Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"

УТВЕРЖДАЮ

Преподаватель (руководитель отдельной

дисциплины русский язык и литература)

П.А.Гавришев



Тема. Прямое и переносное значение слова

1 час

Методическая цель урока: на основе технологии критического мышления сформировать представление о прямом и переносном значении слова.

Задачи урока: образовательные: познакомить с прямым и переносным

значением слова; показать, как используются слова в переносном значении в текстах ( как основа создания художественных тропов: метафор, олицетворений);

развивающие: формировать логическое и абстрактное мышление обучающихся; формировать навыки анализа текста, нахождения в нем известных тропов; формировать умение использовать толковые словари в работе; развивать творческие способности и речь обучающихся;

воспитательные: формировать культуру общения на уроке; воспитывать интерес к русскому языку.



Тип урока: урок формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный



Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление цели и задач урока. Чтение и комментарий эпиграфа урока.

Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия…

Л.Н.Толстой

II. Изложение темы урока:

1) слово преподавателя.

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с вами с однозначными и многозначными словами. Поэтому я предлагаю вам послушать шутливое стихотворение под названием «Нет предлога».

(Подготовленный обучающийся читает стихотворение)

Чудесный выдался денек.

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» – предлоги…»

А хорошо бы - за порог

И мчаться по дороге!..

Какой бы выдумать предлог, чтоб не учить предлоги?

- Объясните смысл названия этого шутливого стихотворения.

По словарю Ожегова, предлог – внешний повод к чему-нибудь.

Например: Найти предлог для отказа. Под предлогом усталости.

2) подготовленный ученик читает отрывок из письма к писателю Успенскому:

«Я понимаю, - пишет ученик, - когда мне говорят: не порти мамину машинку. Испортить – значит сломать так, что она перестанет действовать. А что значит, если в газете написано: «Объявим борьбу порче русского языка!» Разве можно язык сломать так, что он не будет действовать?

Говорят: эта тетрадка чистая, а та – грязная. А что такое «чистый

русский язык»? Как можно «повышать чистоту своей речи»? Разве в языке

бывают чернильные пятна, следы от пальцев и вообще какая-нибудь грязь?

Вы не думайте, я понимаю: это все говорится в переносном смысле. Но в каком?»

Слово учителя: разобраться во всех каверзных вопросах, связанных с толкованием слов, поможет нам толковый словарь русского языка. (На слайде демонстрируются толковые словари современного русского языка).

3) Вот, например, слово дорога. (На слайде высвечивается толкование слова, толкование слова в картинках).

Подготовленный ученик читает стихотворение В.Остена «Дорога»

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах.

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

И вот уж пополнилось новым

Значеньем привычное слово.

Представьте: готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с другим экипажем,

Стоящим у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

«До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только: как много

Значений у слова «дорога»!

4) Взвод делится на 3 группы. Задание группам: используя толковый словарь, найдите значение следующих слов:

1 группа: ключ

2 группа: пламенеть

3 группа: цепь

5) чтение теоретического материала учебника (П.66, с.140)

- Какие, на ваш взгляд, из данных значений имеют переносное значение?

Ключ – бурно, активно проявляться.

Жизнь бьёт ключом.

Пламенеть – быть охваченным каким-либо сильным чувством.

Пламенеть любовью.

Цепь – то, что сковывает свободу, волю.

Цепи рабства. Цепи брака, любви.

6) упражнение 338 (устно). Укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение и в каких – прямое.

7)задание: спишите данное предложение, подчеркните грамматическую основу.

К нам в кораблике бумажном по ручью приплыл апрель.

- Определите падеж выделенного существительного.

- В каком значении употреблено выражение приплыл апрель ?

8) Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

9) Задание: в каждой паре предложений укажите слова, употребленные в прямом и переносном значении:

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

10) задание: прочитайте данные предложения:

В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не пропадет трава.

Дуб роняет и под ноги стелет золотое тонкое перо.

Запомните!

Употребление особо выразительных слов или оборотов речи в переносном значении на основе сходства называется метафорой. С помощью метафор создаются художественные образы.

11) задание: прочитайте и запишите предложение.

Возле речки, у обрыва, плачет ива, плачет ива.

- Подчеркните грамматическую основу. - Какое действие выполняет подлежащее? Что в нем необычного?

Запомните!

Переносное значение, при котором неживым предметам приписываются действия людей, называется олицетворением.

12)Закрепление знаний по теме урока. Тест (устный комментарий)

Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

  1. тяжёлый камень

  2. холодный ветер

  3. сладкий сон

  4. острый нож

Ответ: 3

Какое из сочетаний слов употреблено в переносном значении?

  1. чёрствый хлеб

  2. чугунные ворота

  3. травы шепчутся

  4. золотая вещь

Ответ: 3

В каком сочетании слов глагол употреблен в прямом значении?

  1. плачет малыш

  2. плачут чайки

  3. плачет ветер

  4. плачут сосульки

Ответ: 1

  • В каком словосочетании прилагательное употреблено в прямом значении?

  1. мягкий хлеб

  2. мягкий характер

  3. мягкое наказание

  4. мягкий свет

Ответ: 1

В каком сочетании слов глагол употреблен в прямом значении?

  1. дремлет камыш

  2. спят кувшинки

  3. дремлет старик

  4. шепчет тростник

Ответ: 3

13) рефлексия. Беседа.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке.

- Что понравилось? Что не поняли?



III. Комментарий выставленных за урок оценок.

IV. Задание на самоподготовку:

1) теория с. 140 – выучить;

2) упр. 342 ИЛИ

составить словосочетания с переносным значением со словами: железный, серебряный, стальной, золотой, лужёный + придумать и записать 1 предложение с любым из придуманных словосочетаний.



Конспект урока русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
  • Русский язык и литература
Описание:

Задачей данного урока является  знакомство обучающихся  с прямым и переносным значением слова. На уроке по данной теме важно показать, как используются слова в переносном значении  в текстах (как   основа создания художественных тропов: метафор, олицетворений).

 С помощью материалов урока вы сможете сформировать у своих учеников логическое и абстрактное мышление, навыки анализа текста, нахождения в нем известных тропов; формировать умение использовать толковые словари в работе; развивать творческие способности и речь. Несомненно и то, что этот урок поможет поддержать интерес к русскому языку.

 

Автор Масалова Светлана Владимировна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2620
Номер материала 44115
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓