Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Имена существительные собственные и нарицательные

Цель:

научить разграничивать существительные собственные и нарицательные, правильно писать их;

формировать языковую и коммуникативную компетенцию учащихся, культуру устной и письменной речи;

воспитывать чувство коллективизма, патриотизма

1.Мобилизующий этап


(И, и)мя (П,п)ушкин

(О, о)тчество (А,а)лександр

(Ф,ф)амилия (С,с)ергеевич

(С, с)обака (М,м)ухтар

(Р,р)ека (М,м)осква

(О,о)зеро (В,в)олга

(Г,г)ород (Б,б)айкал


Прочитайте вслух слова в левом и правом столбиках. Что общего в словах обоих столбиков?

Чем отличаются имена существительные левого и правого столбиков?


2. Формулирование темы и цели урока

Скажите, исходя из наших общих рассуждений, о каких именах существительных мы будем говорить сегодня на уроке. Какова тема сегодняшнего урока?


Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова.


Научиться разграничивать….

Учиться правильно …..


3. Актуализация знаний учащихся

Ещё раз прочитайте имена существительные собственные и нарицательные. Скажите, какое задание с ними можно выполнить. Выполните это задание.

Прочитайте написанные пары слов.

Скажите, с какими именами собственными вы сейчас работали и как они пишутся.

Найдите более общее понятие к названиям рек, озёр, городов, островов, океанов, морей. Что это такое? (географические названия) Ещё раз скажите, как пишутся известные вам имена собственные, используя только что озвученное понятие.


Сегодня мы познакомимся с новым лингвистическим термином топонимика (от греч. «место», «название») - раздел языкознания, в котором изучают географические названия

.

4. Изучение нового материала

историческое событие

книга

басня

стихотворение

журнал

газета

картина

кинофильм


Справка: «Квартет», Бородинское сражение, «Два капитана», «Известия», «Юный натуралист», «Зимнее утро», «Наводнение», «Приключение Буратино»


Прочитайте слова и справку. Сформулируйте своё задание.

Давайте сделаем вывод по этому упражнению. Как пишутся названия исторических событий?

Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?

Теперь давайте обобщим наши рассуждения по плану:

  1. Как пишутся имена собственные?

  2. Какие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки?

Учебный материал обобщается, читается по учебнику.


5. Закрепление изученного материала

Мы с вами знаем, что для человека много значит личное имя. Обратимся к истории имён. Знаете ли вы, как называется раздел языкознания, изучающий собственные имена?

Познакомимся с термином – ономастика (от греч. «имя»)учебное сообщение.


Упр. 212

Андрея Павловича, Ольги Никитичны, Тамары Ильиничны, Любови Дмитриевны, Ивана Кузьмича, Марии Яковлевны, Натальи Михайловны, Антона Степановича..


Упражнение 2

(К,к)вартира, (М,м)инск, (Л,л)ист, (Е,е)нисей, (Г,г)итара, (Б,б)инокль, (Ю,ю)Питер, (О,о)рёл, (К,к)осмонавт, (М,м)осквич, (Т,т)руд, (А,а)ртика.

Имена существительные

нарицательные

собственные

Собственные и нарицательные

здание

Саратов

Курган, курган


Прочитайте слова, рассмотрите таблицу. Сформулируйте своё задание.

Назовите собственное существительное, в котором все согласные мягкие и звуков больше, чем букв.(Енисей)

Назовите имя существительное, которое может быть собственным и нарицательным и в котором все согласные звонкие, непарные.(Орёл)


Упражнение 3

(Р,р)оссия – крупнейшее государство мира. Оно расположено на самом большом материке (Е,е)вразии и занимает значительную часть территории в двух частях света_ (Е,е)вропе и (А,а)зии.

(Р,р)оссия омывается водами трёх океанов. С запада – (А,а)тлантического, с севера – Северо – Ледовитого, с востока – (Т,т)ихого.

Никакая другая страна в мире не имеет столь разнообразной природы, как (Р,р)оссия. Тепло (Ч,ч)ёрного моря, ледяные купола острова (Ф,ф)ранца (И,и)осифа, огнедышащие вулканы полуострова (К,к)амчатка – всё это (Р,р)оссия.


Прочитайте текст. Скажите, о чём он?

Какова основная мысль текста.

Раскрыть скобки и объяснить орфограммы.


6. Итог урока

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Как пишутся имена существительные собственные?

Задание на дом. Оценивание уч.-ся.



Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок  русского языка разработан  с использованием методики обучения средствами субъективизации.  Данная  методика создаёт условия для активной самостоятельной деятельности учащихся.

В соответствии с ней ученик становится не только объектом, но и субъектом процесса обучения. Согласно предлагаемой методике учащимся передается часть функций учителя:

они принимают активное и осознанное участие в организации и проведении всех или большинства структурных этапов урока;

формулируют тему и цель всего урока;

-- определяют виды и содержание своей учебной деятельности на отдельных его структурных этапах;

составляют задания к выполняемым на уроке упражнениям;

принимают активное участие в овладении новым учебным материалом, самостоятельно формулируют выводы, определения изучаемых языковых категорий, правила.

Итак, следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность,  осуществляемая с помощью специальных упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к учебному процессу в целом.

 

Автор Валюк Марина Ивановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1267
Номер материала 27372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓