Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"


Тема

Антонимы


Тип урока

вводный


Оборудование

Учебник, карточки, иллюстративный материал, презентация к уроку


Цели


Образовательные : познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

провести работу по подбору антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

раскрыть роль антонимов в речи;

пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; воспитывать культуру общения посредством языковой культуры; чувство любви к родной природе на основе работы с текстом

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы


Планируемый результат

Предметные:

Знать понятие антонимов, их роль в речи.

Уметь находить антонимы в тексте, уметь составлять пары слов с противоположным значением, конструировать предложения с антонимами, уметь исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов.



Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности



Метапредметные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, (Познавательные УУД)



Основные понятия

Антонимы


Межпредметные связи

Русский язык. Литература


Ресурсы:

- основные



- дополнительные



Русский язык. 5класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ Разумовская М.М.. Дрофа,2011



Распечатанные разноуровневые задания (карточки), компьютер, проектор,

словари антонимов



Методы и приемы

словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.


Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в группах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Планируемые результаты


Предметные

УУД


I.Организация начала занятия

(1 мин.)



Включение в работу, самоопределение






Включение детей в деятельность.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»





личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция



II. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)


Готовятся к восприятию информации

Обучающиеся делают вывод о том, что необходимо правильное употребление слов в определенной речевой ситуации.




Ребята, послушайте диалог:

Вера, 3 года.

Просит маму попрыгать с нею вместе, мама отказывается:

Я уже старенькая, прыгать не могу!

Внимательно оглядела маму:

Нет, мамочка, ты новенькая.

- Ребята, почему вы засмеялись?

-Потому что маленькая девочка неправильно употребила слово новенькая?

- А какое слово вы употребили бы в этой ситуации? Скажите, а простительно ли неправильное употребление слова для взрослого человека? Почему?





коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи;

личностные:

самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

регулятивные:

целеполагание



III.Актуализация знаний

(7 мин.)














Работа с текстом:

анализ текста

( прочитать, озаглавить

,вставить орфограммы,

объяснить условия выбора написания слов, подобрать синонимы, найти слова с противоположным значением)


-Ребята, запишите текст, озаглавьте его, подчеркните изученные орфограммы.

Странный в сент..бре лес: в нем рядом и в..сна и ос..нь, жёлтый лист и з..леные тр..винки. 
Поблекшие и зацв..тающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое со..нце и х..лодная белая радуга. 
Ув..дание и расцвет. Т..шина и песни. Грус..но и радос..но.

- Найдите в тексте слова , близкие по значению. Как они называются? Подберите синонимы к словам из текста:

теплое, холодная, грустно, радостно.

-Ребята, есть ли в тексте слова, имеющие противоположные значения? Назовите их.

Чтение и понимание общего содержания текста. Знать признаки текста, определять тему текста.

Работа с текстом как с источником информации.

Объяснять условия выбора написания слов.

Уметь опознавать в тексте синонимы.

Уметь опознавать в тексте слова с противоположным значением.












познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний



IV. Сообщение темы урока, постановка цели ( 2мин)

Цели:

Дать понятие антонимов

1.Работа с учебником(3 мин)

Цели: Дать понятие антонимов



Слайд 1

Слайд 2





2.Работа со словарем антонимов (3 мин)

Цели: научить пользоваться словарем антонимов

Составление алгоритма определения антонимов.



Слайд 5

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют тему урока и цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.





Записывают тему в тетради

Ученики отвечают на вопросы, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради;

Работают с учебником, получая информацию об антонимах









Работают со словарями антонимов







Знакомство с алгоритмом определения антонимов

-Как вы думаете , о чем пойдет сегодня речь на уроке?

- Сегодня мы будем говорить о словах, имеющих противоположное значение.

-А как они называются?

Давайте обратимся к лингвистической статье учебника на стр80.

-Назовите тему сегодняшнего урока. Записываем ее в тетрадь.

В словарики записываем слова «анти»- «против», «онима»- «имя»

-Как вы думаете, а какова цель нашего урока?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Ребята, обратите внимание на существующие словари антонимов.

К ним вы можете обращаться в случае затруднения.

Найдите по словарю антонимы к словам:

величественный, гигантский.

-Познакомьтесь с алгоритмом определения антонимов.












Уметь работать с лингвистическим текстом.





Усвоение основ научных знаний об антонимах.







Способность свободно пользоваться словарем антонимов.









Уметь применять алгоритм

Познавательные УУД. Уметь систематизировать материал, полученный на уроке

Коммуникативные УУД Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД.Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей


V . Закрепление темы

1. Работа с учебником

(3 минуты)

Цель: научить опознавать антонимы


.. Выполняют упражнение Дополняют сведения к полученным знаниям об антонимах. Определяют, какими частями речи могут быть антонимы.


Обратитесь к тексту упр. 244 , понаблюдайте, какими частями речи могут быть антонимы?(Акцентируем внимание, что антонимами могут быть различные части речи)






Умение извлекать дополнительную научную информацию об антонимах.








Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные УУД.

Уметь определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем .


2.Подбор антонимичной пары.(4 мин)

Цель: сопоставлять пары антонимов

(3 мин.)

3 .Работа в группах

(5 мин.)

Цели:

Закрепить умение правильно определять антонимы

логически мыслить, делать выводы

































4 . Выступление групп

5 мин




Учащиеся подбирают антонимичную пару, записывают ее в тетрадь.











Выполнение разноуровневых групповых заданий в рубрике «Это интересно»













































Ребята отчитываются о проделанной работе, делают выводы о роли антонимов в фольклорных жанрах.

Стройная березка- толстый дуб.

Зоркий ястреб-слепой беркут.

Огромные ясени- небольшие кустарники.

Сильный волк - беззащитная косуля.



-А теперь поработаем в группах



1 группа Найти антонимы, узнать из какой они сказки:

Не на небе - на земле жил старик в одном селе.

Утро вечера мудренее.

Долго ли , коротко ли..

2 группа

Закончи пословицы:
Ученье свет, а неученье – …
Знай больше, а говори – …
Не бойся врага умного, а бойся друга…

Найдите антонимы.

3 группа

С помощью антонимов - прилагательных охарактеризуйте названных животных и запишите сложные предложения с союзом а. 
Подчеркни антонимы 
стрекоза-муравей (по трудолюбию) 
лев - заяц (по храбрости) 
ягненок - волк (по силе)

4 группа (облегченное задание) 
1. Запиши в столбик слова, подбери к ним антонимы.
 
Тяжёлый -...
 
Далекий
 
Ранний -...
 
Высокий
 
Жесткий -...
 
Укажи вид орфограммы

в словах второго столбика.

А теперь давайте подведем итоги работы .



Давайте послушаем выступления экспертов.








Умение сопоставлять пары антонимов.

















Умение правильно определять антонимы, понимать их роль в фольклорных жанрах.









































Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме, адекватно выражать свое отношение к явлениям окружающей действительности, выраженным в фольклорных жанрах с помощью антонимов.










Познавательные УУД. Уметь систематизировать материал, полученный на уроке

Коммуникативные УУД, Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей



Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция;

Познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи

Коммуникативные: управление поведением партнера, умение интегрироваться в группу.































Регулятивные: оценка результатов работы.

Познавательные:

структурирование знаний.



Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, разрешать конфликты,

формулировать собственное мнение и позицию



5.Игра «Наоборот»

(2 мин.)

Цели:

В игровой форме проверить уровень усвоения темы «Антонимы»


















Играют в игру.

Ребята, вы хорошо поработали в группах, а теперь давайте поиграем. Правильно подберите антонимы к словам.

















































6 Работа с таблицей

(3 мин)

Цели:

Закрепить сведения об антонимах


























Учащиеся заполняют таблицу, делают вывод о многозначности антонимов, учатся правильно употреблять антонимы в речи.








Ребята, вспомните, какие слова являются многозначными. Правильно подберите к следующим многозначным словам антонимы.

Многозначное

слово

Антонимы

Старый (волк)

Старая (газета)

Старые (идеи)

молодой

свежая

новые

Вывод?

Многозначные слова могут иметь разные антонимы. Нужно учиться правильно употреблять их в речи.

-Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая.

-Вспомните диалог девочки Веры, прозвучавший в начале урока. Какое слово неправильно употребила девочка? Как это слово соотносится с темой сегодняшнего урока?

Уметь учитывать многозначность слова во время подбора антонимов.























Уметь исправлять лексические ошибки, связанные с употреблением антонимов.




Познавательные УУД. Уметь систематизировать материал, полученный на уроке

Коммуникативные УУД, Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей



VI. Итог урока

Цель: обобщить изученное по теме «Антонимы».




Отвечают на вопросы, делают выводы.

- Ребята, с каким новым понятием вы сегодня познакомились?

-Назовите опознавательные признаки антонимов. Какова их роль в речи?






. Регулятивные УУД. Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что сделано?»).



VII. Домашнее задание(2мин)

Цель: закрепить знания по теме «Антонимы»



Для сильных: Сочинение-миниатюра на тему «В осеннем лесу» с использованием антонимов;

Для остальных учащихся :выписать из словаря антонимов по 2 примера антонимов разных частей речи

















VIII. Рефлексия. (7 мин)

Цель:

Объективно оценить работу класса и себя


Обобщают информацию.

Отвечают на предложенные учителем вопросы


Вопросы:- Что было трудным?

- Что вызвало интерес?

-Что у вас получилось сегодня на уроке, или наоборот , вы узнали меньше, чем хотели.


Регулятивные:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления

Коммуникативные УУД. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли




Литература:

- М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс, М. Дрофа, 2011

- С.И.Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. М. Дрофа, 2002

- Г.П.Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М. Дрофа, 2004

- С.И.Львова. Русский язык. 5 класс. М. Мнемозина, 2008

- Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС,

- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

- Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003.

- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.
М.: Айрис-Пресс, 2002.

- pedsovet.edu.ru

- www.openclass.ru

-www.rusedu.ru






Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Предлагаю конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы". Цели:

Образовательные : познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;

провести работу по подбору антонимов; акцентировать внимание на учёте многозначности слова во время подбора антонимов.

раскрыть роль антонимов в речи;

пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением антонимов.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе; воспитывать культуру общения посредством языковой культуры; чувство любви к родной природе  на основе работы с текстом

Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем

- Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

- Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы

Автор Шапоренко Светлана Владимировна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1132
Номер материала 40526
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓