Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 7 классе на тему

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему

Скачать материал

Урок 2

Повторение языковых норм.

Цели: объяснить учащимся, что русский язык – это развивающееся явление, показать историческую изменчивость норм: лексических, орфоэпических, орфографических.

Оборудование:  учебный  комплекс «Русский  язык. Теория.  5–9 кл.». В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова; «Русский язык. Практика. 7 класс» / под ред. С. Н. Пименовой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Работа по теме урока.

1. Беседа об изменчивости норм русского языка.

Учитель. Русский язык – это развивающееся явление. Система любого  языка  постепенно  изменяется,  несмотря  на  наличие  норм,  поддерживаемых школой, печатью, радио, телевидением и другими средствами массовой  информации,  а  также  традициями.  Изменения  в  языке  происходят постоянно. Но они не всегда заметны в течение жизни одного поколения.

Наиболее устойчивым является синтаксический строй языка, наиболее изменчивым – его лексический состав. Именно лексика особенно быстро откликается на все новое, что появляется в общественной жизни, науке, технике, искусстве, быту.

Менее активно, но все же заметно меняются и некоторые орфоэпические (произносительные) нормы.

– Кто может привести примеры, подтверждающие мысль о русском языке как явлении изменчивом и развивающемся?

Докажите справедливость данного высказывания: «Язык изменчив, как изменчива сама жизнь». (С. Маршак.)

Ученики. Не видно не зги. Зга – старинное русское слово, которое произошло от стъга («стежка, дорожка, тропинка»). Теперь говорят: «Не видно тропинки, дороги, пути».

Ижицу прописать. В наши дни уже не грозят так, а раньше означало «выпороть» или «устроить кому-нибудь головомойку, крепкий нагоняй».

Исторические изменения происходили в морфемной структуре слов:

1) волшебник ← волшба («колдовство») ← волхв («кудесник»);

2) знахарь ← знаха («знаток, колдун») ← знать;

3) околица ← окол («окружность») ← коло («колесо»);

4) дворняжка ← дворняга ← дворная (собака) ← двор;

5) горница ← горний («верхний») ← гор («верх»).

Учитель. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы: «Слово слово родит, третье само бежит». (Ответы учащихся.)

Согласимся с мнением Ф. Филина о том, что «слово всегда представляет собой неповторимую единицу: за каждым словом и его историей стоит целый мир».

2. Работа с материалом параграфа 221 (с. 280 «Теории»).

Учитель. Основная тема урока записана на доске – «Русский язык как  развивающееся  явление».  Прежде  давайте  прокомментируем  все орфограммы, встречающиеся в названии темы.

Устные ответы учащихся.

Сейчас выполним упражнения по учебнику, отражающие проблему изменения норм в процессе развития языка.

Новым для учащихся станет материал об исторической изменчивости норм:  лексических  (упр. 1–3),  орфоэпических  (упр. 4),  орфографических (упр. 5, 6) При выполнении этих упражнений совершенствуются общеучебные умения школьников работать с книгой, извлекать нужную информацию.

3. Дополнительные упражнения и задания.

1) Подберите к данным словам синонимы – устаревшие слова:

Зрачок (зеница), площади (стогны), дитя (чадо), воин (ратник), невидимый (незримый), прием пищи (трапеза), дворянин-землевладелец (помещик),  юноша  дворянского  происхождения,  прислуживающий  при  дворе (паж).

2) Запишите слова – ваши ровесники, то есть слова, появившиеся в русском языке в 90-е годы XX века (например, консенсус, менеджер, дизайн, сникерс, чупа-чупс, Интернет, менталитет, рейтинг и др.).

3) Используя материал текста, расскажите, почему аканье стало основной произносительной нормой русского языка.

4) Как произносят слова говорит, водопровод, восторгаться там, где окают, и там, где акают? Покажите это с помощью транскрипции.

В Древней Руси население, говорившее по-русски, окало, то есть произносили звук [о] не только под ударением, но и в безударных слогах (подобно тому, как это происходит и в наши дни в ослабленных, но живых городах Севера, Северо-Востока и Сибири). Однако оканье не стало нормой национального русского литературного языка. Что помешало? Изменение состава московского населения и разнодиалектный состав населения Петербурга. Москва в XVI – XVIII вв. вбирала в себя многих выходцев из южных губерний и принимала черты южнорусского произношения, в частности аканье. И это происходило как раз в то время, когда закладывались прочные основания единого литературного языка с его нормами. Одной из них и стало аканье. (Б. Н. Головин.)

5) Пушкин часто писал: скрып, скрыпит, у Тургенева и Толстого находим брычка, Белинский писал: Александрынский театр и т. д.

В наше время употребляются только формы. (По В. И. Чернышеву.)

Продолжите высказывание автора: как сейчас произносят выделенные в тексте слова?

VI. Итог урока.

Учитель. В заключение урока на примере слова преподаватель покажите, что изменения происходят и в членении слов на морфемы. Произведите этимологический и современный морфемный разбор. Зачем сейчас нам бывает нужен этимологический анализ слов?

Объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста.

Каждый из способов образования можно уподобить постоянно журчащим  ручьям,  делающим  речевой  поток  по-весеннему  свежим  и  полноводным.

В. Максимов

Прочитайте текст. Какова его основная мысль?

Тот, кто жизнью живет настоящей,

Кто к поэзии с детства привык,

Вечно верует в животворящий,

Полный разума русский язык.

                        Н. Заболоцкий

Домашнее задание: § 221 («Теория»), упр. 6 («Практика»)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 7 классе на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему "Повторение языковых норм". Данный урок дается в самом начале курса русского языка, предваряет изучение всех основных разделов программы. В разработке урока указаны цели, основные этапы работы на уроке. В ходе урока учитель акцентирует внимание учащихся на изменениях в лексическом строе языка, рассматривается этимология редко употребляющихся слов. Обращается внимание на исторические изменения в морфемной структуре слова. Подобран интересный иллюстративный материал. В ходе урока рассмотрена как самостоятельная работа учеников, так и работа с учебником.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 375 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 546
    • DOCX 16.6 кбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хорубко Елена Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хорубко Елена Александровна
    Хорубко Елена Александровна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 25775
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методология и организация образовательного процесса по информатике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе