Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 6 классе"Употребление имен прилагательных"

Конспект урока русского языка в 6 классе"Употребление имен прилагательных"

Конспект урока русского языка в 6 классе «Правильное употребление имен прилагательных»


Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в тексте;

2) формировать умение находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы; обогащать словарный запас учащихся; научить использовать прилагательные при описании природы;
3) способствовать развитию орфографической зоркости;

4) расширять знания об окружающей действительности, воспитывать любовь к природе.

Оборудование: видеопроектор, экран, компьютеры,карточки для индивидуальной работы, карточки со словами, толковый словарь Ожегова, учебник русского языка для 6 класса под редакцией Львовой.


Тип урока: комбинированный

СЛАЙД № 1. Русский язык.


Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах,

прекрасен язык русского народа.

Н.Г.Чернышевский

ХОД УРОКА


I. Организационный момент. Приветствие.


Здравствуй, небо голубое
.

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.


- С каким настроением вы пришли в школу?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

II. Проверка домашнего задания. Тема, цель урока.

1. Фронтальный опрос.

2 руппа указать способ образования.

январский, паровозный, заботливый,хлебобулочные,стеклянный,некрасивая.



Упр.323( предложение 8,9 предложение в исправленном виде)

- Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.

- Но прежде, чем приступим к работе, давайте выясним, что означают слова «исследовать», «исследование» и кого мы называем «исследователями».

1. Исследовать – осмотреть для выяснения, изучения чего-либо.

2. Исследование – научный труд.

3. Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями./


- Кто сегодня на уроке хочет стать исследователем?


- Итак, ребята, чтобы стать исследователями, будем сегодня
работать индивидуально, по рядам, по вариантам и выполнять различные виды работ: устные и письменные, творческие, по карточкам.



III. Проверка знаний по ранее изученным темам. (Повторение.)

- Проверим знания по ранее изученным темам.

- Когда пишется в именах прилагательных одна -Н- и две буквы -НН?

- В каких случаях сложные слова пишутся слитно, а в каких – через дефис?

  • Дифференцированные задания. Работа по карточкам (8 учащихся);
    - Работу по карточкам разного уровня сложности выполняют 8уч-ся.

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1группа 1)Тестовый контроль. Тема «Правописание Н – НН в прилагательных».


  • ПРИЛОЖЕНИЕ 2


2группа 2) Дифференцированные задания. Темы «Правописание Н – НН в прилагательных», «Сложные слова».

- Остальные запишите число, классная работа.

  • Объяснительный диктант. Повторение орфографии. 1 ученик работает у доски.

( ин,ан,ян) ( Енн- онн)

Задание. Объясните написание Н и НН в именах прилагательных.Составить 2 предложения.


Руч…ой, стекля..ый, бето…ый, кожа…ый, лебеди..ый, ваго…ый, со…ый, тума…ый,кури...ый, лу…ый, безветре..ый, стари…ый, телефо…ый, оловя…ый, клюкве…ый,ветре..ый.



/Ручной, стеклянный, бетонный, кожаный, искусственный, лебединый, искусный, вагонный, сонный, туманный, серебряный, куриный, лунный, безветренный, старинный, опасный, ураганный, телефонный, оловянный, торфяной, клюквенный /.



СЛАЙД № 2.

Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
О.Головко

- Догадались ли вы, о чем рассказал поэт?

/Поэт рассказал об имени прилагательном и о его роли в речи/

- Конечно, речь в стихотворении идёт о роли имени прилагательного в речи.

IVСообщение нового материала.

СЛАЙД № 3. Употребление имён прилагательных в речи.

1. Беседа.

- Итак, запишите тему урока: «Употребление имен прилагательных в речи».

- Ребята, что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? -ая? -ое? -ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/

- Представьте себе, что в нашей речи нет прилагательных. Как изменился бы наш язык?

- попробуем предположить, что произойдет?

/Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой/

- Я думаю, что текст, написанный на экране, поможет в этом убедиться.


2. Творческая работа по тексту И. Соколова-Микитова «Русский лес».

СЛАЙД № 4. Отрывок из произведения И. Соколова -Микитова.

Задание. 1. Прочитаем текст вслух.

2. Перепишите текст и вставьте вместо многоточий имена прилагательные.

Русский лес
Хорош русский лес зимою. В … день выйдешь в лес на лыжах. Лежат под деревьями … и … сугробы. Над …тропинками согнулись под тяжестью инея стволы … деревьев. Сорвется такая … шапка с вершины … ели, рассыплется … пылью…

Спят … сосны. … тени их … стволов лежат на … сугробах.


3. Прочитайте один вариант текста.

4. Сравним ваши тексты с авторским.

5. Прочтем авторский вариант.

6. Проверьте свою орфографическую грамотность по слайду, ошибки исправьте карандашом.

- Обратите внимание на написание некоторых видов орфограмм.

/Написание окончаний глаголов «выйдешь», «рассыплется»/



СЛАЙД № 5. Сравнение двух текстов.



Русский лес
Хорош русский лес зимою. В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах. Лежат по деревьями глубокие и чистые сугробы. Над лесными тропинками согнулись под тяжестью инея стволы молодых деревьев. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью…

Спят высокие сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых сугробах.


- Не правда ли, красивая картина представилась нам?

СЛАЙД № 6. Фотографии зимнего леса.



hello_html_3af84d.jpg



- Исследователи, что изменилось в описании картины зимнего леса? Сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

/Имена прилагательные придают описанию зимнего леса не только точность и меткость, но образность, яркость, выразительность, передают настроение писателя./



СЛАЙД № 7. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад».

3. Закрепление. Анализ стихотворения И.А. Бунина «Листопад».

Устная работа.

- Употребления имен прилагательных придает речи яркость, образность описания. Не случайно, в художественном изображении природы почти каждое четвёртое слово - это прилагательное.

- Послушаем стихотворение И.Бунина «Листопад» и понаблюдаем за ролью прилагательных в этом стихотворении.

/Чтение стихотворения учеником

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.




- Найдите слова, с помощью которых передается цвет. Только ли прилагательные используются?

/ Лиловый, золотой, багряный, пестрою, светлою, желтою, пестрый;

глаголы - темнеют, синеют/


- Как вы думаете, что хотел показать автор, используя в тексте столько прилагательных?

/Красочно нарисовать картину осени/. Слайд №8 «Осень золотая»

4 Работа со словарём.

- Определите лексическое значение слова пестрый. Подберите синоним. Поработаем со словарем.

/Один ученик работает со словарем С. И. Ожегова

/Пёстрый – состоящий из разноцветных пятен, полос, разноцветный/

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть
.



Работа у доски.

- Выпишите три любых словосочетания “прил.+ сущ.,просклонять их.” 3ученика работают у доски, остальные в тетрадях.

/Например, 1вар.терем расписной; 2вар.лес золотой; светлою поляной/



4Тренировочная работа.

1) - В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы?

/Антонимы - противоположные по смыслу слова/

- А теперь немного поиграем. Разделимся на три команды по рядам: 1-ый ряд – первая команда, за ним – вторая и третья. - Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним к нему, поднимаете руку, произносите и записываете его. Какая команда окажется проворнее?

  • Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный, хмурый, …)

  • Богатый (бедный, нищий, …)

  • Новый (старый, древний, старинный, …)

  • Горячий (ледяной, холодный, …)

  • Близкий (далекий, дальний, …)

  • Безобразный (красивый, прекрасный, …)

  • Высокий (маленький, низенький, низкорослый, …)

  • Грубый (вежливый, деликатный, нежный, ласковый, …)

  • Красивый (безобразный, уродливый, …)

  • Молодой (старый, древний, …)

  • Мягкий (твердый, жесткий, …)

  • Нежный (грубый, …)

- Какой вывод сделает внимательный исследователь о роли антонимов-прилагательных в речи?

/Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной/

Резервное задание- Запишите слова -прекрасный, маленький, низкорослый , укажите способ образования данных слов.

/Работа ученика у доски /прекрасный – приставочный, маленький – суффиксальный, низкорослый – сложение/

VIII. Итог урока.

- Что мы узнали о прилагательных?

/Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу о том, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным/.

Давайте вернемся к эпиграфу ....(чтение слайд №1)

Вы согласны с Николаем Гавриловичем Чернышевским?

Оценивание работы учащихся на уроке.

- Вы, хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.

За работу на уроке получают оценки

- За работу по карточкам …

СЛАЙД № 9. Домашнее задание.

  • Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1. Пар. 32,упражнение 324(447) 2группа.

2 Пар. 32,упражнение 325 (450) 1группа

-Итак,закончить наш урок хочется словами стихотворения...

СЛАЙД № 13. Стихотворение о важности имен прилагательных

Стихотворение о важности имен прилагательных.


Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.






Конспект урока русского языка в 6 классе"Употребление имен прилагательных"
  • Русский язык и литература
Описание:

Гибок, богат и, при всех своих несовершенствах,

прекрасен язык русского народа.

                                                                                                         Н.Г.Чернышевский                                

 

                                                                   

Автор Маркелова Людмила Вячеславовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 975
Номер материала 23870
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓