Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка в 5 классе

hello_html_7fe47fbe.gifhello_html_7fe47fbe.gifhello_html_m47029796.gifhello_html_m2bbe5d70.gifhello_html_m47029796.gifhello_html_532ba7a3.gifhello_html_532ba7a3.gifhello_html_532ba7a3.gif

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередование звуков. Беглые гласные»

Автор: Семёнова Юлия Викторовна

Уровень образования:  основное общее образование

Целевая аудитория: обучающиеся 5 «А» класса

Предмет: русский язык

Краткое описание: урок русского языка в соответствии с ФГОС

Авторы программы: В. В. Бабайцева, учебник «Практика. 5 класс» В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова

Тип урока: урок «открытия» новых знаний  

Цели:

- формирование:

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

б) знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

- развитие:

а) умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

Б) орфографической и пунктуационной грамотности;

В) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;

Г) УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).  

Планируемые результаты:

личностные: формирование адекватной позитивной оценки, самоуважения и взаимоуважения.

метапредметные:

регулятивные: планирование действий, направленных на решение поставленной задачи.

познавательные: отрабатывание навыков поиска необходимой информации.

коммуникативные: умение аргументировать свое мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

предметные: научиться объяснять орфограммы в слове с точки зрения чередования звуков.

Понятия: морфемы, чередование звуков, чередование гласных звуков, чередование согласных звуков, беглые гласные, эталон.

Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод обобщения.

Методическое назначение ИКТ: развитие интереса, расширение познавательных потребностей обучаемых. Повышение уровня визуализации изучаемого материала.

Используемые Интернет-ресурсы www.school-collection.edu.ru

http://festival.1september.ru


Оборудование: С.И.Ожегов «Толковый словарь», учебник русского языка, компьютер, телевизор.































Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося


Дома вы должны были подготовить друг - другу вопросы. Сейчас мы будем по цепочке их задавать.

Класс разделён на 3 группы. Каждая группа задает вопрос другой и отвечает на него.

Вспоминают определения основных понятий по теме


Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К); фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

II Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося



В течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность (слайд 2):

- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);

- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса(?).

- С чего начнем наше познание нового?

-Какой способ повторения нашей темы выберем?



Слова для морфемного разбора: комната - комнатный, въехал-поехал, новый-новость, строим-выстроим, орех-орешник

- Запишем однокоренные слова к слову орех однокоренное (орешник)подорешник), пекарь- (печь)

- Выделите корень, что заметили? (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова)

- Правильно. В результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова . Какой мы можем сделать вывод?

- Проверяем, читая по цепочке. Называем корни в парах слов.

- Измените форму слова, падеж слова огурец, день и запишите.

- Какие изменения произошли в корне слова?

- Все эти слова однокоренные или нет? Ответ аргументируйте.

- Что происходит с буквами в корнях у некоторых из этих слов?

( Звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование – очередь звуков. Значение корня при этом не меняется.)

- Можно ли использовать слова с чередующимися звуками в качестве проверочных?

- Посмотрим, как поработали наши одноклассники с морфемным разбором. Кто хочет стать консультантом?

- Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Морфемы корень, суффикс окончание и приставка» (материал усвоен на достаточном уровне)

- Какие орфограммы в данных морфемах вы нашли?

( Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования, том, куда и почему исчезают гласные в словах).

- Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
- Все ли названные орфограммы вам знакомы?

( Нет. Мы не достаточно знаем о чередовании звуков и примерах чередования Мы не знаем, с каким орфографическим правилом связана беглость гласных в словах огурец-огурца, сон-сна, день-дня ).

- Чем являются пары слов?(Формы слова)

- Попробуйте объяснить орфограммы в данных словах .

- Почему вы не можете объяснить, куда убегает гласная при изменении слова? В чем заключается затруднение?

(Отсутствие знаний о правописаниях чередующихся звуков и беглых гласных)

Воспринимают информацию учителя









Предположения учащихся

Ответы учащихся. Выполнение морфемного разбора слов. Один ученик у доски.





Записывают слова



Выделяют корень. Высказывают предположения.



Формулируют вывод.





Читают пары слов, называя корень.

Самостоятельное выполнение, проверка

Выдвигают предположения.

Ученики рассуждают, приводят аргументы.

Ученики отвечают. Делают вывод. Знакомятся с понятием.









Проверка выполненного у доски учеником морфемного разбора слов.



Делают вывод.



Ученики отвечают.









Оценивают познавательную деятельность.

Осмысливают материал, отвечают на поставленный вопрос.

Вспоминают пройденный материал.



Дают ответ.



Высказывают предположения.

Рассуждение учащихся.












Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие (П);

Субъективное открытие лингвистической закономерности (Р);

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

формирование границ собственного знания и «незнания»(Л);



Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К);

Контроль, коррекция, оценка (Р)
























































































































III.Выявление места и причины затруднения.

Цель: выявить причины затруднения в объяснении орфограммы в слове.


- Как называются эти слова? (Однокоренными словами с чередующимися звуками).

-Какова же проблема? (Чередование звуков в данных корнях, исчезновение и появление гласных при изменении формы слова).

Вспоминают материал. Дают ответ.



Формулируют проблему.






Формирование границ собственного знания и «незнания»(Л)




IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность


- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Определить причину чередования звуков и беглости гласных)

- Подберите к заданным словам однокоренные и запишите их, выделив в них корень.

1 группа – круг

2 группа – луг

3 группа – снег



- А можно слово снег проверить словом снежок? Почему?( да, у них одно лексическое значение, но надо знать, что согласные в корне чередуются г//ж)

- Так что называется чередованием? (слайд 3)

( ЗАМЕНА ОДНОГО СОГЛАСНОГО ЗВУКА ДРУГИМ В КОРНЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ НАЗЫВАЕТСЯ ЧЕРЕДОВАНИЕМ.)

- Послушайте рифмовку. Вовремя паузы постарайтесь подобрать однокоренное слово с чередующейся согласной.

Корни могут меняться,

Но родными оставаться,

Бок-…(бочок), друг-…(дружок),

Ухо-…(уши), пух-…(пушок),

Пишу-…(писать), лечу-…(летать)

- Какими нам слова считать?

Их будем однокоренными звать.

- Не забудьте оценить познавательную деятельность.

- Как вы понимаете словосочетание сияя в злате?

- Запишите: золото – злато (учитель записывает на доске)

- Что вы заметили интересного в формах этого слова?

( Правильно: вторая гласная в слове золото чередуется (о – а), первая гласная о совсем исчезла в первом случае)

- Понаблюдайте за формами следующих слов ( каждой группе раздаются карточки со словами)

1гр.- Берег, береговой - брег, прибрежный

2гр. - Ворота, подворотня – врата, вратарь

3гр. - Голова, головной, заголовок – глава, главенство, главный

- Какой вывод можно сделать?

Следовательно, в словах могут чередоваться не только согласные, но и гласные. Гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.



- Как же сформулируем тему нашего урока?

(Чередование звуков. Беглые гласные).

- Как вы понимаете значение слова беглый? Назовите свои ассоциации.

- По толковому словарю Ожегова найдем и прочитаем значение слова «беглый» слайд 4

( БЕГЛЫЙ, ая, ое; бегл. 1. полн. Спасающийся бегством, убежавший откуда н. Б. крепостной. 2. Быстрый, не задерживающийся. Б. взгляд. Беглое чтение (без затруднений). Б. просмотр рукописи (сделанный наскоро). Бегло (нареч.) играть на рояле (умело толковый словарь Ожегова)

- Встречается ли это понятие в русском языке?(Да)

- Когда? (когда мы говорим о беглом гласном)

- Сколько беглых гласных в русском языке? Назовите их. (О и Е)

- Почему их называют беглыми? (Чередуются с нулевым звуком).

- Где встречались нам беглые гласные? (В корне слов).

- О чём мы с вами будем сегодня говорить?

- Предположите, могут ли беглые гласные встречаться в других частях слова? Каких?

- Сегодня мы проведем лингвистическое исследование и каждая группа выполнит часть общего задания на тему «Беглые гласные» .

Работать будем по группам. Задание для 1 группы: Пользуясь материалом из книги «Занимательно о русском языке», обратитесь к истории языка и ответьте на вопрос: «Почему убежали гласные?»

План работы: - Прочитайте самостоятельно статью

-Назовите языковой процесс, который привел к беглости гласных

- Поясните, что произошло.

2 группы: Какие гласные могут убежать?

План работы:

1.Сравните слова Зоркий-зрение, полдень-полдня,

2. Назовите гласные, которые убегают

3.Приведи свои примеры, используй материал учебника ( беру-брать, ветер-ветра)

3-я група:

В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

План работы:

Рассмотрите примеры правила

Ответьте на вопрос: «В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?»

3. Приведите примеры учебника, дополните их своими собственными.



- Давайте послушаем подготовленного ученика, которому дано было опережающее задание узнать о беглых гласных и составить сказку о них. Давайте послушаем, что он расскажет.

(На острове Слованск когда-то очень давно жили дружные гласные, их было гораздо больше, чем сейчас. Кстати, сколько в русском алфавите гласных букв? 10. А их было 12: Ь и Ъ. Ь и Ъ употреблялись в сильной и слабой позициях: СЪНЪ, ДЕНЬ. Но злой правитель ВРЕМЯ распорядилось так, чтобы эти гласные исчезли навсегда: СОНЪ –СЪНА, ДЕНЬ – ДЬНЯ. И пустились эти гласные в бега. И стали они беглыми гласными, которые появляются только после вопроса «чего?» Слабыми оказались только О и Е , они стали беглыми гласными, а И было сильным и упрямым , эта гласная всегда стоит на своем месте и никуда не исчезает.)

- В завершении урока давайте еще раз сформулируйте вопросы по изученной теме и задайте друг - другу по группам.

Формулируют цель работы.





Работа в группах. Ученики подбирают к заданным словам однокоренные, записывают их, выделяют корень.





Дают объяснение, доказывая свое мнение.



Формулируют правило.









Слушают учителя.







Оценивают познавательную деятельность.

Объясняют значение.

Записывают в тетради.

Дают ответ.



Работа в группах.











Формулируют вывод.







Формулируют тему урока.

Объясняют значение слова. Подбирают ассоциации.





Один ученик читает значение слова «беглый», остальные слушают.



Ответы учеников.







Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.







Работа в группах. Обсуждение ответов на предложенные вопросы.



































Один ученик рассказывает сказку о беглых гласных. Остальные слушают.

























Работа в группах. Ученики обсуждают и задают вопросы друг другу.


Умение приходить к общему решению в процессе деятельности (К);

Понимать возможность различных позиций (К);

Формирование аналитического и логического мышления (Л);

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р);








V. Реализация построения проекта.

Цель: формировать у учащихся умение систематизировать материал в виде эталона


- Откроем учебник и выполним упражнение 536.

- О каком случае чередования звуков узнали?

- Отчего же зависит беглость гласных? ( От изменения формы слова).

- Только ли в корне слова могут чередоваться звуки?

- Выразим наш вывод в обобщенном виде, составим эталон. Кто попробует?

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.

Да Нет



Пиши Е или О пиши И

- Теперь мы можем объяснить правописание слов, которые вызывали в начале урока затруднение? ( Мы знаем, что есть гласные, которые то появляются, то «убегают» из корня, называются беглыми гласными.).

-Как определить беглую гласную в данных словах?(Обратиться к эталону).

Работа с учебником.

Осмысление темы. Ответы.







Составление эталона.















Ответы учеников.

Структурирование знаний (П);

Выражение своих мыслей (К);

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию


- Каков следующий шаг нашей познавательной деятельности? (Необходимо закрепить знание правила и умения применять его на практике).

- Полностью с вами согласна. Выполним упражнение № 538 учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу.

-Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения? (Нет, мы с ним легко справились).




Отвечают.



Работают с учебником в парах. Распределяют пары слов по колонкам опорной таблицы, обозначая морфемы с беглыми гласными.

Ответы учащихся.





Умение приходить к общему решению в процессе деятельности (К);

Выполнение учебного действия (Р);




VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: организация самоконтроля по данной теме, закрепление умения работать по эталону


- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону). Пользуясь алгоритмом, заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующем столбце.

I шаг- Измени форму слова.

II шаг. Определи, «убегает» ли гласный.



Да нет



Пиши е, о пиши И

Слайд 5



Примеры

Пиши Е

Пиши О

Пиши И

Дом..к



+

Песоч..к

+



Диванч..к



+

Кружоч..к

+



Лап..ть


+


Ключ..к



+

Камеш..к

+



Ножич..к

+



Ребён..к


+


Зайч..к



+

Слайд 6

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.





Ответы учащихся.



Заполняют таблицу, пользуясь эталоном.























Самостоятельное заполнение таблицы.









Поднимают руки.





Ставят знак на полях.

Контроль, коррекция, оценка (Р);

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие (П);

Формирование позитивной оценки познавательной деятельности (Л);



VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:



- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку»знаний? (Можем определить чередование звуков , правильно выделить корень и определить беглую гласную).

- К какой группе можно применить прием проверки звуков? ( К чередующимся).

- Достаточно ли мы закрепили новое правило? (Нет).

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Выполним задания.

1)Прочитайте предложение «Лёгкий ветерок играет серебристыми листочками ивы, и они слегка дрожат от этого». Выпишите глагол-сказуемое из второй части предложения, подберите к нему однокоренные слова (дрожит) –(Дрожь, дрогнуть г//ж, вздрагивать о//а) Слайд 7,8

2) Являются ли однокоренными слова пень-пня. Флажок – флажка? Слайд 9

3)Найдите слово, в котором возможно чередование звуков в корне:

1) успех, 2) ночной, 3) гитара слайд 10

4) Найдите слово с беглым гласным:

1) замочек, 2) смотреть, 3) стрельба, 4) птица слайд 11

5) Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные? Выделите части слова и сделайте вывод, в каких частях слова могут возникнуть беглые гласные?

1гр. сон - сна, зову - звать, ров - рвы, беру - брать, лев - льва, лен – льна –(в корне)

2 гр. собрать - сбор, подогнуть - подгибать, надорвать - надрыв, отозваться – отзыв (в приставке),

3гр. подарок - подарки, овражек - овражка, прекрасен – прекрасны(в суффиксе)

Хорошо быть беглой гласной. Неприсутствием блеснуть...

Обладать чудесным даром
Беглой "Е" (ловец - ловца):
Постояла под ударом
И исчезла из словца.

Лариса Миллер.

Осмысление темы. Варианты ответов. Система вопрос – ответ».











Выполнение задания.



Находят глагол – сказуемое, выписывают его, подбирают однокоренные слова.



Устные ответы учащихся.



Письменное выполнение.









Работа по группам.

















Слушают учителя.

Формирование аналитического и логического мышления (Л);

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р);

Структурирование знаний (П);

Умение приходить к общему решению в процессе деятельности (К).









IХ.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса



- Чему был посвящен урок? (Мы узнали о чередующихся звуках и беглых гласных).

- В чем суть правописания данных слов?

-Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова).

- Что помогло нам их преодолеть? (Новые знания о чередующихся звуках и беглых гласных).

-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.

?

Научился выделять чередующиеся звуки и беглые гласные, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

!

Научился проверять чередующиеся звуки и беглую гласную в разных частях слова, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

! ! !

Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

- Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания и умеет выделять морфемы, в которых есть беглые гласные , но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. 535 и параграфа 49.

2 Кто научился проверять чередующиеся звуки и беглые гласные, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 534.

3. Научился распознавать чередующиеся гласные и согласные, беглые гласные в разных морфемах и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу».

4. Задания для умников и умниц!

Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения, которое изучаете в настоящее время.

Записать свои примеры слов с чередованиями.

- Поднимите смайлик, настроение которого соответствует вашему на данный момент.

- Изменилось ли оно? Почему?

- Спасибо за урок.

Осмысление темы урока, деятельности на уроке.

Ответы учеников.















Оценивают свою деятельность на уроке.





















Выбирают домашнее задание.











































Поднимают смайлик.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УУД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)













Конспект урока русского языка в 5 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС по программе В. Бабайцевой. тип урока - урок открытия новых знаний.

Цели:

- формирование:

а) понятия о чередовании звуков и беглых гласных путем наблюдения за словами;

б) знаний о беглости гласных как варианте чередования, формирование умения разбирать по составу слова с беглыми гласными.

- развитие:

 а) умения выделять морфемы, в которых есть беглые гласные ведение в активный словарь и познавательную деятельность учащихся термина «беглые гласные»;

Б) орфографической  и пунктуационной грамотности;

В) мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения;

Г) УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).  

Методы обучения: проблемно-поисковый, познавательный, практический, метод   обобщения.

  Урок русского языка имеет следующую структуру:

I.                  Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

III. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

IV.Выявление места и причины затруднения.

Цель:  выявить причины затруднения в объяснении орфограммы в слове.

V. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

VI. Реализация построения проекта.

    Цель: формировать у учащихся умение систематизировать материал в виде эталона

    VII. Первичное закрепление во внешней речи.

    Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

VIII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель: организация самоконтроля по данной теме, закрепление умения работать по эталону

IX. Включение в систему знаний и повторение.

Х.Рефлексия учебной деятельности.

Цель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Автор Семёнова Юлия Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2116
Номер материала 47988
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓