Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 6 классе "Написание НЕ со словами разных частей речи"

Конспект урока русского языка в 6 классе "Написание НЕ со словами разных частей речи"

Тема «Написание НЕ со словами разных частей речи».

Не выучил – не делай,

Не знаешь – не пиши.

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши!

Цели урока:

* закрепление умения применять основное правило написания НЕ с именными частями речи,

глаголом, причастием и деепричастием;

* орфографический и пунктуационный разбор предложений;

* формирование умения работать с тестами.

Тип урока: игра – путешествие «Плавание по Морфологическому океану».

Оборудование: иллюстрированный материал, типовые задания, компьютер, опорные

схемы, таблицы, тесты.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня нам предстоит осуществить путешествие по незнакомому океану, который называется Морфологическим. Всё, что мы встретим в этом океане, будет связано с правописанием НЕ с разными частями речи. От вас требуется умение наблюдать и внимательно слушать. Итак, путешествие начинается.


«Бухта чародеев»


1.Задание. В ребусе зашифровано предложение, которое непосредственно связано с нашей игрой и темой урока. (Вода не терпит баловства).

2. Синтаксическая пятиминутка.

Ученый человек не годами славен, а своими познаниями.


hello_html_4b02792.png

Задание. Найдите главные и второстепенные члены предложения , укажите части речи, объясните написание не со словами.




«Риф теоретиков»

1)Проверка домашнего задания. (Упр. 120 устно).

а)Как обычно пишется НЕ с глаголами и деепричастиями? Приведите примеры.

б)Пишется ли когда-нибудь НЕ слитно с глаголами и деепричастиями? Если «да». То когда? Приведите примеры.




hello_html_m3d0d32fd.jpg

2)Работа по таблице.

Задание. Привести свои примеры слитного и раздельного написания НЕ со словами разных частей речи ( примерные ответы учащихся).


НЕ с именами существительными и прилагательными пишется


слитно

примеры

1) слово не употребляется без НЕ

2) слово с НЕ приобретает противоположное значение исходному слову (друг – недруг) и может заменяться синонимом без НЕ (недруг – враг)

неряха, невольник; неряшливый

неправда-ложь; нелживый-правдивый.

раздельно


1) НЕ с существительным и прилагательным пишется раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом а

2)если к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не

не работа, а забота, не печь,а руки ;

не добрый ,а злой, не мелкий, а глубокий; нисколько не интересная книга; книга нисколько не интересна;



НЕ с причастиями пишется

слитно

Примеры

1) слово без не употребляется

2) если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а

недоумевающий взгляд; незакончившееся собрание;

раздельно


1) есть зависимые слова

2) причастие краткое

3) есть противопоставление

Не закончившееся вовремя собрание. Собрание не закончено.

Не законченное, а начатое собрание.


«ЗАЛИВ ЭРУДИТОВ»

1) Работа с компьютером. Орфографическая разминка.

С использованием обучающей программы - тренажера по русскому языку «Фраза»:

Тема. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Вариант: предложения.

На мониторе компьютера каждый учащиеся раскрывает скобки и пишет не со словами слитно или раздельно. Остальные учащиеся записывают предложения в тетрадь, выделяя орфограмму.

2) Самостоятельная работа( учебник, упражнение124).

Объясните слитное или раздельное употреблениене.

«ПОБЕРЕЖЬЕ СМЕКАЛИСТЫХ»

Выборочный диктант.

1) Проблемное задание. Слитно или раздельно.

трава (не)скошена, (не)погасший костер, ничем (не)нарушаемая тишина, (не)исправленная вовремя ошибка; (не)подготовив доклада, (не)зная правила, (не)чувствуя опасности; (не)выучил урока, мне (не)здоровится; (не)зависимость характера, (не)брежность в костюме, (не)правда, а ложь; Учёный человек (не)годами славен, а своими познаниями. Ум (не)терпит (не)воли. (не)достатки перенимать легко, достоинство – трудно

Проверка. Орфографическое чтение с объяснением слитного или раздельного написания Не .

Допустившие ошибку записывают это слово еще раз с объяснением. Придумывают слово с подобной орфограммой.




«АРХИПЕЛАГ ФАНТАЗИИ»

Физкультминутка.

Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Сжать кисти в кулак, разжать.(4 раза)

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Опустить руки, потрясти кистями.

Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

Стойка: ноги врозь, руки за головой. (Выполняются повороты направо и налево)

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

Упражнение для мобилизации внимания.

Стойка: руки вдоль туловища.

Поочерёдно поднимаем руки на пояс, к плечу, над головой. Хлопки.

Так же опускаем руки.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

Дети выполняют упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти


«ЛАГУНА ЗАГАДОК»

Работа по лексике.

1) Подобрать к данным существительным антонимы с приставкой не или с не- частью корня.

Излишек- недостаток, вера - неверие, любовь- ненависть, медлительность- нерешительность, рассеянность- невнимательность.

2) Подобрать к прилагательным синонимы с приставкой не.

Трусливый, боязливый- несмелый.

Малый, крошечный- небольшой.

Трудный, тяжелый- нелегкий.

Скорый, моментальный- немедленный.


«МОРЕ МЫСЛИТЕЛЕЙ»

1) Творческий диктант. Работаем волшебниками.( упр. 122, стр. 47)

Задание.

а ) Мы будем слитное написание превращать в раздельное и наоборот.

б) От каких причастий вы не смогли образовать краткой формы?

в) Как вы думаете, почему?

Ответ: от причастий « незамерзающий» и « непрекращающийся» нельзя образовать краткой формы, т. к. краткую форму имеют только страдательные причастия.

« Пролив неразгаданных тайн»

1. Диагностика усвоения. Тест.

1. Не с существительными пишется слитно, если

А)слово не употребляется без не;

Б) слово с не может быть заменено синонимом без не;

В) в предложение есть противопоставление.

2.В этих предложениях не с существительными пишется

слитно.

А)Каштанка глядела на (не)знакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы.

Б) Собака завизжала больше от (не)ожиданности, чем от боли.

В) Она боялась даже дающей пищу руки, как будто в ней был (не) хлеб, а камень.

Г)Он в( не)доумении стоял на поляне и прислушивался.

З. В этом предложении НЕ пишется разделыю.

А) «(Не)Ладой бы её назвать, а Находкой», — говорил он, улыбаясь.

Б) В это время у меня случилось(не)счастье с Верным — его покусала бешеная собака.

В) Во всех его движениях сквозили (не)уверенность и напряжённость.

Г)Всё его существо выражало боль, (не)доумение и обиду.

4. НЕ с полными и краткими прилагательными пишется раздельно, если:

А) предложении есть противопоставление;

к прилагательным относятся слова далеко не, вовсе не, отнюдь,не;

В) слово не употребляется без НЕ;

Г) прилагательное может быть заменено синонимом без НЕ.

5. В этом предложении прилагательное пишется слитно:

А) (Не)большой котёльчик висел над одним из огней, в нём варилась картошка.

Б) На помощь спешили люди, но пугь их был вовсе (не)близок.

В) Взойди на один из донецких курганов, и ты различишь в (не)подвижной пыли свеченье морей и кипенье вулканов...

Г) Чтобы выплавить железо, нужен (не)простой уголь, а приготовленный для домны.

6. В этом предложении НЕ — частица.

А) Белка песенки поёт да орешки всё грызёт, а орешкя (не)простые, в них скорлупки золотые.

Б) (Не)подвижная духота насыщена пряными запахами чабреца и тмина.

В) Я всё больше убеждался, что это далеко (не)заурядньий артист.

Г) Это (не)настоящий, это сказочный лес.

7. В каких словосочетаниях НЕ с причастием пишется раздельно:

А)(не) исправленная вовремя ошибка;

Б) (не) вспаханное поле;

В) телефон (не) отремонтирован;

Г) дорожки (не) выровнены.

ГАВАНЬ «ШКОЛЬНАЯ»

1) Подведение итогов урока.

2) Выставление оценок.

-Вот мы и прибыли в гавань «Школьная». Я очень рада, что в нашем Морфологическом океане мир и покой, что никому не надо подавать сигнал бедствия – SOS. Ведь дружба – это самое дорогое.

3) Информация о домашнем задании:

-найдите 4-5 стихотворений (записать отрывки) разных поэтов, где употребляется НЕ, написание которой вы можете объяснить.


Конспект урока русского языка в 6 классе "Написание НЕ со словами разных частей речи"
  • Русский язык и литература
Описание:
add-material.html;0.6087652527051582

Цели урока:

         *   закрепление умения применять основное правило написания НЕ с именными  частями речи,  

         глаголом, причастием и деепричастием;

        *    орфографический и пунктуационный  разбор предложений;

        *    формирование умения работать с тестами.

        Тип урока: игра – путешествие «Плавание по Морфологическому океану».

        Оборудование: иллюстрированный материал, типовые задания, компьютер, опорные  

                            схемы, таблицы, тесты.

Автор Гусарова Оксана Михайловна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1196
Номер материала 1662
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓