Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока русского языка в 6 классе на тему: " Употребление имен прилагательных в речи"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: " Употребление имен прилагательных в речи"

Скачать материал

 

Урок русского языка в 6 классе

учителя русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 47 г. Владимира

Соповой Галины Васильевны

на  тему:

«Употребление имен прилагательных в речи»

Цели:

·        Иметь представление о роли имен прилагательных в  достижении точности и выразительности речи,

·        Наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;

·        Тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;

·        Учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательных; прилагательных – синонимов, прилагательных – антонимов;

·        Прививать интерес к родному языку.

 

Ход урока.

 

1.     Организационный момент.

2.     Определение темы урока.

- Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

-  Назовите отгадку.

- О чем мы будем говорить на уроке?

- Запишите число, тему урока в тетради.

                        3. Новый материал.

                       - Представьте себе, ребята, ровную асфальтированную дорогу и летнюю поляну. Как утомительно долгое время смотреть на серое однообразие первой картины, как радует глаз вторая картина. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, длинные, голубые, низкорослые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, пурпурные.

    - С помощью чего передается все это разнообразие?( с помощью прилагательных)

- Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной. Спросите любого: «Какова трава? Снег? Ночь?» - и он ответит: «Трава  зеленая. Снег белый. Ночь темная.»

- А всегда ли снег бывает белым?

4.Проверка домашнего задания.

- Прочитайте из домашнего задания подобранные вами прилагательные к слову снег.

- Вот сколько прилагательных вы подобрали только для описания снега.

5. Роль прилагательных в речи.

- Почему так важно не просто назвать предмет, а еще подобрать к нему прилагательное?

- Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по частоте употребления в речи? (Третье после существительного и глагола.)

-Итак, для чего нам нужны прилагательные?

6. Работа по карточкам ( по уровням А и Б)

- На партах у вас лежат карточки, прочитайте задания, текст, подготовьтесь к выразительному чтению.

- Прочитайте выразительно тексты.

- К какому типу речи относятся эти тексты?

- Определите стиль текстов. Что объединяет эти тексты?

-Определите главную мысль текстов. (А - описание осеннего дня, Б – описание осеннего леса.)

- Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?

-Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого времени года?

- Выпишите в тетрадь свои примеры из текста.

- Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»?

- Какими членами предложения являются прилагательные в тексте?

- Какие прилагательные пишутся с н?

7. Работа с синонимами и антонимами.

- В какие краски раскрашивает лес волшебница-осень?

- Подберите синонимы к словам  желтый, красный.

- Составьте словосочетание со словом ласковый так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем в переносном. (ласковый человек; ласковый ветер, взгляд.)

8. Работа с эпитетами.

- Назовите прилагательные, которые являются эпитетами.

Ветер – резкий, порывистый, унылый, злой, холодный, северный,колючий.

Осень – холодная, славная, застенчивая, золотая, дивная, дождливая, хмурая, затяжная, теплая.

- Подберите к существительным прилагательные.

 

Только сообщают нам

определенные сведения

Могут  быть  употреблены в качестве эпитетов

дуб

высокий, широкий

могучий, крепкий

береза

 

 

осина

 

 

воздух

 

 

рябина

 

 

туман

 

 

9. Творческая работа

- С помощью чего можно разнообразить нашу речь?

- Хочется ли вам попробовать себя в роли писателя?

- Попробуйте написать сочинение-миниатюру «Осенний день», используя прилагательные.

Проверка.

10. Рефлексия.

- Интересно ли было оказаться в художественной мастерской писателя?

- Что удалось?

- В чем вы испытали трудность?

- Что нового вы узнали о роли прилагательных?

Оценки.

- Сегодня я убедилась, что среди вас много художников слова, чувствующих красоту родного края.

11. Домашнее задание:

С.102, упр. 241 или 243(учебник под редакцией М.М.Разумовской).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Карточка А.

  В рассказе «Лес и степь», который входит в «Записки охотника», И.С.Тургенев говорит о красоте русского пейзажа. Подчеркните прилагательные как члены предложения, которые помогают читателю «увидеть» красоту осеннего дня. Озаглавьте текст.

  А осе…ий, ясный, немно…ко х…лодный, утром м…розный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся з…лотая, красиво рисуется на (бледно)голубом небе, когда ни…кое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая …синовая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять голой…

Карточка Б.

   Вначале прочитайте текст без выделенных слов, затем – авторский вариант. Какой из вариантов вам больше нравится? Ответ подчеркните: первый или второй. Озаглавьте текст.

   Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, серую и почти белую. Краски к…зались особенно мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли дожди, мя…кость красок см…нялось блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…раться вд…ли, как багряные пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.

(К.Паустовский)

    Подчеркните прилагательные как члены предложения.

 

 

 

 

 

  

              

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: " Употребление имен прилагательных в речи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная разработка урока содержит материал об употреблении имен прилагательных в речи. Учащиеся учатся подбирать выразительные средства языка,сами создают эпитеты, различают синонимыи антонимы.

На примере авторских текстов овладевают элементарными навыками анализа художественного текста и сами пытаются создать свои творческие продукты - сочинения-миниатюры на предложенную тему.

Учащиеся на уроке продолжили знакомство с употреблением имен прилагательных в письменной и устной речи от составления словосочетания и предложения до связного текста.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 992 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 620
    • DOCX 20.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сопова Галина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сопова Галина Васильевна
    Сопова Галина Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 9608
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 479 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе