1
2
3
|
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-эмоционально
настроиться на предстоящую деятельность
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на
данном этапе урока:
-подготовить
обучающихся к работе на уроке;
-проверить
подготовленность рабочего места обучающихся к уроку;
-организовать
внимание класса к работе на уроке, включить в учебный ритм;
-создать
положительный эмоциональный настрой у обучающихся
Метод: создание игрового момента
Форма работы: фронтальная
Приветствие
учителя на данном этапе усиливает мотивы обучающихся, ориентирует на
предстоящую деятельность.
Результат: полная готовность класса,
включение обучающихся в деловой ритм
Актуализация знаний учащихся
Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
-показать
свои знания, активно участвовать в диалоге.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на
данном этапе урока:
-актуализировать
имеющиеся знания для изучения нового материала;
-развивать
познавательный интерес.
Метод: словесный
Форма работы: фронтальная
Результат: необходимые для
изучения новой темы понятия актуализированы
Постановка проблемного вопроса
Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
-увидеть
проблему, создать, принять и предложить способы её решения;
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на
данном этапе урока:
-организовать
деятельность обучающихся на поиск решения проблемы;
-стимулировать
познавательную активность через приём создания проблемной ситуации;
Метод: проблемно-поисковый
Форма работы: фронтальная
Результат: планирование учебных действий по
решению поставленной проблемы
|
-Добрый
день!
Ребятишки,
вам тепло? (Да!)
В
классе стало всем светло? (Да!)
Прозвенел
уже звонок? (Да!)
Уж
закончился урок? (Нет!)
Только
начался урок? (Да!)
А
хотите вы учиться? (Да!)
Значит
можно всем садиться!
-Начинаем
урок русского языка.
Рассказать
секреты слова
Я
для вас всегда готова.
Но
на уроке будь готов
Сам
раскрыть секреты слов.
-Откройте
тетради, подготовьте их к работе.
1.
Чистописание
Хх хХх Хо Хл хох оро оло
Хорошо учиться всегда пригодится.
-Обратите
внимание, что у буквы о может быть и верхнее и нижнее
соединение. В данном предложении используется верхнее соединение.
2.
Вспомним изученные орфограммы.
-
Сегодня мы продолжаем путешествовать по просторам русского языка, где можно
встретить множество орфограмм. Они очень любят играть в прятки с ребятами.
Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот,
что от них осталось:
-
Вспомните полные названия этих орфограмм.
-
В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?
-
Что такое корень слова?
-
Какие слова называются однокоренными?
-Прочитайте
слова на доске.
-Как
вы думаете, сколько групп однокоренных слов записано?
(на
доске в столбик слова-карточки: вода, водичка, падает, водный, падение,
водопад)
-Какие
это группы? (с корнем -вод- и с корнем -пад-)
-Распределите
их по столбикам. (2 ученика работают у доски)
-Почему
взял(а) эти слова в 1 группу? (с корнем -пад-)
-Почему
взял(а) эти слова во 2 группу? (с корнем -вод-)
(Если не возьмут слово водопад):
-Почему
вы не взяли слово «водопад»?
-Вы
считаете, что это слово лишнее?
-Объясните,
что обозначает слово «водопад» (Поток воды, который падает с высоты).
-Как
вы считаете, куда его нужно отнести?
-Все
ли согласны? Кто думает по-другому?
-Что
вас удивило? (одно слово может быть однокоренным для двух разных групп)
-Какие
вопросы возникают? (Какой корень в слове «водопад»? Может ли в слове быть два
корня или всегда только один? Как это определить?)
-Как
же на них ответить? (Мы пока не знаем)
-Знаний
не хватает, поэтому мы начинаем новую тему, которая поможет нам решить
проблемную ситуацию.
|
4
|
Сообщение
темы и цели урока
Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
-сформулировать
тему и цель урока;
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на
данном этапе урока:
-создать
условия для формулирования темы и цели обучающимися.
Принятые
задачи сохраняются при выполнении учебных действий и регулируют весь процесс
их выполнения.
Метод: словесный (беседа)
Форма работы: фронтальная
Результат: цель и задачи сформулированы
обучающимися в сотрудничестве с учителем.
|
Работа
по учебнику.
-Откройте
учебник на стр.104, прочитайте тему.
-Употребляли
мы раньше словосочетание «сложные слова» на уроках русского языка?
Цель
нашего урока…узнать какие слова называются сложными.
|
5
6
|
Открытие нового знания (поиск решения)
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-устранение
возникшего затруднения.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на
данном этапе урока:
-создать
условия для формирования умений слушать, анализировать;
-организовать
усвоение детьми нового способа образования слов путём сложения корней.
Метод: учебный диалог, метод
иллюстрации, индуктивный
Форма работы: фронтальная
Результат: анализ языкового материала,
последующий вывод о том, что в слове может быть два корня. Самостоятельное
формулирование определения сложные слова.
Физминутка
Цель,
которая должна быть достигнута обучающимися:
-снятие
умственного напряжения
|
Начнём
с наблюдения.
-Посмотрите
на иллюстрацию. Это птичка называется горихвостка. Послушайте, как описывает
её Е.Ильин в своём стихотворении.
Не
подумай, будто спичка
Загорелась
под кустом,-
Это
птичка – невеличка
Под
кустом трясёт хвостом.
Перья
огненного цвета
Солнце
ярко озарит-
Сразу
кажется, что это
Горихвостки
хвост горит.
-Что
особенного у этой птички?
Что
сказано в стихотворении о хвосте птички?
-А
как горит? (обыграть сравнительным примером значение слова «горит»)
-Понаблюдаем,
как образовалось слово «горихвостка» (запись на доске горихвостка)
-Подберите
однокоренные слова с корнями -гор- и -хвост-, запишите эти слова в два
столбика (один ученик у доски, остальные в тетрадях)
-Почему
вы считаете, что эти слова однокоренные?
-Послушайте
ещё раз слово ГОРИХВОСТКА.
-Что
заметили? (в слове 2 корня).
Подведение
итогов работы по наблюдению за новыми словами.
-Вернёмся
к цели урока – узнать, какие слова называются сложными.
-Посмотрите
на результат нашего наблюдения. Можно ли слово «горихвостка» считать сложным?
-Так
какие же слова называются сложными?
-Сравните
наш вывод с выводом в учебнике на стр.106.
-Итак,
какие же слова называются сложными?
Птички
Птички
прыгают, летают,
Пички
весело поют,
Птички
крошки собирают,
Птички
зёрнышки клюют.
Пёрышки
почистили, Клювики почистили,
Дальше
полетели
И
на место сели.
|
7
|
Закрепление учебного материала
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-развитие
умения определять лексическое значение сложных слов с опорой на значение двух
корней.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на
данном этапе урока:
-способствовать
формированию умения находить два коря в слове;
-создать
условия для развития умений самостоятельно работать.
Метод: репродуктивный
Форма работы: фронтальная
Результат: закреплено умение выделять корни
в сложных словах
|
-Пока
«летали», не забыли о теме урока?
-Давайте
вернёмся к ней.
-Что
нового узнали? (в русском языке есть сложные слова)
-Какие
слова называются сложными?
-Получив
новые знания, попробуем решить проблему, с которой столкнулись в начале
урока.
-Что
вы теперь скажите о слове «водопад»?
Закрепим
полученные знания, выполняя задание упр.124.
-Что
обозначают эти слова?
-
Как вы это определили?
-
Запишите рядом с каждым словом словосочетание. Выделите корни.
Садовод
– разводить сад,
луноход
– ходить по Луне,
волнорез
– резать волны
носорог
– рог на носу
пустослов
– пустые слова
|
8
|
Итог урока. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:
-осознание
обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей
деятельности и всего класса.
Цели и задачи, которые учитель хочет достичь на
данном этапе урока:
-формировать
у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность обучающихся.
Метод: тестирование
Форма работы: индивидуальная
Результат: выявление усвоения
теоретического материала.
|
-Заканчивая
урок, давайте вспомним, какую тему мы начали изучать?
-
Какие слова называются сложными?
-Давайте
попробуем составить схему сложного слова.
-Приведите
свой пример сложного слова (спросить несколько учеников).
-У
вас на столах карточки с высказываниями литературных героев о том, что такое
сложные слова. Прочитайте, выберите, с кем из героев вы согласны, и поднимите
эту карточку (Карточки разных цветов – каждому герою соответствует свой цвет).
“Незнайка
на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными».
Буратино
сказал, что все длинные слова – это сложные слова.
Афанасий:
«Слова, в которых два корня, называются сложными словами»”
1
ученик зачитывает.
-Достигли
ли мы сегодня цели урока?
-Молодцы!
-За
урок получают отметки…
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.