html_m4b84b87e.gifhello_html_m24ba8fe9.gifhello_html_m11a717ef.gifhello_html_c7215c0.gifhello_html_6482ae73.gif

hello_html_m618fda94.gifhello_html_m24efb26c.gif







Приложение №1





hello_html_31e841f6.gifhello_html_m74efdb57.gifhello_html_51e075bc.gifhello_html_686801a2.gif





hello_html_e363d2b.gifhello_html_m4c10be98.gifhello_html_m3e84c702.gifhello_html_39b01608.gifhello_html_m6e2eee91.gif

hello_html_3b687794.gif

hello_html_5f1633cd.gif

hello_html_3005c43a.gifhello_html_3b48e78c.gif

hello_html_m2a7df4d9.gifhello_html_m78077024.gif

hello_html_m15cb69e3.gifhello_html_591f62c1.gif

hello_html_d0d65e1.gifhello_html_eac53d2.gifhello_html_m1ba336a4.gifhello_html_1729dd31.gif

hello_html_m11a717ef.gifhello_html_c7215c0.gif

hello_html_m618fda94.gifhello_html_m24efb26c.gif





Название документа Не с причастиями.ppt

Подготовила: учитель русского языка Васянина Татьяна Викторовна МБОУ «Чернухи...
На доске написаны верные и неправильные утверждения по теме «Не с разными час...
Глагол Имя существительное Имя прилагательное Причастие Слитно 1)Без не не уп...
НЕ   с   причастиями   пишется раздельно	слитно 1. С   краткими  причастиями ...
Исправь ошибки 1. Раскаты  грома,  не смолкавшие  ни на минуту,  держали нас ...
Распределите данные словосочетания в таблицу, определяя в каких словах следуе...
Пользуясь изученным правилом, спишите словосочетания, указывая условия слитно...
Имя существительное Имя прилагательное Причастие Слитно 1)Без не не употребля...
1 из 8

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Подготовила: учитель русского языка Васянина Татьяна Викторовна МБОУ «Чернухинск
Описание слайда:

Подготовила: учитель русского языка Васянина Татьяна Викторовна МБОУ «Чернухинская СОШ» Урок русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание не с причастиями» © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 2 На доске написаны верные и неправильные утверждения по теме «Не с разными частям
Описание слайда:

На доске написаны верные и неправильные утверждения по теме «Не с разными частями речи». Поставьте знак «+» там, где считаете утверждение правильным и знак «-» там, где, по вашему мнению,  оно не верно.  1)Если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением, то не с существительным пишется слитно. 2) Не с глаголами пишется раздельно, если слово без не не употребляется. 3)Не с прилагательным пишется слитно, если в предложении есть противопоставления с союзом а. 4)Не с прилагательным пишется раздельно, если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. 5)В предложении «И волны и суша покорны тебе: Завидует (не) друг столь дивной судьбе» не с существительным пишется слитно. 6)В предложении «Над (не)приступной крутизною Повис туманный небосклон» не с прилагательным пишется раздельно. © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 3 Глагол Имя существительное Имя прилагательное Причастие Слитно 1)Без не не употр
Описание слайда:

Глагол Имя существительное Имя прилагательное Причастие Слитно 1)Без не не употребляется 2)Можно подобрать синоним Раздельно Противопоставление с союзом а Слитно 1)Без не не употребляется 2)Можно подобрать синоним Раздельно Слитно Без не не употребляется Раздельно Слитно Раздельно 1)Противопоставление с союзом а 2) Слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не Не с разными частями речи © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 4 НЕ   с   причастиями   пишется раздельно	слитно 1. С   краткими  причастиями    
Описание слайда:

НЕ   с   причастиями   пишется раздельно слитно 1. С   краткими  причастиями       (цветок   не__сорван) 1.Без  не   не  употребляется      (ненавидящийвзгляд) 2. Есть  противопоставление   с  союзом  а       (не_купленный,  а  выращенный  цветок) 2.Нет противопостановлений     с  союзом  а         (нераспустившийся  цветок) 3.Причастие имеет  зависимые  слова (причастный  оборот)  (не закончившееся вовремя собрание)   3. Не имеют зависимых слов (незакончившееся  собрание) © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 5 Исправь ошибки 1. Раскаты  грома,  не смолкавшие  ни на минуту,  держали нас в  
Описание слайда:

Исправь ошибки 1. Раскаты  грома,  не смолкавшие  ни на минуту,  держали нас в   состоянии   не прекращающегося         страха. 2. Солнце, ещё не закрытое тёмной  тучей,  ярко светило в окно. 3. Не распечатанное  письмо лежало  на  моём  столе. 4. Сквозь не занавешенные,  а открытые  окна  было  видно   звёздное  небо. 5. В  не проглядной  чаще леса  рос  красивый  мухомор. 6. Воздух,  ещё  не ставший знойным,  приятно  освежает. 7. До сих пор не прочитанная книга лежала на столе. 8. Маленькие,  не окрепшие  ёлочки  росли  на  поляне.   © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 6 Распределите данные словосочетания в таблицу, определяя в каких словах следует п
Описание слайда:

Распределите данные словосочетания в таблицу, определяя в каких словах следует писать НЕ раздельно или слитно. (Не)озаренная лучами солнца долин; (не) покрытая снегом земля; (не)смолкающие сверчки; (не)законченная рабочим деталь; (не)нарушаемая ничем тишина, (не)оконченное стихотворение; руки (не)вымыты; кот (не)накормлен; (не)исследованная, а дикая тайга; (не)сморщенные, а уже сочные листочки; (не)занавешенные окна; рассказ (не) окончен; (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)обдуманный, а опрометчивый поступок; рассказывать (не)былицы; (не)уверенный человек; (не)греющее солнце, (не)покрытая голова.   © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 7 Пользуясь изученным правилом, спишите словосочетания, указывая условия слитного
Описание слайда:

Пользуясь изученным правилом, спишите словосочетания, указывая условия слитного и раздельного написания. Еще (не) утихший после шторма ветер; (не)окрепший лед; участок земли (не)обработан; (не)заселенные, а пустые дома; (не)поставленная на место книга;  (не)законченная, а только начатая работа; (не)истовствовавший ветер; (не)забываемое впечатление; ещё (не)служивший юноша; заря, (не)закрытая черной приближающейся тучей; ещё (не)привезён песок; (не)разбросанные, а аккуратно сложенные рюкзаки; ничего не стоят (не)подкреплённые делом слова; (не)навидящий предательство, он не мог простить друга. © Ольга Михайловна Носова

№ слайда 8 Имя существительное Имя прилагательное Причастие Слитно 1)Без не не употребляетс
Описание слайда:

Имя существительное Имя прилагательное Причастие Слитно 1)Без не не употребляется 2)Можно подобрать синоним Раздельно Противопоставление с союзом а Слитно 1)Без не не употребляется 2)Можно подобрать синоним Раздельно Слитно Без не не употребляется Раздельно 1)С краткими причастиями 2)Есть зависимые слова 3)Есть противопоставление с союзом а Слитно 1)Без не не употребляется 2)Нет зависимых слов 3)Нет противопоставлений с союзом а Раздельно 1)Противопоставление с союзом а 2) Слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не Не с разными частями речи Глагол © Ольга Михайловна Носова

Конспект урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание не с причастиями"
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Слитное и раздельное написание не с причастиями

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цель урока:

1.        Создать условия  для формирования умения писать слитно или раздельно не с причастиями;

2.        Формировать представление о правописании не с причастиями;

3.        Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать и систематизировать материал, выделять ключевые мысли в прочитанном, участвовать в учебном диалоге, сотрудничать при выполнении учебных задач  и в дальнейшем перевести эти умения в общеучебные компетенции).

Приёмы, используемые на уроке: приём  «Верно – не верно», составление  «кластера», «Взаимоопрос».

Используемые педагогические технологии:

 

- развитие критического мышления через чтение и письмо.

Автор Васянина Татьяна Викторовна
Дата добавления 18.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2093
Номер материала 7650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓