Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»» по программе «Школа 2100»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»» по программе «Школа 2100»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»» по программе «Школа 2100»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»

Тип урока: урок изучения нового материала

Задачи:

образовательные:

-дать определение понятию «сложные слова»

-научить распознавать сложные слова, выделять в них корень

-создать условия для наблюдения за сложными словами

-научить определять сложные слова в ряду однокоренных слов;

развивающие:

-развивать умение анализировать, сравнивать материал

-продолжить формирование орфографической зоркости;

воспитательная:

-воспитывать положительное отношение к учёбе, знаниям, любовь к родному языку.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: карточки со словами парные, безударные, удвоенные, непроизносимые, водичка, водный, водопад, вода, падение, падать,

Карточки трёх цветов с высказываниями литературных героев для рефлексии, иллюстрация с изображением птицы горихвостки.



Этапы работы

Содержание этапа

1























2




















3

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-эмоционально настроиться на предстоящую деятельность

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-подготовить обучающихся к работе на уроке;

-проверить подготовленность рабочего места обучающихся к уроку;

-организовать внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм;

-создать положительный эмоциональный настрой у обучающихся

Метод: создание игрового момента

Форма работы: фронтальная

Приветствие учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на предстоящую деятельность.

Результат: полная готовность класса, включение обучающихся в деловой ритм

Актуализация знаний учащихся

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-показать свои знания, активно участвовать в диалоге.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-актуализировать имеющиеся знания для изучения нового материала;

-развивать познавательный интерес.

Метод: словесный

Форма работы: фронтальная

Результат: необходимые для изучения новой темы понятия актуализированы







Постановка проблемного вопроса

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-увидеть проблему, создать, принять и предложить способы её решения;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы;

-стимулировать познавательную активность через приём создания проблемной ситуации;

Метод: проблемно-поисковый

Форма работы: фронтальная

Результат: планирование учебных действий по решению поставленной проблемы



-Добрый день!

Ребятишки, вам тепло? (Да!)

В классе стало всем светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уж закончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

А хотите вы учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!


-Начинаем урок русского языка.

Рассказать секреты слова

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

-Откройте тетради, подготовьте их к работе.









1. Чистописание

Хх хХх Хо Хл хох оро оло

Хорошо учиться всегда пригодится.

-Обратите внимание, что у буквы о может быть и верхнее и нижнее соединение. В данном предложении используется верхнее соединение.

2. Вспомним изученные орфограммы.

- Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось:

безударные

парные

удвоенные

непроизносимые



- Вспомните полные названия этих орфограмм.

- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?

- Какие слова называются однокоренными?



-Прочитайте слова на доске.

-Как вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?

(на доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение, водопад)

-Какие это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)

-Распределите их по столбикам. (2 ученика работают у доски)

-Почему взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)

-Почему взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)

(Если не возьмут слово водопад):

-Почему вы не взяли слово «водопад»?

-Вы считаете, что это слово лишнее?

-Объясните, что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).

-Как вы считаете, куда его нужно отнести?

-Все ли согласны? Кто думает по-другому?

-Что вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)

-Какие вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить?)

-Как же на них ответить? (Мы пока не знаем)

-Знаний не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить проблемную ситуацию.

4

Сообщение темы и цели урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-сформулировать тему и цель урока;

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-создать условия для формулирования темы и цели обучающимися.

Принятые задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс их выполнения.

Метод: словесный (беседа)

Форма работы: фронтальная

Результат: цель и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

Работа по учебнику.

-Откройте учебник на стр.104, прочитайте тему.

-Употребляли мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка?

Цель нашего урока…узнать какие слова называются сложными.



5




























6

Открытие нового знания (поиск решения)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-устранение возникшего затруднения.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-создать условия для формирования умений слушать, анализировать;

-организовать усвоение детьми нового способа образования слов путём сложения корней.

Метод: учебный диалог, метод иллюстрации, индуктивный

Форма работы: фронтальная

Результат: анализ языкового материала, последующий вывод о том, что в слове может быть два корня. Самостоятельное формулирование определения сложные слова.









Физминутка

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-снятие умственного напряжения


Начнём с наблюдения.

-Посмотрите на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает её Е.Ильин в своём стихотворении.

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом,-

Это птичка – невеличка

Под кустом трясёт хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит-

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.

-Что особенного у этой птички?

Что сказано в стихотворении о хвосте птички?

-А как горит? (обыграть сравнительным примером значение слова «горит»)

-Понаблюдаем, как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка)

-Подберите однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях)

-Почему вы считаете, что эти слова однокоренные?

-Послушайте ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.

-Что заметили? (в слове 2 корня).

Подведение итогов работы по наблюдению за новыми словами.

-Вернёмся к цели урока – узнать, какие слова называются сложными.

-Посмотрите на результат нашего наблюдения. Можно ли слово «горихвостка» считать сложным?

-Так какие же слова называются сложными?

-Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.

-Итак, какие же слова называются сложными?


Птички

Птички прыгают, летают,

Пички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.


7

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-развитие умения определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух корней.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-способствовать формированию умения находить два коря в слове;

-создать условия для развития умений самостоятельно работать.

Метод: репродуктивный

Форма работы: фронтальная

Результат: закреплено умение выделять корни в сложных словах



-Пока «летали», не забыли о теме урока?

-Давайте вернёмся к ней.

-Что нового узнали? (в русском языке есть сложные слова)

-Какие слова называются сложными?

-Получив новые знания, попробуем решить проблему, с которой столкнулись в начале урока.

-Что вы теперь скажите о слове «водопад»?


Закрепим полученные знания, выполняя задание упр.124.

-Что обозначают эти слова?

- Как вы это определили?

- Запишите рядом с каждым словом словосочетание. Выделите корни.

Садовод – разводить сад,

луноход – ходить по Луне,

волнорез – резать волны

носорог – рог на носу

пустослов – пустые слова


8

Итог урока. Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

-осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся.

Метод: тестирование

Форма работы: индивидуальная

Результат: выявление усвоения теоретического материала.



-Заканчивая урок, давайте вспомним, какую тему мы начали изучать?

- Какие слова называются сложными?

-Давайте попробуем составить схему сложного слова.

-Приведите свой пример сложного слова (спросить несколько учеников).

-У вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите эту карточку (Карточки разных цветов – каждому герою соответствует свой цвет).

Незнайка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино сказал, что все длинные слова – это сложные слова.

Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»”


1 ученик зачитывает.

-Достигли ли мы сегодня цели урока?

-Молодцы!

-За урок получают отметки…

9

Домашнее задание

Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

-развитие умения самостоятельно подбирать сложные слова; определять их лексическое значение;

-развитие литературной речи.



-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Обязательное для всех - подобрать 10 слов, которые подходят к теме сегодняшнего урока.

-И по желанию вы можете выполнить творческое задание - сочините сказку о сложных словах (как они образуются) или сказку, в которой используются сложные слова.



Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Знакомство с понятием «сложные слова»» по программе «Школа 2100»
  • Начальные классы
Описание:

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа2100» с описанием  целей, задач, форм, методов и результатов каждого этапа урока.

Тема урока: Знакомство с понятием «сложное слово»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «сложные слова»

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Технологии: проблемно-диалогического обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая.

При составлении конспекта использовалось стихотворение Евгения Ильина  про горихвостку.

Автор Алфимова Наталья Витальевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1453
Номер материала 35285
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓