Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделительные Ъ и Ь"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделительные Ъ и Ь"

Скачать материал

Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Разделительные Ъ и Ь"

Цели урока.

·         Развивать навыки речевого слуха.

·         Осознавать необходимость употребления разделительных знаков.

·         Знать условия употребления разделительных Ъ и Ь и верно писать соответствующие слова.

Приложение. Рабочая тетрадь, сигнальные карточки

Оборудование.

Компьютер, проектор, экспозиционный экран, распечатанная рабочая тетрадь.

 

Ход урока

СЛАЙД 1

 

1.“Сказка о разделительном ь и ъ знаках”

- Жил – был на свете мальчик Незнайкин. Он учился во втором классе. Однажды Незнайкин писал диктант: “Сел кашу”, “пю воду”, “веду сёмку”, “забить коля”,- старательно выводил он.

-Ой, ой, ой! - испугались неправильно написанные слова. – В таком виде нельзя показываться в обществе: нас на смех поднимут!

- А что с вами случилось? – удивился Незнайкин?

 

Что же случилось со словами? Как вы считаете, на какое правило допущены ошибки?

Давайте определим тему нашего урока

 

СЛАЙД 2

 

2. Сценка “Мягкий Знак и Твёрдый Знак” - представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

— Не чересчур ли ты добряк? — 
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
— Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!


— Кто б говорил, но ты б уж помолчал!

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...


— Друзья! Наш разговор — никчемные слова, —
Услышав этот спор, сказала буква А.
— Вы оба хороши, достойны оба чести, 
Когда стоите в нужном месте.

 

2. Когда же Ъ и Ь стоят в нужном месте? Условия употребления Ъ и Ь.

Прочитать параграф и сделать выводы.

СЛАЙД 3

Разделительный Ъ пишется перед гласными Е, Ё, Ю, Я:

- после приставок, оканчивающихся на согласную: подъезд, объезд;

- после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (в том числе и после бывших приставок, которые сейчас слились с корнем): аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон, контр-, об-, суб-, транс-: адъютант (офицер при штабе), инъекция (укол), объект (предмет или явление), субъект (человек);

- в сложных словах, первая часть которых - числительные двух-, трёх-, четырёх-:   двухъярусный, но трехэтажный

СЛАЙД 4

Разделительный Ь пишется:

- внутри слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: крестьянин, вьюга;

- в некоторых словах иноязычного происхождения перед буквой О: медальон, шампиньон.

 

4. Игра “Где Ъ и Ь”?

Ученики поднимают сигнальные карточки

Съездим
Трёхэтажный
Бьющийся
Предъюбилейный
Воробьи
Сэкономить
Объединение
Овечьи
Изъявить

5. В работе над темой нам поможет Рабочая тетрадь, в которой мы выполним ряд заданий.

СЛАЙД 5

Задание 1.

Распределите слова по двум столбикам.

Слова: в_юга, под_ехать, л_ётся, с_ёмка, раз_яснить, пред_юбилейный, бул_он, мурав_и, бур_ян, об_явить, бар_ер, вороб_и.

Какое из выписанных слов прилагательное? Разберите его по составу. Составьте с ним словосочетание

 

 

разделительный Ъ

       разделительный Ь.

подъехать

вьюга

съёмка

льётся

разъяснить

бульон

предъюбилейный

муравьи

объявить

бурьян

 

барьер

 

воробьи

 

СЛАЙД 6     Проверка

 

Задание 2. Вставьте Ъ или Ь. Выбор букв объясните.

раз_ярённый зверь,
с_ёжиться от холода, 
об_яснить задачу,
л_ётся дождь,
раз_единить провода, 
большой об_ём,
раз_увериться во всём, 
с_узить юбку, 
под_езд к дому, 
в_ёт гнездо,
сверкнуть в лист_ях, 
сер_ёзная опасность.

 

СЛАЙД 7     Проверка

 

Задание 3.

Почему в словах с одинаковыми приставками в одном случае пишется Ъ, а в другом – нет?

Разъяснить – разлить
Съехать – сузить
Предъюбилейный – предложить

Задание 4.

Прочитайте стихотворный отрывок. Найдите слово, в котором есть и разделительный Ъ, и разделительный Ь. Почему в этом слове количество букв и звуков одинаковое?

Волк ужасно разъярен,
Съесть ежа не может он.
Еж, хотя он и съедобен,
Для съеденья неудобен:
Съежась, выставил иголки –
Объегорил злого волка.

 

Задание 5.

Объясните постановку Ъ или Ь.

С необъяснимою печалью
Стою в раздумье сам не свой:
В лугах цветок иван-да-марью
Я не могу косить косой.

Почему нельзя определить часть речи слова КОСОЙ вне контекста?

Подчеркните грамматические основы данного предложения.

 

6. Сообщение ученика “Это интересно! Из истории языка”.

Буква “ер” - Ъ - полезная буква. Она выполняет всегда одну и ту же скромную работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъезд, разъезд).

До 1917—1918 года твердый знак писался в конце слов после твердых согласных, например: ДОМЪ, ДУБЪ, ГОРОДЪ.

Тогда весь народ наш был разделён на писавших с “ером” и без “ера” на концах слов. В то время буква эта вызывала гнев и ненависть, смех и слёзы.

Букву “ер” называли бездельником, лодырем, разбойником, дармоедом, кровососом. Буква “ер” на конце слова пожирала более 8% времени и бумаги.

Эта буква - бездельник была самой дорогой буквой мира.

 

7. Кроссворд “Разделительные Ъ и Ь”.

По горизонтали.

1. Занавес из тяжелой материи на дверях или окнах.
3. Непригодный для еды.
6. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с каким-либо лицом.
8. Ожерелье из драгоценных камней, жемчуга и т. п.
9. Огороженная металлической сеткой площадка для содержания животных.
10. Забавный, странный, несуразный, смешной случай, происшествие.
11. Отправление в путь в экипаже, в поезде и т. п.

 

По вертикали.

2. Сообщение, извещение о чем-либо, доводимое до всеобщего сведения, помещенное где-либо для широкого ознакомления.
4. Собрание документов по какому-либо вопросу, делу, а также папка с такими документами.
5. Сильная метель, снежная буря.
7. Место, по которому въезжают куда-либо.
8. Продвижение в служебной или другой деятельности, достижение известности, славы.

Ответы.

По горизонтали. 1. Портьера. 3.Несъедобный. 6.Интервью. 8. Колье. 9. Вольера. 10. Курьёз.11. Отъезд.

По вертикали. 2. Объявление. 4.Досье. 5.Вьюга. 7. Въезд. 8. Карьера.

http://festival.1september.ru/articles/562613/img1.gif

8. Подведение итогов (Продолжи)

- Я знаю, что разделительный Ъ знак пишется __________________.

- Я знаю, что разделительный Ь знак пишется ___________________.

- На этом уроке я узнал (а), что ________________________.

- Я не сделал(а) ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь.

- Я сделал(а) ошибку, но я знаю, над чем мне надо работать.

 

 

 

 

 

 

9. Самостоятельная работа.

1. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

1) под_езд, с_ёмка, об_явление
2) об_ективный, с_экономить, раз_яснить
3) ин_екция, в_елся, б_ётся

2. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

1) ад_ютант, бул_он, лис_и
2) компан_он, шампин_он, интерв_ю
3) почтал_он, павил_он, раз_езд
4) комп_ютерный, медал_он, об_ехать

 

10. Домашнее задание. Разгадать ребус

 

http://festival.1september.ru/articles/562613/img2.gif

 

11. Рефлексия. Выставление оценок «учитель-ученик» (дробь)

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделительные Ъ и Ь""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект составлен по материалам УМК: «Русский язык», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук М.М. Разумовской, доктора филологических наук П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2013.

Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.

Вид урока: учебный практикум.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии (методики): игровая, здоровье сберегающая технологии, работа в парах.

Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

Образовательные:

– познакомить с новым познавательным признаком – наличие в словах Ъ и Ь;

– научить правописанию слов с Ъ, Ь;

– научить графической работе при объяснении орфограмм.

Воспитательные:

– прививать интерес к русскому языку.

Развивающая:

– развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать условия, обобщать, делать выводы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 964 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 699
    • DOCX 40.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дмитриева Наталья Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дмитриева Наталья Евгеньевна
    Дмитриева Наталья Евгеньевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6982
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 317 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 363 человека

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Социальная и поведенческая психология

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 16 регионов

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе