Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных"

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных"

Жук С.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №41» г. Бийска

Технологическая карта урока


Предмет

Русский язык

Класс

6 «а»

Базовый учебник

Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык»: 6 класс / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. – М.:Просвещение, 2010/


Тема урока

Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Формирование навыка правописания гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных


Задачи

Образовательные: познакомить с условиями выбора орфограммы в суффиксах существительных, формировать умение видеть орфограммы-гласные после шипящих, систематизировать знания по теме «Гласные О и Е после шипящих в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных»

Развивающие: развивать навык наблюдения, умение делать обобщающие выводы, пользоваться справочной литературой, умение организовывать совместную учебную деятельность со сверстниками, развивать творческое воображение учащихся

Воспитывающие: способствовать формированию интереса к изучению русского языка, содействовать дальнейшему формированию культуры умственного труда учащихся


Компетенции

Регулятивная, учебно-познавательная, коммуникативная, лингвистическая, самосовершенствования, информационная

Технологии

Проблемного обучения, индивидуализации и дифференциации, встречных усилий, игровая, здоровьесберегающая


Методы

Словесный, наглядный, репродуктивный, частично – поисковый, практический, метод познавательной новизны, контроля, самоконтроля


Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Виды деятельности учителя

Организует, направляет, контролирует

Виды деятельности учащихся

Находят орфограммы и объясняют правописание слов, исправляют орфографические ошибки, определяют условия выбора орфограммы, работают в группах, создают алгоритм, составляют предложения, создают схему, делают обобщающие выводы

Материалы и оборудование

Компьютер, мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал, ассоциативный рисунок

Подготовительный этап к уроку

До начала урока учащиеся распределены на группы, ученица готовит сообщение о происхождении слова




СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Компетенции

1.

Организационный

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Регулятивная


2.

Проверка домашнего задания


Руководит учебной работой, контролирует, выставляет отметки.

Предлагает работу по карточкам 4 ученикам. Предлагает игру «Орфографическая дуэль».

Задание:

Назвать слова (существительные с суффиксами – ек, - ик: орешек, денечек, ключик…), записать в 2 столбика.


4 ученика выполняют разноуровневые задания.

2 ученика работают за закрытой доской, записывают слова, которые называет класс. Класс записывает слова в тетрадь, проверяет и оценивает работу на доске.


Лингвистическая, учебно-познавательная, самосовершенствования


3.

Целеполагание

Подводит учащихся к формулировке цели, задач урока.

Задает вопросы:

-Чему мы будем учиться сегодня?


Формулируют цель и задачи урока.


Регулятивная


4.

Восприятие и осмысление нового материала

Создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к формулировке гипотез.

Слайд 1.


Мыш…нок шепот

- Как вы думаете, одинаково или по-разному следует писать слова? Докажите свою точку зрения.

- А к какой части речи мы отнесем эти слова?

Предлагает проанализировать примеры, сформулировать правило.

Слайд 2.

Мышонок горошек

Дружок овражек

Предлагает работу с учебником.


Формулируют гипотезы, сравнивают свои предположения с материалом учебника. Делают вывод:

структурный состав этих слов разный. В одном случае буква находится в корне, в другом – в суффиксе. Это и будет влиять на выбор написания.



Учебно-познавательная, лингвистическая, информационная


5.

Физкультминутка

Проводит физкультминутку, демонстрируя учащимся двигательные упражнения.

Раз-два, стоит ракета.

Три-четыре, самолет.

А теперь на каждый счет:

Раз, два, три, четыре,

И на месте походили.

Встают из-за парт и выполняют двигательные упражнения под руководством учителя.


Личностного самосовершенствования


6.

Закрепление

Организует работу в группах, предлагает дифференцированные задания, консультирует, контролирует.

1. Задания для групп

1.Задание. Составьте алгоритм действий к орфограмме «Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных»

2 -3.Задание. Составьте и запишите предложение со словами медвеж…нок, зайч…нок, бельч…нок, подобрав к существительным определения (прилагательные), которые описывают этих животных по характеру и по цвету шерстки.

Обозначьте орфограмму.


На картинках изображены _________________ ____________________ медвеж..нок, _______________ ____________________ зайч..нок и _______________ __________________ бельч..нок.

Эти зверьки живут в алтайских лесах.

4 -5. Задание. Какое слово лишнее в строке? Почему? Спишите, обозначьте орфограмму.

1) Круж…к, пятач…к, горош…к.

2) Собач…нка, грач…нок, свеч…чка.

3) Пауч…к, крюч…к, врач…м.

6. Задание. Образуйте от данных существительных новые слова с помощью суффиксов –ок,ек,-онок-,-енок-. Запишите в тетрадь, обозначьте орфограмму.

Душа-

Белка-

Пирог-

Верблюд-

Ложка-

Шапка-

Червяк-

2. Работа с учебником. Упражнение 255. Чтение задания.

- Кто напомнит правило для окончаний существительных?

Запись предложений с комментированием.

  1. Куда пастушок, туда и посошок.

  2. Личиком бел, да душою черен.

  3. Сеюсь как из сита, но не порошок, заползаю в жито, но не червячок.

3.Предлагает обратить внимание на слово «порошок»,

Послушать сообщение ученицы. Запомнить трудные буквы с помощью ассоциативного рисунка.


Работают в группах, выполняют задания, представитель от группы сообщает классу результат работы, учащиеся находят ошибки, исправляют их.

Выполняют упражнение учебника. Слушают сообщение ученицы. Знакомятся с рисунком, находят трудные буквы.


Лингвистическая, коммуникативная, учебно-познавательная, регулятивные, самосовершенствования


7.

Обобщение и систематизация знаний


Предлагает систематизировать знания с помощью схемы, направляет, контролирует.

- Кто сможет дополнить схему?

- Что нужно учитывать при написании гласного после шипящих? (Часть речи, часть слова, ударение для суффикса и окончания).


Анализируют схему, отвечают на вопросы учителя, один ученик дополняет схему.


Регулятивная, учебно-познавательная


8.

Рефлексия

Организует работу детей по самооценке их деятельности. Дает оценку знаниям учащихся.


Соотносят цель и результат учебной деятельности.


Учебно-познавательная, самосовершенствования,

регулятивная,эмоционально-психологическая


9.

Домашнее задание

Предлагает задание на выбор, комментирует.


Фиксируют домашнее задание в дневниках.


Регулятивная, учебно-познавательная


5


Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных"
  • Русский язык и литература
Описание:

    Данный конспект урока будет интересен учителям, работающим в 6 классах по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

   Тема урока сложная: это самые ошибкоопасные суффиксы имен существительных.

   Тип урока: комбинированный. Технологии: проблемного обучения, индивидуализации и дифференциации, встречных усилий, игровая, здоровьесберегающая. Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично - поисковый, практический, познавательной новизны, контроля, самоконтроля.

   Многообразие заданий, смена видов деятельности способствуют повышению эффективности урока.

Автор Жук Светлана Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1094
Номер материала 34108
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓