Конспект
урока русского языка в 6 классе «Правильное употребление имен прилагательных»
Цели:
1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать
умения распознавать роль имен прилагательных в тексте;
2) формировать умение находить имена прилагательные в тексте,
определять их роль в произведениях художественной литературы; обогащать
словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании
природы;
3) способствовать развитию орфографической зоркости;
4) расширять знания об окружающей действительности, воспитывать
любовь к природе.
Оборудование: видеопроектор, экран,
компьютеры,карточки для индивидуальной работы, карточки со словами, толковый
словарь Ожегова, учебник русского языка для 6 класса под редакцией Львовой.
Тип урока: комбинированный
СЛАЙД № 1. Русский язык.
Гибок, богат и, при всех
своих несовершенствах,
прекрасен язык русского
народа.
Н.Г.Чернышевский
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие.
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце
золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.
- С каким настроением вы пришли в школу?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с
другом, потому что язык – основное средство общения.
II. Проверка домашнего задания. Тема, цель урока.
1.
Фронтальный опрос.
2 руппа указать способ образования.
январский, паровозный,
заботливый,хлебобулочные,стеклянный,некрасивая.
Упр.323(
предложение 8,9 предложение в исправленном виде)
- Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка
и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.
- Но прежде, чем приступим к работе, давайте выясним, что означают
слова «исследовать», «исследование» и кого мы называем «исследователями».
1. Исследовать – осмотреть для выяснения,
изучения чего-либо.
2. Исследование – научный труд.
3. Исследователь - человек, занимающийся
научными исследованиями./
- Кто сегодня на уроке хочет стать исследователем?
- Итак, ребята, чтобы стать исследователями, будем сегодня работать индивидуально, по рядам, по вариантам и выполнять
различные виды работ: устные и
письменные, творческие, по карточкам.
III. Проверка знаний по ранее изученным темам. (Повторение.)
- Проверим знания по ранее изученным темам.
- Когда пишется в именах прилагательных одна
-Н- и две буквы -НН?
- В каких случаях сложные слова пишутся слитно, а в каких –
через дефис?
·
Дифференцированные
задания. Работа по карточкам (8 учащихся);
- Работу по карточкам разного уровня сложности
выполняют 8уч-ся.
·
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1группа 1)Тестовый контроль. Тема «Правописание Н – НН в прилагательных».
·
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
2группа 2) Дифференцированные задания. Темы
«Правописание Н – НН в прилагательных», «Сложные слова».
- Остальные запишите
число, классная работа.
·
Объяснительный
диктант. Повторение орфографии. 1 ученик работает у доски.
( ин,ан,ян) ( Енн- онн)
Задание. Объясните написание Н
и НН в именах прилагательных.Составить 2 предложения.
Руч…ой, стекля..ый, бето…ый, кожа…ый, лебеди..ый, ваго…ый, со…ый,
тума…ый,кури...ый, лу…ый, безветре..ый, стари…ый, телефо…ый, оловя…ый, клюкве…ый,ветре..ый.
/Ручной, стеклянный, бетонный, кожаный, искусственный, лебединый, искусный, вагонный, сонный, туманный,
серебряный, куриный, лунный, безветренный, старинный, опасный, ураганный, телефонный, оловянный, торфяной, клюквенный /.
СЛАЙД № 2.
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О.Головко
- Догадались ли вы, о чем рассказал поэт?
/Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи/
- Конечно, речь в стихотворении идёт о роли имени прилагательного
в речи.
IVСообщение нового материала.
СЛАЙД № 3. Употребление имён прилагательных в речи.
1. Беседа.
- Итак, запишите тему урока: «Употребление имен прилагательных в
речи».
- Ребята, что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы
отвечает?
/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на
вопросы какой? -ая?
-ое? -ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/
- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как
изменился бы наш язык?
- попробуем предположить, что произойдет?
/Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, а будет
бедной, неэмоциональной, неяркой/
- Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом
убедиться.
2. Творческая работа по тексту И. Соколова-Микитова
«Русский лес».
СЛАЙД № 4. Отрывок из
произведения И. Соколова -Микитова.
Задание. 1. Прочитаем текст вслух.
2. Перепишите текст и вставьте вместо многоточий имена прилагательные.
Русский лес
Хорош русский лес зимою. В
… день выйдешь в лес на лыжах. Лежат
под деревьями … и … сугробы. Над …тропинками согнулись под тяжестью инея
стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется …
пылью…
Спят … сосны. … тени их … стволов лежат на …
сугробах.
3. Прочитайте один вариант
текста.
4. Сравним ваши тексты с авторским.
5. Прочтем авторский вариант.
6. Проверьте свою
орфографическую грамотность по слайду, ошибки исправьте карандашом.
- Обратите внимание на написание некоторых видов орфограмм.
/Написание окончаний глаголов «выйдешь», «рассыплется»/
СЛАЙД №
5. Сравнение двух текстов.
Русский лес
Хорош русский лес зимою. В тихий
зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат
по деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка
с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью…
Спят
высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых
сугробах.
- Не правда ли, красивая картина представилась нам?
СЛАЙД № 6. Фотографии зимнего леса.
-
Исследователи, что изменилось в описании картины зимнего леса?
Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.
/Имена прилагательные придают описанию зимнего леса не только
точность и меткость, но образность, яркость, выразительность, передают
настроение писателя./
СЛАЙД № 7. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад».
3. Закрепление. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».
Устная работа.
- Употребления имен прилагательных придает речи яркость,
образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти
каждое четвёртое слово - это
прилагательное.
- Послушаем стихотворение И.Бунина «Листопад» и понаблюдаем за ролью
прилагательных в этом стихотворении.
/Чтение стихотворения учеником
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
-
Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли
прилагательные используются?
/ Лиловый, золотой, багряный, пестрою,
светлою, желтою,
пестрый;
глаголы - темнеют, синеют/
- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько
прилагательных?
/Красочно нарисовать картину осени/. Слайд №8 «Осень золотая»
4 Работа со словарём.
- Определите лексическое значение слова пестрый.
Подберите синоним. Поработаем со словарем.
/Один ученик работает со словарем С. И. Ожегова
/Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный/
Физкультминутка
Раз -
подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Работа
у доски.
- Выпишите три любых словосочетания “прил.+ сущ.,просклонять их.”
3ученика работают у доски, остальные в тетрадях.
/Например, 1вар.терем расписной; 2вар.лес золотой; светлою
поляной/
4Тренировочная
работа.
1) - В художественных
текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь
более выразительной. Вспомните, что такое антонимы?
/Антонимы - противоположные по смыслу слова/
- А теперь немного поиграем. Разделимся на три команды по рядам:
1-ый ряд – первая команда, за ним – вторая и третья. - Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним к нему,
поднимаете руку, произносите и записываете его.
Какая команда окажется проворнее?
- Веселый
(грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный, хмурый, …)
- Богатый
(бедный, нищий, …)
- Новый
(старый, древний, старинный, …)
- Горячий
(ледяной, холодный, …)
- Близкий
(далекий, дальний, …)
- Безобразный
(красивый, прекрасный, …)
- Высокий
(маленький, низенький, низкорослый, …)
- Грубый
(вежливый,
деликатный,
нежный, ласковый, …)
- Красивый
(безобразный, уродливый, …)
- Молодой
(старый, древний, …)
- Мягкий
(твердый, жесткий, …)
- Нежный
(грубый,
…)
- Какой вывод
сделает внимательный исследователь о роли антонимов-прилагательных в речи?
/Антонимы-прилагательные
обогащают нашу речь, делают ее более выразительной/
Резервное
задание- Запишите слова -прекрасный, маленький, низкорослый
, укажите способ образования данных слов.
/Работа ученика у
доски /прекрасный – приставочный, маленький – суффиксальный,
низкорослый – сложение/
VIII. Итог урока.
- Что мы узнали о
прилагательных?
/Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и
пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой,
эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор,
обогащают язык, делая его более выразительным/.
Давайте вернемся к
эпиграфу ....(чтение слайд №1)
Вы согласны с Николаем
Гавриловичем Чернышевским?
Оценивание работы учащихся на уроке.
- Вы, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на
проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.
За работу на уроке получают оценки
- За работу по карточкам …
СЛАЙД № 9. Домашнее задание.
·
Домашнее задание.
- Откройте
дневники, запишите домашнее задание:
1. Пар. 32,упражнение
324(447) 2группа.
2 Пар. 32,упражнение 325
(450) 1группа
-Итак,закончить наш урок хочется словами стихотворения...
СЛАЙД № 13.
Стихотворение о важности имен прилагательных
Стихотворение о важности имен прилагательных.
Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.