Урок русского языка в 6 классе
учителя русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 47 г. Владимира
Соповой Галины Васильевны
на тему:
«Употребление имен прилагательных в
речи»
Цели:
·
Иметь
представление о роли имен прилагательных в достижении точности и
выразительности речи,
·
Наблюдать
за использованием прилагательных в создании эпитетов;
·
Тренироваться
в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного
прилагательного;
·
Учить
овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя
особенности употребления в нем переносного значения прилагательных;
прилагательных – синонимов, прилагательных – антонимов;
·
Прививать
интерес к родному языку.
Ход
урока.
1. Организационный момент.
2. Определение темы урока.
- Отгадайте, о какой части речи
говорится в загадке.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
- Назовите отгадку.
- О чем мы будем говорить на уроке?
- Запишите число, тему урока в
тетради.
3. Новый материал.
-
Представьте себе, ребята, ровную асфальтированную дорогу и летнюю поляну. Как
утомительно долгое время смотреть на серое однообразие первой картины, как
радует глаз вторая картина. Каких только нет там форм, размеров, окрасок:
зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные,
низкорослые, длинные, голубые, низкорослые, круглые, стрельчатые, фиолетовые,
пурпурные.
- С помощью чего передается все это разнообразие?( с помощью прилагательных)
-
Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной. Спросите
любого: «Какова трава? Снег? Ночь?» - и он ответит: «Трава зеленая. Снег
белый. Ночь темная.»
- А
всегда ли снег бывает белым?
4.Проверка
домашнего задания.
-
Прочитайте из домашнего задания подобранные вами прилагательные к слову снег.
-
Вот сколько прилагательных вы подобрали только для описания снега.
5.
Роль прилагательных в речи.
-
Почему так
важно не просто назвать предмет, а еще подобрать к нему прилагательное?
-
Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по
частоте употребления в речи? (Третье после существительного и глагола.)
-Итак,
для чего нам нужны прилагательные?
6.
Работа по карточкам ( по уровням А и Б)
- На
партах у вас лежат карточки, прочитайте задания, текст, подготовьтесь к
выразительному чтению.
-
Прочитайте выразительно тексты.
- К
какому типу речи относятся эти тексты?
-
Определите стиль текстов. Что объединяет эти тексты?
-Определите
главную мысль текстов. (А - описание осеннего дня, Б – описание осеннего леса.)
-
Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?
-Какие
выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого
времени года?
-
Выпишите в тетрадь свои примеры из текста.
-
Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»?
-
Какими членами предложения являются прилагательные в тексте?
-
Какие прилагательные пишутся с н?
7.
Работа с синонимами и антонимами.
- В
какие краски раскрашивает лес волшебница-осень?
-
Подберите синонимы к словам желтый, красный.
-
Составьте
словосочетание со словом ласковый так, чтобы сначала прилагательное
употреблялось в прямом значении, а затем в переносном. (ласковый человек;
ласковый ветер, взгляд.)
8.
Работа с эпитетами.
-
Назовите прилагательные, которые являются эпитетами.
Ветер
– резкий, порывистый, унылый, злой, холодный, северный,колючий.
Осень
– холодная, славная, застенчивая, золотая, дивная, дождливая, хмурая,
затяжная, теплая.
-
Подберите к существительным прилагательные.
|
Только сообщают нам
определенные сведения
|
Могут быть употреблены в качестве эпитетов
|
дуб
|
высокий, широкий
|
могучий, крепкий
|
береза
|
|
|
осина
|
|
|
воздух
|
|
|
рябина
|
|
|
туман
|
|
|
9. Творческая работа
- С
помощью чего можно разнообразить нашу речь?
-
Хочется ли вам попробовать себя в роли писателя?
-
Попробуйте написать сочинение-миниатюру «Осенний день», используя
прилагательные.
Проверка.
10.
Рефлексия.
-
Интересно ли было оказаться в художественной мастерской писателя?
-
Что удалось?
- В
чем вы испытали трудность?
-
Что нового вы узнали о роли прилагательных?
Оценки.
-
Сегодня я убедилась, что среди вас много художников слова, чувствующих красоту
родного края.
11.
Домашнее задание:
С.102,
упр. 241 или 243(учебник под редакцией М.М.Разумовской).
Приложение.
Карточка А.
В рассказе «Лес и степь», который входит в «Записки охотника»,
И.С.Тургенев говорит о красоте русского пейзажа. Подчеркните прилагательные как
члены предложения, которые помогают читателю «увидеть» красоту осеннего дня.
Озаглавьте текст.
А осе…ий, ясный, немно…ко х…лодный, утром м…розный день, когда
береза, словно сказочное дерево, вся з…лотая, красиво рисуется на
(бледно)голубом небе, когда ни…кое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего,
небольшая …синовая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и легко стоять
голой…
Карточка Б.
Вначале прочитайте текст без выделенных слов, затем – авторский
вариант. Какой из вариантов вам больше нравится? Ответ подчеркните: первый или второй.
Озаглавьте текст.
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую,
фиолетовую, коричневую, серую и почти белую. Краски к…зались особенно
мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли
дожди, мя…кость красок см…нялось блеском. Небо, покрытое облаками, все же
давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…раться вд…ли, как багряные
пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной
позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу
и совсем еще зеленые на верхушках.
(К.Паустовский)
Подчеркните прилагательные как члены предложения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.